Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №116556

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы 8
1.1 Понятие и структура здорового образа жизни 8
1.2 Способы и специфика формирования здорового образа жизни у младших школьников 17
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников 29
2.1 Диагностика актуального уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников 29
2.2 Формирование здорового образа жизни у учащихся начальной школы на уроках окружающего мира 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни 53
Выводы по 2 главе 60
Заключение 63
Список используемых источников 65
Приложение А План работы в формирующем эксперименте 73
Приложение Б Физкультминутки 76
Приложение В Четверостишья к игре «Как правильно питаться» 77
Приложение Г Четверостишья к игре «Почему неправильно?» 78
Приложение Д Филфорд «Органы чувств» 79
Приложение Е Кроссворд «Будь здоров» 80

Здоровье является одной из главных ценностей для человека, обеспечивающих его жизнедеятельность. Понятие «здоровье» означает не только отсутствие болезней, но физическое, социальное, а также психическое благополучие личности [10, 1].
В современном мире состоянию здоровья ребенка уделяется большое внимание, и его ухудшение является одной из проблем, стоящей перед педагогами, так как ежегодно происходит увеличение числа школьников, у которых имеются хронические заболевания и ограничения по состоянию здоровья.
Стоит отметить, что школьные нагрузки, объемы учебных программ, дополнительные занятия также содействуют увеличению количества учеников с проблемами состояния здоровья. Отечественные ученые, а именно М.М. Безруких, Н.А. Голиков считали, что проблема ухудшения здоровья школьников, возрастает с переходом детей из класса в класс [11, 97]. За рубежом также уделяли немало внимания вопросам состояния здоровья школьников (Р. Вирхов, Н.А. Тольский, Ф. Эрисман) [18, 6].
Ухудшение здоровья младших школьников наблюдается по причине следующих факторов: низкая двигательная активность, вредные привычки, нарушение режима и рациональности питания, зависимость от гаджетов и др. Кроме того у многих родителей и школьников не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью. Эти факторы не только могут отрицательно влиять на психическое состояние детей, но и нарушают их физическое состояние, проявляющееся в нарушении иммунитета, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ. Влияние вредных привычек, зависимость от компьютерных игр приводят к нарушению концентрации внимания, пагубно влияют на память ребенка.
Таким образом, условием для нормальной полноценной жизнедеятельности человека, является здоровье. Одним из способов улучшения состояния здоровья учащихся, его сохранения, является формирование здорового образа жизни [56, 3].
Младший школьный возраст считается наиболее важным для формирования здорового образа жизни, так как в это время происходит интенсивный рост организма, период адаптации в новых школьных условиях, умственная нагрузка, которая требует правильное обеспечение режима труда и отдыха [41, 49].
Воспитывать в детях стремление к здоровому образу жизни необходимо на ранних этапах школьного обучения, так как это поможет избежать некоторых проблем состояния здоровья, которые могут быть невосполнимы, если своевременно не обращать на них внимания. Усвоив и запомнив предложенный материал о здоровом образе жизни, у учащихся будут формироваться определенные навыки, которые в дальнейшем будут применяться в их жизни.
ФГОС НОО выдвигает требования обеспечить осведомленность школьников в вопросах здоровьесбережения, мотивировать их на ведение здорового образа жизни, а также вырабатывать ответственность за собственное здоровье. Здоровье школьника во многом зависит от среды, в которой он находится, так как детский организм чувствителен к различным внешним факторам [33, 2]. Большую же часть своего времени ребенок проводит в школе, где происходит формирование его привычек, установок.
Для успешного формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья школьникам необходимо освоить индивидуальную здоровьесберегающую систему «на каждый день». Сегодня существуют разнообразные программы, нацеленные на формирование у учащихся знаний, норм поведения, установок, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Эти программы играют важную роль в эмоциональном и познавательном развитии младших школьников, направлены на стимулирование желания быть внимательными к своему здоровью, заботиться о его сохранении [3].
Вопросы охраны здоровья младших школьников, пропаганды здорового образа жизни, обучения его ведению ставятся в законе «Об образовании» [2], а также в других документах, включающих в себя меры по сбережению здоровья учащихся, предусматривающих специальные технологии, распространяющиеся на образовательные учреждения [1].
Таким образом, укрепление и сохранение здоровья становится приоритетным направлением деятельности в рамках образовательного учреждения.
В учебно-воспитательном процессе формирование мотивации к здоровому образу жизни происходит благодаря некоторым дисциплинам, в частности, урокам окружающего мира [36, 35]. Одним из результатов изучения данного предмета является освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде [3]. Однако потенциал дисциплины «Окружающий мир» в вопросах формирования здорового образа жизни используется не полностью, поскольку эти вопросы рассматриваются только в отдельных темах, а сам процесс формирования здорового образа жизни осуществляется только на уровне знания о здоровье, о нормах здоровьесбережения, но не затрагивает ценностное отношение и здоровьесберегающую деятельность ребенка.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна, так как на сегодняшний день немало детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания, наблюдается общее снижение здоровья школьников, связанное с нагрузками на организм, у учащихся не сформировано или мало сформировано ценностное отношение к собственному здоровью. Уроки окружающего мира освещают различные вопросы, способствующие формированию установок к соблюдению правил здорового образа жизни, приводящие в дальнейшем к сохранению здоровья. Актуальность исследования обуславливается также тем, что здоровье граждан нашей страны является залогом будущего российского общества.
Вышесказанное позволяет выделить противоречие между запросом государства и общества на личность, осведомленную в вопросах здоровьесбережения, мотивированную на ведение здорового образа жизни, ответственно относящуюся к собственному здоровью, и неполным использованием потенциала учебных дисциплин, бессистемностью используемых способов формирования здорового образа жизни обучающихся.
Исходя из этого, обозначим проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира?
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования здорового образа жизни у учащихся на уроках окружающего мира.
Цель исследования: разработать содержание уроков по дисциплине «Окружающий мир», способствующее повышению эффективности процесса формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
Гипотеза: процесс формирования здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира будет более эффективным, если:
• создать психолого-педагогические условия, содействующие улучшению процесса формирования здорового образа жизни обучающихся (положительный эмоциональный настрой, мотивирование обучающихся к самостоятельному освоению дополнительных сведений о здоровом образе жизни, использование деятельностных форм освоения правил здорового образа жизни и др.);
• включить в образовательный процесс задания, способствующие усвоению обучающимися знаний и представлений о здоровье человека, состоянии собственного здоровья;
• включить в процесс обучения на уроках окружающего мира игровые методы (ролевые игры, театрализация и др.).
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики, выявить актуальный уровень сформированности здорового образа жизни у учащихся.
3. Разработать и внедрить в учебный процесс задания по окружающему миру на основе деятельностного и игровых методов; создать психолого-педагогические условия, мотивирующие обучающихся к освоению сведений о здоровом образе жизни.
4. Провести контрольный срез для определения изменений в уровнях сформированности здорового образа жизни у младших школьников, сделать выводы.
Методы исследования: в данной работе использовался анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ собранных данных, обобщение, а также использовались эмпирические методы, обработка анализа количественных и качественных данных.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены педагогами начальной школы на уроках окружающего мира с целью успешного формирования здорового образа жизни у учащихся.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «поселок Монгохто» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Здоровье является одним из главных факторов жизнедеятельности человека. Именно от состояния здоровья зависит учебная деятельность младших школьников. Если учащиеся имеют плохое самочувствие, какие- либо хронические заболевания, увлекаются вредными привычками, и кроме этого во время уроков педагогом не соблюдается условия здоровьесбережения, то у детей не будет полного интереса к обучению, что приведет к слабой познавательной активности, рассеянному вниманию, слабой памяти и т.д. Поэтому и необходимо систематически внедрять в процесс обучения младших школьников знания, способствующие сбережению их здоровья, так как данный возраст признан наиболее благоприятным для формирования установок и навыков здорового образа жизни, возможным для предотвращения появления хронических заболеваний.
В данной работе был произведен анализ психолого-педагогической литературы, позволивший раскрыть понятие здорового образа жизни, значение правильного питания, двигательной активности, соблюдения гигиенических норм и других составляющих здоровый образ жизни, были раскрыты основные методы и приемы, способствующие сбережению и укреплению здоровья младших школьников.
Была произведена подборка методик и проведение диагностики уровней сформированности компонентов здорового образа жизни (когнитивного, ценностного, мотивационного и деятельностного).
Исследование констатирующего эксперимента определило, что компоненты сформированности здорового образа жизни, диагностируемые в контрольной и экспериментальной группах, недостаточно сформированы, и учащимся необходимо повышать уровни знаний о здоровом образе жизни, стимулировать у них мотивацию, ценностное отношение к своему здоровью, способствовать их заинтересованности в данном вопросе, применению в жизни полученных знаний.
В ходе проведения формирующего эксперимента были созданы необходимые психолого-педагогические условия, которые включали в себя благоприятную психологическую атмосферу на уроках, снятие эмоционального напряжения и использование личностно-ориентированных технологий, способствующих эффективному усвоению знаний.
В проведение уроков были внедрены и проведены разработанные игры, задания, участие в которых принимала только экспериментальная группа. Задания, которые предлагались учащимся, были интересны, разнообразны, помогли учащимся хорошо усваивать представленный материал, давали возможность проявлять самостоятельность, инициативность, творчество.
Также был произведен контрольный срез для определения изменений в уровнях сформированности здорового образа жизни у младших школьников, выявивший, что показатели экспериментальной группы выше, чем в контрольной. У учащихся повысился уровень знаний, мотивация к выполнению оздоровительной деятельности, появилось ценностное отношение к собственному здоровью, систематическое применение данных знаний на практике.
Был сделан вывод, что созданные психолого-педагогические условия, разработанные игры, задания эффективны, так как оказали благоприятное воздействие на младших школьников в формировании здорового образа жизни. Для младших школьников необходимо постоянно проводить работу для их сбережения здоровья, принимая во внимание тот факт, что залогом их полноценной и успешной жизнедеятельности является здоровье, состояние которого будет зависеть не только от семьи, но и от педагогов, внедряющих здоровьесберегающие технологии.
Таким образом, в данной работе были достигнуты поставленные задачи и цель. Гипотеза подтверждена, так как условия для формирования здорового образа жизни у младших школьников выполнены.


1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://guochernogorsk.ru/dock/o nacion strategii v interesah rebenka.pdf (дата обращения: 29.10.2019).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 года (ред. от 26.07.2019 г.). URL: http://zakon-ob-obrazovanii/ru/ (дата обращения: 27.10.2019).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Мин. образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010 г. 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.15 г., 31.12.2015). URL: http://www.beledu.ru/storage/files/obschee obrazovanie/fgos/fgos noo31122015 (дата обращения: 20.10.2019).
4. Агафонова Е.В., Агафонов Д.В. Использование здоровьесберегающих технологий как средство сохранения здоровья младших школьников. Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации // Сборник материалов III Междунар. науч.-прак. конференции. Белгород. 2016. С. 14-17.
5. Агафонова А.Д., Бондаренко С.Н. Формирование здорового образа жизни обучающихся начальной школы. Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации // Сборник материалов III Междунар. науч.-прак. конференции. Белгород. 2016. С. 236-238.
6. Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. 3-е изд., стер. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2017. 214 с.
7. Андреева И.Г. Формирование культуры здоровья на основе интегрального взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного образования в начальной школе // Науки об образовании. Вестник академии детско- юношеского туризма и краеведения. 2016. № 3. С.109-120.
8. Белокрылов Н.М., Мугерман Б.И, Налобина А.Н., Шаров А.В., Шарова Л.В. Оздоровительные технологии: учебное пособие. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. 130 с.
9. Белозерских Г.М., Яковлева Н.И. Использование здоровьесберегающих технологий в урочной деятельности как фактор повышения качества обучения // Сборник материалов III Междунар. науч.-прак. конференции. 2016. С. 52-54.
10. Бондарева Н.Н. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира в свете требований ФГОС НОО // Материалы VII международной научной конференции Студенческий научный форум. 2016. С. 1-9. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016019258 (дата обращения: 18.10.2019).
11. Боровская Л.А. Формирование у младших школьников основ ЗОЖ как требование ФГОС НОО // Народное образование. Педагогика. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. № 2. С. 97-102.
12. Бредихина Е.В. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников - важнейшая задача современной школы Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации // Сборник материалов III Междунар. науч.-прак. конференции. Белгород. 2016. С. 263-265.
13. Васильева Т.С. Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника // Молодой ученый. 2016. № 8.4. С. 3-5. URL: https://moluch.ru/archive/112/28558/ (дата обращения: 8.01.2020).
14. Вилкова Н.А. Использование ролевых игр на уроке окружающего мира // Социальна сеть работников образования. 2016. С. 1 -8. URL: https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushii-mir/2016/12/16/ispolzovanie- rolevyh-igr-na-uroke-okruzhayushchego (дата обращения: 30.12.2019).
15. Волкова О.Л., Тятых Т.Н. Основные аспекты формирования здорового образа жизни обучающихся. Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации // Сборник материалов III Междунар. науч.-прак. конференции. 2016. С. 97-100 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ