Введение 3
Глава 1 Понятие, сущность и особенности правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 7
1.1 Понятие и правовое регулирование антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов 7
1.2 Принципы проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов 19
1.3 Место антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов в антикоррупционной политике Российского государства 25
Глава 2 Особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 30
2.1 Общая характеристика методики проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 30
2.2 Проведение антикоррупционной экспертизы органами
Прокуратуры РФ и Министерством юстиции РФ 41
2.3 Практика проведения антикоррупционной экспертизы 51
Глава 3 Проблемы и предложения по совершенствованию проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов 60
3.1 Проблемы, возникающие при проведении антикоррупционной
экспертизы 60
3.2 Пути совершенствования антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов 75
Заключение 82
Список используемой литературы и используемых источников 87
Высокий уровень коррупции в органах государственной власти значительно снижает эффективность их функционирования, «коррупция в России из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превратилась в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан, бизнеса и государства» [68, с. 4]. Одной из причин коррумпированности следует назвать наличие отдельных недостатков российского законодательства, связанных с нечеткой регламентацией некоторых положений, в процессе толкования и применения которых возникают сомнения в правильности суждений и точности формулировок, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.
Поэтому, для анализа нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет выявления в них коррупциогенных факторов и их устранения, требуется проведение антикоррупционной экспертизы законодательства, на основании которой можно устранить коррупционные угрозы и факторы коррупциогенности, содержащиеся в действующей нормативной правовой базе государственных органов.
Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации до сих пор остается новеллой пришедшей в российское законодательство путем имплементации международного законодательства, при этом важность его введения в практику признается неоспоримым как практикующими юристами, так и научным сообществом.
Обращает на себя внимание, тот факт, что в Российской Федерации в настоящее время понятие антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, задачи, а также структурированная и первую очередь правовая база института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, с единообразным подходом и опирающаяся на принципы организации и проведения отсутствуют, термин «коррупциогенный фактор» в законодательстве не определен.
Также порядок выявления коррупциогенных факторов, указанный в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, полно и ясно не определен ни в законодательстве, ни в науке.
С учетом вышеизложенного и актуальности вопроса цель работы заключается в исследовании в первую очередь понятия и методологии, а также порядка (процедуры) проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации, выявлении проблем, возникающих при ее проведении и разработке предложений по ее совершенствованию.
В настоящей работе, результатом достижения поставленной цели будет решение следующих задач:
- формулирование понятия антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- изучение основных принципов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- определение места антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в антикоррупционной политике Российского государства ;
- теоретическое и практическое исследование методики проведения антикоррупционной экспертизы, в том числе на предмет недостаточного правового регулирования;
- определение проблем, возникающих у правоприменителей при проведении ими антикоррупционной экспертизы;
- предложение способов, путей совершенствования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Объектом настоящего исследования выступают как правовые явления, так и общественные отношения, формирующиеся и складывающиеся в процессе осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Предметом исследования являлись правовые нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации, а также научные работы, данные официальной статистики и судебной практики.
Методологической основой исследования являются комплекс общенаучных (анализ, синтез, сравнение, системный и структурный подходы, индукция, дедукция и пр.), частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный), а также специальных методов научного познания.
Теоретической основой исследования стали научные труды следующих ученых: С.Ю. Кабашова, А.В. Кудашкина, С.Б. Полякова, Е.Р. Россинской, Ю.А. Тихомирова и др., а также публикации в периодической печати и электронные ресурсы по вопросам исследуемой проблемы.
Нормативную основу исследования составили положения Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона «О противодействии коррупции», указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов Минюста РФ и других нормативных актов, относящихся к теме работы.
Эмпирическую основу работы составляют статистические данные по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов за 2018-2020 гг., материалы судебной практики, анализ законодательства.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические положения и рекомендации на основании анализа действующего антикоррупционного законодательства и проведенных конкретных эмпирических исследований, призваны более полно оценить административно-правовые способы противодействия коррупции, что в конечном счете будет несомненно способствовать совершенствованию порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практическая значимость результатов исследования в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов .
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из:
- введения;
- трех глав подразделяющихся на параграфы;
- заключения;
- списка используемой литературы и используемых источников
Борьба с коррупцией является сферой находящейся на особом месте в деятельности российского государства, о чем свидетельствуют комплексы принятых мер, где в первую очередь профилактическую роль играет антикоррупционная экспертиза.
Установление в федеральном законодательстве специальными нормативными правовыми актами регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов свидетельствует о том, какую особенную роль в борьбе с коррупцией отводится этому правовому институту.
Антикоррупционная экспертиза без преувеличения является средством повышения эффективности российского законодательства, преодоления нормотворческих ошибок.
Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и их проекты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления, а также нормы, содержащиеся в них, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.
В проведении антикоррупционной экспертизы важную роль играют ее субъекты, которые представляют собой органы государственной власти и местного самоуправления, иные органы и организации, а также институты гражданского общества и граждане, имеющие полномочия ее проводить в инициативном порядке.
Все коррупциогенные факторы законодатель подразделяет на две группы:
1) устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, как нормы прямого действия ориентированы на достижение целей, определенных действующим законодательством.
Методика и перечень коррупциогенных факторов являются едиными для всех субъектов проведения экспертизы, при этом правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы только Министерством юстиции РФ и применяются при проведении независимой антикоррупционной экспертизы. Иные органы, организации, их должностные лица осуществляют антикоррупционную экспертизу в порядке, устанавливаемом ведомственными нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Итоги проведения антикоррупционной экспертизы отражаются в соответствующих требованиях и заключениях.
В настоящее время для оценки законодательства на предмет проявления коррупции в России созданы все необходимые условия: приняты регулирующие нормативные документы, устанавливающие процедуру и методику проведения экспертизы, устранения выявленных в ходе нее коррупциогенных факторов, определены субъекты, наделенные полномочиями по проведению экспертизы, с учетом продолжительного периода реализации антикоррупционного законодательства, как на федеральном, так и региональном и местом уровне субъекты экспертизы наработали собственный опыт экспертной работы, сформировали практику по выявлению и устранению коррупциогенных норм.
Антикоррупционная политика Российской Федерации, при ее системном анализе заслуживает положительной оценки. В то же время отсутствие единых подходов к реализации антикоррупционных мероприятий препятствует эффективному противодействию коррупции в масштабах страны.
Остается еще ряд проблем, связанных с тем, что:
1) отсутствует закрепленные понятия и виды антикоррупционной экспертизы в регламентирующих ее документах;
2) отсутствует единообразный и согласованный механизм правового регулирования организации и проведения на федеральном и региональном уровнях антикоррупционной экспертизы;
3) отсутствует механизм, применяемый для разрешения противоречий между разработчиком проекта нормативного правового акта и экспертом;
4) отсутствует действенный механизм защиты от проявления коррупции со стороны лиц, осуществляющих антикоррупционную экспертизу;
5) Методика не содержит способов практического выявления коррупциогенных факторов, алгоритма действий эксперта при анализе нормативного акта на коррупциогенность.
6) перечень коррупциогенных факторов, утвержденный в Методике, является закрытым, исчерпывающим и содержит в себе далеко не все коррупциогенные факторы, возникающие на практике;
7) правовой статус независимых экспертов, недостаточно урегулирован, поскольку законодательно не установлен четкий объем их прав, обязанностей и ответственности;
8) отсутствие строгого установленного срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы на федеральном уровне;
9) отсутствие установленного механизма ответственности за принятие правового акта, содержащего выявленные коррупциогенные факторы;
10) в законодательстве не предусмотрен механизм исполнения заключений Минюста в принудительном порядке.
Дальнейшее развитие российского антикоррупционного законодательства является первостепенной задачей стоящей перед государством, на пути к званию действительно правого государства, борьба с коррупцией должна быть определяющим направлением развития правовой системы страны.
В целях совершенствования действующего российского законодательства по проведению антикоррупционной экспертизы целесообразно:
1. Определить, что антикоррупционная экспертиза - это оценка нормативных правовых актов и их проектов направленная на выявление в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Определить коррупциогенный фактор как своеобразное несовершенство нормативных предписаний либо их системной взаимосвязи, которое с высокой долей вероятности будет способствовать совершению коррупционных правонарушений.
3. Скорректировать содержание принципа антикоррупционной экспертизы: «оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами».
Указанный принцип является единственным из пяти принципов, регламентированных законом, который не распространяет свое действие в отношении проектов нормативных правовых актов, что значительно ухудшает качество антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов как меры профилактики коррупционных отношений и способствует двусмысленному толкованию данного подпункта.
4. Закрепить обязательное представление в органы прокуратуры для проверки принятых нормативных правовых актов поднадзорных органов и организаций, обеспечив постоянный контроль их поступления и своевременное изучение в прокуратуре.
5. Установить единообразные сроки проведения антикоррупционной экспертизы на уровне законодательства субъектов РФ.
6. Предусмотреть в законодательстве об антикоррупционной экспертизе положения устанавливающие обязанность законодательных органов в течение установленного срока со дня принятия, направлять принятые нормативно-правовые акты в прокуратуру.
7. Предусмотреть на базе сайта Министерства юстиции РФ специальный раздел, в котором разместить сборники методических материалов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
8. Установить обязанность органов государственной власти обнародовать на своих официальных сайтах текстов поступивших требований прокуратуры, экспертных заключений Министерства юстиции РФ, и заключений независимых экспертов.
9. Внести изменения в Правила проведения антикоррупционной экспертизы, регламентировав процедуру рассмотрения заключений независимой антикоррупционной экспертизы.
10. Установить ответственность для разработчиков нормативно-правовых актов в случае повторного (многократного) выявления коррупциогенных факторов в предоставляемых ими проектах нормативно-правовых актов, определив механизм установления такой ответственности.
11. На законодательном уровне нормативно закрепить положения об установлении ответственности органов местного самоуправления за разработку и принятие норм, содержащих в себе коррупциогенные факторы.
12. Совершенствовать, в том числе конкретизировать в сторону ужесточения требования к аккредитации экспертов, уполномоченных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.
Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов необходимо оценивать не только как средство непосредственного устранения коррупциогенных факторов, но скорее как один из действенных способов повышения качества всего российского законодательства, а значит и улучшения всех сфер деятельности населения, и государства, повышения роли государства, придания ему полноценного статуса правового государства.
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
3. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (в ред. ФЗ от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
4. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. ФЗ от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
5. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020
годы: Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 //
Собрание законодательства РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
6. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (в ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 10. Ст. 1084.
7. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации : Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 07.05.2020) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
8. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р (в ред. от 10.03.2009) // Гарант: правовая система
9. Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 (в ред. от 13.03.2018) // Гарант: правовая система
10. Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации : Приказ Минюста России от 04.10.2013 № 187 (в ред. от 27.09.2018) // Российская газета. 2013. 18 октября.
11. Об утверждении Административного регламента Министерства
юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: Приказ Минюста России от 29.03.2019 № 57 // Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2019 г.
12. Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований : Приказ Минюста России от 01.04.2010 № 77 (в ред. от 30.09.2015) // Российская газета. 2010. 21 апреля.
13. Об утверждении Регламента Министерства юстиции Российской
Федерации: Приказ Минюста России от 27.01.2010 № 8 // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 13. 29 марта 2010.
14. Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России : Приказ Минюста России от 08.09.2011 № 310 // Российская газета. 2011. 16 сентября.
15. Об утверждении Методических рекомендаций по проведению
правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации : Приказ Минюста России от 31.05.2012 № 87 // Бюллетень
Минюста РФ. 2013. № 1.
16. О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике : Закон Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 № 52-РЗ // Кабардино-Балкарская правда. 2002. № 155-156. 9 августа.
17. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Тюменской области от 11.02.2008 № 42-п // URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/adm_- reform/more.htm?id= 10457444@ cmsArticle (дата обращения: 25.05.2020).
18. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной
экспертизы правовых актов и проектов правовых актов Губернатора Оренбургской области, Правительства Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области [Электронный ресурс] : Указ Губернатора Оренбургской области от 18.12.2008 № 159-ук // URL:
http://www.orenburg-gov.ru/ActualThema- /Korruption/1/ (дата обращения: 25.05.2020).
19. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной
экспертизы правовых актов Курганской области, принимаемых Курганской областной думой, и их проектов» [Электронный ресурс] : Постановление Курганской областной думы от 27.04.2010 № 40 // URL:
http://www.oblduma.kurgan.ru/about/activity/doc-/decree/common/get_docum. php?IDDoc=8 (дата обращения: 25.05.2020).
20. Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации городского округа Троицк : Постановление администрации городского округа Троицк в г. Москве от 27.03.2020 № 277 // издание Городской ритм. 2018. № 25. 11 декабря.
21. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области : Постановление Губернатора Челябинской области от 27.03.2009 № 78 // Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области. 2009. № 3.
22. О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов автономного округа и их проектов в исполнительных органах государственной власти и государственных органах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс] : Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.03.2009 № 32 // URL: http://docs.cntd.ru/document/991022339(дата обращения: 25.05.2020).
23. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Правительством Республики Саха (Якутия) и иными исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), а также их проектов : Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2009 № 258 // Якутские ведомости. 2009. № 39. 1 июля.
24. О Порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Ингушетия : Постановление Правительства Республики Ингушетия от 13.09.2011 № 309// Ингушентия. 2011. № 151. 15 сентября.
25. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 // Российская газета. 2007. 8 декабря.
26. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2016 № Ф06-3170/2015 по делу № А49-4024/2015 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
27. Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от
12.10.2015 № 44га-74/2015 // Консультант плюс: справочно-правовая
система.
28. Авторский материал начальника управления по надзору за
исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Александра Русецкого в журнале «Право и экономика» 21 октября 2019 Генеральная прокуратура Российской Федерации: офиц. сайт // URL: https://https://genproc.gov.ru/
anticor/doks/document-1718142/(дата обращения 10.05.2020).
29. Алешкова Н.П. Принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 5. С.41-43.
30. Алешкова Н.П. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики. М.: Административное и муниципальное право, 2013. 116 с.
31. Андреева Л.А. О независимой антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов в субъекте Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции: сб.ст. по матер. LXIV-LXV междунар. Науч- практ.конф. № 8-9 (59). Новосибирск: СибАК, 2016. С.6-17.
32. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и
проектов нормативных правовых актов: памятка. М.: Генеральная
прокуратура Российской Федерации, 2019. 32 с.
33. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: научно-практическое пособие / Власов И.С., Колесник А.А., Кошаева Т.О., Найденко В.Н., и др.; Отв. ред.: Спектор Е.И., Тихомиров Ю.А. М.: Анкил, Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2012. 152 с.
34. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина. М.: Норма. 2014. 160 с.
35. Астанин В.В. Антикоррупционная экспертиза в вопросах доктрины и практики // Российская юстиция. 2016. № 8. С.5-9.
36. Бахтина М.С. К вопросу о принципах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Административное и муниципальное право. 2015. № 1. С.107¬113.
37. Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры РФ // Административное и муниципальное право. 2015. № 2. С.209-214.
38. Бахтина М.С., Хазанов С.Д. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство снижения коррупционных рисков // Российский юридический журнал. 2016. № 3 (108). С.59-67.
39. Брылев Н.И. Методологическая экспертиза и экспертиза на
коррупциогенность «Методики проведения экспертизы на
коррупциогенность правовых актов и иных документов в целях создания в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // URL:http://www.nbrilev.ru/metodika expertiza korrupciya.htm(дата обращения 10.05.2020).
40. Будатаров С.М. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов: понятие, порядок проведения: специализированный учебный курс. Саратов: СГЮА, 2013. 118 с.
41. Васильчикова Н.А. Меры реагирования прокурора на выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2012. № 1. С.104-107.
42. В Академии обсудили противодействие коррупции в России // URL:
https://tmb.ranepa.ru/news/7ELEMENT ID=186796 (дата обращения
10.05.2020).
43. Воронина Ю.И. Проблемы эффективности правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С.465-467.
44. Галыгин Д.В. Предмет и субъекты антикоррупционной экспертизы // Молодой ученый. 2020. № 24 (314). С.27-28.
45. Галяшина Е. И. Антикоррупционная юридико-лингвистическая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / сост. Е. Р. Россинская. М.: Проспект, 2010. 77 с.
46. Генеральная прокуратура Российской Федерации: офиц. сайт // URL: https://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-1127076(дата обращения 10.05.2020).
47. Дадонов Т.Е. Независимая антикоррупционная экспертиза: проблемы и направления развития /статья в сборнике трудов конференции «Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества». Саратов: поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2016. С.124-126.
48. До Ю.П. Коррупция в органах государственной власти // Молодой ученый. 2020. №.17(307). С.191-193.
49. Долотов Р.О., Крылова Д.В. Перспективы повышения
эффективности института независимой антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. 2019. № 10. С.163-173.
50. Дьяконова О.Г. Правовая или антикоррупционная экспертиза? // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / сост. Е.Р. Россинская. М.: Проспект, 2010. 77 с.
51. Ермакова А.В. Антикоррупционная экспертиза как элемент законодательного процесса в субъектах Российской Федерации (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ): дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. 185 с.
52. Ермакова А.В. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ // Общество и право. 2013. № 3 (45). С.70-74.
53. Ефремов А.А. Реализация принципа прозрачности в сфере противодействия коррупции // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и Седьмой Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30-31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андриченко, А. М. Цирин. М., 2012. С.371-383.
54. Железнова Н.Ф. Правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов в РФ // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С.35.
55. Ишеков К. А. Нормативное правовое регулирование антикоррупционной политики: проблемы и перспективы // Российский следователь. 2017. № 24. С.28-32.
56. Кабанов П. А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в субъектах Российской Федерации: от осознания необходимости до институционализации // Следователь. 2010. № 8. С.15-28.
57. Кабашов С.Ю. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: организация и вопросы документирования: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 240 с.
58. Каменская Е. В. Независимая антикоррупционная экспертиза: научно-практическое пособие // Консультант плюс: справочно-правовая система, 2010. 142 с.
59. Каменская Е. В., Рождествина А. А. Независимая антикоррупционная экспертиза: научно-практическое пособие. // URL: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/kamenskaia_ev_rozh destvina_aa_nezavisimaja_ antikorrupcionnaja_ekspertiza/ (дата обращения: 12.05.2020).
60. Ким А.В. Правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: к вопросу о соотношении понятий // Административное право и процесс. 2017. № 5. С.78-85.
61. Кожевников О.А. Борьба с коррупцией должна начинаться с устранения дефектов антикоррупционного законодательства // Право и образование. 2010. № 3. С.74-83.
62. Козырев М.С. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в Российской Федерации // Актуальные вопросы социального управления. 2018. № 7. С.5-11.
63. Коробкин А.Н. Проблемы осуществления независимой антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 60-65.
64. Короткова О. А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: дис. канд. юрид. наук. М., 2010. 179 с.
65. Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: научно-практическое пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 366 с.
66. Кудашкин А.В. Проблемы организации и проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. 2011. № 2. С.24-32.
67. Кудашкин А. В., Дмитриев Д. А. К вопросу о необходимости совершенствования правового регулирования проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы в целях повышения ее эффективности // Административное и муниципальное право. 2011. № 4. С.87-91.
68. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика // Вопросы экономики. 2012. № 10. С.4-29.
69. Лой Е. В. Перспективы совершенствования института антикоррупционной экспертизы в рамках проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2017. № 12. С.64-67.
70. Маркин Д. В., Бойков А. Д. Проблемные аспекты методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2012. № 4. С.93-96.
71. Марцев И. А. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, проводимая подразделениями правового обеспечения МВД России в рамках правовой экспертизы // Закон и право. 2019. № 12. С.103-106.
72. Матковский С. В. Правовая природа антикоррупционной экспертизы // Российский следователь. 2008. № 24. С.27-30.
73. Мелекаев Р.К. Антикоррупционная экспертиза законодательства органами прокуратуры как средство повышения законности и правопорядка в современной России // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. № 3. С.156-161.
74. Мелекаев Р.К. Определение и предупреждение коррупциогенности законодательства Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011. 229 с.
75. Мелешко А. О. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы правовых актов: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2015. 199 с.
76. Миронов А.Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. № 2. С.32-38.
77. Платов Е.В. Причины коррупции в России. // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2018. Т. 6, № 4 (24). URL: http://esi.pnzgu.ru(дата обращения: 10.05.2020).
78. По данным базы данных судебных решений // URL:https://sudact.ru/(дата обращения: 12.05.2020).
79. Поляков С.Б. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: технологические основы: учеб. пособие. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2017. 164 с.
80. Попов И.А. О некоторых проблемах нормативно-правового и организационно-методического обеспечения антикоррупционной экспертизы // Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / сост. Е.Р. Россинская. М.: Проспект, 2010. 77 с.
81. Проблема коррупции в России. // URL: http://bd.fom.
ru/report/map/d110412 (дата обращения: 12.05.2020).
82. Прокуратура Иркутской области // URL:https://www.irkproc.ru(дата обращения 10.05.2020).
83. Россинская Е. Р., Галяшина Е. А. Антикоррупционнкая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики. М.: Инфра-М, 2014. 160 с.
84. Сайт ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» // URL: https://10.5.0.16. (дата обращения: 13.05.2020).
85. Севрюгин К.В. О принципах института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Том 2. № 3. С.157-168.
86. Статистические данные Министерства юстиции РФ за 2019 г. //
URL: http://minjust.gov.ru/ru/2019/svedeniya-o-deyatelnosti-minyusta-rossii-i-
ego-territorialnyh-organov-po-protivodeystviyu(дата обращения: 02.06.2020).
87. Статистические данные Министерства юстиции РФ за январь-май 2020 г. URL:http://minjust.gov.ru/ru/2020/svedeniya-o-deyatelnosti-minyusta-rossii-i-ego-territorialnyh-organov-po-protivodeystviyu(дата обращения: 02.06.2020).
88. Субанова Н.В. Обеспечение законности нормативных правовых актов, регулирующих осуществление разрешительной системы, средствами прокурорского надзора // Конституционное и муниципальное право. 2013. №
9. С.71-75.
89. Талапина Э. В., Южаков В. Н. Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов / под ред. В. Н. Южакова. М.: Статут, 2007. 96 с.
90. Тихомиров Ю.А. Практические аспекты осуществления антикоррупционного анализа и оценки реализации правовых актов // Журнал российского права. 2009. № 10. С.17-23.
91. Тухватуллин Т.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: взгляд прокурора // Актуальные проблемытеории и практики конституционного судопроизводства. 2019. № 14. С.218¬225.
92. Тухватуллин Т.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики // Российская юстиция. 2019. № 2. С.9-11.
93. Уманская В.П. Антикоррупционная экспертиза правовых актов: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики // Закон. 2010. № 4. С.170-177.
94. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области // URL: http://to38.minjust.ru(дата обращения: 13.05.2020).
95. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: ООО «ПОЛИГРАФ-ПЛЮС»; 2013. 160 с.
96. Фортова Л.К., Шеенков А.А. Актуальные проблемы антикоррупционной экспертизы // Интерактивная наука. 2018. № 12 (34). С.115-118.
97. Фофанова М. В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как эффективный инструмент противодействия коррупции // Гражданское общество и правовое государство. 2015. № 5. С.90-93.
98. Хабриева Т. Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Журнал российского права. 2009. № 10. С.5-13.
99. Цирин А.М. Антикоррупционная экспертиза в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 4. С. 138-145.
100. Чуприна К.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С.340-342.
101. Южаков В. Н., Ефремов А.А. Судебная практика по вопросам
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: современные тенденции и пути
совершенствования // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 10. С. 23-29.
102. Garner, Bryan A. Dictionary of Modern Legal Usage: // B. A. Garner. - New York; Oxford: Oxford University Press, 1987. - 587 p.
103. I. Amundsen, O.H. Fjeldstad. Corruption - A selected and annotated bibliography // Chr. Michelsen Institute, 2000.
104. Johnston M. Syndromes of Corruption. Wealth, Power, and Democracy. Cambridge // New York: Cambridge University Press, 2005.
105. Seumas Miller Linked bibliography for the SEP article "Corruption" by Seumas Miller // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2017.
106. S. Wickberg Literature review on corruption in fragile states // Anti-Corruption Resource Centre, 2013.