Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты управления сбытовой политикой предприятия 7
1.1 Понятия и сущность сбытовой политики предприятия 7
1.2 Организация сбытовой деятельности на предприятии 12
2 Оценка сбытовой политики предприятия ООО «Бакалея опт» 19
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия ООО «Бакалея опт» 19
2.2 Оценка системы сбыта продукции предприятия ООО «Бакалея опт» 25
3 Разработка мероприятий направленных на оптимизацию сбытовой политики предприятия ООО «Бакалея опт 33
3.1 Мероприятия направленный на совершенствование сбытовой политики предприятия 33
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Процессная модель работы оптового предприятия ООО «Бакалея опт» 48
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время предприятия всех отраслей уделяют особое внимание управлению сбытовой деятельностью. Это связанно с тем, что на современном рынке присутствует большое количество конкурирующих компаний.
Предприятия вынуждены постоянно отслеживать рынки сбыта, контролировать объемы продаж и отслеживать работу каналов распределения. При этом так же необходимо применять меры, позволяющие оптимизировать ценовую политику предприятия, так как установленная цена на продукцию напрямую влияет на объемы сбыта ее на рынке.
Правильно организованная сбытовая политика позволяет предприятию увеличивать долю рынка, сокращать издержки на реализацию продукции, повышать лояльность потребителей и свою конкурентоспособность на рынке.
Целью бакалаврской работы является совершенствование сбытовой политики организации ООО «Бакалея опт».
Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты сбытовой политики предприятия;
• провести анализ организационно экономической характеристики предприятия ООО «Бакалея опт»;
• провести оценку сбытовой политики предприятия ООО «Бакалея опт»;
• разработать мероприятия, направленные на совершенствование сбытовой политики предприятия ООО «Бакалея опт»;
• провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования бакалаврской работы является предприятие оптовой торговли ООО «Бакалея опт».
Предметом исследования бакалаврской работы является сбытовая политика предприятия.
В первой главе бакалаврской работы рассматривается теоретические аспекты сбытовой политики предприятия. Изучается понятие и сущность сбытовой политики, ее принципы, функции и формы. Так же рассматривается процесс организации сбытовой политики на предприятии.
Далее во второй главе представленной работы осуществляется анализ организационно-экономической характеристики предприятия за 2018-2020 гг.
Проводится оценка существующей сбытовой политики предприятия ООО «Бакалея опт», включающая в себя: анализ, объема выручки предприятия по основным потребителям; описание механизма сбытовой политики предприятия; построение схемы доставки продукции от оптовой организации ООО «Бакалея опт» до предприятий розничной торговой сети г.о. Тольятти и г.о. Самары; представление схемы бизнес-процесса сбытовой политики предприятия.
В третьей автором предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование сбытовой политики предприятия, а именно открытие интернет магазина для расширения рынка сбыта продукции и его продвижения на рынок. Проведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Структура бакалаврской работы включает в себя введение, три главы, заключение, список используемой литературы состоящий из 48 Источников, 8 таблиц и 11 рисунков.
В первой главе бакалаврской работы рассматривается теоретические аспекты сбытовой политики предприятия. Изучается понятие и сущность сбытовой политики, ее принципы, функции и формы. Так же рассматривается процесс организации сбытовой политики на предприятии.
Далее во второй главе представленной работы осуществляется анализ организационно-экономической характеристики предприятия за 2018-2020 гг.
В результате проведенного анализа за исследуемый период можно сделать вывод о том, что предприятие отработало не эффективно, о чем свидетельствуют следующие данные.
Выручка от реализации ежегодно снижается, в 2019 году по сравнению с 2018 годом снижение произошло на 10 173 т.р. а в 2020 году по сравнению с 2019 годом еще на 87 668 т.р.
Себестоимость продаж так же снижается, в 2019 году составляет 268 589 т.р. а уже в 2020 году 182 907 т.р.
Валовая прибыль в связи с тем, что происходит снижение выручки так же сокращается и уже в 2020 году уходит в минус на 1 243 т.р, что на 267, 29% меньше чем в 2019 году.
Из-за снижения ключевых показателей снижается чистая прибыль предприятия на 829,51% и составляет в 2020 году -4 771 т.р.
При этом на предприятии за исследуемый период происходит увеличение оборотных активов в статье запасы на 122,06% в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Так же ежегодно происходит снижение численности ППП, в среднем на 5 человек.
Рентабельность продаж в 2020 году составила -3%.
Проводится оценка существующей сбытовой политики предприятия ООО «Бакалея опт», включающая в себя: анализ, объема выручки предприятия по основным потребителям; описание механизма сбытовой политики предприятия; построение схемы доставки продукции от оптовой организации ООО «Бакалея опт» до предприятий розничной торговой сети г.о. Тольятти и г.о. Самары; представление схемы бизнес-процесса сбытовой политики предприятия.
Доли продаж по видам продукции: чайная продукция-25%, кофейной продукции-28%, крупы-15%, молочная продукция-10%, разное-7%, кондитерские изделия-5%, напитки-7%.
Как видно из данной таблицы объемы продаж с каждым годом снижаются. Причины снижения объемов сбыта является уменьшение платежеспособности населения и как следствие сокращение частоты посещений магазинов розничной торговли.
В третьей автором предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование сбытовой политики предприятия, а именно открытие интернет магазина для расширения рынка сбыта продукции и его продвижения на рынок. Проведен расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
В результате предложенных мероприятий был проведен расчет технико-экономических показателей предприятия ООО «Бакалея опт». Таким образом выручка от реализации за счет открытия интернет магазина увеличилась на 3 650 т.р. Себестоимость продаж так же возросла на 85 т.р. Валовая прибыль (убыток) в результате открытия интернет магазина получила положительное значение и в проекте составила 2 332 т.р.
Как следствие рост численности персонала на предприятии повлекло за собой рост фонда оплаты труда. Рентабельность продаж по прежнему имеет отрицательное значение и составляет -0,01%.
Таким образом, подводя итог можно сделать вывод о том, что несмотря на сохранение минусовых показателей деятельности предприятия, предложенные мероприятия являются эффективными, так как имеется тенденция к их росту.
1. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В. Большой экономический словарь. М. 2018. - 1280 с.
2. Александрова Е.А. Повышение эффективности конкурентоспособности перерабатывающей промышленности. Автореферат диссертации. М. 2015. - 21 с.
3. Бабенко Е.А. Сбытовая политика и ее роль в деятельности предприятия / Бабенко Е.А. // Научный вестник государственного образовательного учреждения Луганской Народной Республики "Луганский национальный аграрный университет". - 2019. - № 6-1. С. 23-30.
4. Багиев Г.Л., Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - М.: Омега-Л, 2018. - 432 с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять экономикой. - М.: «Финансы и статистика», 2017. - 384 с.
6. Баранникова М.А. Роль управления сбытом в маркетинговом управлении организацией / Баранникова М.А., Арутюнян С.А., Опрышко Ю.И. // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2017. - № 1-1 (123). С. 2124.
7. Баркан Д.И. Управление сбытом: Учеб. пособие / Д.И. Баркан. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2016. - 341 с.
8. Баркан Д.И. Эффективное управление сбытом. - М.: Академия, 2017. - 347 с.
9. Берзин И. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. - М.: КНОРУС, 2017. - 480 с.
10. .Богомолова И.П., Василенко И.Н., Ибрагимов Р.И. Совершенствование организации сбытовой деятельности предприятия: теоретические аспекты, научно-прикладные решения / Богомолова И.П., Василенко И.Н., Ибрагимов Р.И. // Современная экономика: проблемы и решения. 2019. № 8 (116). С. 37-49
11. . Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. 55 Пер.с англ. - М.: Экономика, 2018. - 363 с.
12. Боумэн К.Б., Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Основы стратегического менеджмента. М. 2016. 175 с.
13. Валеева Н.М., Валеева Ж.Р. Управление устойчивым развитием предприятия в условии реформирования экономики. Владимир, 2017. - 458 с.
14. Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М. 2016. 357 с.
15. Вэй И. Сбытовая политика предприятия: механизм реализации/ Вэй И. / Евразийский юридический журнал. 2019. № 1 (128). С. 429-430.
...