Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №117972

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1.Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни младших школьников 8
1.1 Формирование здорового образа жизни младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни младших
школьников на уроках окружающего мир 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира 22
2.1. Выявление уровня сформированности здорового образа жизни младших
школьников 22
2.2. Содержание работы по формированию здорового образа жизни у
младших школьников на уроках окружающего мира 33
2.3. Динамика уровня сформированности здорового образа жизни младших школьников 37
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложения

Ускоренный темп развития информационных технологий и современного общества с каждым днем предъявляют все более серьезные требования к современному человеку и состоянию его здоровья. Как многим известно, здоровье является главным фактором счастья и благополучия для человека, а также важным условием развития любого государства в экономическом и социальном плане. Согласно конвенции по правам ребенка (статья 6.2): «Государства-участники обеспечивают в максимально
возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» [1].
Развитие здорового будущего поколения - стратегическое направление социальной политики в России. Данное стратегическое направление регулируется и обеспечивается различными нормативными актами, в том числе законом «Об образовании в Российской федерации» (ст.41 п.1), а также различными нормативными документами. В 2012 году вступил в силу приказ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором описаны меры, целью которых является развитие здоровья у семьи и детей, а также формирование здорового образа жизни в учебном заведении, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации данного приказа, В.В. Путин постановил: объявить 2018-2027 годы в Российской Федерации Десятилетием Детства. Об этом говорится в документе, опубликованном на официальном интернет- портале правовой информации. Государством разрабатываются и внедряются различные программы развития, например: «Дети России», «Здоровые дети», областная программа «Здоровье детей Самарской области»; разрабатываются различные проекты: «Здоровье», «Здоровое поколение» и различные программы развития всех образовательных организаций города Тольятти, где сохранение и развитие здоровья детей является главным критерием качественного образования.
Однако, несмотря на социальную политику государства, с каждым годом растет количество детей, имеющих различные отклонения состояния здоровья. Согласно статистике численность детей инвалидов за 2017-2018 годы выросла на 19 тысяч детей. Данная тенденция положительная за 10 лет число детей инвалидов выросло до 655 тысяч детей. Только 22% детей первого класса могут считаться здоровыми, а к окончанию школы данное число сокращается до 2,5% выпускников, тем самым можно сказать, что 97,5% имеют различные проблемы со здоровьем, при этом 70% из них имеют хронические заболевания. С каждым годом количество заболеваний среди детей увеличивается и таким детям необходимо оказывать помощь [3].
Причины ухудшения состояния здоровья детей связаны с различными социальными проблемами: неэффективной системой здравоохранения, неблагополучным социально-психологическим климатом в семьях, плохой экологией, некачественным питанием. Также в последние годы отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества семей, ведущих малоподвижный образ жизни, рост количества семей с различными отклонениями в состоянии физического и психического развития.
Анализ данных научного института «Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи» показал, что за последние десять лет состояние здоровья детей изменилось к худшему: количество детей с отклонениями здоровья выросли с 61% до 68%, количество детей с хроническими заболеваниями выросли с 16% до 17%, а показатели абсолютно здоровых детей снизился с 23% до 15%. А ведь состояние здоровья взрослого человека на 75% определяется заложенными в детстве условиями [4].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовании возросла потребность в развитии здоровых учеников.
Одним из способов по реализации этих задач является формирование здорового образа жизни младших школьников. Урок окружающего мира представляет собой огромный потенциал для реализации педагогической работы по формированию здорового образа жизни младших школьников. Уроки окружающего мира не только позволяют реализовать практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение обучения младших школьников, но также позволяет применять практические навыки здорового образа жизни, что благотворно скажется на состоянии здоровья младших школьников.
Существует большое количество направлений и методического материала по формированию здорового образа жизни младших школьников, однако возможности уроков окружающего мира в процессе формирования здорового образа жизни рассмотрено не полно и требуют доработки.
В связи с этой проблемой нами была выбрана тема работы «Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира», определена проблема исследования: каковы возможности уроков окружающего мира в формировании здорового образа жизни младших школьников.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: выявить и экспериментальным путём проверить эффективность психолого-педагогических условий, создаваемых на уроках окружающего мира для формирования здорового образа жизни младших школьников.
Гипотеза: мы предположили, что процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников будет осуществляться успешнее, если:
- обеспечить освоение понятий и представлений о здоровом образе жизни;
- использовать на уроках наглядные средства обучения и мультимедийные технологии для эффективного усвоения знаний о здоровом образе жизни;
- привлекать детей к самостоятельной творческой работе по формированию здорового образа жизни.
Цель, объект, предмет и гипотеза данного исследования позволили определить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать и провести диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности здорового образа жизни младших школьников.
3. Разработать и реализовать на уроках окружающего мира комплекс педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни обучающихся.
4. Провести анализ полученных результатов, сделать выводы.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: МБУ школа №59 городского округа Тольятти.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что разработан и апробирован комплекс уроков окружающего мира в формировании здорового образа жизни младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы. Касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (Н.М. Амосов, В.К. Бальсевич, И.О. Матынюк, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, Г.П. Аксенов, Л.С. Кобелянская) по проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы здорового образа жизни.
Формирования здорового образа жизни представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на развитие осознания приоритета своего здоровья и ведения здорового образа жизни учащихся.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне формирования здорового образа жизни младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к данной проблеме.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работы - апробированы уроки по окружающему миру по формированию здорового образа жизни младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенных уроков по окружающему миру по формирования здорового образа жизни младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы существенно повысился уровень формирования здорового образа жизни младших школьников, что свидетельствует о том. Что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
Перспективы работы по проблеме исследования мы связываем с разработкой учебно-методического комплекса, включающего в себя комплекс уроков по окружающему миру, направленные на формирование здорового образа жизни.



1. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 672 с.
4. Амосов Н.М. Алгоритм здоровья - М. : АСТ 2003. - 224 с.
5. Арнаутов, А.Г. Здоровье [Текст]: учебное пособие / А.Г. Арнаутов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 170 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности. [Текст]: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012. - 243 с.
7. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 2014.
- 110 с.
8. Волкова, И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения [Текст] / И.П. Волкова // Дефектология. - 2005. - № 3. - С.39-47.
9. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. / под ред .Л.В. Трубайчук, С.Д.Кириенко, С.В. Проняева. Челябинск, 2010. 290 с.
10. Жук, Е.Г. Научные основы совершенствования здоровья и системы управления им.- Смоленск, 1997. - 120
11. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Социально¬
оздоровительная технология XXI века/Под редакцией Ю.Е.Антонова. Пособие для исследователей и практических работников. - М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
12. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. - 992 с.
13. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын - М. -АРКТИ 1982, 96с.
14. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] /
М.Д.Маханева // Дошкольное воспитание. - 2002. - №6. - С.46-49.
15. Малофеев, Н.Н. Мотивация к ЗОЖ [Текст] / // Дошкольное воспитание. - 2017. - №32. - С.57.
16. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - С. 97 - 107.
17. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников /И. М. Новикова. - М. : ЭКСПО, 2016. - 96 с.
18. Ошкина, А.А. Изучение особенностей организации педагогами процесса формирования основ здорового образа жизни у дошкольников [Текст] / А.А. Ошкина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. Статей. Вып. 7; в 2-х ч. / под ред.О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти : ТГУ, 2009. Ч. 2. - С. 95-102.
19. Ошкина, А.А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников [Текст]: автореф.дисс.кан.пед.наук. - С-Пб, 2009. - 25 с.
20. Ошкина, А.А. Формирование здорового образа жизни у детей [Текст] / А. А. Ошкина // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология - 2014. - №3. - С. 160-163.
21. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. Б.М. Бим-Бад, - М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2015. - 506 с.
22. Решетнева, Г.А. Формирование здорового образа жизни детей в процессе физкультурной деятельности [Текст] / Г.А. Решетнева, О. С. Шнейдер, А.С. Дорошенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. - 2002. - № 2. - С.56-59.
23. Спиркин, А.Г. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Сознание, самосознание, осознание / Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00068/43500.htm.- Загл. с экрана.
24. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 291с.
25. Щербакова, Е. Ребёнок в поисках себя [Электронный ресурс] / Дети // Режим доступа:http://www.beautytime.ru/pv.php?action1004101=b8fad. - Загл. с экрана.
26. Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни : методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А. Г. Щедрина. - Новосибирск : ООО «Альфа- Виста», 2007. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ