Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №116064

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы учебной деятельности в младшем школьном возрасте и формирования у детей универсальных учебных действий
1.1Проблема формирования учебной деятельности в младшем школьном
возрасте, как ведущей деятельности личности
1.2Универсальные учебные действия: их содержательная
характеристика и условия формирования
1.3. Познавательные универсальные учебные действия младших школьников и условия их формирования на уроках математики
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических условий по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
2.1Организация и методы исследования
2.2Эмпирический анализ развития интеллекта и сформированности
учебных действий испытуемых
2.3Разработка и апробация комплекса упражнений, способствующих
формированию знаково-символических познавательных УУД
2.4Анализ влияния обучения детей младшего школьного возраста
моделированию на универсальные учебные действия
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы

В современном мире актуальность образования приобретает новое
значение. Особенное внимание в этом ракурсе придается его качеству,
перспективности знаний для личности обучающихся, их социальная и
общественная востребованность, соответствие результата образования
запросам, как личности, так и государства. Сегодня система образования России
на передний план выдвигает идею непрерывности, что определяет
необходимость научного осмысления этого процесса, его особенностей,
преемственности уровней и условий, которые бы обеспечивали необходимое
качество на каждом этапе и уровне образования, способствующее развитию
личности человека, его успешную социализацию и самореализацию.
Важную роль в этом, по единодушному мнению, ученых, играет
начальная ступень образовательной траектории. Именно начальное образование
имеет принципиальное значение, так как на этом уровне закладываются не
столько знания, сколько происходит психическое развитие ребенка,
формируются базовые структуры всех сфер его личности, определяются
жизненные ценности, приобретается значимый социальный опыт. Д. И.
Фельдштейн, академик РАО, определяя значение начального образования,
говорил: «…Сопоставляя необходимые задачи, стоящие перед Обществом и
Детством, ученые - психологи, педагоги, методисты, физиологи - призваны
определять оптимальные пути развития современного ребенка…» [37].
В аспекте современных исследований и поставленных обществом задач в
21 веке в подходах к начальному образованию произошли изменения, которые
выразились в его целевой направленности. И сегодня результатом обучения
детей младшего школьного возраста должны стать личностные, предметные и
метапредметные новообразования.Внимание в нашем исследовании посвящено именно метапредметному
компоненту, который представляет собой «…освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями…» [36].
Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена
необходимостью выявления эффективных условий, способствующих
максимально полному формированию познавательных универсальных учебных
действий у детей.
Проблема универсальных учебных действий изучается многими
исследователями – выявляется смысл этого понятия, механизмы развития и
становления, условия, способы и технологии их формирования [34]. На
сегодняшний день результаты нашли свое применение в образовательном
процессе начальной школы, а истоками этого стали культурно-историческая
концепция Л. С. Выготского, теория деятельности, которая является условием
психического и личностного развития ребенка, А.Н. Леонтьева, теория
поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория
единства и взаимообусловленности развития смысловой и операциональной
сфер личности в условиях актуализации ведущей деятельности Д.Б. Эльконина
[24].
Психолого-педагогические исследования, которые нашли отражение в
концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова,
концепции последовательного планомерного формирования умственных
действий и понятий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызина, в педагогика развития
Л.В. Занкова, психопедагогике «живого знания» В.П. Зинченко, в смысловая
педагогике вариативного развивающего образования А.Г. Асмолова, В.В.
Рубцова, В.И. Слободчикова и Е.А. Ямбурга и других, сделали возможным
достижение современных задач образования, а именно, формированияпознавательных и личностных компонентов, которые и способны обеспечить
ребенку умение учиться на всех этапах его социализации, использую те самые
универсальные учебные действия, сформированные в младшем школьном
возрасте.
Широкое понимания универсальных учебных действия как умения
учиться, в психологическом значении понимается как способность личности
ребенка в результате обучения к эффективной организации собственной
деятельности для решения самого широкого круга познавательных и
социальных задач. Это возможно в результате освоения им не столько
предметных знаний, сколько способов действий, алгоритмов и моделей
организации деятельности и познания, что, по мнению ученых и практиков, и
приведет к возможности самоорганизации в ходе присвоения социального
опыта и к способности к саморазвитию личности в целом.
Особое место в этом занимает формирование познавательных
универсальных учебных действий детей, которые обеспечивают познание в
полном объеме, эффективное решение задач поиска, обработки, систематизации
и применения любого рода информации в ходе обучения и развития. Этот
аспект УУД и определили главное внимание нашего исследования.
Цель исследования – изучение психологических условий формирования
познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.
Объект исследования: универсальные учебные действия младших
школьников.
Предмет исследования: психологические условия формирования
универсальных учебных действий у младших школьников на уроках
математики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специальными условиями
формирования универсальных учебных действий на уроках математики в
младшем школьном возрасте явится овладение детьми навыкамимоделирования, как основного показателя развития знаково-символических
УУД, которые являются показателем сформированности познавательной сферы
младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую психолого-
педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развитости познавательной сферы детей
младшего школьного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс специальных методов и
приемов, обеспечивающих условия и способствующих формированию
познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в
начальной школе.
4. Провести анализ эффективности апробированного комплекса
специальных методов и приемов, направленных на формирование
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме исследования.
2. Эмпирическое изучение развитости познавательной сферы личности
испытуемых.
3. Психодиагностические методы:
- диагностика уровня сформированности базовых компонентов
учебной деятельности, Г.В. Репкина, Е.В. Заика;
- прогрессивные матрицы Дж. Равена;
- методика «Нахождение схем к задачам», А.Н. Рябинкина.
4. Метод формирующего эксперимента.
5. Количественный и качественный анализ эмпирических данных.Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения апробированного комплекса методов, приемов и способов,
позволяющих развивать познавательный универсальные учебные действия,
формировать навыки анализа, синтеза, обобщения, поиска и систематизации
информации при решении учебных задач может активно применяться в ходе
обучения математике в начальной школе, что позволит сформировать у детей
такие метапредметные образования, как способность «принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления»,
«…планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации», находить «…эффективные
способы достижения результата», использовать «знаково-символические
средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов
и процессов, схем решения учебных и практических задач» [36].
Экспериментальной базой исследования является лицей № 67,
начальная ступень основного общего образования.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка используемой литературы (40 источников). Работа
проиллюстрирована 7 таблицами и 6 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из заслуг отечественной психологической науки является
разработка психологической теории деятельности и ее структуры, а также
внедрение ее составляющих - внешней и внутренней сторон деятельности в
учебный процесс. Большинством ученых и практиков признается идея о
приоритетном направлении в современном образовании реализация
развивающего потенциала обучения (Л.С. Выготский) и внедрение в школьную
практику развивающих технологий.
К настоящему времени накоплен определенный потенциал развивающих
форм обучения. К ним относят: проблемно ориентированное развивающее
образование (Л.В. Занков), личностно ориентированное развивающее
образование (В.Д. Шадриков и др.), вариативно развивающее образование (А.Г.
Асмолов, В.В. Рубцов и др.), системно-деятельностное развивающее
образование (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и
др.).
В настоящее время существует суждение о том, что для повышения
результативности в образовании необходимы перемены, состоящие в изменении
общих учебных действий, которые обладают более универсальным
воздействием на развитие ребенка по сравнению с узко предметными знаниями,
умениями и навыками, развитием смыслового сознания, в основе которого
лежат теоретические обобщения.
Приоритетным направлением в современном общем образовании,
реализующего его развивающий потенциал, становится формирование
универсальных учебных действий, базирующихся на использовании
психологического опыта и компетенций. Универсальные учебные действия
развивают у школьников умение учиться, как первого шага к их саморазвитию и
самосовершенствованию. Различия в развивающих перечисленных подходах вобразовании состояли в вопросе о том, что конкретно развивают предложенные
виды обучения.
В нашей работе изучалась возможность формирования познавательных
универсальных учебных действий посредством обучения детей моделированию,
одной из технологий развивающего образования Эльконина-Давыдова.
Анализ научной литературы по теме исследования и проведенное нами
экспериментальное исследование позволяет нам сделать следующее
заключение. Формирование содержательных обобщений в процессе
преобразующих предметных действий, движение мысли от абстрактного к
конкретному и формирование понятия как способа деятельности,
самостоятельное научное изложение фактического материала – эти способы
действий в учебном процессе являются фундаментом формирования у
школьников теоретического мышления и основой развивающего обучения по
системе Эльконина-Давыдова.
В концепции развивающего образования Эльконина-Давыдова ведущая
роль отводится содержанию образования, в котором значимая роль
принадлежит научным понятиям, которые определяют развитие теоретического
мышления и основным источником развития выступает организация системы
учебных действий. Согласно В.В. Давыдову, ведущей формой существования
теоретического знания является способ действия. К основным видам учебных
действий он отнес те, которые направлены на построение содержательного
обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте, а также
овладение знаково-символическими УУД. При проведении уроков математики
во 2-ом классе использовались учебные действия, предполагающие развитие
моделирующе-преобразующих способностей и мышления, способного
моделировать новые отношения в пространственно-графической или знаково-
символической форме (создание моделей).Полученные в работе результаты исследования представлены в выводах и
состояли в следующем.
Технология формирования понятийных обобщений на уроках математики
преследует совершение последовательных учебных действий: обнаружение
всеобщей связи изучаемых явлений – общих отношений величин, создание
знаковых моделей в виде буквенных формул и символов, усвоение предметных
действий для выявления связи, лежащей в основе понятий, постепенный
переход от предметных действий к их выполнению в умственном плане.
Результаты, полученные при исследовании универсальных учебных
действий у испытуемых, учащихся 2-го класса показал, что у детей в
достаточной степени сформированы такие компоненты учебных действий, как
учебный интерес, целепологание, учебные действия. Таки же сложные учебные
действия, как контроль и оценка учебных действий еще сформированы в
недостаточной степени, что возможно, объяснится возрастными возможностями
детей. Изучение умственного развития у испытуемых показало, что во втором
классе все еще есть дети, которые не справляются с заданиями теста,
показывают низкие результаты. Также у детей были выявлены сложности с
удержанием и концентрацией внимания, также не все справлялись с
пониманием задания и сложностями с дифференциацией изображения, его
анализа и поиском подходящего изображения деталей рисунка.
Нами был разработан комплекс упражнений и рекомендаций для педагога,
который он апробировал на уроках математики. По результатам этого
внедрения нами был проведен мониторинг, целью которого было выявления
влияния обучения моделирования на показатели умственного развития и
владения универсальными учебными действиями.
Анализа данных показал, что у детей выявлена положительная динамика,
выражения в повышении умственного развития и способностью к знаково-
символической деятельности.


1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
процессе (Психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов
н/Д: изд-во: Ростовского университета, 2013. – 480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты
образовательной политики [Текст] / А.Г. Асмолов // Национальный
психологический журнал. – 2010. - № 2 (4). – С. 100 – 106.
3. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.:
Смысл. – 2002. – 236 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко,
В. Мещерякова. – М.: изд-во: Прайм-Еврознак, 2009. – 816 с.
5. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование
младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: изд-во:
Владос-Пресс, 2011. – 159 с.
6. Возрастные возможности усвоения знаний [Электронный ресурс] /
Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: изд-во: Просвещение, 1966. –
444 с. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8386.php
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.:
изд-во: Национальное образование, 2016. – 368 с.
8. Гальперин, П.Я. Обучение и умственное развитие в детском
возрасте [Текст] / П.Я. Гальперин // Психология как объективная наука.
Избранные психологические труды в 70 томах. - М.: Москва-Воронеж, 1996. -
с.357-388.
9. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий [Электронный
ресурс] / П.Я. Гальперин. – Режим доступа: URL: http://www.psychology-
online.net/articles/doc-1562.html10. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-
психологические проблемы построения учебных предметов [Текст] /
В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 480 с.
11. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Электронный
ресурс] / В.В. Давыдов. – М.: изд-во: ИНТОР, 1996. – 544 с.- Режим доступа:
URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9298.
12. Занков, Л.Ф. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.Ф.
Занков. – М.: изд-во: Новая школа, 1996. – 432 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]./ И.А. Зимняя. - М.:
Изд-во «Логос», 2012. – 328 с.
14. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата
образования [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. 2009.
№2. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-
kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya
15. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-
педагогические основы построения системы развивающего обучения
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: изд-во: Пресс,
2012. – 128 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ