Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1 Характеристика детей с ЗПР, причина возникновения болезни 6
1.2 Особенности двигательных способностей у детей с задержкой психического развития 11
1.3 Влияние подвижных игр на двигательные способности у детей с ЗПР 17
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1 Оценка двигательных способностей у детей 7-8 лет с ЗПР 31
3.2 Разработанная методика, с применением подвижных игр, направленная на развитие двигательных способностей у детей 7-8 лет с ЗПР 33
3.3 Анализ и обсуждение результатов исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
Список используемой литературы 43
Актуальность исследования. В организме человека насчитывается более 20 тысяч разновидностей всех заболеваний и нарушений функций организма. Задержка психического развития (ЗПР) относится к нарушению состояния здоровья, а научная и медицинская статистика выделяет среди всех отклонений около 300 миллионов людей с задержкой психического развития [13].
ЗПР не является болезнью, это разновидность психического недоразвития, которая, по статистике Министерства Образования Российской Федерации, охватывает более 60% учеников начальных классов, а именно поэтому считается самым частым отклонением в состоянии здоровья [12,13].
Для детей младшего школьного возраста средства и методы адаптивной физической культуры, в том числе использование подвижных игр, являются необходимой частью в развитии физического и умственного развития, укреплении здоровья детей, а так же социальной адаптации. Ускорить процесс социальной адаптации может только специалист по адаптивной физической культуре, после проведения анализа психического и физического развития ребенка [11].
Перед тем, как приступить к реабилитации, необходимо определить двигательные способности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (сохранные, нарушенные). После определения степени нарушений наступает этап формирования программы тренировочного процесса, а так же упражнений, которые будут способствовать коррекции нарушений, гармоничного развития сохранных способностей.
Объект исследования: процесс обучения двигательным способностям у детей младшего школьного возраста 7-8 лет с ЗПР.
Предмет исследования: использование разработанной методики, с применением подвижных игр, для развития двигательных способностей у детей 7-8 лет с ЗПР.
Цель исследования: развитие двигательных способностей у детей 7-8 лет с ЗПР при использовании методики с применением подвижных игр.
Рабочая гипотеза: предполагается, что разработанная методика, с применением подвижных игр, положительно повлияет на развитие двигательных способностей у детей младшего школьного возраста 7-8 лет с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Определить уровень двигательных способностей на начале исследования у детей с ЗПР.
2. Разработать методику, с применением подвижных игр для детей младшего школьного возраста 7-8 лет с ЗПР.
3. Оценить эффективность разработанной методики, с применением подвижных игр для развития двигательных способностей детей 7-8 лет с ЗПР.
Опытно-экспериментальная база: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области Школа-интернат №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти.
Анализ литературных источников и результатов исследования подтверждает рабочую гипотезу и свидетельствует о том, что применение подвижных игр в учебном или тренировочном процессе, положительно влияет на развитие физических способностей у детей 7-8 лет с задержкой психического развития.
Анализ уровня физических способностей у детей 7-8 лет с ЗПР показал, что дети с данным отклонением имеют недостаточное развитие физических способностей.
На основе полученных данных об уровне развития физических способностей, были подобраны средства и методы, которые будут способствовать повышению показателей. Основой разработанной методики стали подвижные игры, которые в большей степени оказывали влияние на развитие физических способностей.
После применения разработанной методики на практике, было проведено повторное тестирование, которое показало положительную динамику в показателях в экспериментальной группе. В контрольной группе так же была зафиксирована положительная динамика, но больший прирост показателей в развитии физических способностей, был зафиксирован в экспериментальной группе.
Прирост показателей в экспериментальной группе зафиксирован в показателях Пробы «Ромберга» на 65%, в прыжках в длину с места на 10%, в челночном беге 3*10 на 3,4%, в висе лежа на перекладине на 32%.
В заключение нашего исследования мы сделали следующие выводы:
1. Использование методики с применением подвижных игр, для детей 7-8 лет с задержкой психического развития, является хорошим и эффективным методом развития двигательных способностей.
2. В процессе исследования установлено, что показатели двигательных способностей значительно улучшились в экспериментальной группе, что связано с тем, что в ЭГ использовалась разработанная методика, с применением подвижных игр.
3. Установлено, что показатели гибкости так же выросли у ЭГ, в сравнении с КГ. Все результаты исследования являются достоверными.
Таким образом, результаты исследования показали нам эффективность разработанной методики с применением подвижных игр, направленную на развитие двигательных способностей детей 7-8 лет с задержкой психического развития. Следовательно, цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза - подтвердилась.
1. Баряев, А. А. Применение элементов спортивных игр в процессе физического воспитания учащихся с ЗПР в возрасте 12-15 лет / А. А. Баряев // Адаптивная физическая культура. - 2006. - N 3. - С. 55.
2. Бобылева, Татьяна Алексеевна. Коррекция двигательной сферы учащихся, имеющих задержку психического развития, в условиях общеобразовательной школы Крайнего Севера средствами физической культу-ры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. А. Бобылева ; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2002. - 23 с
3. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения / Г.П. Болонов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 3, 45 с.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
5. Бурменцкая Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/Г.В. Бурменская, О. А, Карабанова, А.Г. Лидерс. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
6. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
7. Галанов А.С. Игры - которые лечат / А.С. Галанов. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 32 с.
8. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников / А.С. Галанов. - СПб.: Речь, 2007. - 4, 16-20 с.
9. Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. К.С. Лебединской, В.М. Явкина, В.Г. Петровой. - М., 1976. - С.47- 53.
10. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития/А.А. Дмитриев. - Воронеж: Издательство НПО МОДЕК, 2004. - 63с.
11. Дробинская, А.О. Синдром психического инфантилизма / А.О. Дробинская. // Коррекционная педагогика: хрестоматия / под общ. ред. Ю.В. Науменко. Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2002. - С. 36-39.
12. Дубинска А.В., Плуде В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста // Изучение шестилетних детей. - Рига, 1980. - С.31-47.
13. Екжанова Е.А. Изучение рисунка дошкольников с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород, 1993. - С.46-51.
14. Ильин В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. . канд. пед. наук / В.А. Ильин. М.: ГЦОЛИФК, 2002.20 с.
15. Ковалёв, В.Д. Спортивные игры [Текст]./ В.Д. Ковалев, В.А. Голомазов, С.А. Кераминас. - М.: Просвещение, 2001. - 220 с.
...