Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества в школьной программе

Работа №116055

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение 3
ГЛАВА I. Повседневность: уровень и условия жизни населения 9
1.1 Сфера социального обслуживания 9
1.2 Доходы населения… 16
1.3 Формирования общества массового потребления 21
1.4. Повседневная духовная жизнь… 23
1.5 Свободное время россиян. Новые формы и качество отдыха 28
1.5.1 Праздники 32
1.5.2. Повседневный отдых 34
ГЛАВА II. Интерпретация темы на уроках истории и обществознания через кейс технологии и технологии развития критического мышления 38
2.1 Кейс-стади или метод конкретных ситуаций 39
2.2 Кластер как один из методов развития критического мышления… 43
2.3 Дебаты как современная педагогическая технология 49
Заключение… 55
Список использованных источников… 57
Приложение №1 62

История повседневности является актуальным направлением в науке и учебной практике, поскольку уровень жизни населения, его динамика в конечном итоге является ярчайшим индикатором уровня развития общества в целом. Проблемы уровня жизни в учебном курсе истории Отечества и зарубежных стран является неотъемлемой частью общеобразовательной школьной программы, в том числе для уменьшения влияния пропаганды, строящейся на недостаточной освещённости темы.
Степень изученности темы.
К сожалению, уровень развития общества в целом и его повседневная жизнь в частности на изучаемом нами отрезке времени слабо представлены в рамках школьной программы. Но они уже получили освещение экономистами, социологами и представителями других общественных наук. Их работы учтены при написании данной ВКР.
Прежде всего, хотелось бы отметить Бобкова В.Н., на научные статьи которого во многом опирается данная работа 1 . Его публикации посвящены внутренним и международным аспектам неравенства уровня жизни в России в период капиталистических трансформаций. Рассматриваются вопросы динамики неравенства уровня жизни.2 Весомый вклад в изучении темы также внёс А. В. Богачев своей работой о проблемах социальной справедливости в России 1990 – 2000 гг.
Работы таких ученых как Волков Ю.Г., Горикова Ю.А., Барков Ф.А шире и детальнее раскрывают тему. В их основе лежат результаты опросов населения,




1 Бобков В. Н., Вередюк О. В. Неравенство уровня жизни населения в России: внутренний и Международный контексты (начало 1990-х и 2000-е годы) // Экономика региона. 2013. № 3 (35). С. 53-62.
2 Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 78- 107.

которые предоставляют возможность взглянуть на проблему глазами свидетелей произошедших событий.3 4
Огромный вклад в изучение российской повседневности внесла Хухарева О.Н. В её работе о динамике ценностных ориентаций россиян рассматривается трансформация ценностей населения в 1990 – 2005 гг., происходившая под давлением внешних факторов.5
Методическая часть работы учитывает труд Манвелова С.Г.
«Конструирование современного урока». 6 Само понятие современной педагогической технологии во многом выстроено работами Лариной В.П., Ходыревой Е.А., Окунева А.А. Большое влияние на работу, как и на методику преподавания в целом, оказал труд Громовой О. К. «Критическое мышление – как это по-русски?».7 В вопросе составления примеров уроков по выбранным технологиям работа опирается на учебное пособие Ворошиловой Н.В. и Толмачевой А.В. «Современные технологии обучения истории и обществознанию» и их личные рекомендации.8
В построении структуры работы и проведении параллелей между эпохами огромную роль сыграло учебное пособие Славиной Л.Н. «История современной


3 Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Барбашин М.Ю. и др. Двадцать лет реформ в России глазами жителей Ростовской области // Россия реформирующаяся. 2011. № 10. С. 434-486.
4 Горикова Ю. А. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 3 (21). С. 7.
5 Хухарева О. Н. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2007. № 2-3. С. 226-233.
6 Манвелов С. Г. Конструирование современного урока // Библиотека учителя. М.: Просве- щение, 2005. № 2. С. 7-27.
7 Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология творчества. // БШ № 12, 2001 С. 9.
8 Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: Учебное пособие / КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 204 с.

России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы)».9
Объектом исследования в настоящей работе является повседневность и её интерпретация в учебном процессе. В работе рассматривается городское население, уровень жизни которого значительно отличается от сельского населения.
Предмет исследования сложный и многогранный: во-первых, изучаются такие основные компоненты повседневности как сфера социального обслуживания; доходы населения; расходы и формирование общества массового потребления; повседневная жизнь; свободное время россиян. Во-вторых, рассматриваются приёмы и методы интерпретации темы на уроках истории и обществознания в старших классах.
Цель работы заключается в том, чтобы определить и реконструировать основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества, а также создать стратегию и тактику освещения темы в учебном процессе, найти средства, методы, способы, инструменты интерпретации темы в школьной программе.
Заданная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
1. Провести анализ основных компонентов повседневной жизни России.
2. Найти пути, формы, средства презентации темы на уроках.
Хронологические рамки работы: 2000 – 2008 гг. – первые два президентских срока В.В. Путина. Нижняя грань определена началом выхода России из тотального экономического кризиса конца 1990-х гг. Верхняя грань - начало нового мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., прервавшего бурный рост экономического благосостояния населения в России.
Территориальные рамки – Российская Федерация в границах до 2014 г.
Городская местность.

9 Славина Л.Н. История современной России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы): учебное пособие /КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 256 с.

Методологическая основа исследования. Работа базируется на теории, принципах, подходах и методах, характерных для современного исторического исследования. Используется теория модернизации. На её основе изучается степень модернизации повседневной жизни горожан в конкретном процессе роста их уровня жизни. Исследовательскую базу работы составляет принцип историзма (рассматривается, от чего к чему шли процессы). Системный подход заставил рассматривать разные стороны повседневности во взаимосвязи и взаимозависимости, определить, насколько все они органично вписываются в общий исторический контекст. Сравнительный подход позволил нам выявить уровень и масштабы количественных и качественных изменений процессов, произошедших за изучаемый период. В отдельных случаях проводятся сравнения элементов уровня жизни горожан и сельских жителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование показало, что «нулевые» годы были уникальными в истории России с точки зрения роста жизненного уровня населения. За первые два срока президентства Путина (2000-2007 гг.) ВВП страны вырос на 70%, реальные доходы населения, по данным статистики, более чем удвоились, уровень бедности снизился — численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до менее 16% в 2007 г. Бюджет профицитен, финансовые возможности государства беспрецедентно высоки: в январе 2008 года золотовалютные резервы российского Центробанка составили около 480 млрд долларов, будучи третьими в мире после китайских (более полутора триллионов долларов) и японских (980 млрд долларов). Российский Стабилизационный фонд достиг 157 млрд долларов. За 8 лет был осуществлён скачок от глубочайшего экономического кризиса до бурного роста уровня благосостояния, прерванного новым мировым экономическим кризисом. В свою очередь, рост уровня благосостояния отразился на гражданах, формируя общество массового потребления и абсолютно новое для россиян понятие «жизни в кредит». Стремительно развивается культура, жадно поглощая западное влияние. Нулевые годы отпечатаются в памяти населения как самые светлые, беззаботные и вселяющие надежду, что в будущем породит целое социальное явление тоски по ним.
Относительно методики преподавания темы в общеобразовательной программе можно сделать заключение, что технология критического мышления является наиболее результативной и предпочтительной, т.к. целью критического мышления является развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он взаимодействует вне школы. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только

в массовом применении — при соприкосновении с плотным и разнородным инфополем, но и, конечно, в образовательном процессе.



1. Антоненко Н.С., Галухина Я.С., Паппэ Я.Ш. Основные тенденции развития российского крупного бизнеса в 2000-е годы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2013. № 1 (17). С. 114-136.
2. Баранов А.В. Специфика политической модернизации России в 1990- 2000-е годы (теории и реальность) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. № 2. С. 180-183.
3. Бобков В. Н., Вередюк О. В. Неравенство уровня жизни населения в России: внутренний и Международный контексты (начало 1990-х и 2000-е годы)
// Экономика региона. 2013. № 3 (35). С. 53-62.
4. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 78-107.
5. Богачев А.В. Проблемы в соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в России в 1990-е и 2000-е годы // Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 28 апреля 2017 г. Омск, 2017. С. 38-43.
6. Бызов Л.Г. Динамика идейнополитических предпочтений за 25 лет. Три этапа трансформации общественного сознания // Россия ХХI. 2019. № 2. С. 6- 21.
7. Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Барбашин М.Ю. и др. Двадцать лет реформ в России глазами жителей Ростовской области // Россия реформирующаяся. 2011. № 10. С. 434-486.
8. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: Учебное пособие / КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 204 с.

9. Горикова Ю. А. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 3 (21). С. 7.
10. Горшков М.К., Крумм Р., Петухов В.В., Бызов Л.Г. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад Института социологии РАН // Полис. Политические исследования. 2011. № 6. С. 109-119.
11. Григорьева И. А. Развитие социальной политики в России в 1990- 2000-х гг. // Мир России. Социология. Этнология. 2013. Т. 22. № 1. С. 132-154.
12. Громова О. К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология творчества. // БШ №12, 2001. С. 9.
13. Дмитриев М.Э., Мисихина С.Г. Прощай, нищета! // Вестник Европы. 2012. № 34.
14. Заболотнов А. Ю. Общество потребления в современной России // кономика и менеджмент инновационных технологий [Электронный ресурс]. 2014. № 9.
15. Заец С. В. История России. XXI век. Хроника основных событий: учебно-методическое пособие. Ярославль: Издательство ЯГУ им. П. Г. Демидова, 2017. 48 с.
16. Иванов В. Н., Овсиенко Ю. В., Сухова Н. Н. О проблемах социально- экономической и научно-технической модернизации России // Экономическая наука современной России. 2011. № 3 (54). С. 75-90.
17. Иванов В. Н., Овсиенко Ю. В., Сухова Н. Н. Социальная сфера России в 1990–2000-е годы (демографические проблемы) // Экономика и математические методы. 2014. Т. 50. № 2. С. 3-15.
18. Каравай А. В. Изменения в стратегиях социально-экономической адаптации россиян в конце XX – начале XXI вв. // Журнал институциональных исследований. 2020. № 1. С. 144-159.

19. Карпикова И. С., Соломеин А. А. Социальная защита населения в России: анализ тенденций становления и перспективных направлений развития // Baikal Research Journal. 2010. № 5. С. 18-27.
20. Карпова О.Б., Проклова Т.Н. Демографическая нагрузка в России в 2000-е годы // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2020. № 1. С. 52-57.
21. Кузьмен О. В. Анализ эволюции модели социальной политики государства в РФ // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2. № 1 (15). С. 63-69.
22. Лежнина Ю. П. Представления россиян о необходимой социальной политике: между серединой 2000-х и коронакризисом 2020 года // Социологические исследования. 2021. № 4. С. 50-60.
23. Магун В.С., Руднев М.Г. Динамика базовых ценностей российского населения: 2006–2018 // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова): сборник материалов Международной научной конференции, Москва, 28–30 ноября 2019 г. Москва, 2019. С. 651-653.
24. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока // Библиотека учителя. М.: Просвещение, 2005. № 2. С. 7-27.
25. Мисихина С. Г. Бедность в Российской Федерации и странах ОЭСР: основные тренды в 2000 годы // Уровень жизни населения регионов России. 2012.
№ 10-11 (176-177). С. 59-71.
26. Синельников-Мурылев С. Г., Дробышевский С., Назаров В., Соколов И. Эволюция бюджетной политики в России в 2000-х годах: в поисках финансовой устойчивости бюджетной системы страны // Научные труды Фонда
«Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара». 2010. № 147. С. 1-72.
27. Славина Л.Н. История современной России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы): учебное пособие
/КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 256 с.

28. Хухарева О. Н. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения // Вестник РГГУ. Серия
«Философия. Социология. Искусствоведение». 2007. № 2-3. С. 226-233.
29. Шкаратан О. И. Социально-экономическое неравенство в современном мире и становление новых форм социального расслоения в России
// Мир России. Социология. Этнология. 2018. Т. 27. № 2. С. 6-35.
30. Baynova M., Palekhova P., Petrov A., Petrova A. Cultural globalisation, consumer society and fashion industry in Russia: new socio-historical trends // Wisdom. 2019. N. 2 (13). P. 146-154.
31. Bobkov V. N., Veredyuk O. V. Ineouality of living standards in Russia: internal and international context (the early 1990s and the 2000s) // Экономикарегиона. 2013. N. 3 (35). P. 62-70.
32. Bogomolova T. Income Mobility in Russia in the 2000s // A Global Economy. Papendrecht, 2011. P. 48-66.
33. Denisova I. Income Distribution and Poverty in Russia // OECD Social, Employment and Migration Working Papers. 2012. N. 132. P. 1-47.
34. Gel'man V., Starodubtsev A. Opportunities and Constraints of Authoritarian Modernisation: Russian Policy Reforms in the 2000s // Europe-Asia Studies. 2016. Vol. 68. N. 1. P. 97-117.
35. Mareeva S. Socio-economic inequalities in modern Russia and their perception by the population // The Journal of Chinese Sociology. 2020. Vol. 7. N. 1. P. 1-19.
36. Morozova G. V., Nikitina T. I., Nikitin A. A. Modernization of the Social Sphere and the Healthcare System in Russia // Advances in Environmental Biology. 2014. Vol. 8. N. 10. P. 193-196.
37. Skhvediani A. E., Kudryavtseva T. Y. The socioeconomic development of Russia: some historical aspects // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21. N. 4. P. 195-207.
38. Sokhey S. W. What Does Putin Promise Russians? Russia's Authoritarian Social Policy // Orbis. 2020. Vol. 64. N. 3. P. 390-402.

39. Zubarevich N. V. Poverty in Russian regions in 2000-2017: factors and dynamics // Population and Economics. 2019. Vol. 3. N. 1. P. 63-74.
40. https://rosstat.gov.ru/ - сайт государственной статистики (дата обращения 09.04.2022)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ