Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц: теория и практика реализации

Работа №116174

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования права на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц 11
1.1 Понятие и структура субъективного права 11
1.2 Право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц как конституционная и межотраслевая категория 22
1.3 Роль и значение права на обжалование в формировании правовой активности и гражданского общества 27
Глава 2 Административный порядок обжалования решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц 34
2.1 Принципы и порядок реализации прав граждан на обжалование действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц 34
2.2 Субъекты, уполномоченные рассматривать жалобы на решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти. Особенности объекта обжалования 42
Глава 3 Судебное оспаривание действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц 50
3.1 Особенности судебного оспаривания действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Нормативная основа 50
3.2 Виды судебного оспаривания действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц 57
3.3 Сходства и различия видов судебного оспаривания действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц 67
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 86


Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Предметом исследования служат порядок, виды и особенности реализации права граждан на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Целью настоящей работы является анализ теоретических и практических аспектов реализации права граждан на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить понятие и структуру субъективного права;
- исследовать право на обжалование действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц как конституционную и межотраслевую категорию;
- выявить роль и значение права на обжалования для формирования гражданского общества;
- проследить принципы и порядок реализации прав граждан на административное обжалование действий (бездействия) органа исполнительной власти и его должностных лиц;
- ознакомиться с субъектами, уполномоченными рассматривать жалобы на решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти и особенности объекта обжалования;
- исследовать нормативные основы судебного оспаривания действий (бездействий) органа исполнительной власти;
- проанализировать виды судебного обжалования действий (бездействий) органа исполнительной власти;
- выявить сходства и различия видов судебного оспаривания действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время граждане Российской Федерации все больше начали осознавать собственную значимость для формирования правового государства. Гражданское общество является важным элементом в демократическом государстве, а одним из ключевых факторов его развития выступает реализация гражданами своего права на обжалование.
Такой правовой институт как институт обжалования является составной частью субъективного права каждого человека, однако значимость данного института не может быть приуменьшена, поскольку благодаря ему между обществом и государством в лице государственных органов выстраивается правовое общение, позволяющее выявить наиболее актуальные проблемы в государственном управлении. Данный институт имеет также особую значимость для развития не только конституционного законодательства, поскольку берет свое начало из закрепленных в Конституции прав, но и позволяет наиболее актуальные тенденции в иных областях процессуального права. Данная особенность говорит о двойственности данного института, вбирающего в себя свойства конституционного и межотраслевого характера.
Реализация гражданами в рамках института обжалования своих прав положительно сказывается на развитие гражданского общества в стране, поскольку позволяет увеличить правовую грамотность населения и уменьшить нигилистическое отношение ко всей государственно-правовой системе. Кроме того, у данного эффекта есть и обратная зависимость, которая позволяет органам государственной власти обращать больше внимание на определенные социальные группы, которые являются наиболее активными участниками гражданского общества, их проблемы и пожелания, что положительно сказывается на развитии общества в целом.
В настоящее время гражданское общество в Российской Федерации активно развивается, модернизируется в соответствии с возникающими в обществе необходимостями. Мощным толчком для развития гражданского общества и реализации гражданами права на обжалования стало принятие нового кодифицированного акта в 2015 году. Кодекс административного судопроизводства начал являлся началом нового этапа не только в науки юриспруденции, но и в деятельности правоприменителей.
Сама же система обжалования в нашей стране состоит из двух частей взаимосвязанных друг с другом: административное обжалование и судебное обжалование. Административный порядок рассмотрения жалоб позволяет гражданам в кратчайшие сроки восстановить свои нарушенные права и законные интересы. Примечательной особенностью административного порядка обжалования выступает то, что в ряде случаев он бывает обязательным при решении обжаловать решения в судебном порядке.
Кроме того, нельзя не отметить положительно эффекта от рассмотрения жалоб в порядке административного производства. При таком виде обжалования не только разгружается судебная система, но и позволяет государственному органу прийти к компромиссу с гражданином и организацией, чьи интересы были нарушены принятым государственным органом решением. Также следует отметить, что данный вид обжалования позволяет руководству государственного органа проанализировать работу своих подчиненных, выявить существующие проблемы и простроить наиболее эффективную деятельность государственного органа. При административном обжаловании действий (бездействий) органа исполнительной власти чаще всего в процесс обжалования вовлечен именно руководитель органа исполнительной власти, что позволяет ему более детально изучить работу органа, который он возглавляет. Для граждан и юридических лиц, подавших жалобу, административный порядок обжалования позволяет в дальнейшем выстроить структуру взаимодействия с исполнительным органом власти, чтобы в дальнейшем исключить возможность негативного опыта общения.
Единственным минусом административного порядка обжалования действий (бездействий) органов исполнительной власти в настоящий момент является недостаточная регламентация процесса обжалования, отсутствие единой структуры, единого правового акта. На наш взгляд законодательное закрепление данного порядка обжалования позволит с большей эффективностью использовать данный метод обжалования, создаст прозрачность и четкость процедуры рассмотрения жалобы и установит правовые последствия нарушения установленного регламента, позволят минимизировать «корпоративную солидарность» в рамках одной ветви власти.
В противовес административному обжалованию действий (бездействий) органов исполнительной власти и их должностных лиц, процедура судебного обжалования не только находит свое детальное закрепление в нормативных актах, но и разграничивает виды судебного оспаривания. В настоящее время нормативная база, содержащая нормы по обжалованию действий (бездействий) органов исполнительной власти насчитывает ни один кодекс. Данная особенность судебного вида оспаривания заключается в предметном и субъектном различи подданных в суд жалоб. Данная система нормативных актов хоть и весьма многообразна, однако вполне логична и обоснована законодателем.
Все виды судебного оспаривания действий (бездействий) органов исполнительной власти составляют лишь часть единой деятельности судов по отправлению правосудия. Однако, поскольку данный вид судебных разбирательств входит в деятельность судов, невозможно не отметить общие черты, которые присущи каждому виду судебного оспаривания действий (бездействий) органов исполнительной власти. Данный институту судебного обжалования ставит перед собой единые цели и задачи, к достижению которых стремятся судьи при рассмотрении жалоб. Кроме того, единство судебной системы в Российской Федерации позволят говорить об одинаковых принципах, на основе которых суды осуществляют свою деятельность.
Отличительные черты судебных видов оспаривания действий (бездействий) органов исполнительной власти заключается в особенностях самого предмета обжалования, затронутых прав и свободы лица, подавшего жалобу. Поэтому, представляется весьма обоснованным рассмотрение различных жалоб не только в порядке предусмотренным специальным Кодексом, но и в порядке иного производства. В настоящее время можно говорить о том, что жалобы на действия (бездействия) органов исполнительной власти рассматривают судьи арбитражного суда и судьи судов общей юрисдикции. Однако в настоящее время специализация судий в судах общей юрисдикции не представляется полноценной, в виду отсутствия во многих судах специальной коллегии по рассмотрению административных дел. Данные обязанности между собой «делят» коллегии по рассмотрению гражданских и уголовных дел, что является менее эффективным способом рассмотрения поступающих жалоб.
Для улучшения деятельности судов по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) органов исполнительной власти в стране является насущным создание административных коллегий в судах общей юрисдикции не только на областном (краевом) уровне, но и на уровне судов первой инстанции: районных и городских судов. Введение данной специализации особенно в районные и городские суды, где численность штата судей и аппаратов превышает 4 составов судов, позволит равномернее распределить существующую нагрузку и повысить эффективность рассмотрения всех категорий дел.



1. Агеева А.В. Конституционно-правовой статус семьи в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук. Челябинск, 2014. 255 с.
2. Андреев А.А. О некоторых вопросах практической реализации конституционного принципа на судебную защиту прав граждан от действий органов власти и должностных лиц на современном этапе // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 53-2. С. 23-28.
3. Андреева Л.А., Богданов А.Г. Актуальные проблемы административного судопроизводства. 2015. №7-8 (48). С. 6-10.
4. Андриянов В.Н. Сущность и принципы административного судопроизводства: узаконенная модель [Электронный ресурс] // Известия ИГЭА. 2015. Т. 25. № 3. С. 519-525. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-printsipy-administrativnogo sudoproizvodstva-uzakonennaya-model/viewer (дата обращения: 02.06.2021).
5. Апелляционное постановление № 22К-3243/2020 от 30 декабря 2020 г. по делу № 3/12-314/2020 URL: https://sudact.ru/regular/doc/t1U45bZ8iRNW/ (дата обращения 19.05.2021).
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Консультант плюс: справочно правовая система.
7. Асанова Д.Н. Некоторые проблемы, возникающие при оказании квалифицированной юридической помощи при обжаловании (оспаривании) незаконных действий и решений органов исполнительной власти // Фундаментальные и прикладные исследования: гипотезы, проблемы, результаты. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2018. С. 121-138.
8. Бабенко С.В. Правовой статус личности в правовом государстве: вопросы теории : диссертация ... кандидата юридических наук.- Краснодар, 2008. 195 с.
9. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов. М. : Норма, 2018. 768 с.
10. Бирюкова Л. Г. Понятие «Источник права» в общей теории государства и права и виды источников права // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». Пенза. Гос. ун-т, 2005. Т. 1. С.449-451.
11. Бочило А.Е. Российский федерализм и правовой статус личности: конституционно-правовое исследование: диссертация ... кандидата юридических наук. Барнаул, 2013. 252 с.
12. Васильева Е. С., Нехайчик В. К. Концепция административного судопроизводства в механизме административно-правового воздействия // Административное и муниципальное право. 2011. №10. С. 38 – 39.
13. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М. : Норма, 2008. 448 с.
14. Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества - CIVICUS» / Л. И. Якобсон, И. В. Мерсиянова, О. Н. Кононыхина и др. М. : НИУ ВШЭ, 2011. 60 с.
15. Дело «Махмудов (Makhmudov) против Российской Федерации» (жалоба № 35082/04) : постановление Европейского Суда по правам человека от 26 июля 2007 г. // Консультант плюс: справочно-правовая система.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ