Введение
1Теоретические основы сбытовой деятельности предприятия
1.1Сущность и значение сбытовой деятельности предприятия
1.2Организация системы сбыта продукции предприятия
2Оценка сбытовой деятельности ЗАО «Мегапласт»
2.1Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Мегапласт»
2.2Анализ сбытовой деятельности предприятия
3Рекомендации по повышению эффективности системы сбыта продукции
ЗАО «Мегапласт»
3.1Разработка рекомендация по повышению эффективности системы
сбыта продукции предприятия
3.2Оценка эффективности разработанных рекомендаций
Заключение
Список используемых источников
На современном этапе развития экономики в качестве одного из
основных условий обеспечения необходимого уровня эффективности и
рентабельности функционирования в перспективе определяется реализация
сбытовой деятельности, приобретающей значение основы для организации и
планирования производства продукции. Кроме того, управление сбытом
становится важным элементом общей системы управления производственно-
торговых предприятий.
Условия рыночной экономики, характеризующиеся усилением
конкурентной борьбы, обусловливают актуальность разработки эффективных
методов управления сбытовой деятельностью предприятия, что является
невозможным без определения четкой структуры системы сбыта,
исследования особенностей каждого из ее элементов и обеспечения их
эффективного взаимодействия. Данный факт обусловливает актуальность
выбранной темы бакалаврской работы.
Вопросы определения сущности и значения сбытовой деятельности
предприятия, формирования системы сбыта, определения специфики ее
элементов освещены в работах исследователей Е.А. Бреусовой, Е.В.
Смирновой, Е.Н. Голубина и т. д., теоретические аспекты управления сбытом
– в трудах Г. Дж. Болта, Ю.А. Захаровой и др.
Целью данной бакалаврской работы является разработка рекомендаций
по повышению эффективности сбытовой деятельности ЗАО «Мегапласт».
Для достижения обозначенной цели определен ряд задач, требующих
решения, в частности:
определить сущности и значение сбытовой деятельности
предприятия;
охарактеризовать ключевые элементы системы сбыта продукции
предприятия;представить организационно-экономическую характеристику
предприятия ЗАО «Мегапласт»;
проанализировать систему сбыта продукции предприятия;
разработать рекомендации по повышению эффективности
сбытовой деятельности ЗАО «Мегапласт»;
оценить эффект разработанных рекомендаций.
Объект исследования - ЗАО «Мегапласт», основным видом
деятельности которого является производство пластмассовых изделий.
Предмет исследования – система сбыта ЗАО «Мегапласт».
Практическая значимость работы заключена в возможности внедрения
предлагаемых мероприятий в деятельность ЗАО «Мегапласт» и
использованием отдельных её положений (п.п. 2.2 и 3.1) специалистами
компании в сбытовой деятельности.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов,
заключения, списка литературы из 25 источников. Общий объем работы, без
приложений, 51 страница машинописного текста, в том числе таблиц – 8,
рисунков – 20.
В условиях рыночной экономики одной из важнейших функций
управляющей подсистемы предприятия является эффективная организация
сбытовой деятельности, оказывающей существенное влияние на результаты
функционирования компании и устойчивость ее развития в перспективе.
Таким образом, становится особо актуальной разработка эффективных
методов управления сбытовой деятельностью предприятия, что невозможно
без определения четкой структуры системы сбыта, исследования
особенностей каждого из ее элементов и обеспечения их эффективного
взаимодействия.
Целью данной бакалаврской работы является разработка рекомендаций
по повышению эффективности сбытовой деятельности ЗАО «Мегапласт», в
связи с чем в процессе ее написания был решен ряд задач.
Так, в рамках первого раздела бакалаврской работы:
установлена сущность сбытовой деятельности предприятия (одно
из ключевых направлений функционирования современных
производственно-торговых предприятий, заключающееся в реализации
выпускаемой продукции посредством удовлетворения имеющегося спроса на
нее);
определен алгоритм организации сбыта выпускаемой продукции
на предприятии;
охарактеризованы основные элементы системы сбыта продукции
современных компаний (органы сбыта, подсистема проектирования сбыта,
подсистема маркетинговой поддержки сбыта, подсистема информационного
обеспечения сбыта, подсистема распределительной логистики).
Во втором разделе бакалаврской работы приведены результаты анализа
основных организационно-экономических показателей функционирования
объекта исследования ЗАО «Мегапласт».
Согласно представленным данным, в 2015-2017 гг. уровень показателявыручки был достаточно неустойчив. Так, в 2016 г. по отношению к 2015 г.
произошло его снижение – практически на 6% (с 321426 тыс. руб. до 315804
тыс. руб.), в 2017 г. отмечается его рост на 19,99% (с 315804 тыс. руб. до
413853 тыс. руб.). Общее увеличение выручки в течение анализируемого
периода составило 17,8% (с 321426 до 413853 тыс. руб.). Идентичной
тенденцией изменения характеризуется показатель себестоимости продаж
предприятия.
Характер изменения суммы выручки и себестоимости определяет
динамику показателей прибыли ЗАО «Мегапласт»: показатели прибыли ООО
«Мегапласт» характеризуются тенденцией роста.
Показатели прибыли от продаж и чистой прибыли также находятся в
зависимости от суммы коммерческих расходов периода, которые
характеризуются устойчивой тенденцией снижения: в 2015 г. они составили
3437 тс. Руб., в 2016 г. 1349 тыс. руб., в 2017 г. – 1057 тыс. руб.
Позитивная тенденция изменения отмечается среди показателей
фондоотдачи, что обусловлено превышением темпов изменения выручки
предприятия над темпами изменения стоимости основных средств.
Существенные изменения в 2015-2017 гг. происходили среди
показателей рентабельности ЗАО «Мегапласт»:
рентабельность продаж в 2015 г. составила 7,53%, в 2016 г. –
4,05%, в 2017 г. – 8,18%, с общим увеличением на 0,65%;
рентабельность производства в 2016 г. по отношению к 2015 г.
снизилась практически в 3 раза и составила 1,91%%, а в 2017 г. по
сравнению с 2017 г. – возросла более чем в 3 раза и составила 6,01%.
Одним из существенных показателей эффективности деятельности
производственно-торгового предприятия также являются затраты на рубль
выручки, которые в ЗАО «Мегапласт» в течение исследуемого периода
снизились на 0,65 коп.
Негативной тенденцией изменения в 2017 г. характеризуется уровень
оборотных активов предприятия, что может быть обусловлено наличиемпроблемных аспектов в сбытовой деятельности объекта исследования.
Последующая оценка характеристики элементов системы сбыта ЗАО
«Мегапласт» показала, что в целом сбытовая деятельность на предприятии
организована на оптимальном уровне: в организационной структуре
компании имеются подразделения, выполняющие ключевые функции по
сбыту выпускаемой продукции, налажены операции распределительной
логистики, на высоком уровне обеспечена информационная поддержка
системы сбыта. Однако выявлены и факторы, которые могут оказать
негативное влияние на развитие предприятия и результаты его
функционирования в перспективе:
наибольшее количество баллов при оценке
конкурентоспособности методом суммы мест имеет АО «Мегапласт», однако
среди основных характеристик сбытовой деятельности предприятия можно
отметить аспекты, обусловливающие резервы развития и наращивания
конкурентных преимуществ;
функции стратегического значения для сбытовой деятельности
(исследование рынка, анализ отклонений фактических показателей сбыта от
плановых) переданы на аутсорсинг, что влечет риск низкого качества
решения исследовательских и аналитических задач сбытовой деятельности.
В качестве методов устранения перечисленных проблемных аспектов в
системе сбыта предприятия, на наш взгляд, возможно предложить
следующие рекомендации:
1. Использование подхода «бенчмаркинг» - исследование
успешного опыта конкурентов с целью внедрения применяемых ими
маркетинговых инструментов в собственной деятельности.
2. Введение должности маркетолога.
Расчеты ожидаемой экономической эффективности разработанных
рекомендаций обосновывают их целесообразность. Следовательно, цель
работы достигнута за счет решения поставленных задач.
1. «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс] : федер.
закон от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ : (с изм. и доп. от 23.04.2018 г.) //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон.
дан. – М., 2019.
2. Акулич И.Л. Маркетинг : учебник / И.Л. Акулич. - 6-е изд., испр.
- Мн.: 2015. - 511 с.
3. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на
предприятии: учебник / Г.Л. Багиев - СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2015. - 240 с.
4. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению
сбытом/Г.Дж. Болт. - М.: Экономика 2015. - 272 c.
5. Бреусова Е. А., Смирнова Е. В. Сбытовая политика в
деятельности современной организации // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 203–206.
6. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и
управление: учебник/ Р.И. Бунеева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 350 с.
7. Голова, А.Г. Управление продажами: Учебник / А.Г. Голова. - М.:
Дашков и К, 2015. - 280 c.
8. Голубин Е.В. Дистрибуция. Формирование и оптимизация
каналов сбыта/ Е.В. Голубин. - М.: Вершина 2015. - 135 c.
9. Горшкова Е. Г., Бухаркова О. В. Управление продажами /Е.Г.
Горшкова, О.В. Бухаркова. - Речь - Москва, 2015. - 336 c.
10. Джоббер Д. Продажи и управление продажами / Д. Джоббер, Дж.
Ланкастер. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 622 c.
11. Захарова Ю. А. Методы стимулирования сбыта/ Ю.А. Захарова. -
М.: Дашков и Ко, 2016. - 120 c.
12. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности: учебное
пособие / С.А. Каплина - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 415с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. /Общ. ред. Е.М.
Пеньковой. M.: Прогресс, 2015. – 511 с.14. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг [Текст] / Ж.Ж. Ламбен. -
СПб.: Наука, 2016. - 589 с.
15. Лукич, Р. Управление продажами / Р. Лукич. - М.: Альпина
Паблишер, 2015. - 212 c...