Антикоррупционная экспертиза правовых актов в Российской Федерации(конституционно-правовое исследование)
|
Введение 3
Глава 1 Понятие, сущность и особенности правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 7
1.1 Понятие и правовое регулирование антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов 7
1.2 Принципы проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов 19
1.3 Место антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов в антикоррупционной политике Российского государства 25
Глава 2 Особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 30
2.1 Общая характеристика методики проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 30
2.2 Проведение антикоррупционной экспертизы органами
Прокуратуры РФ и Министерством юстиции РФ 41
2.3 Практика проведения антикоррупционной экспертизы 51
Глава 3 Проблемы и предложения по совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 60
3.1 Проблемы, возникающие при проведении антикоррупционной
экспертизы 60
3.2 Пути совершенствования антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов 75
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 87
Глава 1 Понятие, сущность и особенности правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 7
1.1 Понятие и правовое регулирование антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов 7
1.2 Принципы проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов 19
1.3 Место антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов в антикоррупционной политике Российского государства 25
Глава 2 Особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 30
2.1 Общая характеристика методики проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 30
2.2 Проведение антикоррупционной экспертизы органами
Прокуратуры РФ и Министерством юстиции РФ 41
2.3 Практика проведения антикоррупционной экспертизы 51
Глава 3 Проблемы и предложения по совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 60
3.1 Проблемы, возникающие при проведении антикоррупционной
экспертизы 60
3.2 Пути совершенствования антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов 75
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 87
Высокий уровень коррупции в органах государственной власти значительно снижает эффективность их функционирования, «коррупция в России из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превратилась в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан, бизнеса и государства» [68, с. 4]. Одной из причин коррумпированности следует назвать наличие отдельных недостатков российского законодательства, связанных с нечеткой регламентацией некоторых положений, в процессе толкования и применения которых возникают сомнения в правильности суждений и точности формулировок, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.
Поэтому, для анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет выявления в них коррупциогенных факторов и их устранения, требуется проведение антикоррупционной экспертизы законодательства, на основании которой можно устранить коррупционные угрозы и факторы коррупциогенности, содержащиеся в действующей нормативной правовой базе государственных органов.
Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации до сих пор остается новеллой пришедшей в российское законодательство путем имплементации международного законодательства, при этом важность его введения в практику признается неоспоримым как практикующими юристами, так и научным сообществом.
Обращает на себя внимание, тот факт, что в Российской Федерации в настоящее время понятие антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, задачи, а также структурированная и первую очередь правовая база института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, с единообразным подходом и опирающаяся на принципы организации и проведения отсутствуют, термин «коррупциогенный фактор» в законодательстве не определен.
Также порядок выявления коррупциогенных факторов, указанный в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, полно и ясно не определен ни в законодательстве, ни в науке.
С учетом вышеизложенного и актуальности вопроса цель работы заключается в исследовании в первую очередь понятия и методологии, а также порядка (процедуры) проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации, выявлении проблем, возникающих при ее проведении и разработке предложений по ее совершенствованию.
В настоящей работе, результатом достижения поставленной цели будет решение следующих задач:
- формулирование понятия антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- изучение основных принципов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- определение места антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в антикоррупционной политике Российского государства ;
- теоретическое и практическое исследование методики проведения антикоррупционной экспертизы, в том числе на предмет недостаточного правового регулирования;
- определение проблем, возникающих у правоприменителей при проведении ими антикоррупционной экспертизы;
- предложение способов, путей совершенствования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Объектом настоящего исследования выступают как правовые явления, так и общественные отношения, формирующиеся и складывающиеся в процессе осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом исследования являлись правовые нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации, а также научные работы, данные официальной статистики и судебной практики.
Методологической основой исследования являются комплекс общенаучных (анализ, синтез, сравнение, системный и структурный подходы, индукция, дедукция и пр.), частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный), а также специальных методов научного познания.
Теоретической основой исследования стали научные труды следующих ученых: С.Ю. Кабашова, А.В. Кудашкина, С.Б. Полякова, Е.Р. Россинской, Ю.А. Тихомирова и др., а также публикации в периодической печати и электронные ресурсы по вопросам исследуемой проблемы.
Нормативную основу исследования составили положения Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона «О противодействии коррупции», указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов Минюста РФ и других нормативных актов, относящихся к теме работы.
Эмпирическую основу работы составляют статистические данные по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов за 2018-2020 гг., материалы судебной практики, анализ законодательства.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические положения и рекомендации на основании анализа действующего антикоррупционного законодательства и проведенных конкретных эмпирических исследований, призваны более полно оценить административно-правовые способы противодействия коррупции, что в конечном счете будет несомненно способствовать совершенствованию порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практическая значимость результатов исследования в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов .
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из:
- введения;
- трех глав подразделяющихся на параграфы;
- заключения;
- списка используемой литературы и используемых источников
Поэтому, для анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет выявления в них коррупциогенных факторов и их устранения, требуется проведение антикоррупционной экспертизы законодательства, на основании которой можно устранить коррупционные угрозы и факторы коррупциогенности, содержащиеся в действующей нормативной правовой базе государственных органов.
Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации до сих пор остается новеллой пришедшей в российское законодательство путем имплементации международного законодательства, при этом важность его введения в практику признается неоспоримым как практикующими юристами, так и научным сообществом.
Обращает на себя внимание, тот факт, что в Российской Федерации в настоящее время понятие антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, задачи, а также структурированная и первую очередь правовая база института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, с единообразным подходом и опирающаяся на принципы организации и проведения отсутствуют, термин «коррупциогенный фактор» в законодательстве не определен.
Также порядок выявления коррупциогенных факторов, указанный в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, полно и ясно не определен ни в законодательстве, ни в науке.
С учетом вышеизложенного и актуальности вопроса цель работы заключается в исследовании в первую очередь понятия и методологии, а также порядка (процедуры) проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации, выявлении проблем, возникающих при ее проведении и разработке предложений по ее совершенствованию.
В настоящей работе, результатом достижения поставленной цели будет решение следующих задач:
- формулирование понятия антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- изучение основных принципов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- определение места антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в антикоррупционной политике Российского государства ;
- теоретическое и практическое исследование методики проведения антикоррупционной экспертизы, в том числе на предмет недостаточного правового регулирования;
- определение проблем, возникающих у правоприменителей при проведении ими антикоррупционной экспертизы;
- предложение способов, путей совершенствования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Объектом настоящего исследования выступают как правовые явления, так и общественные отношения, формирующиеся и складывающиеся в процессе осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом исследования являлись правовые нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации, а также научные работы, данные официальной статистики и судебной практики.
Методологической основой исследования являются комплекс общенаучных (анализ, синтез, сравнение, системный и структурный подходы, индукция, дедукция и пр.), частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный), а также специальных методов научного познания.
Теоретической основой исследования стали научные труды следующих ученых: С.Ю. Кабашова, А.В. Кудашкина, С.Б. Полякова, Е.Р. Россинской, Ю.А. Тихомирова и др., а также публикации в периодической печати и электронные ресурсы по вопросам исследуемой проблемы.
Нормативную основу исследования составили положения Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона «О противодействии коррупции», указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов Минюста РФ и других нормативных актов, относящихся к теме работы.
Эмпирическую основу работы составляют статистические данные по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов за 2018-2020 гг., материалы судебной практики, анализ законодательства.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические положения и рекомендации на основании анализа действующего антикоррупционного законодательства и проведенных конкретных эмпирических исследований, призваны более полно оценить административно-правовые способы противодействия коррупции, что в конечном счете будет несомненно способствовать совершенствованию порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практическая значимость результатов исследования в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов .
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из:
- введения;
- трех глав подразделяющихся на параграфы;
- заключения;
- списка используемой литературы и используемых источников
Борьба с коррупцией является сферой находящейся на особом месте в деятельности российского государства, о чем свидетельствуют комплексы принятых мер, где в первую очередь профилактическую роль играет антикоррупционная экспертиза.
Установление в федеральном законодательстве специальными нормативными правовыми актами регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов свидетельствует о том, какую особенную роль в борьбе с коррупцией отводится этому правовому институту.
Антикоррупционная экспертиза без преувеличения является средством повышения эффективности российского законодательства, преодоления нормотворческих ошибок.
Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и их проекты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.
В проведении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, которые представляют собой органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, а также институты гражданского общества и граждане, имеющие полномочия ее проводить в инициативном порядке.
Все коррупциогенные факторы законодатель подразделяет на две группы:
1) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, как нормы прямого действия ориентированы на достижение целей, определенных действующим законодательством.
Методика и перечень коррупциогенных факторов являются едиными для всех субъектов проведения экспертизы, при этом правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы только Министерством юстиции РФ и применяются при проведении независимой антикоррупционной экспертизы. Иные органы, организации, их должностные лица осуществляют антикоррупционную экспертизу в порядке, устанавливаемом ведомственными нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Итоги проведения антикоррупционной экспертизы отражаются в соответствующих требованиях и заключениях.
В настоящее время для оценки законодательства на предмет проявления коррупции в России созданы все необходимые условия: приняты регулирующие нормативные документы, устанавливающие процедуру и методику проведения экспертизы, устранения выявленных в ходе нее коррупциогенных факторов, определены субъекты, наделенные полномочиями по проведению экспертизы, с учетом продолжительного периода реализации антикоррупционного законодательства, как на федеральном, так и региональном и местом уровне субъекты экспертизы наработали собственный опыт экспертной работы, сформировали практику по выявлению и устранению коррупциогенных норм.
Антикоррупционная политика Российской Федерации, при ее системном анализе заслуживает положительной оценки. В то же время отсутствие единых подходов к реализации антикоррупционных мероприятий препятствует эффективному противодействию коррупции в масштабах страны.
Остается еще ряд проблем, связанных с тем, что:
1) отсутствует закрепленные понятия и виды антикоррупционной экспертизы в регламентирующих ее документах;
2) отсутствует единообразный и согласованный механизм правового регулирования организации и проведения на федеральном и региональном уровнях антикоррупционной экспертизы;
3) отсутствует механизм, применяемый для разрешения противоречий между разработчиком проекта нормативного правового акта и экспертом;
4) отсутствует действенный механизм защиты от проявления коррупции со стороны лиц, осуществляющих антикоррупционную экспертизу;
5) Методика не содержит способов практического выявления коррупциогенных факторов, алгоритма действий эксперта при анализе нормативного акта на коррупциогенность.
6) перечень коррупциогенных факторов, утвержденный в Методике, является закрытым, исчерпывающим и содержит в себе далеко не все коррупциогенные факторы, возникающие на практике;
7) правовой статус независимых экспертов, недостаточно урегулирован, поскольку законодательно не установлен четкий объем их прав, обязанностей и ответственности;
8) отсутствие строгого установленного срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы на федеральном уровне;
9) отсутствие установленного механизма ответственности за принятие правового акта, содержащего выявленные коррупциогенные факторы;
10) в законодательстве не предусмотрен механизм исполнения заключений Минюста в принудительном порядке.
Дальнейшее развитие российского антикоррупционного законодательства является первостепенной задачей стоящей перед государством, на пути к званию действительно правого государства, борьба с коррупцией должна быть определяющим направлением развития правовой системы страны.
В целях совершенствования действующего российского законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы целесообразно:
1. Определить, что антикоррупционная экспертиза - это оценка нормативных правовых актов и их проектов направленная на выявление в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Определить коррупциогенный фактор как своеобразное несовершенство нормативных предписаний либо их системной взаимосвязи, которое с высокой долей вероятности будет способствовать совершению коррупционных правонарушений.
3. Скорректировать содержание принципа антикоррупционной экспертизы: «оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами».
Указанный принцип является единственным из пяти принципов, регламентированных законом, который не распространяет свое действие в отношении проектов нормативных правовых актов, что значительно ухудшает качество антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов как меры профилактики коррупционных отношений и способствует двусмысленному толкованию данного подпункта.
4. Закрепить обязательное представление в органы прокуратуры для проверки принятых нормативных правовых актов поднадзорных органов и организаций, обеспечив постоянный контроль их поступления и своевременное изучение в прокуратуре.
5. Установить единообразные сроки проведения антикоррупционной экспертизы на уровне законодательства субъектов РФ.
6. Предусмотреть в законодательстве об антикоррупционной экспертизе положения устанавливающие обязанность законодательных органов в течение установленного срока со дня принятия, направлять принятые нормативно-правовые акты в прокуратуру.
7. Предусмотреть на базе сайта Министерства юстиции РФ специальный раздел, в котором разместить сборники методических материалов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
8. Установить обязанность органов государственной власти обнародовать на своих официальных сайтах текстов поступивших требований прокуратуры, экспертных заключений Министерства юстиции РФ, и заключений независимых экспертов.
9. Внести изменения в Правила проведения антикоррупционной экспертизы, регламентировав процедуру рассмотрения заключений независимой антикоррупционной экспертизы.
10. Установить ответственность для разработчиков нормативно-правовых актов в случае повторного (многократного) выявления коррупциогенных факторов в предоставляемых ими проектах нормативно-правовых актов, определив механизм установления такой ответственности.
11. На законодательном уровне нормативно закрепить положения об установлении ответственности органов местного самоуправления за разработку и принятие норм, содержащих в себе коррупциогенные факторы.
12. Совершенствовать, в том числе конкретизировать в сторону ужесточения требования к аккредитации экспертов, уполномоченных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.
Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов необходимо оценивать не только как средство непосредственного устранения коррупциогенных факторов, но скорее как один из действенных способов повышения качества всего российского законодательства, а значит и улучшения всех сфер деятельности населения, и государства, повышения роли государства, придания ему полноценного статуса правового государства.
Установление в федеральном законодательстве специальными нормативными правовыми актами регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов свидетельствует о том, какую особенную роль в борьбе с коррупцией отводится этому правовому институту.
Антикоррупционная экспертиза без преувеличения является средством повышения эффективности российского законодательства, преодоления нормотворческих ошибок.
Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и их проекты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.
В проведении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, которые представляют собой органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, а также институты гражданского общества и граждане, имеющие полномочия ее проводить в инициативном порядке.
Все коррупциогенные факторы законодатель подразделяет на две группы:
1) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, как нормы прямого действия ориентированы на достижение целей, определенных действующим законодательством.
Методика и перечень коррупциогенных факторов являются едиными для всех субъектов проведения экспертизы, при этом правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы только Министерством юстиции РФ и применяются при проведении независимой антикоррупционной экспертизы. Иные органы, организации, их должностные лица осуществляют антикоррупционную экспертизу в порядке, устанавливаемом ведомственными нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Итоги проведения антикоррупционной экспертизы отражаются в соответствующих требованиях и заключениях.
В настоящее время для оценки законодательства на предмет проявления коррупции в России созданы все необходимые условия: приняты регулирующие нормативные документы, устанавливающие процедуру и методику проведения экспертизы, устранения выявленных в ходе нее коррупциогенных факторов, определены субъекты, наделенные полномочиями по проведению экспертизы, с учетом продолжительного периода реализации антикоррупционного законодательства, как на федеральном, так и региональном и местом уровне субъекты экспертизы наработали собственный опыт экспертной работы, сформировали практику по выявлению и устранению коррупциогенных норм.
Антикоррупционная политика Российской Федерации, при ее системном анализе заслуживает положительной оценки. В то же время отсутствие единых подходов к реализации антикоррупционных мероприятий препятствует эффективному противодействию коррупции в масштабах страны.
Остается еще ряд проблем, связанных с тем, что:
1) отсутствует закрепленные понятия и виды антикоррупционной экспертизы в регламентирующих ее документах;
2) отсутствует единообразный и согласованный механизм правового регулирования организации и проведения на федеральном и региональном уровнях антикоррупционной экспертизы;
3) отсутствует механизм, применяемый для разрешения противоречий между разработчиком проекта нормативного правового акта и экспертом;
4) отсутствует действенный механизм защиты от проявления коррупции со стороны лиц, осуществляющих антикоррупционную экспертизу;
5) Методика не содержит способов практического выявления коррупциогенных факторов, алгоритма действий эксперта при анализе нормативного акта на коррупциогенность.
6) перечень коррупциогенных факторов, утвержденный в Методике, является закрытым, исчерпывающим и содержит в себе далеко не все коррупциогенные факторы, возникающие на практике;
7) правовой статус независимых экспертов, недостаточно урегулирован, поскольку законодательно не установлен четкий объем их прав, обязанностей и ответственности;
8) отсутствие строгого установленного срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы на федеральном уровне;
9) отсутствие установленного механизма ответственности за принятие правового акта, содержащего выявленные коррупциогенные факторы;
10) в законодательстве не предусмотрен механизм исполнения заключений Минюста в принудительном порядке.
Дальнейшее развитие российского антикоррупционного законодательства является первостепенной задачей стоящей перед государством, на пути к званию действительно правого государства, борьба с коррупцией должна быть определяющим направлением развития правовой системы страны.
В целях совершенствования действующего российского законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы целесообразно:
1. Определить, что антикоррупционная экспертиза - это оценка нормативных правовых актов и их проектов направленная на выявление в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Определить коррупциогенный фактор как своеобразное несовершенство нормативных предписаний либо их системной взаимосвязи, которое с высокой долей вероятности будет способствовать совершению коррупционных правонарушений.
3. Скорректировать содержание принципа антикоррупционной экспертизы: «оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами».
Указанный принцип является единственным из пяти принципов, регламентированных законом, который не распространяет свое действие в отношении проектов нормативных правовых актов, что значительно ухудшает качество антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов как меры профилактики коррупционных отношений и способствует двусмысленному толкованию данного подпункта.
4. Закрепить обязательное представление в органы прокуратуры для проверки принятых нормативных правовых актов поднадзорных органов и организаций, обеспечив постоянный контроль их поступления и своевременное изучение в прокуратуре.
5. Установить единообразные сроки проведения антикоррупционной экспертизы на уровне законодательства субъектов РФ.
6. Предусмотреть в законодательстве об антикоррупционной экспертизе положения устанавливающие обязанность законодательных органов в течение установленного срока со дня принятия, направлять принятые нормативно-правовые акты в прокуратуру.
7. Предусмотреть на базе сайта Министерства юстиции РФ специальный раздел, в котором разместить сборники методических материалов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
8. Установить обязанность органов государственной власти обнародовать на своих официальных сайтах текстов поступивших требований прокуратуры, экспертных заключений Министерства юстиции РФ, и заключений независимых экспертов.
9. Внести изменения в Правила проведения антикоррупционной экспертизы, регламентировав процедуру рассмотрения заключений независимой антикоррупционной экспертизы.
10. Установить ответственность для разработчиков нормативно-правовых актов в случае повторного (многократного) выявления коррупциогенных факторов в предоставляемых ими проектах нормативно-правовых актов, определив механизм установления такой ответственности.
11. На законодательном уровне нормативно закрепить положения об установлении ответственности органов местного самоуправления за разработку и принятие норм, содержащих в себе коррупциогенные факторы.
12. Совершенствовать, в том числе конкретизировать в сторону ужесточения требования к аккредитации экспертов, уполномоченных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.
Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов необходимо оценивать не только как средство непосредственного устранения коррупциогенных факторов, но скорее как один из действенных способов повышения качества всего российского законодательства, а значит и улучшения всех сфер деятельности населения, и государства, повышения роли государства, придания ему полноценного статуса правового государства.
Подобные работы
- АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ИХ ПРОЕКТОВ) В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности государственных решений, принимаемых органами исполнительной власти Российской Федерации (Принятие и исполнение государственных решений, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Антикоррупционная политика в Центральном банке Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Экспертиза правовых актов (Вариант 5, Уральский Государственный Экономический Университет)
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Антикорупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018



