Современные технологии интернет-продвижения (Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере, Санкт-Петербургский Государственный Университет Телекоммуникаций)
Работа сделана на примере ООО «Адидас»
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 7
1.1 Понятие и сущность деятельности по рекламе и связей с общественностью 7
1.2 Инструменты продвижения товаров и услуг 25
1.3 Цели и задачи интернет-продвижения 45
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОДВИЖЕНИЯ ООО «АДИДАС». 53
2.1 История и характеристика деятельности компании «Адидас» 53
2.2 Характеристика рекламной и СО-деятельности компании «Адидас» 63
2.3 Рекомендации по повышению эффективности интернет-продвижения компании «Адидас» 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность выбранной темы: Сегодня в условиях стремительного развития рыночных отношений в стране и в мире существует широкий спектр товаров и услуг, реализация которых нацелена на комплексное удовлетворение потребностей населения. Вне зависимости от формы собственности и масштабов деятельности компании, развитие рыночных отношений предполагает усиление конкуренции, что стимулирует компании развивать и совершенствовать маркетинговую политику, а также следовать наиболее популярным и эффективным тенденциям в области продвижения товаров или услуг.
Рассматривая рынок спортивной одежды и обуви, можно выделить три лидирующих компании: «Найк», «Адидас» и «Пума». Согласно отчету «Адидас», по итогам 2020 года выручка компании сократилась на 16% по сравнению с 2019 г. (до 19,8 млрд евро), а операционная прибыль рухнула на 72% (до 751 млн евро). Одним из важнейших факторов, повлиявших на снижение выручки и прибыли компании является пандемия (COVID-19). На фоне нестабильного финансового положения компания заявила о продаже убыточного бренда «Рибок» с целью догнать по доле рынка компанию «Найк» в большей мере инвесторов, конечно, интересует будущая динамика бизнеса Adidas, которая покупала «Рибок» в надежде догнать по доле рынка бессменного лидера «Найк» - 26,25% в мире на начало 2019 года .
Именно поэтому компании «Адидас» крайне важно актуализировать, систематизировать и внедрить в практику новые инструменты рекламы и методы связей с общественностью, чтобы в перспективе не только преодолеть отрицательное влияние пандемии, но и стать лидером рынка как в России, так и в мире.
При написании выпускной квалификационной работы использованы нормативно - правовые акты, отечественная и мировая научная, периодическая литература, а также статьи и другие электронные ресурсы.
Для теоретического исследования использовались труды Д. Огилви «О рекламе», в которых раскрываются ряд примеров реальных проектов, анализируются их положительные и отрицательные стороны, исходя из практической значимости . Ученый в своих работах подробно отражает широкий спектр внутренних процессов рекламной деятельности компании, а также использует ряд примеров, с помощью которых возможно более детально проанализировать рекламный бизнес.
С целью системного изучения истории происхождения и развитии науки о связях с общественностью в работе обращались к трудам Сэма Блэка «Паблик Рилейшнз. Что это такое?» . Также был проанализирован труд Бердникова И.П. «PR-коммуникации», в работе которого крайне детально изучается рассматриваются ключевые термины, методы, инструменты и составляющие (элементы), а также практические ходы, с помощью которых определенные представления и ассоциации о товаре или услуге закрепляются в сознании общества .
Затем обратились к работе Векслера А.Ф. «PR для Российского бизнеса». В данной книге подробно описаны примеры рекламы для отечественных групп потребителей .
Другой отечественный ученый в лице Алёшиной И.В. в своей работе «Связи с общественностью» описывает ключевые цели, систематизирует методы, формы и конкретные инструменты планирования и реализации отношений организации по связям с потребителями, финансовым и деловым обществом . Таким образом, можно сделать вывод о том, что изученный материал представляет собой фундаментальный текст лекций по дисциплине «Связи с общественностью».
В практической части исследования с целью изучения истории и этапов развития «Адидас» и системного анализа деятельностим компании на рынке в области рекламы и связей с общественностью, были использован ряд электронных ресурсов, а именно: официальный сайт компании «Адидас» , который находится в свободной доступе, а также корпоративный сайт для сотрудников «CreatorsHub»8.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в научной литературе проблема рекламы и применения связей с общественностью в процессе продвижения товаров или услуг широко раскрыта отечественными и мировыми учеными, однако динамичность развития рынка товаров и услуг, процессами глобализации и цифровизации, а также влияние трендов современного общества обусловливает объективную необходимость исследования проблемы рекламы и связей с общественностью в современных условия функционирования и развития компании на рынке.
Цель: Исследовать систему средств продвижения ООО «Адидас»
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность деятельности по рекламе и связям с общественностью;
2. Исследовать цели и задачи интернет-продвижения;
3. Рассмотреть инструменты продвижения товаров и услуг;
4. Исследовать историю и характеристику деятельности компании «Адидас»;
5. Дать характеристику рекламной и СО-деятельности компании «Адидас»;
6. Разработать рекомендации по повышению эффективности интернет-продвижения компании «Адидас».
Объект исследования: ООО «Адидас».
Предмет исследования: средствами рекламы и связей с общественностью ООО «Адидас».
В процессе исследования был применен широкий спектр теоретических методов изучения, в том числе: исторический (для изучения истории создания и развития компании «Адидас»), метод синтеза (при обобщении информации, которая была получена по результатам изучения рекламной деятельности и интернет-продвижения «Адидас»), структурно-функциональный метод (для изучения организационной структуры компании «Адидас» и ее основ функционирования).
Также использовались эмпирические методы исследования,а именно: SWOT - анализ для установления внутренних и внешних факторов, влияющих на положение компании, а также произведена оценка рисков и конкурентоспособности товаров.
Научная новизна заключается разработке методик повышения эффективности интернет-продвижения на примере ООО «Адидас».
Практическая значимость заключается в выработке рекомендаций, которые могут быть применены в дальнейшем компанией.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава теоретическая. В данной главе раскрываются аспекты продвижения компании с помощью рекламной кампании и связей с общественностью на рынке. Вторая глава отражает практическое исследование в области интернет-продвижения на примере компании «Адидас».
Сегодня «Адидас» представляет собой перспективную, стремительно развивающуюся компанию, которая ежедневно преобразует в лучшею сторону жизни людей благодаря созданию качественных и доступных спортивных товаров. Стратегия развития компании фундаментально основана на развитии спорта, фокусируется на активном и здоровом образе жизни, помогая людям вне зависимости от страны проживания постепенно менять свою жизнь к лучшему с 1949 года.
В результате проведения исследования в рамках работы, была успешна достигнута поставленная цель, а именно: всесторонне изучена система инструментов продвижения ООО «Адидас».
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
1. Изучены понятие и сущность деятельности по рекламе и связям с общественностью;
2. Исследованы цели и задачи интернет-продвижения;
3. Рассмотрены инструменты продвижения товаров и услуг;
4. Исследована история и характеристика деятельности компании «АДИДАС»;
5. Дана характеристика рекламной и СО-деятельности компании «Адидас»;
6. Разработаны рекомендации по повышению эффективности интернет-продвижения компании «Адидас».
Рассмотрим ключевые результату теоретической (первой) главы. В данной главе детально рассмотрены и дифференцированы такие понятия как «реклама», «связь с общественностью» и «интернет-продвижение». Согласно определению, которое было взято за основу в работе «реклама» представляет собой особый вид коммуникационной деятельности людей, который имеет экономическую основу и сопровождает человечество на протяжении всей истории его развития. Исторически реклама возникла и развивалась в процессе эволюции общества, связанном с появлением рынка товаров и услуг, рынка средств распространения информации о предлагаемых к продаже товарах и услугах, рынка потребителей рекламируемых товаров и услуг1.
Согласно полученным результатам изучения теоретических аспектов, “связи с общественностью” - это одна из функций управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и различными группами общества в целом. Системно и эффективно организованные связи с общественностью включают в себя решение широкого спектра проблем. Например, обеспечивают руководство организации информации об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер, зачастую обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности, поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, а также используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности.
Затем в работе были рассмотрены виды рекламы и связей с общественностью и дана их классификация, используемая в теории и практике. Помимо этого, был изучен широкий спектр инструментов продвижения на рынке в России с учетом трендов. Мы определили, что методы продвижения представляют собой приемы и инструменты маркетинга, которые применяются для достижения маркетинговой цели.
Отметим, что продвижение представляет собой любую форму передачи и распространения информации. Именно с помощью процесса продвижения компания сообщает и убеждает, а также напоминает о товарах, услугах, идеях, общественной деятельности или других действиях, которые оказывают прямое или косвенное влияние на общество.
Однако, среди широкого разнообразия методов, в маркетинге существуют базовые, постоянно осуществляемые на практике методы коммуникации, которые обеспечивают маркетинговое продвижение товаров или услуг. Отметим, что методы продвижения являются составной частью разработанной и правильной реализуемой политики продвижения товара, или коммуникационной политики фирмы или бренда.
Подводя итог вышесказанному, рассмотренные методы связей с общественностью играют важную роль в продвижении компании на рынке как в России, так и в мире. Среди основных методов выделяют следующие:
1. создание фирменного стиля компании,
2. взаимодействие со СМИ,
3. организация специальных событий,
4. спонсорство и благотворительность,
5. подготовка информационных материалов.
Отметим, что приемами связей с общественностью являются конкретные мероприятия в рамках методов. Например, приемами в рамках взаимодействия со СМИ будут - подготовка материалов для печати (информационные сообщения или пресс-релизы), по которым затем пишутся статьи, очерки, репортажи, пресс-конференции и приемы.
В зависимости от отрасли компании, целей и стратегии бюджета и других факторов средства могут использоваться системно или выборочно. На наш взгляд, системное использование средств является более эффективным в современных условиях осуществления деятельности компаниями.
Например, если целью компании является повышение имиджа и узнавание бренда, использование спонсорства будет наиболее эффективным средством достижения данной цели, особенно в преддверии важных событий общественной жизни (например, Олимпиада, Универсиада, День города и т.д.). А участвуя в специализированных выставках, ярмарках и форумах, можно получить максимальный эффект в продвижении компании, ее услуг. Важным конкурентным преимуществом компании в процессе продвижения услуг является корпоративный имидж. Для его создания и поддержания компании стремятся расширить спектр применяемых PR-инструментов, повысить эффективность мероприятий по связям с общественностью. При этом эффективность применения средств связей с общественностью зависит от мастерства исполнителей - их умения предложить идею, спланировать кампанию, построить отношения со СМИ.
Во второй главе была изучена истории компании. «Адидас» – крупнейшая мировая сеть по производству и продаже спортивной обуви и одежды, а также спортивного инвентаря и аксессуаров, основанная в 1924 году в Германии.
Сегодня «Адидас» – промышленный концерн, занимающий 20% мирового рынка спортивных товаров, впереди только Nike, доля присутствия которого составляет 35%. Основные регионы реализации продукции «Адидас» – Европа, Северная Америка, Азия, Тихоокеанский регион и Латинская Америка. Ежегодный оборот компании составляет более 6 млрд. евро.
На сегодняшней день на территории России функционируют более 800 магазинов сети «Адидас». Отметим, что история импорта в Россию началась еще во времена СССР - с 1979 года. тот факт, что история бренда в России насчитывает более полувека говорит о том, что является любимой маркой российских граждан2.
Очевидно, что мировое признание и любовь покупателей бренда с тремя полосками заслуженно упорным трудом и высокому качеству продукта. Одежда и аксессуары являются функциональными и практичными в сочетании со стильным дизайном. Для поддержания высоко заявленной планки «Адидас» ведет тесное сотрудничество с такими мировыми дизайнерами, как Стелла Маккартни и Йоджи Ямамото. эти люди каждый день работают над тем, чтобы слоган Impossible is nothing, что в переводе означает "невозможное возможно" соответствовал реальности. Именно в этой связи «Адидас» является спонсором большого количества спортивных мероприятий, в том числе Олимпийских игр, а в экипировке бренда к победе приходили такие спортсмены, как Лионель Месси, Мохаммед Али, Лев Яшин, Зинеддин Зидан, Марат Сафин и другие.
История бренда началась с производства ортопедической обуви для спортсменов, имеющих физические особенности с целью помочь им в достижении новых спортивных высот, на сегодняшний день это всеми узнаваемый бренд цель которого осталась неизменной, но приобрела новые грани - помощь в достижении цели для каждого. для улучшения качества продукта и понимания потребительских нужд «Адидас» имеет собственный институт в котором разрабатываются инновационные технологии в сфере спортивной экипировки.
Одной из главных черт компании является ее гибкость и отзывчивость на потребительский спрос и рыночные тенденции. Менеджеры компании отслеживают популярные тенденции, появление новых популярных видов спорта и субкультур. В этой связи в 2011 году «Адидас» возымел новый слоган - All in - переводится как "все с нами", "все включено", охватывая тем самым большинство сфер современной спортивной одежды и экипировки. В этой связи одежда и экипировка представлены в трех различных линиях::
профессиональная одежда и экипировка;
удобная спортивная одежда для повседневной жизни активных людей;
направление, отвечающее модным тенденциям.
Помимо этого отметим, что именно «Адидас» принадлежат не менее узнаваемые бренды, как Reebok, CCM, Rockport, Taylor Made Golf.
Как уже упоминалось, был проведен анализ продвижения корпорации в связи с чем было выявлено, что с целью рекламного продвижения и связи с общественностью узнаваемый бренд использует такие классические способы, как:
1. реклама в СМИ;
2. наружная реклама;
3. информирование в местах продаж;
4. печатная реклама.
5. продвижение в сети Интернет;
6. официальный сайт;
7. система лояльности;
8. корпоративная культура;
9. Event-мероприятия.
Также были рассмотрены крупные рекламные компании за последнее время в число которых входили привлечение именитых представителей шоу бизнеса, а также известных блогеров.
Помимо этого мы выразили собственное мнение касательно вариантов возможности усиления эффективности рекламных мероприятий, а также привели обоснования своей точки зрения. Предлагается внедрить искусственных интеллект в официальный сайт, чтобы покупатели могли самостоятельно и без какой-либо помощи подбирать себе экипировку для занятия спортом, а также создать локальные аккаунты магазинов в социальной сети Инстаграм, чтобы жители ближайших районов были в курсе актуальных новостей своего магазина и могли иметь возможность оформлять заказы прямо через личные сообщения.
Предлагается сделать акцент на нативную рекламу, так как она направлена на формирование лояльного отношения аудитории. Люди доверяют любимому блогеру, и, скорее всего, они позитивно относятся к его рекомендациям или личному выбору. Также мы рекомендуем продвижение с помощью контент-маркетинга, а именно завести блог на официальном аккаунте в YouTube и сделать отдельный раздел на официальном сайте, где покупатели могут получать всю актуальную информацию о новинках, трендах и особенностях новых коллекций от «Адидас».
1. Алёшина И.В. Связи с общественностью. - М.: ЭКСМОС - 2017. - 415 с.
2. Баранов Д.Е. PR: теория и практика: учебник / Д.Е. Баранов, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко [и др.]; Под ред. М.А. Лукашенко. – М.: Маркет ДС, 2020. – 233 с.
3. Бердников И. П. PR-коммуникации / И.П. Бердников А.Ф. Стрижова. - М.: Дашков и Ко. - 2016. – 245 с.
4. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? - М.: Новости. - 2019. – 325 с.
5. Варакута С. А. Связи с общественностью / С. А Варакута, Ю.Н. Егоров. – М.: Инфра-М. - 2017. – 364 с.
6. Векслер А. Ф. PR для российского бизнеса / А. Ф.Векслер. – СПб.: Вершина. - 2017. - 232 с.
7. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations / И.Л. Викентьев. – СПб.: ТОО ТРИЗ- ШАНС. - 2019. - 147 с.
8. Вылегжанин Д. Г. Теория и практика паблик рилейшнз: учебное пособие/ Вылегжанин Д. Г. – М.: Litres. - 2018. - 285 с.
9. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт. - 2018. - 231 с.
10. Голубицкая Е. А. Основы маркетинга / Е. А. Голубицкая, Е. Г. Кухаренко. – М.: Радио и связь. - 2019. - 320 с.
11. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз : учеб. пособие для вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. — М. : Юнити-Дана, 2016. – 73 с.
12. Королько В. Основы Паблик Рилейшнс – Москва: Ваклер. - 2017. - 365 с.
13. Кочеткова А., Филлипов В., Скворцов Я., Тарасов А. Теория и практика связей с общественностью. 2-е изд.- СПб.: Питер. - 2020.- 240 с.
14. Кривоносов А. Основы теории связей с общественностью. – М.:Москва. - 2019. - 250 с.
15. Кухаренко Е. Г. Основы связей с общественностью. Учебное пособие для вузов. – М.: Радио и связь. - 2017. – 324 с.
16. Логинова Е. Ю., Прянина О. Д. Искусство управления в малом бизнесе: учебно- практич. пособие. - М.: Дашков и К. - 2016. - 321 с.
17. Лысикова О. В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: Учебное пособие. - 2-е изд., стер.- М.: ФЛИНТА. - 2019. - 214 с.;
18. Марков А.А. Теория и практика связей с общественностью: учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ - 2020. – 163 с.
19. Огилви Д. О рекламе. – Москва: Манн, Иванов и Фербер. - 2019. - 240 с.
20. Почепцов Г. Паблик рилейшнс для профессионалов. - Киев: МКУР. - 2017. - 412 с.
21. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. - Москва, Юнити. - 2017. - 214 с.
22. Теория и практика связей с общественностью. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : курс лекций / Е. А. Ноздренко. – Электрон. дан. – Красноярск: ИПК СФУ. - 2016. – 17 с.
23. Тимофеев М.И. Связи с общественностью (Паблик Рилейшнс): учеб. пособие. – М.: РИОР. - 2020. - 365 с.
24. Фролов С. Связи с общественностью в работе фирмы. Стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. – Либроком. – 2019. - 368 с.
25. Чумиков А., Бочаров М. Связи с общественностью. Теория и практика. - Дом "Дело" РАНХиГС. – 2017. - 608 с.
26. Шарков Ф., Родионов А. Реклама и связи с общественностью. - Деловая книга. – 2018. - 304 с.
27. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью). Учебное пособие для вузов. - М.: РИОР. - 2017. - 356 с.
28. Creatorshub. корпоративный сайт для сотрудников компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://creatorshub.adidas.ru/ (Дата обращения: 15.03.21.).
29. Street Beat. Adidas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://street-beat.ru/history/adidas-originals/ (Дата обращения: 15.03.21.).
30. Soberger. Adidas [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://soberger.ru/adidas/ (Дата обращения: 15.03.21.).
31. Законы Российской Федерации. Систематическое собрание действующего законодательства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-13.03.2006-n-38-fz/ (Дата обращения 15.03.21.).
32. Из чего состоит интернет-продвижение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tilda.education/courses/marketing/internet-marketing-beginning/ (Дата обращения 15.03.21.).
33. Калякина И.М. Связь с общественностью (паблик рилейшнз) Конспект лекций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gimu.sfedu.ru/ucheba/umk_discpl/pr/lek_pr.pdf (Дата обращения: 15.03.21.).
34. Официальный сайт компании adidas [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.adidas.ru/ (Дата обращения: 15.03.21.).
35. Официальная группа «Адидас» ВКонтакте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/originals (Дата обращения 15.03.21.).
36. Официальный аккаунт «Адидас» в Instagram [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.instagram.com/adidas/ (Дата обращения 15.03.21.).
37. Противостояние брендов: Adidas против Puma. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://masterok.livejournal.com/2680738.html (Дата обращения 15.03.21.)
38. Теория и практика связей с общественностью. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: курс лекций / Е. А. Ноздренко. – Электрон. дан. (2 Мб). (Дата обращения: 15.03.21.).