Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизненные перспективы русских и киргизских девушек

Работа №90010

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования жизненных перспектив русских и киргизских девушек 7
1.1 Научно-психологические подходы к изучению жизненных перспектив
личности 7
1.2 Психологические особенности русских и киргизских
девушек 20
1.3 Проблема планирования будущего в возрасте поздней
юности 31
Глава 2. Результаты исследования жизненных перспектив русских и киргизских девушек 42
2.1 Программа исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования жизненных перспектив русских и
киргизских девушек 45
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 62


Актуальность исследования обусловлена тем, что радикальные изменения, которые произошли в нашей стране, повлияли на различные аспекты жизни. Ситуация, в которой находится современное общество неоднозначна: с одной стороны, социальные и политические условия российской действительности значительно расширили возможности людей, а с другой стороны, ситуация нестабильности общества в целом стала постоянная. Острота социально-экономических проблем, резкого имущественного расслоения населения привело к духовному кризису общества, которое сопровождается эмоциональным дискомфортом людей. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать жизненную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом. Особое значение приобретает изучение жизненной перспективы в студенческом возрасте, когда представления о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, является основой жизненного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека. Известно, что студенты представляют собой особую социальную группу, которая объединена определённым возрастом, специфическими условиями труда и жизни, целями самоопределения. Получение высшего образования надлежит отнести к специфическому виду деятельности, который непосредственно связан с высоким уровнем физических и психических нагрузок, весьма усиливающихся в период сессий, с дефицитом времени и необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации.
Для современной молодежи является актуальным вопрос проектирования жизненного пути с учетом собственных возможностей и способностей. Особенно остро эта проблема встает перед современными молодыми женщинами, что обусловлено расширением возможностей
социального развития и самореализации женщин в современном мире. Вместе с тем интерес представляет изучение представлений о будущем или жизненных перспектив девушек, воспитанных в разных культурных традициях, в частности в России и в Киргизии.
Степень разработанности проблемы. К настоящему времени жизненные перспективы личности в психологии исследованы достаточно глубоко. Выделены подходы к их изучению: мотивационный (К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, П. Фресс), событийный (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха,
A. А. Кроник), типологический (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина,
B. Ф. Серенкова), образовательный (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых), прогностический (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш).
Предложены варианты понимания данного явления, его структуры, содержания функций, динамических характеристик (К.А.
АбульхановаСлавская, В.И. Ковалев, A.A.Кроник, Ж. Нюттен, И.А. Ральникова).Широко представлены результаты эмпирических исследований жизненных перспектив, учитывающих не только возрастной (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р. Кулен, Б. Ньюгартен, Ш. Бюлер и др.), но социальный и личностный контексты (Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Т. Коттл, A.A.Кроник, В.И. Мудрак, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, H.H. Толстых, Л. Франк и др.).Был получен опыт использования результатов научных исследований в практике консультативной и тренинговой работы (Р.А.Ахмеров, A.A. Кроник, B.C. Хомик).
Объектом исследования являются жизненные перспективы человека.
Предмет исследования - особенности жизненных перспектив русских и киргизских девушек.
Цель исследования - особенности ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционального измерений жизненных перспектив русских и киргизских девушек.
Задачи исследования:
1. Сформулировать теоретико-методологические основания изучения особенностей жизненных перспектив русских и киргизских девушек.
2. Разработать и апробировать программу исследования жизненных перспектив русских и киргизских девушек.
3. Описать и проанализировать особенности ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционально-оценочного измерений жизненных перспектив русских и киргизских девушек.
Гипотезы исследования:
1. Возможно, особенности ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив девушек проявляются в том, что русские больше ориентированы на карьерный рост в будущем, а киргизские девушки на семейную жизнь.
2. Вероятно, специфика когнитивного измерения жизненных перспектив русских и киргизских девушек проявляется в содержании их жизненных целей и глубине жизненного планирования.
3. Предположительно, киргизские девушки характеризуются несколько идеализированным отношением к будущей жизни, в то время как эмоциональные оценки русских девушек более дифференцированы.
Теоретико-методологическая основаисследования:жизненных
перспектив человека (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, И.А. Ральникова), подходы к изучению закономерностей развития человека в юности (И.С. Кон, О.Ю. Фридман).
Методы исследования: анализ вторичных источников по проблеме исследования, анкетный опрос, психологическое тестирование (методика Е.Б.Фанталовой "Уровень соотношения "ценности" и "доступности" различных жизненных сфер", Семантический дифференциал времени О.П. Кузнецова, модифицированный вариант инструмента «Персоплан» А.Г. Шмелева); математические методы анализа информации: (t-критерий Стъюдента, факторный анализы) с использованием компьютерной программы "SPSSStatistica 23".
Выборка исследования:60 девушек в возрасте от 18 до 24 лет, не замужние, с незаконченным высшим образованием. Среди них 30 девушек русской национальности, проживающих на территории Российской Федерации, в городе Барнаул, обучающиеся в Алтайском Государственном Университете и 30 девушек киргизской национальности, имеющие гражданство Республики Кыргызстан.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературыи приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе освещаются теоретические подходы к изучению проблемы жизненных перспектив человека, рассмотрены их структура, содержание, функции, (К.А. Абульханова Славская, В.И. Ковалев, A.A. Кроник, Ж. Нюттен, И.А. Ральникова). Описаны основные психологические особенности юношеского возраста, специфика планирования будущего на данном возрастном этапе.
По результатам анализа литературы разработана и апробирована программа исследования ценностно-смыслового, когнитивного и эмоционального измерений жизненных перспектив русских и киргизских девушек:
1. Особенности ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив девушек проявляются в том, что русские больше ориентированы на интересную работу и творчество, а киргизские - на семейную жизнь и познание окружающего мира.
2. Русские девушки несколько активнее простраивают свое отдаленное будущее на срок свыше 5 лет, а у киргизских девушек, напротив, большая часть планов сосредоточена в средне удаленном будущему от 1 года до 5 лет.
3. Русские девушки планируют свою будущую жизнь в сфере профессиональной самореализации и досуговой деятельности, интеллектуального и физического совершенствования. Киргизские девушки значительно больше, по сравнению с ними, выдвигают целей в сфере супружеских отношений и целей, связанных с самореализацией в родительстве.
4. Киргизские девушки характеризуются несколько
идеализированным отношением к будущей жизни, в то время как эмоциональные оценки русских девушек более дифференцированы.
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.



1. Абульханова-Славская К.А Стратегия жизни. М.: «Мысль», 1991. 299 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995. 291 с.
3. Акулич М.М., Пить В.В. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2011. №8. С. 34-43.
4. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
5. Ахмеров Р.А. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал, 2005. Т. 26. № 6. С. 25 -34.
6. Бабинцев В.П., Реутов Е.В., Бояринова И.В.
Социальноеаутсайдерство молодежи пограничного региона: проблемы диагностики и регулирования. Белгород: КОНСТАНТА, 2007. 160 с.
7. Белугина М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте // Психология, 2008. № 4. С. 109-111.
8. Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал, 1994. Т. 15. №3. С. 17-27.
9. Васильева О.С, Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии, 2002. №4. С.74-85.
10. Волокитина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора. Знание. Понимание. Умение., 2010. №4. С. 216-221.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 3. 62 с.
12. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как
психологическая проблема // Вопросы Психологии, 1988. № 2. С. 19-26.
13. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: опыт социол. диагностики. М.: Новый хронограф, 2011. 671 с.
14. Давыдов А.А. Модель социального времени // Социологические исследования, 1998. № 4 с.
15. Демина Л.Д. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: дис... канд. психол наук: 19.00.05 / И. Демина. М.: 1997. 145 с.
16. Дилигенский Г.Г. Ценности в смысловой сфере личности / Учебные материалы по психологии и педагогике. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php7idM336 55(дата обращения: 7.06.2019).
17. Запесоцкий А.С. Молодежь России: проблемы социализации // Социология образования, 2011. № 11. С. 4-17.
18. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социологические исследования, 2008. № 7. C. 108-117.
19. Каширина М.В. Современный российский вуз как сфера генезиса фальсеоинтеракций // Социология образования, 2014. № 10. С. 76 - 86.
20. Киреева З.А Развитие сознания, детерминированное временем: монография. Одеса, 2010. 380 с.
21. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991. С. 5-14.
22. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / 3-е изд. М.:
Омега-Л, 2006. 352 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб, пос. М.: Сфера, 2001. 464 с.
24. Кучинская Н.Л. Тренинг «Жизненная перспектива и
профессиональное самоопределение». URL:
https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_91314.pdf (дата обращения: 7.06.2019).
25. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х - середина 30-х годов XX века). М.: МГУ, 1980. 296 с.
26. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы Психологии, 2001. № 1. С. 57-65.
27. Литвинова Н.Ю. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека: монография // Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд- во ВлГУ, 2015. 88 с.
28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1994. 409 с.
29. Мдивани М.О., Кодесс П.Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии, 2006. № 4. С. 146-150.
30. Мельничук А.С. Субъективные стратегии личностно-профессионального развития кадров управления. М.: 2009.
31. Миронова Т.И. Стратегии самореализации делинквентов
средствами профессионального самоопределения // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология.
Социокинетика, 2016. №22 (3). С. 110-115.
32. Митина О.В., Сырцова А. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) / Результаты психометрического анализа русскоязычной версии. URL: http://docplayer.ru/40696427. (дата обращения: 9.06.2019).
33. Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности. М., 2007.
34. Мотков О.И. В гармонии с собой и миром // Школьный психолог, 1998. № 22. С. 8-9.
35. Мотков О.И. Методика «Базовые стремления» // Школьный психолог, 1998. № 35. С. 8-9.
36. Мотков О.И. Методика «Жизненное предназначение» // Школьный психолог, 1998. № 36. С. 8-9.
37. Мотков О.И. Методика «Личностная биография» // Школьный психолог, 1998. № 38. С. 8-9.
38. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика: учебное пособие / под ред. канд. филос. наук, доц.
B. М. Николаенко. М.: ИНФРА. М.: Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. 175с.
39. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 607 с.
40. Нюттен Ж. Тест мотивационной индукции. URL: https://studopedia.ru/11 48313 pravila-pryamogo-i-obratnogo-perevoda-otvetov- vballi.htm. (дата обращения: 9.06.2019).
41. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.
C. 125-129.
42. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. 216 с
43. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности (психологический контекст): монография. Барнаул, 2002. 152 с.
44. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. 2011. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-perspektivy-lichnosti-v-nauchnoy- paradigme-psihologicheskogo-znaniya (дата обращения: 17.06.2019).
45. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2007. 176с.
46. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, Независимый ин-т гражданского об-ва, 2002. 260 с.
47. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования, 1995. № 2. С. 98-104
48. Резник Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. Избранные статьи, 2000. Т.2. вып. 4(6). URL: http: //www.reznik-um.ru/lko/j ur_reznik_2_3 _00.htm
49. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.
50. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.
51. Резник Т.Е. Стратегии жизни молодежи в обществе риска: проблемы социальной безопасности // Ломоносовские чтения 2004 г. Сб. ст. аспирантов «Россия и социальные изменения в современном мире». Т. 2. М.: Макс-пресс, 2004. URL: http:// lib.socio.msu.ru. (дата обращения: 8.06.2019).
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М: Учпедгиз,1946. 537 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы Общей психологии. Т. I. M.: Педагогика, 1989. 488 с.
54. Руткевич М. Н. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. 224 с.
55. Самсоненко Л.С. Основные параметры построения жизненной
стратегии личности. URL: //http://www.rusnauka.com (дата обращения:
9.06.2019).
56. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
57. Свенцицкий А. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2008. 512 с.
58. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии жизни государственного служащего // Государственная служба. Научно-политический журнал, 2002. № 4. С.108-118.
59. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Вт. изд. НПЦ «Психодиагностика» Ярославль, 1996. 22 с.
60. Татенко В.А Психология в субъектном измерении. М.: 1996. 404 с.
61. Толстых Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте // Научные основы прикладной психологии. М., 1998.
62. Усова Е.Б. Возрастная психология. М.: Изд-во МИУ, 2010. 220 с.
63. Федотова Н.Н Жизненные стратегии молодежи // Сайт
Поволжского межрегионального учебного центра. URL: http://www.pmuc.ru.
64. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008, 704 с.
65. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
66. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / пер. с англ. С. Меленевской. СПб.: Питер Пресс, 2008, 607 с.
67. Цуканов Б.И. Анализ ошибки воспpиятия длительности // Волосы психологии, 2005. № 3. С. 149-153.
68. Шамионов Р.М.Представлення о социальной успешности и самоопределении молодежи // Психологическая наука и образование, 2009. № 3. С. 1-10
69. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296 c.
70. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии, 2012. № 2. С. 143-148.
71. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи монография. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2015.142 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ