Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компетенция Европейского союза: правовое закрепление и эволюция (Белорусский Государственный Университет)

Работа №116757

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ЭВОЛЮЦИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЕС 8
1.1 Компетенция ЕС в соответствии с Парижским договором 8
1.2 Компетенция ЕС в соответствии с Маастрихтским договором...10
1.3 Лиссабонский договор – новый этап эволюции компетенции ЕС... 13
1.4 Основные направления развития компетенции ЕС... 19
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЕС 23
2.1 Компетенция ЕС: понятие и природа 23
2.2 Принципы разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами..... 26
2.3 Виды компетенций ЕС 31
3 РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ ЕС И ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА 37
3.1 Разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами в праве охраны окружающей среды ЕС… 37
3.2 Разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами в сфере общей внешней политики и политики безопасности 40
3.3 Разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами по вопросам борьбы с преступностью 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

На сегодняшний день ЕС является образцовой международной региональной организацией. Тому свидетельство развитая правовая база организации, достигнутые успехи в области унификации права. В частности, в отличие от иных интеграционных объединений международные договора, принятые в рамках Европейского Союза, характеризуются значительной степенью развитости. Немало успехов достигнуто и в рамках сплочения государств-членов для решения общих задач. В этой связи важным и довольно актуальным становится вопрос о компетенции Европейского Союза и государств - членов данной организации.
Компетенция – одна из основных категорий права Европейского Союза. Развитие и становление компетенции данной международной организации представляет собой одну из актуальных проблем современности. В рамках ЕС встречается так называемое деление компетенции на внутригосударственные компетенции и компетенции Союза.
Особый интерес к вопросу о разграничении компетенции ЕС связан также с тем фактом, что в современной науке отсутствует единое понимание развития и совершенствования компетенции рассматриваемой организации, необходимое для прогнозирования развития ЕС. Как правило, имеющиеся в научной литературе точки зрения отражают отдельные аспекты данного вопроса.
Надо подчеркнуть, что по мере развития и совершенствования структурных подразделений и нормативно-правовой базы Союза институт «компетенции» претерпел значительные изменения, в частности некоторые вопросы о разграничении компетенции были значительно совершенствованы. Теперь можно утверждать, что к ЕС как международной организации можно отнести определенные виды компетенции, отнесенные к его исключительной компетенции. К числу последних следует отнести, к примеру, Таможенный союз, установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка, и др. Исключительная компетенция распространяется также и по вопросам заключения международных соглашений [2, с. 1502].
Целью дипломного исследования является исследование правовых основ закрепления и эволюции компетенции ЕС.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть компетенцию ЕС в соответствии с Парижским договором;
- охарактеризовать компетенцию ЕС в соответствии с Маастрихтским договором;
- рассмотреть Лиссабонский договор как новый этап эволюции компетенции ЕС;
- определить основные направления развития компетенции ЕС;
- исследовать компетенцию ЕС: понятие и природу;
- дать общую характеристику принципов разграничения компетенции между ЕС и государствами-членами;
- определить виды компетенций ЕС;
- охарактеризовать разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами в праве охраны окружающей среды ЕС;
- исследовать разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами в сфере общей внешней политики и политики безопасности;
- исследовать разграничение компетенции между ЕС и государствами-членами по вопросам борьбы с преступностью.
Объект исследования дипломной работы – общественные отношения, в сфере закрепления и эволюции компетенции ЕС.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие основы закрепления и эволюции компетенции ЕС, научная литература, периодические издания.
Нормативную основу работы составили Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор о Европейском Союзе (далее – ДЕС), Договор о функционировании Европейского Союза (далее – ДФЕС) и иные нормативные правовые акты.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и российских ученых-правоведов: А. Х. Абашидзе, С. А. Бартенева, М. М. Бирюкова, Р. А. Гурбанова, В. А. Жбанкова, А. М. Ибрагимова, С. Ю. Кашкина, А. В. Киселевой, Т. Н. Михалевой, С. Н. Тагаевой, А. Э. Толстухина, Н. Б. Шеленковой, О. Ю. Ширинского, М. Л. Энтина и др.
При написании дипломной работы использовались общенаучные: анализ, синтез, аналогия, и специальные методы исследования: юридический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Дипломная работа включает 59 страниц, 50 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Компетенция ЕС в Парижском договоре сводилась к общим полномочиям Сообщества и в нее включались, в частности, полномочия по обеспечению упорядоченного снабжения общего рынка, принимая во внимание потребности третьих стран; обеспечению равного доступа к источникам производства всех потребителей, находящихся в сравнимом положении в общем рынке; способствованию улучшению условий труда и жизненного уровня трудящихся в каждой из отраслей, за которые отвечает Объединение, с тем чтобы добиться гармонизации этих условий в процессе их улучшения; способствованию роста международной торговли и обеспечивают соблюдение одинаковых ограничений в экспортных ценах и др.
Однако значение Парижской конвенции для процесса европейской интеграции невозможно переоценить. Договор, по сути, был чисто экономическим и охватывал только два важных сектора экономики.
Маастрихтский договор стал первым и полноценным договор, который закрепил основы создания ЕС. Он закрепил основные сферы компетенции ЕС.
Маастрихтский договор лишний раз подтвердил тот факт, что дальнейшее продвижение по пути интеграции невозможно без расширения круга вопросов, решаемых на уровне ЕС, а стало быть, без усиления роли институтов Европейского союза.
Дальнейшее расширение компетенций ЕС будет происходить в основном за счет расширения и углубления задач и компетенций ЕС в областях общественной жизни, уже находящихся в компетенции ЕС, и, в меньшей степени, за счет признания новых компетенций ЕС. В частности, Лиссабонский договор 2007 г. признал за ЕС полномочия осуществлять политику и мероприятия в таких областях, как:
- службы общеэкономического значения;
- космос;
- спорт;
- туризм;
- энергия (помимо атомной, сохраняющейся в ведении Евратома);
- гражданская оборона;
- координация административного сотрудничества государств-членов в области претворения в жизнь права ЕС;
- координация мер по оказанию помощи государствам-членам, пострадавшим от террористических актов или катастроф;
- гуманитарная помощь третьим странам.
Компетенция ЕС до принятия Лиссабонского договора имела три опоры: первая – Экономический и валютный союз; вторая – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС; третья опора – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия.
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений.
Компетенция ЕС – это совокупность установленных учредительными актами задач, функций, прав и полномочий. Компетенция ЕС обладает тремя сущностными признаками: властная (в рамках права Европейского Союза действуют принципы верховенства и прямого действия права ЕС, оно способно непосредственно порождать права и обязанности индивидов, государств-членов, а также других субъектов права ЕС); компетенция Союза – делегированная (весь объем полномочий Союза был передан ему государствами-членами в соответствии с учредительными договорами); компетенция Союза – общая, или универсальная (распространяется практически на все сферы общественных отношений в рамках ЕС).
ЕС на современном этапе действительно добился значительных успехов практически по всем направлениям деятельности. Примечательным, безусловно, является формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений. Данные успехи достигаются благодаря разграничению компетенций между Союзом и государствами-членами, где прослеживается налаженный механизм функционирования.
Принципы разграничения компетенции ЕС и государств-членов сводятся к трем основным: принцип наделения компетенцией, принцип субсидиарности, принцип пропорциональности. Принцип наделения компетенцией относится к особому правовому характеру ЕС и является основой для разграничения компетенций ЕС (исключительные компетенции ЕС, смешанные и другие виды компетенций ЕС и государства-члена, национальные компетенции). Принцип субсидиарности является основой для осуществления смешанных (совместных) компетенций ЕС и государства-члена. Принцип пропорциональности ограничивает объем компетенций и определяет содержание и форму осуществляемых полномочий.
ДЕС также называет такой принцип как принцип лояльного сотрудничества, в соответствии с которым Союз и государства-члены проявляют взаимное уважение и содействуют друг другу в выполнении задач, вытекающих из Договоров.
Классификации компетенций ЕС различны. Критерием деления компетенции ЕС на категории служит различный объем суверенных прав, переданных государствами-членами ЕС в соответствующих областях общественной жизни. Для каждой категории компетенции характерно определенное, присущее только ей соотношение полномочий ЕС и государств-членов.
Основная классификация компетенций состоит в делении ее на внутреннюю (внутренний рынок; свободное передвижение товаров; сельское хозяйство и рыболовство; свободное передвижение лиц, услуг и капиталов; пространство свободы, безопасности и правосудия; транспорт и др.) и внешнюю.
В соответствии со ст. 2 ДФЕС компетенция ЕС подразделяется на три основные категории – исключительную, совместную и вспомогательную.
Исключительная компетенция – это полномочия, при которых государство-член полностью отказывается от своего суверенитета в пользу ЕС. Они включают пять видов полномочий: таможенный союз, установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка, монетарная политика в отношении государств-членов, валютой которых является евро, защита живых морских ресурсов в рамках общей рыболовной политики (включая установление квот на вылов рыбы в территориальных водах государств-членов) и общая коммерческая политика (охватывающая торговые отношения между ЕС и третьими странами).
Совместная компетенция – в рамках данной компетенции государства-члены передали суверенные права ЕС, в том числе по изданию законодательных актов, но сами не отказались полностью от их осуществления.
Общий перечень сфер совместной компетенции зафиксирован в ст. 4 ДФЕС: внутренний рынок, социальная политика, экономическое, социальное и территориальное сплочение, сельское хозяйство и рыболовство, окружающая среда, защита потребителей и др.
Вспомогательная компетенция – это категория полномочий, в рамках которых ЕС предоставляет различные виды помощи государствам-членам, включая финансовые инструменты (из бюджета ЕС).
Государства-члены и ЕС обладают совместной (смешанной) компетенцией в области охраны окружающей среды. ДЕС закрепляет как компетенцию ЕС, так и компетенцию государств-членов в данной области. Однако даже в том случае, если компетенция по тому или иному вопросу в рамках охраны окружающей среды принадлежит ЕС, государства-члены имеют право устанавливать более высокие экологические стандарты, чем принятые на наднациональном уровне.
Внешняя политика является важным и основополагающим аспектом деятельности ЕС. Ее направления должны детально разрабатываться соответствующими органами ЕС. Сущность внешней политики будет отличаться в зависимости от государства, в отношении которого она планируется, а также целями и задачами ее осуществления. Уровень эффективности и разумность ее осуществления непосредственно влияют на состояние развития ЕС, а также на повышение значимости ЕС на международной арене.
Сотрудничество государств-членов ЕС в области внешней политики и политики безопасности, а также полицейского и судебного сотрудничества в уголовной сфере в значительной степени сохранило черты международного сотрудничества. Однако оно все больше приобретает наднациональное измерение. Это отражается, в частности, в том, что, хотя ЕС формально получил почти универсальные полномочия через Декларацию целей и задач, он остается структурой, в значительной степени принадлежащей государствам-членам.
Органы ЕС в области борьбы с преступностью представляют собой специализированные органы (агентства), обладающие узкой компетенций и выполняющие, как правило, вспомогательные функции, направленные на повышение эффективности компетентных органов государств-членов в борьбе с трансграничной преступностью. Безусловно, указанные органы не формируют полноценную правоохранительную систему. С учетом компетенции ЕС, достижение названной цели вряд ли реально даже в долгосрочной перспективе. Однако органы ЕС в области борьбы с преступностью все же составляют специфическую систему, действующую на уровне наднационального образования и представляющую собой дополнительный и важный компонент в сфере борьбы с преступностью. Это дает основание говорить о появлении специфического интеграционного правоохранительного органа, который не обладает (или обладает в усеченном виде) полномочиями по осуществлению оперативных мероприятий или процессуальных действий, но играет важную роль обеспечении межгосударственного сотрудничества в области борьбы с преступностью.



1. Тагаева, С. Н. Проблемы унификации частноправовых норм в условиях интеграции мирового сообщества (на примере евразийского пространства / С. Н. Тагаева, Г. Г. Бодурова // Матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Владимир : Изд-во «Шерлок-пресс», 2018. – С. 178–185.
2. Гурбанов, Р. А. Субъекты сотрудничества судебных органов государств-членов ЕС в сфере уголовного правосудия / Р. А. Гурбанов // Право и политика. – 2011. – № 9. – С. 1500–1505.
3. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901771691. – Дата доступа: 10.05.2023.
4. Ширинский, О. Ю. Европейское право : учебное пособие / О. Ю. Ширинский. – Минск : РИВШ, 2015. – 132 с.
5. Воробьева, Л. М. Вопросы реформирования ЕС : этапы, проблемы, перспективы / Л. М. Воробьева // Проблемы национальной стратегии. – 2020. – № 2 (59). – С. 83-117.
6. Hilf, М. In : Grabitz/Hilf. EUV-Kommentar. – Ergänzungslieferung, 2009. – 27 р.
7. Договор о Европейском Союзе [Электронный ресурс] / Право Европейского Союза. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/teu/. – Дата доступа: 10.05.2023.
8. Документы Европейского союза. – Т. 2. – С. 65
9. Толстухин, А. Э. О наднациональном характере Европейского Союза / А. Э. Толстухин // Московский журнал международного права. – 1997. – № 4. – С. 3–19.
10. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции : 2009 – 2017 годы / М. Л. Энтин [и др.] ; под ред. Т. В. Шашихина, Н. А. Славкина. – М. : Аксиом, 2009. – 304 с.
11. Договор о функционировании Европейского Союза [Электронный ресурс] / Право Европейского Союза. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/tfeu/. – Дата доступа: 10.05.2023.
12. Капустин, А. Я. Право Европейского союза : учебник для вузов / А. Я. Капустин. М. : ИздательствоЮрайт, 2022. – 387 с.
13. Кашкин, С. Ю. Право Европейского союза : учебник для вузов / С. Ю. Кашкин [и др.] ; под ред. С. Ю. Кашкина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 386 с.
14. Право Европейского союза : в 2 частях. Ч. 2 : учебник и практикум для вузов/ А. Х. Абашидзе [и др.] ; под ред. А. Х. Абашидзе, А. О. Иншаковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юайт, 2022. –343 с.
15. Михалева, Т. Н. Компетенция Европейского Союза / Т. Н. Михалева, А. В. Киселева, Ю. С. Римашевская // Беларусь в современном мире : м-лы 11 Межд. науч. конф ; БГУ. – Минск, 2022. – С. 578–583.
16. Opinion 1/94 of the Court of 15 November 1994. Competence of the Community to conclude international agreements concerning services and the protection of intellectual property. – Article 228 (6) of the EC Treaty. – ECR 5267. par IV.
17. Ибрагимов, А. М. Признаки и классификация компетенции Европейского Союза / А. М. Ибрагимов // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2022. – № 4. – С. 56–60.
18. Шеленкова, Н. Б. Современные проблемы европейской интеграции : дисс. … д-ра юр. наук : 12.00.10 / Н. Б. Шеленкова. – М., 2006. –386 с.
19. Steyger, E. Europe and its Members : ConstitutionalApproach / Е. Steyger. – England, Dartmouth Publishing Company, 1995. – 168 р.
20. Robert, B. Koen Lenaerts and Piet van Nuffel / В. Robert. – Ibid, 2019. – 320 р.
21. Бартенев, С. А. Разграничение компетенции между Европейским Союзом и государствами-членами : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.10 / С. А. Бартенев ; Московский государственный институт международных отношений МИД России. – М., 2008. – 195 с.
22. Текущее развитие права Европейского Союза: Амстердамский договор. Эдди де Смайтер [Электронный ресурс] / Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://eulaw.edu.ru/publikatsii/tekushhee-razvitie-prava-evropejskogo-soyuza-amsterdamskij-dogovor-eddi-de-smajter/. – Дата доступа: 10.05.2023.
23. Киселева, Н. В. Право Европейского Союза : учебник / Н. В. Киселева. – Ростов н/Д : Российская таможенная академия, 2010. – 520 с.
24. Бирюков, М. М. Европейское право : до и после Лиссабонского договора : учебное пособие / М. М. Бирюков. – М. : Статут, 2013. – 240 с.
25. Михалёва, Т. Н. Принцип субсидиарности в праве Европейского союза: предел наднациональности или ее развитие? / Т. Н. Михалёва // Актуальные проблемы междунар. публичного и международного частного права : сб. науч. трудов. Вып. 8. – Минск : БГУ, 2016. – С. 145–155.
26. Жбанков, В. А. Эволюция компетенции Европейского Союза и ее отражение в европейском праве : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.10 / В. А. Жбанков ; Московская государственная юридическая академия О. Е. Кутафина. – М., 2009. – 378 с.
27. Саркози обвинил ЕК в действиях за пределами мандата организации [Электронный ресурс] / Деловая газета Взгляд. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://m.vz.ru/news/2022/10/23/1183406.html. – Дата доступа: 10.05.2023.
28. Саркози заявил, что ЕК действует за пределами мандата в подходе к кризису на Украине [Электронный ресурс] / Газета.ру. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/news/2022/10/23/18860881.shtml. – Дата доступа: 10.05.2023.
29. Виды компетенции Европейского союза [Электронный ресурс] / ВикиЧтение. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://law.wikireading.ru/hdw0YTxMeq. – Дата доступа: 10.05.2023.
30. Тюменцев, В. О. История развития компетенции Европейского союза в сфере здравоохранения / В. О. Тюменцев //Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 1 (164). – С. 49–53.
31. EU Law and the balance of competences [Электронный ресурс] / A short guide andglossary. – Минск, 2023. – Режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/eu-law-and-the-balance-of-competences-a-short-guide-and-glossary. – Дата доступа: 10.05.2023.
32. Conconi, P. EU trade agreements : to mix or not to mix, what isthequestion.Bruxelles / Р. Conconi, С. Herghelegiu, L. Puccio. – May, 2020. – 16 р.
33. Войников, В. В. Продвинутое сотрудничество в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС / В. В. Войников // Современная Европа. – 2020. – № 3. – С. 14–18.
34. Кашкин, С. Ю. Комментарии к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора / С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков. – М. : Норма, 2018. – 278 с.
35. Единый европейский акт от 17 февраля 1986 года, Люксембург - 28 февраля 1986 года, Гаага [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Минск, 2023. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901771690. – Дата доступа: 10.05.2023.
36. Коротец, И. Д. Словарь по политологии / И. Д. Коротец, В. Н. Коновалов. – М. : РГУ, 2010. – 560 с.
37. Казак, В. В. Компетенция Европейского Союза и государств-членов в области охраны окружающей среды / В. В. Казак // Эффективность правового регулирования на современном этапе : теоретические, исторические и отраслевые аспекты : м-лы Межд. науч. конф. – Минск : БГУ, 2018. – С. 98-99.
38. Федоров, С. Европейская политика Н. Саркози / С. Федоров // Международная жизнь. Проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности. – 2008. – № 8. – С. 39–59.
39. Гронингеген, Ян Х. Европейская Конвенция и будущее европейского экологического права : книга // Ян Х. Гронинген. – Амстердам, 2004. – 220 с.
40. Шабунин, Д. И. Юридическая академия «К вопросу об охране окружающей среды в странах Европейского Союза» / Д. И. Шабунин // Правовые институты и методы охраны окружающей среды в Россиии, странах СНГ и Европейского Союза : состояние и эффективность : м-лы III Межд. науч.-практ. конф. – Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2017. – С. 239–242.
41. Четвериков, А. О. Общая внешняя политика и политика безопасности / А. О. Четвериков // Глобалистика. – 2003. – № 12. – С. 713–725.
42. Право Европейского союза : учеб. пособ. / С. Ю. Кишкин, А. О. Четвериков, П. А. Калиниченко [и др.] ; отв. ред. С. Ю. Кишкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 320 с.
43. Тронева, В. Н. Международная организация уголовной полиции и ее роль в борьбе с преступностью / В. Н. Тронева // Научный вестник ВАГС. – 2011. – № 2 (6). – С.70–76.
44. Santiago, М. Europol and Police cooperation in Europe / М. Santiago. – New York, 2000. – 150 р.
45. Потемкина, О. Ю. Европейская прокуратура как пример продвинутого сотрудничества стран Евросоюза / О. Ю. Потемкина // Европейский Союз : факты и комментарии. – 2021. – № 8. – С. 35–37.
46. Энтин, М. Л. Европейское право. Основы интеграционного права Европейского Союза и Евразийского экономического союза / М. Л. Энтин. – М. : Инфра-М, 2018. – 682 с.
47. Энтин, К. В. Право Европейского союза сквозь призму практики Суда Европейского союза / К. В. Энтин. – М. : Статут, 2020. – 324 с.
48. Войников, В. В. Институциональная основа пространства внутренней безопасности Европейского Союза / В. В. Войников, М. Л. Энтин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2022. – № 4. – С. 975-989.
49. Paladini, S. Introduction. European Security in a Post-Brexit World / S. Paladini. – NW : Brexit Studies Series, 2019. – 400 р.
50. Paladini, S. Ignazio Castellucci, 1–16 / S. Paladini. – Bingley : Emerald Publishing Limited, 2019. – 324 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ