Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие памяти у младших школьников на уроках русского языка

Работа №116557

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретическое обоснование процесса развития памяти у младших школьников на уроках русского языка 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования памяти младших школьников 7
1.2 Условия развития памяти у младших школьников на уроках русского языка 19
Вывод по 1 главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития памяти у младших школьников на уроках русского языка 25
2.1 Выявление уровня развития памяти у младших школьников на уроках русского языка 25
2.2 Разработка и внедрение комплекса приемов по развитию памяти у младших школьников на уроках русского языка 36
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 41
Вывод по 2 главе 47
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 54

Проблема памяти человека, его психических способностей и качеств является одной из актуальных исследований в теории и практике обучения и воспитания школьников. Обществу необходимы люди, способные к продуктивной и эффективной деятельности. Для этого является важным развитие памяти, как одной из составляющей для целостного и гармоничного развития личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2012) представлены универсальные учебные действия, которые должны формироваться на каждом уроке. Для того, чтобы они сформировались требуется развитие всех психических свойств младшего школьника. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - школьники учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное.
Среди универсальных учебных действий выделяют познавательные, которые раскрывают уровень развития психических процессов, таких как память, мышление, воображение. Особое внимание уделяется развитию памяти как важному компоненту универсальных учебных действий.
В процессе образования развиваются все психические свойства и качества человека. Важным составляющим является память, как психическое свойство личности, которое связано со способностями человека и которое необходимо развивать и тренировать, так как необходимо запоминать информацию, владеть ею и использовать ее в решении задач на каждом возрастном этапе. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, потому что ребенок начинает осваивать основы наук.
Именно поэтому является важным научить детей использованию мнемических приемов для форматирования полученной информации, а также надежным закреплением ее в памяти.
Проблему развития памяти рассматривали в своих работах многие зарубежные исследователи, такие как: Л. М. Веккер, У. Джеймс, А. Бине, и многие другие.
Описывали данную проблему и отечественные психологии: П. П. Блонский, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и другие. В своих работах исследователи рассматривали память во взаимодействии с мышлением.
Л.С. Выготский занимался изучением высших психических функций у детей, в том числе памяти. Помимо этого, исследователь изучал и описывал этапы наиболее сложного для детей как опосредованного запоминания.
Затем такие исследователи как А.А. Смирнов и П.И. Зинченко провели исследования сложных форм памяти, связанные с мышлением. Они изучали процессы непроизвольного запоминания и процессы сознательного, осмысленного заучивания. Исследователи выделили основные приемы запоминания сложного материала и установили зависимость запоминания от поставленной задачи.
A. Н. Леонтьев в своих работах опирался на то, что память как высшая психическая функция связана с индивидуальными различиями людей.
П.П. Блонский в своих работах излагает проблему памяти и ее связи с мышлением, опираясь на результаты экспериментальных работ.
Известный французский психолог А. Бине автор работ по проблемам различных процессов памяти. Именно он считается одним из создателей метода тестов в психологии.
В статье Е.В. Захаровой раскрываются условия и приемы, направленные на развитие памяти младших школьников при обучении русскому языку. Автор подчеркивает необходимость настраивать учащихся на целенаправленное запоминание информации.
B. Биркютова считает, что заучивание является наиболее эффективным приемом для запоминания учебного материала. Не учитывая условия, которые должны использоваться при закреплении информации в памяти учащихся.
При всей разработанности теории и методик, касающихся развития памяти, данная проблема остается неразрешенной.
Исходя из этого, возникает противоречие между необходимостью развитием памяти как важным компонентом учебной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью приемов в развитии памяти на уроках русского языка.
Проблема исследования: каково содержания приемы развития памяти у младших школьников при обучении на уроках русского языка?
Цель исследования: повышение уровня развития памяти у младших школьников на основе разработанного комплекса приемов обучения русскому языку.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: развитие памяти у младших школьников посредством разработанных приемов обучения на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие памяти у младших школьников на уроках русского языка будет проходить более эффективно, если:
• разработать и внедрить приемы, направленные на расширение объема памяти;
• применять игровые приемы в развитии быстроты запоминания;
• использовать ассоциативные приемы в развитии точности запоминания информации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить уровень развития памяти у младших школьников.
3. Разработать и внедрить в процесс обучения приемы развития памяти у младших школьников при обучении на уроках русского языка.
4. Доказать эффективность содержания разработанных приемов в развития быстроты, точности и объема памяти у младших школьников при обучении на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, метод беседы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).
Новизна исследования состоит в том, что разработан комплекс приемов, нацеленный на развитие памяти младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс приемов повысил качество процесса развития памяти при обучению младших школьников на уроках русского языка.
Разработанные приемы могут использоваться учителем при обучении младших школьников на уроках русского языка.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №46», г.о. Тольятти.
Структура работы: работа включает в себя введение, два параграфа теоретической главы, три параграфа практической главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы и приложения. Общий объем работы 53 стр. без приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Перед современным обществом стоит проблема развития памяти младших школьников. Это необходимо для гармоничного развития личности, так как память является важным компонентом для развития всех высших психических функций человека.
Проводя работу по изучению развития памяти младших школьников, была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрены сущность, содержание, виды, приемы и условия развития памяти, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыты особенности протекания процесса памяти в младшем школьном возрасте.
Память - одно из ключевых процессов психи человека, без которой невозможно развитие мышления, воображения, внимания. Основное свойство памяти - запоминать и воспроизводить ранее полученную информацию, при этом перерабатывая ее.
В младшем школьном возрасте ученики переходят с непроизвольного запоминания к произвольному. Данному процессу способствует учебная деятельность, в которую погружаются школьники. Теперь им необходимо запоминать не только ту информацию, которая кажется для них более привлекательной и интересной, но и ту, которая является важной для успешной деятельности в школе.
Важной составляющей в овладении произвольного запоминания является самоконтроль и волевое усилие, исходящее от учащихся. Самоконтроль, в данном случае, выступает в качестве наглядно - действенной форме, которое стимулирует школьников овладевать мнемическими приемами запоминания.
Для эффективного развития памяти учителю необходимо специально организовывать деятельность учащихся, знакомить их с приемами запоминания. После специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала.
Обучение в школе - это, прежде всего, формирование гармоничной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся память в процессе изучения любого предмета.
Уроки русского языка имеют огромный потенциал в развитии памяти младших школьников. Имеются возможности для применения разнообразных приемов, их комбинирования, подбора приемов для каждого ученика, учитывая их индивидуальные особенности, главным образом преобладание типа памяти.
Опытно - экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Используя методики, направленные на выявление критериев, обозначенных на начальном этапе эксперимента, позволили выявить высокие, средние и низкие показатели развития памяти младших школьников.
Для повышения уровня памяти на уроках русского языка, разрабатывался комплекс приемов, вошедший в формирующий этап эксперимента.
Полученные данные на контрольном этапе эксперимента, дают возможность сделать вывод о том, что разработанный и внедренный комплекс приемов, направленный на развитие памяти у младших школьников на уроках русского языка является эффективным и может использоваться учителями начальных классов.
Таким образом, в рамках данной работы задачи были реализованы полностью, цель повышения уровня памяти у младших школьников достигнута. В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. : Проект, 2014. 62 с.
2. Бине А. Развитие познавательных функций как оценка умственного развития. М. : Психология, 2013. 147 с.
3. Бирюкова В.К. Выявление и приемы развития памяти // Успешность в учебе. 2015. С. 52 - 70.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М. : Изд-во института практической психологии, 2015. 574 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М. : Просвещение, 2013. 113 с.
6. Васильева Л.В. Память как средство успешной деятельности // Успешность в учебе. 2015. С. 27 - 35.
7. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям. М. : Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. 343 с.
8. Веккер Л. М. Психические процессы. М. : Изд-во ЛГУ, 2015. 323 с.
9. Венгентс Ж. Процессы мышления, воображения, памяти // Журнал по педагогике и психологии. 2013. С. 27 - 39.
10. Выготский Л.С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций. // Педагогика. 2013. №3. С. 40 - 56.
11. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Проблемы психологии. 2014. №6. С. 23 - 35.
12. Давыдов В.В., Запорожец А.В., Лурия А.Р., Матюшкин А.М. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое. М. : Педагогика, 2002. 448 с.
13. Джеймс У. Психология. М. : Феникс, 2012. 105 с.
14. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей // Журнал детской психологии. 2012. №2. С. 30 - 36.
15. Захарова Е.С. Развитие памяти у младших школьников как подготовка к компрессивному обучению // Журнал современной педагогики. 2014. С. 53 - 59.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ