Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №116618

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательного
интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики 12
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации психолого-педагогических условий развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики 17
2.1 Выявление уровня развития познавательного интереса у детей
младшего школьного возраста на уроках математики 17
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики 28
2.3 Выявление динамики развития познавательного интереса у
детей младшего школьного возраста на уроках математики 35
Заключение 4
Список используемой литературы 6
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп.... 48
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 49
Приложение В Количественные результаты контрольного среза 51


Познавательный интерес - полное индивидуальное формирование, не сводимое к единичным свойствам и проявлениям. Его основой является сочетание эмоциональных действий: интеллектуальных, эмоциональных, волевых. Для каждого внутреннего процесса познавательный интерес определяется как часть личной активности, энтузиазма, умственной.
Проблеме развития познавательного интереса у детей уделяется большое количество исследований.
Разные точки зрения на сущность познавательного интереса можно широко представить в виде трех направлений исследований, в которых интерес связан:
- с потребностями личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев);
- личностной ориентацией (У.П. Трусова, Г.И. Щукина);
- мотивационной сферой личности (А. Орлов, Л. Фридман).
Психологи прошлых лет, соглашаясь с этим утверждением, подчеркивают, «интеллектуальная деятельность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом - именно он влияет на направление внимания и мыслей.
Ученые анализируют уровни и проявления развития интереса (В. Давыдов, Г.И. Щукина), условия и факторы, влияющие на развитие познавательных интересов (А.А. Бодалев). В связи с этим познавательный интерес получил глубокую разработку в психолого-педагогической теории.
К.Д. Ушинский пишет: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
Объем знаний по математике позволяет педагогу задуматься над тем, как повысить интерес к предмету, чтобы удержать его на протяжении всего урока. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок работал активно и с интересом, шел к непрерывному познанию и развитию воображения.
Важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии детей начальной школы выступают дидактические игры и интеллектуальные игры, как основное средство развития познавательного интереса.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики и неразработанностью психолого-педагогических условий в образовательном процессе образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность психолого-педагогических условий в развитии познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- определены показатели и выявлен исходный уровень развития познавательного интереса у детей;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами и пособиями по математике;
- разработаны и апробированы уроки-сказка как форма работы по активизации познавательного интереса младших школьников к изучению математики.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
2. Выявить уровень развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
3. Определить и апробировать содержание работы по реализации психолого-педагогических условий по развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
4. Выявить динамику уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились исследования, посвященные условиям развития познавательного интереса Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьеа, УП. Трусовой, Г.И. Щукиной.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности психолого-педагогических условий в развитии познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации психолого-педагогических условий по развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики может быть использовано в образовательном процессе образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа №3» города Тольятти. В исследовании приняли участие 40 школьников 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (26 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 3 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования проблемы развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики, следует сделать ряд следующих выводов.
Познавательная деятельность младших школьников является очень важным фактором учения.
Уже с первого класса формируется интерес к учебному предмету, выявляются способности к разным областям знания в процессе обучения, развивается самостоятельность и активность.
Нужно грамотно подходить к активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения, так как от этого очень многое зависит.
На этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной группе было выявлено, что низким уровнем развития познавательного интереса обладают 85% детей, средним 15%, высокого уровня не выявлено.
В контрольной группе выявлено, что 35% детей обладает низким уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень и у 10% выявлен высокий уровень.
Целью формирующего эксперимента явилась разработка содержания работы по реализации психолого-педагогических условий развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Мы установили и экспериментально проверили, что развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках математики возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- определены показатели и выявлен исходный уровень развития познавательного интереса у детей;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами и пособиями по математике;
- разработаны и апробированы уроки-сказка как форма работы по активизации познавательного интереса младших школьников к изучению математики.
При повторной диагностике было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 25%, когда на констатирующем этапе он составлял 55%.
Средний уровень возрос с 15% до 25%, высокий с 0% до 50%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
В контрольной группе результаты изменились не критично. Низкий уровень был выявлен у 25%. Средний уровень составил 50%, а высокий уровень равен 25%. В сравнении с экспериментальной группой, изменения не значительные.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Бахир В. К. Развивающее обучение. // Начальная школа. 2010. № 8. С. 17-21.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Педагогика. 2013. 349 с.
3. Бецкой И. И. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М. : Просвещение, 2011. 117с.
4. Возлинкая М. Ф. Нестандартная математика в школе М. : Просвещение, 2010. 174 с.
5. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. М. : Педагогика, 2010. 381 с.
6. Демидова С. И., Денищева Л. О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. М. : Просвещение, 2010. 185 с.
7. Добрынин Н. Ф. Внимание и память. М. Просвещение, 2010. 229с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2014. 384 с.
9. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М. : «Просвещение», 2012. 52 с.
10. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2011. 224 с.
11. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. // Вопросы психологии. 2010. № 5 С. 41-44.
12. Кушнерук Е. Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. М. : Просвещение, 2013. 395 с.
13. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М. : Просвещение. 2010. 73 с.
14. Математика для 2 класса начальной школы. М. : Просвещение, 2010. 49 с.
15. Метельский И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу. М. : Просвещение. 2011. 87 с.
16. Одоевский В. Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей. Отечественные записки. СПб., 2010. 138 с.
17. Рачинский С. 1001 задача для умственного счета в школе С.А. Рачинского. М. : Издательство: Белый город, 2014. 100 с.
18. Педагогика: теории, системы, технологии. / под ред. С. А. Смирнова. М. : Издательский центр «Академия», 2017. 512 с.
19. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб. : Питер. 2010. 432 с.
20. Цукарь А. Я. Элементы исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2010. № 5. С. 34-38.
21. Чиверская Л. Н. Формирование мыслительных операций у младших школьников на уроках математики. Ульяновск : УИПК ПРО, 2012. 134 с.
22. Чекин А. Л. Математика: Методическое пособие. 2 класс. М. : Академкнига, 2015. 54 с.
23. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. М. : Просвещение, 2010. 95 с.
24. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М. : Просвещение, 2011. 351 с.
25. Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М. : Просвещение, 2012. 137 с.
26. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Просвещение, 2010.- 29 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ