Практическая часть исследования осуществлялась на базе одной из ДЮСШ г. Нижний Новгород. При наборе в секции футбола, было просмотрено более 40 детей
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика отбора в футболе 5
1.1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация» 5
1.2. Этапы отбора футболистов 13
Глава 2. Отбор юных футболистов как необходимое условие для достижения высоких спортивных результатов 21
2.1. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов на примере ДЮСШ «Лазурит» 21
2.2. Разработка комплекса упражнений для конкурсного спортивного отбора юных футболистов 9-10 лет в ДЮСШ «Лазурит» 27
Заключение 33
Список литературы 34
Актуальность темы исследования. В мировом рейтинге среди культивируемых видов спорта футбол занимает одно из ведущих мест. Соревновательная практика охватывает широчайший диапазон - от дворовых турниров до чемпионатов мира. Успешная игровая деятельность любой команды и отдельных игроков требует от них максимального проявления спортивного таланта, высоких моральных качеств, полной самоотдачи на всех этапах учебно-тренировочной работы. Необходимо отметить, что основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяют результативность и зрелищность игры.
В последнее время специалисты в области футбола отмечают отставание отечественных спортсменов от лучших зарубежных футболистов в мастерстве владения мячом. Многие ведущие тренеры и специалисты по футболу указывают на невысокий уровень технической подготовки на уроках по физической культуре в СОШ, а также на занятиях в ДЮСШ и СДЮШОР, футбольных академий, значительно уступающий возросшим современным требованиям.
Таким образом, повышение уровня спортивного мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки спортивного резерва. Однако перед качественной подготовкой нужно провести не менее качественный спортивный отбор. Наряду с этим остаются малоизученными вопросы методики отбора футболистов различного возраста.
Цель исследования: проанализировать отбор и ориентация спортсменов в футболе.
Объект исследования – методика отбора футболистов различного возраста.
Предмет исследования - отбор и ориентация спортсменов в футболе.
Сформулированная цель, объект и предмет исследования позволяют выдвинуть следующую гипотезу исследования о том, отбор юных футболистов является необходимым условием для достижения высоких спортивных результатов.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. рассмотреть характеристику понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация»;
2. определить этапы отбора футболистов;
3. рассмотреть отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов;
4. представить комплекс упражнений для конкурсного спортивного отбора юных футболистов 9-10 лет.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические методы – наблюдение;
3. констатирующий и формирующий эксперименты;
4. методы качественной и количественной обработки полученных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала ДЮСШ «Лазурит».
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучения опыта работы ДЮСШ «Лазурит» послужит эффективному поиску талантливых детей, которым «по плечу» большие тренировочные и соревновательные нагрузки, и самые высокие темпы спортивного совершенствования.
Структура работы соответствует логике проведенного научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы
Отбор осуществляется по следующим показателям:
1) Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки;
2) Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;
3) Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам.
В процессе этого этапа спортивного отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей.
Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, классификационные нормативы и т.д.) качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов.
Для каждого кандидата отбор в конечном счете сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д.
1. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие. М.: Физическая культура, 2019. - 209 с.
2. Губа В.П., Кромке К., Стула А. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы. М.: Спорт, 2017. - 272 с.
3. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола. М.: Спорт, 2020. - 624 с.
4. Исследование координационных способностей юных футболистов в пубертатном периоде для повышения эффективности процесса подготовки / Р.И. Бойчук [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18. № 5. С. 73-82.
5. Иссурин В.Б., Лях В.И. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов. М.: Спорт, 2020. - 176 с.
6. Лапшин О.Б. Учим играть в футбол. Планы уроков. 2-е изд., стереотип. М.: Человек, 2018. - 256 с.
7. Розин, Е.Ю. Методологические аспекты отбора, и проблемы спортивного отбора в частности / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 4. - С. 62.
8. Селуянов, В.Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / М.: СпортАкадемПресс, 2020. - 112 с.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. 13-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2016. - 496 с.
10. Чирва Б.Г. Футбол. Обучение базовым элементам тактики зонного прессинга. М.: ТВТ Дивизион, 2021. - 216 с.