ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к вниманию как
познавательному процессу 7
1.2 Особенности развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 12
1.3 Особенности организации коррекции внимания у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого -
педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 19
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 19
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 28
2.3 Динамика развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к вниманию как
познавательному процессу 7
1.2 Особенности развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 12
1.3 Особенности организации коррекции внимания у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого -
педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 19
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 19
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических
условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 28
2.3 Динамика развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение
С каждым годом увеличивается количество детей с задержкой психического развития. Комплексное изучение задержки психического развития, как отличительной аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как В.М. Астапов, Т.А. Власова, В.М. Лубовский, Н.С. Певзнер и др.
Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития отражены в отечественной литературе достаточно широко. От уровня развития внимания личности напрямую зависит интеллектуальное развитие. Дефицит внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития стал объектом исследования ученых в области разных научных дисциплин.
Само понятие дефицит внимания отмечается у ребенка в неустойчивости внимания на каком-либо объекте в течение определенного времени. Главной проблемой является нарушение произвольного внимания. В.И. Лубовский говорит о недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, о дефицитарности основных свойств внимания таких, как распределение, концентрация, объем. Основной на наш взгляд целью является выявление развития внимания у детей с задержкой психического развития и коррекция.
Однако на практике мы сталкиваемся с противоречием между: необходимостью коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и отсутствием обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: коррекция внимания у детей 6-7 дет с задержкой психического развития возможна, если созданы следующие психолого - педагогические условия:
- составление и реализация комплекса психолого-педагогических занятий с целью развития концентрации, переключаемости, распределения и произвольности внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организация игр, способствующих увеличению объема внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы с помощью специальных упражнений;
- учет индивидуальных особенностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выделить психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, информационных ресурсов сети Интернет по исследуемой проблеме, обобщение; практические: психолого-педагогический эксперимент; методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании уровней развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в обосновании психолого-педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы воспитателями и дефектологами при планировании и проведении занятий, а также для диагностической работы с воспитанниками дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилось на базе структурного подразделения ГБОУ СОШ №19 г. Сызрани. В исследовании участвовало 10 детей из группы компенсирующей направленности в возрасте 6-7 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник), 4 приложений. Работу иллюстрируют 16 таблиц, 7 рисунков.
Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития отражены в отечественной литературе достаточно широко. От уровня развития внимания личности напрямую зависит интеллектуальное развитие. Дефицит внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития стал объектом исследования ученых в области разных научных дисциплин.
Само понятие дефицит внимания отмечается у ребенка в неустойчивости внимания на каком-либо объекте в течение определенного времени. Главной проблемой является нарушение произвольного внимания. В.И. Лубовский говорит о недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, о дефицитарности основных свойств внимания таких, как распределение, концентрация, объем. Основной на наш взгляд целью является выявление развития внимания у детей с задержкой психического развития и коррекция.
Однако на практике мы сталкиваемся с противоречием между: необходимостью коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и отсутствием обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза: коррекция внимания у детей 6-7 дет с задержкой психического развития возможна, если созданы следующие психолого - педагогические условия:
- составление и реализация комплекса психолого-педагогических занятий с целью развития концентрации, переключаемости, распределения и произвольности внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- организация игр, способствующих увеличению объема внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы с помощью специальных упражнений;
- учет индивидуальных особенностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу и выделить психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
3. Экспериментально проверить психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, информационных ресурсов сети Интернет по исследуемой проблеме, обобщение; практические: психолого-педагогический эксперимент; методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании уровней развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в обосновании психолого-педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы воспитателями и дефектологами при планировании и проведении занятий, а также для диагностической работы с воспитанниками дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилось на базе структурного подразделения ГБОУ СОШ №19 г. Сызрани. В исследовании участвовало 10 детей из группы компенсирующей направленности в возрасте 6-7 лет, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник), 4 приложений. Работу иллюстрируют 16 таблиц, 7 рисунков.
Решение проблемы по реализации психолого-педагогических условий коррекции внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития происходило в несколько этапов.
В ходе решения первой задачи на основе анализа психолого - педагогической литературы по теме исследования, мы выделили психолого - педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития:
1. Апробация комплекса психолого-педагогических занятий с целью развития концентрации, переключаемости, распределения и произвольности внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2. Организация игр, способствующих увеличению объема внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы с помощью специальных упражнений.
4. Учет индивидуальных особенностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В ходе решения второй задачи был выявлен уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. У восьми испытуемых выявлен низкий уровень развития внимания, что составляет 80% от общего количества детей. Для них характерна повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, ограниченный объем внимания, частота переключаемости на разные внешние раздражители. У детей недостаточная способность концентрации и распределения внимания . Отмечается повышенная отвлекаемость, им сложно сосредоточиться во время выполнения задания. Дети не удерживают инструкцию на протяжении всего задания, поэтому им требуется больше времени на выполнение задания после получения указаний. Для детей 6-7 лет с задержкой психического развития характерно непроизвольное внимание.
Средний уровень развития внимания выявлен у двух из десяти испытуемых, что составляет 20%. Их работоспособность равномерно распределена на протяжении заданий: имеет как спад, так и подъем. Они могут дольше концентрироваться на выполнении заданий. У испытуемых достаточный объем внимания. Дети стараются сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удержать их в уме. Сосредотачиваются на необходимой части материала, для решения поставленной задачи.
Высокий уровень внимания не был выявлен в группе испытуемых.
В ходе решения третьей задачи, мы экспериментально проверили психолого-педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Процентное соотношение общего уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития показало, что после проведенной работы по развитию внимания уровень переключаемости, устойчивости, концентрации, распределения, объема, произвольности внимания повысился с низкого до среднего уровня. Эти данные позволяют заключить, что задачи, поставленные в начале работы, успешно решены, цель работы достигнута, гипотеза - подтверждена.
Однако, полученные результаты справедливы лишь для данной группы детей, и не носят всеобщего характера. Для более глубокого и точного решения самой проблемы требуется иного уровня исследование.
В ходе решения первой задачи на основе анализа психолого - педагогической литературы по теме исследования, мы выделили психолого - педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития:
1. Апробация комплекса психолого-педагогических занятий с целью развития концентрации, переключаемости, распределения и произвольности внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития
2. Организация игр, способствующих увеличению объема внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы с помощью специальных упражнений.
4. Учет индивидуальных особенностей детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В ходе решения второй задачи был выявлен уровень развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. У восьми испытуемых выявлен низкий уровень развития внимания, что составляет 80% от общего количества детей. Для них характерна повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, ограниченный объем внимания, частота переключаемости на разные внешние раздражители. У детей недостаточная способность концентрации и распределения внимания . Отмечается повышенная отвлекаемость, им сложно сосредоточиться во время выполнения задания. Дети не удерживают инструкцию на протяжении всего задания, поэтому им требуется больше времени на выполнение задания после получения указаний. Для детей 6-7 лет с задержкой психического развития характерно непроизвольное внимание.
Средний уровень развития внимания выявлен у двух из десяти испытуемых, что составляет 20%. Их работоспособность равномерно распределена на протяжении заданий: имеет как спад, так и подъем. Они могут дольше концентрироваться на выполнении заданий. У испытуемых достаточный объем внимания. Дети стараются сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удержать их в уме. Сосредотачиваются на необходимой части материала, для решения поставленной задачи.
Высокий уровень внимания не был выявлен в группе испытуемых.
В ходе решения третьей задачи, мы экспериментально проверили психолого-педагогические условия коррекции внимания детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Процентное соотношение общего уровня развития внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития показало, что после проведенной работы по развитию внимания уровень переключаемости, устойчивости, концентрации, распределения, объема, произвольности внимания повысился с низкого до среднего уровня. Эти данные позволяют заключить, что задачи, поставленные в начале работы, успешно решены, цель работы достигнута, гипотеза - подтверждена.
Однако, полученные результаты справедливы лишь для данной группы детей, и не носят всеобщего характера. Для более глубокого и точного решения самой проблемы требуется иного уровня исследование.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



