Введение 3
1. Философия и экономика Древнего Рима 4
1.1 Экономические основания римской философии 4
1.2 Эпикуреизм 4
2. Римский стоицизм 8
2.1 Взгляды Цицерона на философию и частную собственность 8
2.2 Философия Сенеки 10
2.3 Император-философ Марк Аврелий 12
3. Античный скептицизм 17
Заключение 21
Список источников и литературы 24
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний момент тема до сих пор развивается, о чем свидетельствует актуальная академическая литература.
Объектом данной работы является философия Древнего Рима.
Предметом данной работы является философско-экономические взгляды Древнего Рима.
Цель данной работы заключается в том, чтобы прояснить основные течения философии Древнего Рима.
Задачи работы:
1) Прояснить основные черты философии Эпикура, понимание природы и человека в ней
2) Выявить особенности в учениях стоиков, их трактовка морали и счастья
3) Показать сущность учения античного скептицизма, сомнение в познании внешнего мира
В данном реферате был рассмотрена тема философских Древнего Рима, в которую входили такие направления как скептицизма, стоицизм и эпикуреизм. Эти направления оказали огромное влияние на историю философии и являются актуальными и по сей день, поскольку проблемы, выделенные еще в Античной философии представляют интерес для современного человека как в качестве проблем познания, так и в качестве практической мудрости жизни.
Философия Эпикура была философией свободы. Он выдвигал два основных принципы – апония и атараксия. Атараксия есть для него свобода от страха. Страха нет, поэтому человек счастлив. Мы не должны бояться ни богов, поскольку они не вмешиваются в нашу жизнь, ни смерти, поскольку когда мы есть, ее нет, а когда она есть, нас нет. Апония же есть отсутствие боли. Самое важное в жизни, по мысли Эпикура, стремление к удовольствию, а самое злое - присутствие страданий, боли. Эпикурейцы исходят из той мысли, что каждому животному свойственно стремление к удовольствию, люди в этом не отличаются. Стремление к удовольствию поэтому есть стремление к единству с природой.
Идея скептицизма в Античной философии говорит о том, что мир нельзя познать с точностью, необходимо постоянно сомнение в нем. Первыми скептики считаются Античные софисты, учителя мудрости, которые брали плату за свое обучение. Скептики в Древней Греции выдвигали аргументы, что реальность не может быть достоверно познана, поэтому мы должны постоянно сомневаться в своем познании. Они говорили, что несовершенны как сами познавательные возможности субъекта, так и сами объекты в мире. Касательно субъекта познания они считали, что его чувства часто обманывают, например, один человек может сказать, что нечто является горьким, а другой скажет, что это же является сладким. Органы познания, к примеру, зрение нас также часто обманывают. Мы видим, как издалека появляется силуэт, мы думаем, что это наш знакомый, а оказывается, что это совершенно другой человек, наше зрение таким образом подводит нас. Но несовершенны не только сам субъект, его чувства, а и сами объекты. Например, весло, которые опущено в воду будет искажено, но когда оно достается из воды, оно уже не искажено, оно становится привычной формы. На этих основаниях скептики отвергали всякое суждение, поскольку всякое суждение относительно, поэтому мы не можем быть уверены в истинности своего знания. Из этого они делали вывод в этике, что всякое моральное суждение также относительно, зависит от конкретного человека, а значит моральных истин нет, а все зависит от мнения каждого человека.
Идеи стоицизма ярко проявились в философии Цицерона, который является не только философом, но и знаменитым юристом. Цицерон активно разделял право на частную собственность, считая его справедливым правом каждого гражданина. Он разделял точку зрения, согласно которой нарушение права на частную собственность являлось нарушением справедливости, что говорило о невозможности морального поведения индивида. Однако как философ своей эпохи, он разделяет также деление на варваров и не варваров, то есть римлян. Однако при этом он высоко чтит закон, который, по его мнению, обеспечивает справедливость в государстве. Также Цицерон разделяет идеи равного распределения сословий, поскольку это создает баланс в государстве, ведь именно Рим представлялся для Цицерона вершиной развития. Философ стоик, каким был Марк Аврелий, должен заниматься как вопросами нравственными, так и вопросами науки, если это помогает практике. Знать то, как устроен мир помогает жить так, как будет удобно. Знать то, что мир действует по определенным законам, а также действовать в соответствии с ними – идеал философа. Но в центре философии всегда практика, поэтому он выступает против большого количества теоретических размышлений, логики. Счастливая жизнь – это жизнь согласно собственной природе. В общем смысле, счастье – это свобода, порядочность и сила воли человека. Поэтому для человека так важны мужество, отвага, честность, независимость и подобные этим качества.
Свобода прежде всего должна быть духовной, а значит моральной, в этом согласны и Марк Аврелий, и Сенека. Разумному индивиду важно не просто удовлетворить свои сиюминутные потребности, но потребности духа. Однако из этого не следует, что нужно отказаться от телесных удовольствий, поскольку тело и дух тесно связаны. Нужно находить баланс и удовлетворять свои потребности согласно природе. Не стоит идти на все ради удовольствия, но не нужно от него отказываться или наоборот отдавать ради него все. Тело часто уводит нас лишь в чувственные страсти, но мы должны максимально противиться этому, а также осмыслять смысл этих страстей. При этом мы не должны уходить в крайности и отказываться от всего. Наши высшие, интеллектуальные потребности должны быть выше, чем чувственные.
Судьба позволяет понять смысл высказывания Марк Аврелия о риске, ведь когда мы не участвуем в своей жизни, мы рискуем еще больше, мы упускаем те возможности, которые могли бы иметь. Судьба в этом смысле захватывает нас, определяет нас. Поэтому мы должны принимать участие в жизни, быть тем, что ее задает, подчинять ее собственной воле. Судьба загадочна и случайна, мы не можем управлять ею в полном смысле, но мы должны пытаться найти баланс своей жизни и принимать в ней большое участие. Таким образом, главной добродетелью для всех этих философов является добродетель умеренности, то есть разумный баланс между крайностями, а также то, что главная причина проблем человека не внешние причины, а сам человек, то есть его отношение к действительности. Когда человек сможет пересмотреть свое отношение к миру, тогда он сможет быть подлинно моральным.
Безусловно, объем темы огромен, поэтому рассмотреть абсолютно все аспекты теории направлений философии Древнего Рима невозможно в рамках одного реферата. Так, в реферате не абсолютно полно раскрыта проблема понимания физики в эпикуреизме, поскольку данная теория достаточно обширна и сложна. Кроме того, в реферате не абсолютно полно раскрыты все произведения Античных стоиков и скептиков.
1) Бровкин В. В. Индивидуализм и коллективизм в греческой философии в период раннего эллинизма // Schole, СХОЛЭ. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizm-i-kollektivizm-v-grecheskoy-filosofii-v-period-rannego-ellinizma (дата обращения: 17.04.2023).
2) Волкова Н. П. Групповой портрет софистов // Schole, СХОЛЭ. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovoy-portret-sofistov (дата обращения: 17.04.2023).
3) Грицай Л. А. Представления о счастливой жизни в философском наследии Л. А. Сенеки // Теология. Философия. Право. 2018. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-schastlivoy-zhizni-v-filosofskom-nasledii-l-a-seneki (дата обращения: 17.04.2023).
4) Гусев Д. А. Философская специфика античного скептицизма // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2006. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-spetsifika-antichnogo-skeptitsizma (дата обращения: 17.04.2023).
5) Дубрава И. Д. Учения Цицерона о государстве и праве // Проблемы Науки. 2015. №7 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ucheniya-tsitserona-o-gosudarstve-i-prave (дата обращения: 17.04.2023).
6) Комарова Л. А. Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура // Вестник ТГУ. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-dostizheniya-istinnogo-schastya-v-filosofskom-uchenii-epikura-1 (дата обращения: 17.04.2023).
7) Костоева А. А. Софисты и этический рационализм Сократа // Colloquium-journal. 2019. №3-5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sofisty-i-eticheskiy-ratsionalizm-sokrata (дата обращения: 17.04.2023).
8) Кочеров С. Н. Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики // Этическая мысль. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rimskiy-stoitsizm-kak-soedinenie-eticheskoy-teorii-i-moralnoy-praktiki (дата обращения: 17.04.2023).
9) Людмила Н. Б. Сенека и римская нравственная философия (к проблеме смерти) // Христианское чтение. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/seneka-i-rimskaya-nravstvennaya-filosofiya-k-probleme-smerti (дата обращения: 17.04.2023).
10) Марк Аврелий Антонин Размышления / Перев. А.К. Гаврилова / Ленинград: Наука, 1985. – 246 с.
11) Мейдер В. А. Гуманистические идеалы Цицерона // Logos et Praxis. 2006. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanisticheskie-idealy-tsitserona
12) Митсис Ф. Сенека о разуме, правилах и нравственном развитии // Ценности и смыслы. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/seneka-o-razume-pravilah-i-nravstvennom-razvitii (дата обращения: 17.04.2023).
13) Романов Э. В., Лелецкий А. В., Лабунин К. А. Основные учения римских стоиков // Достижения науки и образования. 2019. №13 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ucheniya-rimskih-stoikov (дата обращения: 17.04.2023).
14) Сенека Нравственные письма к Луцилию / Издательство: М.: "Наука", 1977. – 384 с.