Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исполнительских навыков скрипачей 8
1.1 Становление исполнительских традиций европейской и русской скрипичной школы 8
1.2 Специфика организации обучения детей игре на скрипке в системе дополнительного образования 24
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исполнительских навыков скрипачей в системе дополнительного образования 37
2.1 Изучение формирования исполнительских навыков учащихся музыкальной школы по классу скрипка в системе дополнительного образования 37
2.2 Реализация условий формирования исполнительских навыков у подростков при игре на скрипке 39
2.3 Выявление уровня сформированности исполнительских навыков у детей при игре на скрипке 64
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложение 89
Актуальность исследования. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей» [1; Глава10, статья 75].
Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Характерные черты данного возраста - любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Подростка одолевает стремление всё попробовать, во всём принять участие. Именно подростки все чаще изъявляют свое самостоятельное желание к обучению игре на скрипке.
Проблема формирования исполнительских навыков у подростков при обучении игре на скрипке, на сегодняшний день недостаточно изучена в музыкальной педагогике. Методики преподавания обучения игре на струнно - смычковых инструментах, в основном, рассчитаны на дошкольников и детей младшего школьного возраста и широко представлены в работах А.Г. Григоряна, О.М. Пархоменко, К.К. Родионова.
Из этого следует, что необходимо внедрять в педагогический процесс новые технологии и методики обучения, обогащая их научно - теоретическими, психолого-педагогическими и методико-практическими достижениями российских и зарубежных ученых, педагогов-музыкантов и исполнителей в области скрипичного исполнительского искусства. Также изменений требует и содержание обучения, которое должно отражать современные подходы в освоении инструмента.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречие между необходимостью формирования у подростков исполнительских навыков при обучении игре на скрипке и недостаточной разработанностью методического обеспечения для осуществления данного процесса.
Необходимость разрешения данного противоречия обуславливает актуальность проблемы нашего исследования, которая сформулирована нами следующим образом: каким должен быть процесс формирования у подростков исполнительских навыков при обучении игре на скрипке в системе дополнительного образования?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику обучения подростков игре на скрипке в системе дополнительного образования.
Объект - процесс формирования у подростков исполнительских навыков при обучении игре на скрипке.
Предмет - формирование у подростков исполнительских навыков при обучении игре на скрипке в системе дополнительного образования.
Гипотеза: формирование исполнительских навыков у подростков при обучении игре на скрипке будет успешным, если:
• будут разработаны критерии и показатели, способствующие объективной оценке уровня сформированности исполнительских навыков игры на скрипке;
• будет разработана и апробирована дополнительная развивающая образовательная программа для подростков «Музыкальная школа. Интенсивный курс»;
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:
1) выявить степень изученности проблемы, определить понятийное поле исследования, охарактеризовать процесс формирования у подростков исполнительских навыков при обучении игре на скрипке.
2) определить критерии, показатели и выявить уровень формирования исполнительских навыков подростков в этих сферах музыкального искусства.
3) разработать и апробировать этапы, содержание, формы и методы работы педагога по формированию исполнительских навыков.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы: анализ психолого-педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-поисковой работы, включающей в себя наблюдение, анкетирование, изучение и анализ деятельности подростков; статистические методы обработки данных.
Методологической основой являются положения: «Педагогическое наследие» Ю.И. Янкелевича и «Основы воспитания начинающего скрипача» М.М. Берлянчик.
Теоретической основой исследования являются:
• методические рекомендации, учебные пособия, скрипичные школы и исследования М.М. Берлянчика, М.А. Гарлицкого, А.Г. Григоряна, В.Г. Зельдиса, О.М. Пархоменко, К.К. Родионова, П.С. Столярского, Г.С. Турчаниновой, С.М. Шальмана, В.А. Якубовской, А.И. Ямпольского;
• научно-теоретические и практические результаты совершенствования исполнительской техники скрипача в трудах А.А. Ширинского, Ю.И. Янкелевича;
• практические труды в области развития общих музыкальных способностей разработанные Л.А. Баренбоймом, В.В. Кирюшиным, Ю.П. Козыревым, С.Е. Оськиной, Н.Л. Серапионянц.
Эмпирическая база исследования. МБОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества» г.о. Тольятти. Учащиеся в количестве 12 человек, педагоги: - 2 человека.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2015 - февраль 2016) - поисково-теоретический. Изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (март 2016 - февраль 2017) опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Изучение методического обеспечения формирования у подростков исполнительских навыков при обучении игре на скрипке в системе дополнительного образования.
Третий этап (март 2017 - май 2017) заключительно-оценочный. Проведение контрольного среза, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования.
1. Обоснованы условия формирования у подростков исполнительских навыков при обучении игре на скрипке.
2. Разработано методическое обеспечение формирования у подростков исполнительских навыков (программа, учебно-методические пособия, для реализации данной программы, критерии и показатели для определения у обучающихся уровней сформированности навыков при обучении игре на скрипке).
Теоретическая значимость исследования: охарактеризованы педагогические условия и этапы работы педагога по формированию исполнительских навыков при игре на скрипке у подростков в системе дополнительного образования;
Практическая значимость работы исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы педагогами дополнительного образования в обучении подростков игре на скрипке.
Достоверность результатов подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений; адекватностью применяемых методов, цели, предмета и задач исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач; апробацией результатов исследования в практике образовательного учреждения; положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты магистерской диссертации обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии; на научно-практических конференциях разного уровня; на педагогических совещаниях Дворца детского и юношеского творчества г.о. Тольятти.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Условия формирования исполнительских навыков у подростков при обучении игре на скрипке.
2. Методическое обеспечение формирования у подростков исполнительских навыков включает в себя: программу, учебно-методические пособия, для реализации данной программы, критерии и показатели для определения у обучающихся уровней сформированности навыков при обучении игре на скрипке.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения. Список использованной литературы включает в себя 66 источников, из них 5 на иностранном языке. В работе содержатся 10 таблиц, 4 рисунка, 2 приложения.
В процессе данного диссертационного исследования был осуществлен анализ учебной работы педагогов по классу скрипки музыкальных школ. В соответствии с целью и задачами исследования осуществлялась разработка проблемы и структурирование содержания материала.
Были изучены вопросы становления исполнительских традиций европейской и русской скрипичной школы и специфика организации обучения детей игре на скрипке в системе дополнительного образования. Был дан анализ современному состоянию учебной работы, методам и формам работы в классе скрипки детских музыкальных школ.
Исполнительский уровень игры на скрипке с каждым годом совершенствуется, а общая музыкальная подготовка исполнителей на начальном этапе не всегда соответствует должному уровню. Ощущается недостаток методической литературы в начальном звене, то есть в музыкальных школах. Отсутствие стройной системы в вопросах методики преподавания и развития игровых навыков приводит к разногласиям педагогического состава учреждений.
Результаты исследования:
Обозначены наиболее важные периоды в развитии и становлении скрипичной школы.
Были отмечено, что на сегодняшний день в методической и педагогической литературе не обозначены общепризнанные положения в вопросах мониторинга качества освоения игровыми навыками учащихся начального звена, то есть учащихся музыкальных школ.
Определено влияние физиологического и психологического состояния учащегося на овладение навыками игрового комплекса.
Определены основные показатели игровых навыков исполнительского комплекса учащихся музыкальных школ.
Отмечено, что индивидуальный подход к обучению и выстраивание личной траектории развития учащегося дают более эффективные результаты в освоение навыков игрового комплекса скрипачей.
Разработана и апробирована дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальная школа. Интенсивный курс» на база МБОУДО «ДДЮТ» г.о.Тольятти.
В результате экспериментальной работы подтвердилась гипотеза, что формирование исполнительских навыков будет успешным, если будут созданы особые педагогические условия:
• будут разработаны критерии, способствующие объективной оценке исполнительских навыков;
• будет разработана и апробирована специальная образовательная программа для подростков «Музыкальная школа. Интенсивный курс».
Результаты экспериментального исследования могут быть использованными педагогами дополнительного образования МБОУДО и преподавателями детских музыкальных школ.
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" [Текст] // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2058
3. Аллахвердов, В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. [Текст] / В.М. Аллахвердов. - СПб. : Издательство ДНК, 2001. - 200 с.
4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М. : Наука, 2001. - 279 с.
5. Артикуляция в ряду средств воспитания исполнительского мастерства скрипача // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции [Текст] - СПб. : РИИИ, 2008. 105-108 с.
6. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке [Текст] / Л.Ауэр. - М. : Музыка, 1965. - 115 с.
7. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работников культуры: Уч. пособие [Текст] / Н.К. Бакланова. - М. : Изд-во МГУК, 1996. - 120с.
8. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация [Текст] / А.В. Батаршев. - М. : Академия, 2009. - 192 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.К. Бакланова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
10. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. - М. : Институт психологии РАН, 1997. - 352 с.
11. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М. : Академия, 2009. - 336 с.
12. Бухарова, Г.Д. Системы образования: учебное пособие [Текст] / Г.Д. Бухарова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.- 475 с.
13. Вайкль, Б.А. О пении и прочем умении [Текст] / Б.А. Вайкль. - М. : Аграф, 2000. - 224 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, под ред. В.В.Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
15. Гершунский, В.М. Философия образования для XXI века [Текст] / В.М. Гершунский. М. : Совершенство, 2002. - 605 с.
...