Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы представления о родительстве 7
1.1 Проблема представления о родительстве в психологической литературе 7
1.2 Становление ценностно-смысловой сферы и её развитие в юношеском возрасте 15
1.3 Субъективные представления о родительстве в юношеском возрасте 17
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы представления о родительстве в юношеском возрасте 21
2.1 Выборка и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 22
2.3 Разработка развивающей программы 36
Заключение 49
Список используемой литературы 50
Приложение 54
Актуальность исследования. На современном этапе, именно в течение юношеского периода жизни, человек, по большому счёту, решает, как именно он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Юноши и девушки активно испытывают себя в разнообразных сферах трудовой деятельности. Осознание себя в роли родителя, готовность к этому, рассматривая способы поведенческой реализации родительства, которые формируются под воздействием самых многообразных факторов. Общее понимание семейного воспитания и семейной жизни, в своем большинстве, определяется тем, как представляют себе это молодые люди еще до того, как у них появляются дети и они становятся родителями.
Поэтому юношеский возраст является очень важным периодом в формировании родительства. Исследования семейно-брачных представлений и ориентации молодежи - это сфера традиционная научных дискуссий и страстей в рядах ученых. К тому же, при работе, стало очевидным, что существует недостаток научных данных, которые раскрывают особенности представлений молодых людей о проблеме родительства. А ведь это очень необходимо для того чтобы разработать обучающие программы, которые будут способствовать оптимизации их будущих позиций в отношении родительства, таких которые будут сориентированы на воспитание у девушек и юношей настоящего ответственного отношения к супружеству и родительству, а также для консультативной психолого-педагогической деятельности.
Сегодня, в обществе, происходит подмена традиционных гендерных норм и ролей, в том числе и родительских. Поэтому очень важно определить, насколько такие изменения восприняты и отражены в сознании нашей молодежи.
Цель исследования - разработать и апробировать программы по развитию представления о родительстве у молодых людей.
Объект исследования - представлений о родительстве у молодых людей.
Предметом исследования - субъективные представления о родительстве у молодых людей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в юности субъективные представления о родительстве имеют не простую структуру и различия, отражающие подлинно существующие в обществе семейные ориентации. Уровень сформированности разных компонентов будущего родительства имеет половую детерминированность.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы представления о родительстве.
2. Определить параметральные характеристики, подобрать диагностический инструментарий для оценки представления о родительстве у детей юношеского возраста.
3. Разработать программу по развитию представления о родительстве у детей юношеского возраста.
В целях решения данных задач, а также, чтобы проверить гипотезу нами были использованы методы, такие как:
1. Принятие и исполнение родительской роли» (Мальтинникова, Овчарова, 2003).
2. Опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах».
3. Методика корреляция Спирмена.
В исследовании приняли участие 22 юноши и 35 девушек.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный вариант программы развитию представления о родительстве у детей юношеского возраста может стать основой для создания новых её разновидностей с учётом контингента детей юношеского
Данная работа написана в стандартной форме, оформлена строго по методическим рекомендациям. В работе присутствует: - введение, где обуславливается актуальность, цели и задачи, три главы, собственное заключение и список источников, которые были использованы при написании данной работы.
Таким образом, родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением любого человека. Характер родительства отражается на качестве потомства и во многом обеспечивает личное счастье человека.
Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства, что еще раз подчёркивает важность формирования, осознанного родительства. Полученные в ходе исследования результаты показали большой интерес старшеклассников к получению знаний в области подготовки к будущему родительству и еще раз подтвердили важность данного направления работы школьного психолога.
Сравнивая представления о материнстве и отцовстве, а также образы «идеальная мама», «идеальный отец», «Я - будущая мама», «Я - будущий отец», можно сделать вывод о том, что у юношей и девушек совпадают представления об идеальном отце/ матери; в отношении образа «мой отец» и «моя мама» были определены некоторые особенности - в частности, образ «мой отец» юноши и девушки наделяют большим количеством положительных качеств и большей ответственностью, нежели образ «моя мама».
В отношении образа «Я - будущая мама» и «Я - будущий отец» девушки характеризовали себя как более ответственных, заботливых будущих родителей, чем юноши.
Стоит отметить, что и в отношении образа «Я - будущая мама» и «Я - будущий отец» выделилась отрицательная корреляционная связь с переменной «неприятность», что говорит о том, что ни юноши, ни девушки, не рассматривают собственное будущее материнство/ отцовство как нечто неприятное.
1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. - 2014 - № 5. - 107 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Изд. центр «Академия»: Раритет, 2017. • 704 с.
3. Беличева, С.А. Этот «опасный» возраст [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Знание, 2010. -346 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2015. - 352 с.
5. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 2008. - 301 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2012. - 1136 с.
7. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социология. - 2018. - №1. - С. 96-105.
8. Девятых, С.Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий [Текст] / С.Ю. Девятых. - Минск: РИВШ, 2017. - 164 с.
9. Зейгарник, Б.В. Теории личности [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Юнити, 2016. - 128 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. • М.: МПСИ, 2015. - 448 с.
11. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте [Текст] / В.В. Завражнов, Е.Д. // Молодой ученый. - 2017. - №19. - URL https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 07.06.2019).
12. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Текст] / М.С. Иванов - М.: Юнити, 2017. - С. 94-102.
13. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2017. - 320 с.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2018. -346 с.
15. Капцов А.В. Психологическая аксиометрия / А.В. Капцов // Психологическая диагностика [Текст]. - 2017. - №4. - С. 4-114.
...