Основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества в школьной программе
|
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА I. Повседневность: уровень и условия жизни населения 9
1.1 Сфера социального обслуживания 9
1.2 Доходы населения… 16
1.3 Формирования общества массового потребления 21
1.4. Повседневная духовная жизнь… 23
1.5 Свободное время россиян. Новые формы и качество отдыха 28
1.5.1 Праздники 32
1.5.2. Повседневный отдых 34
ГЛАВА II. Интерпретация темы на уроках истории и обществознания через кейс технологии и технологии развития критического мышления 38
2.1 Кейс-стади или метод конкретных ситуаций 39
2.2 Кластер как один из методов развития критического мышления… 43
2.3 Дебаты как современная педагогическая технология 49
Заключение… 55
Список использованных источников… 57
Приложение №1 62
Введение 3
ГЛАВА I. Повседневность: уровень и условия жизни населения 9
1.1 Сфера социального обслуживания 9
1.2 Доходы населения… 16
1.3 Формирования общества массового потребления 21
1.4. Повседневная духовная жизнь… 23
1.5 Свободное время россиян. Новые формы и качество отдыха 28
1.5.1 Праздники 32
1.5.2. Повседневный отдых 34
ГЛАВА II. Интерпретация темы на уроках истории и обществознания через кейс технологии и технологии развития критического мышления 38
2.1 Кейс-стади или метод конкретных ситуаций 39
2.2 Кластер как один из методов развития критического мышления… 43
2.3 Дебаты как современная педагогическая технология 49
Заключение… 55
Список использованных источников… 57
Приложение №1 62
История повседневности является актуальным направлением в науке и учебной практике, поскольку уровень жизни населения, его динамика в конечном итоге является ярчайшим индикатором уровня развития общества в целом. Проблемы уровня жизни в учебном курсе истории Отечества и зарубежных стран является неотъемлемой частью общеобразовательной школьной программы, в том числе для уменьшения влияния пропаганды, строящейся на недостаточной освещённости темы.
Степень изученности темы.
К сожалению, уровень развития общества в целом и его повседневная жизнь в частности на изучаемом нами отрезке времени слабо представлены в рамках школьной программы. Но они уже получили освещение экономистами, социологами и представителями других общественных наук. Их работы учтены при написании данной ВКР.
Прежде всего, хотелось бы отметить Бобкова В.Н., на научные статьи которого во многом опирается данная работа 1 . Его публикации посвящены внутренним и международным аспектам неравенства уровня жизни в России в период капиталистических трансформаций. Рассматриваются вопросы динамики неравенства уровня жизни.2 Весомый вклад в изучении темы также внёс А. В. Богачев своей работой о проблемах социальной справедливости в России 1990 – 2000 гг.
Работы таких ученых как Волков Ю.Г., Горикова Ю.А., Барков Ф.А шире и детальнее раскрывают тему. В их основе лежат результаты опросов населения,
1 Бобков В. Н., Вередюк О. В. Неравенство уровня жизни населения в России: внутренний и Международный контексты (начало 1990-х и 2000-е годы) // Экономика региона. 2013. № 3 (35). С. 53-62.
2 Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 78- 107.
которые предоставляют возможность взглянуть на проблему глазами свидетелей произошедших событий.3 4
Огромный вклад в изучение российской повседневности внесла Хухарева О.Н. В её работе о динамике ценностных ориентаций россиян рассматривается трансформация ценностей населения в 1990 – 2005 гг., происходившая под давлением внешних факторов.5
Методическая часть работы учитывает труд Манвелова С.Г.
«Конструирование современного урока». 6 Само понятие современной педагогической технологии во многом выстроено работами Лариной В.П., Ходыревой Е.А., Окунева А.А. Большое влияние на работу, как и на методику преподавания в целом, оказал труд Громовой О. К. «Критическое мышление – как это по-русски?».7 В вопросе составления примеров уроков по выбранным технологиям работа опирается на учебное пособие Ворошиловой Н.В. и Толмачевой А.В. «Современные технологии обучения истории и обществознанию» и их личные рекомендации.8
В построении структуры работы и проведении параллелей между эпохами огромную роль сыграло учебное пособие Славиной Л.Н. «История современной
3 Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Барбашин М.Ю. и др. Двадцать лет реформ в России глазами жителей Ростовской области // Россия реформирующаяся. 2011. № 10. С. 434-486.
4 Горикова Ю. А. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 3 (21). С. 7.
5 Хухарева О. Н. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2007. № 2-3. С. 226-233.
6 Манвелов С. Г. Конструирование современного урока // Библиотека учителя. М.: Просве- щение, 2005. № 2. С. 7-27.
7 Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология творчества. // БШ № 12, 2001 С. 9.
8 Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: Учебное пособие / КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 204 с.
России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы)».9
Объектом исследования в настоящей работе является повседневность и её интерпретация в учебном процессе. В работе рассматривается городское население, уровень жизни которого значительно отличается от сельского населения.
Предмет исследования сложный и многогранный: во-первых, изучаются такие основные компоненты повседневности как сфера социального обслуживания; доходы населения; расходы и формирование общества массового потребления; повседневная жизнь; свободное время россиян. Во-вторых, рассматриваются приёмы и методы интерпретации темы на уроках истории и обществознания в старших классах.
Цель работы заключается в том, чтобы определить и реконструировать основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества, а также создать стратегию и тактику освещения темы в учебном процессе, найти средства, методы, способы, инструменты интерпретации темы в школьной программе.
Заданная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
1. Провести анализ основных компонентов повседневной жизни России.
2. Найти пути, формы, средства презентации темы на уроках.
Хронологические рамки работы: 2000 – 2008 гг. – первые два президентских срока В.В. Путина. Нижняя грань определена началом выхода России из тотального экономического кризиса конца 1990-х гг. Верхняя грань - начало нового мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., прервавшего бурный рост экономического благосостояния населения в России.
Территориальные рамки – Российская Федерация в границах до 2014 г.
Городская местность.
9 Славина Л.Н. История современной России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы): учебное пособие /КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 256 с.
Методологическая основа исследования. Работа базируется на теории, принципах, подходах и методах, характерных для современного исторического исследования. Используется теория модернизации. На её основе изучается степень модернизации повседневной жизни горожан в конкретном процессе роста их уровня жизни. Исследовательскую базу работы составляет принцип историзма (рассматривается, от чего к чему шли процессы). Системный подход заставил рассматривать разные стороны повседневности во взаимосвязи и взаимозависимости, определить, насколько все они органично вписываются в общий исторический контекст. Сравнительный подход позволил нам выявить уровень и масштабы количественных и качественных изменений процессов, произошедших за изучаемый период. В отдельных случаях проводятся сравнения элементов уровня жизни горожан и сельских жителей.
Степень изученности темы.
К сожалению, уровень развития общества в целом и его повседневная жизнь в частности на изучаемом нами отрезке времени слабо представлены в рамках школьной программы. Но они уже получили освещение экономистами, социологами и представителями других общественных наук. Их работы учтены при написании данной ВКР.
Прежде всего, хотелось бы отметить Бобкова В.Н., на научные статьи которого во многом опирается данная работа 1 . Его публикации посвящены внутренним и международным аспектам неравенства уровня жизни в России в период капиталистических трансформаций. Рассматриваются вопросы динамики неравенства уровня жизни.2 Весомый вклад в изучении темы также внёс А. В. Богачев своей работой о проблемах социальной справедливости в России 1990 – 2000 гг.
Работы таких ученых как Волков Ю.Г., Горикова Ю.А., Барков Ф.А шире и детальнее раскрывают тему. В их основе лежат результаты опросов населения,
1 Бобков В. Н., Вередюк О. В. Неравенство уровня жизни населения в России: внутренний и Международный контексты (начало 1990-х и 2000-е годы) // Экономика региона. 2013. № 3 (35). С. 53-62.
2 Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 78- 107.
которые предоставляют возможность взглянуть на проблему глазами свидетелей произошедших событий.3 4
Огромный вклад в изучение российской повседневности внесла Хухарева О.Н. В её работе о динамике ценностных ориентаций россиян рассматривается трансформация ценностей населения в 1990 – 2005 гг., происходившая под давлением внешних факторов.5
Методическая часть работы учитывает труд Манвелова С.Г.
«Конструирование современного урока». 6 Само понятие современной педагогической технологии во многом выстроено работами Лариной В.П., Ходыревой Е.А., Окунева А.А. Большое влияние на работу, как и на методику преподавания в целом, оказал труд Громовой О. К. «Критическое мышление – как это по-русски?».7 В вопросе составления примеров уроков по выбранным технологиям работа опирается на учебное пособие Ворошиловой Н.В. и Толмачевой А.В. «Современные технологии обучения истории и обществознанию» и их личные рекомендации.8
В построении структуры работы и проведении параллелей между эпохами огромную роль сыграло учебное пособие Славиной Л.Н. «История современной
3 Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Барбашин М.Ю. и др. Двадцать лет реформ в России глазами жителей Ростовской области // Россия реформирующаяся. 2011. № 10. С. 434-486.
4 Горикова Ю. А. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 3 (21). С. 7.
5 Хухарева О. Н. Динамика ценностных ориентаций россиян в постсоветскую эпоху: потери и приобретения // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2007. № 2-3. С. 226-233.
6 Манвелов С. Г. Конструирование современного урока // Библиотека учителя. М.: Просве- щение, 2005. № 2. С. 7-27.
7 Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски?» Технология творчества. // БШ № 12, 2001 С. 9.
8 Ворошилова Н.В., Толмачева А.В. Современные технологии обучения истории и обществознанию: Учебное пособие / КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 204 с.
России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы)».9
Объектом исследования в настоящей работе является повседневность и её интерпретация в учебном процессе. В работе рассматривается городское население, уровень жизни которого значительно отличается от сельского населения.
Предмет исследования сложный и многогранный: во-первых, изучаются такие основные компоненты повседневности как сфера социального обслуживания; доходы населения; расходы и формирование общества массового потребления; повседневная жизнь; свободное время россиян. Во-вторых, рассматриваются приёмы и методы интерпретации темы на уроках истории и обществознания в старших классах.
Цель работы заключается в том, чтобы определить и реконструировать основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества, а также создать стратегию и тактику освещения темы в учебном процессе, найти средства, методы, способы, инструменты интерпретации темы в школьной программе.
Заданная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
1. Провести анализ основных компонентов повседневной жизни России.
2. Найти пути, формы, средства презентации темы на уроках.
Хронологические рамки работы: 2000 – 2008 гг. – первые два президентских срока В.В. Путина. Нижняя грань определена началом выхода России из тотального экономического кризиса конца 1990-х гг. Верхняя грань - начало нового мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., прервавшего бурный рост экономического благосостояния населения в России.
Территориальные рамки – Российская Федерация в границах до 2014 г.
Городская местность.
9 Славина Л.Н. История современной России.Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы): учебное пособие /КГПУ им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2021. — 256 с.
Методологическая основа исследования. Работа базируется на теории, принципах, подходах и методах, характерных для современного исторического исследования. Используется теория модернизации. На её основе изучается степень модернизации повседневной жизни горожан в конкретном процессе роста их уровня жизни. Исследовательскую базу работы составляет принцип историзма (рассматривается, от чего к чему шли процессы). Системный подход заставил рассматривать разные стороны повседневности во взаимосвязи и взаимозависимости, определить, насколько все они органично вписываются в общий исторический контекст. Сравнительный подход позволил нам выявить уровень и масштабы количественных и качественных изменений процессов, произошедших за изучаемый период. В отдельных случаях проводятся сравнения элементов уровня жизни горожан и сельских жителей.
Исследование показало, что «нулевые» годы были уникальными в истории России с точки зрения роста жизненного уровня населения. За первые два срока президентства Путина (2000-2007 гг.) ВВП страны вырос на 70%, реальные доходы населения, по данным статистики, более чем удвоились, уровень бедности снизился — численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до менее 16% в 2007 г. Бюджет профицитен, финансовые возможности государства беспрецедентно высоки: в январе 2008 года золотовалютные резервы российского Центробанка составили около 480 млрд долларов, будучи третьими в мире после китайских (более полутора триллионов долларов) и японских (980 млрд долларов). Российский Стабилизационный фонд достиг 157 млрд долларов. За 8 лет был осуществлён скачок от глубочайшего экономического кризиса до бурного роста уровня благосостояния, прерванного новым мировым экономическим кризисом. В свою очередь, рост уровня благосостояния отразился на гражданах, формируя общество массового потребления и абсолютно новое для россиян понятие «жизни в кредит». Стремительно развивается культура, жадно поглощая западное влияние. Нулевые годы отпечатаются в памяти населения как самые светлые, беззаботные и вселяющие надежду, что в будущем породит целое социальное явление тоски по ним.
Относительно методики преподавания темы в общеобразовательной программе можно сделать заключение, что технология критического мышления является наиболее результативной и предпочтительной, т.к. целью критического мышления является развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он взаимодействует вне школы. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только
в массовом применении — при соприкосновении с плотным и разнородным инфополем, но и, конечно, в образовательном процессе.
Относительно методики преподавания темы в общеобразовательной программе можно сделать заключение, что технология критического мышления является наиболее результативной и предпочтительной, т.к. целью критического мышления является развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он взаимодействует вне школы. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только
в массовом применении — при соприкосновении с плотным и разнородным инфополем, но и, конечно, в образовательном процессе.
Подобные работы
- ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1990-Х ГГ. И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Повседневная жизнь россиян в 2000-х годах и её интерпретация на уроках истории и обществознания в старшей школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС НА ЗНАНИЕ О РЕЛИГИИ В
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Подкасты и видеокасты для развития говорения и аудирования в школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЭСТЕТИКО-НРАВСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Проблематика формирования информационного общества в странах Запада второй половины ХХ века: ключевые вопросы изучения в современной отечественной школе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Роль истории повседневности в формировании чувственно-образного восприятия у умственно отсталых обучающихся (на примере ГКОУ СО «Краснотурьинская школа-интернат»)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



