Строительный контроль как правовое средство обеспечения надлежащего исполнения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд
Введение 3
Глава 1 Общие сведения о договорах подряда, сущность подрядных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд 21
1.1 Обзор исследований по теме магистерской диссертации 21
1.2 Договора (контракты) подряда: виды государственного (муниципального) контракта 25
1.3 Обзор нормативно-правовых актов 33
Глава 2 проблемы и пути совершенствования исполнения договоров подряда для обеспечения государственных и муниципальных нужд 36
2.1. Актуальные проблемы исполнения договоров подряда для обеспечения государственного заказа 36
2.2 О роли строительного контроля. Правовые средства, влияющие на надлежащее исполнение договоров подряда по государственным заказам 37
2.3 Предложения автора по правовому регулированию исполнения подрядных работ для обеспечения государственного заказа в градостроительной деятельности 44
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 68
Приложение А 120
Приложение Б 121
Приложение В 123
Приложение Г 132
Жизненная необходимость Российского государства увеличения объемов работ по реализации национальных проектов, в том числе посредством градостроительной отрасли страны, изменяют подходы к вопросам правового регулирования подрядных работ, к выбору инновационных технологий, с целью совершенствования организации работ и своевременного обеспечения возведения качественных, эффективных сооружений для государственных и муниципальных нужд.
С целью стремительного инновационного, научно-технологического, социально-экономического развития страны, повышения уровня и создания комфортных условий проживания граждан, президентом РФ 7 мая 2018 года подписан Указ за № 204 «О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года» (далее, Указ). В пункте 2 б) Указа поручено органами государственной власти субъектов РФ совместно с Правительством РФ разработать приоритетные национальные и федеральные проекты [153, с.2] (см., Рис. 1, Приложение А, табл.1).
Конституция РФ [95, ст.114] возлагает на Правительство государства широкий спектр обязанностей и направлений деятельности, поскольку только системными действиями со стороны правительственных органов реализуются государственная политика по всем направлениям [48, с.264].
Конституцией РФ гарантированы признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина для всех видов деятельности организаций реального сектора экономики и государственных [95].
Рисунок 1 - Бюджет национальных проектов до 2024 года
Миссия государственных органов управления заключается в создании условий для опережающего исполнения Указов Президента РФ по практической реализации НП обеспечивающих условия внедрения инновационных технологий для повышения экономического роста, конкурентоспособности экономики страны, повышение качества жизни и здоровья граждан, для укрепления безопасности и обороноспособности страны, учитывающие в качестве конкурентных преимуществ географические особенности РФ.
Выполненный анализ результатов исполнения бюджета 2019 года показывает, что выделенные средства по всем НП полностью освоены при том, что из 13 НП бюджет не выполнен только по позициям 5 - по модернизации магистральной инфраструктуры, п.9 - развитию науки (рис. 1).
Вместе с тем, в исследуемом периоде контрольными органами выявлено 112 224 нарушений по исполнению контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ для обеспечения государственных и муниципальных нужд [199, 257, 258, 277].
Серьезным негативным аспектом, как показывает судебная практика, связанных с халатностью, нарушением технологии ведения работ при осуществлении градостроительной деятельности, преступными злоупотреблениями должностными полномочиями [4, 7, 8, 10, 11, 16, 88].
Данный вывод подтверждается многочисленными исследованиями, документами аудиторских заключений, экспертно-аналитических мероприятий, судебными спорами [34, 36-50, 63, 78, 114, 153, 154, 199, 257, 258, 277, 290-293].
Счетной палатой Самарской области выявлены факты ненадлежащего исполнения государственными и муниципальными заказчиками своих обязательств в 2020 году, среди которых:
• приемка и оплата невыполненных работ, а также работ, выполненных с отклонением от проекта;
• не взыскание возвратных сумм от реализации материалов, получаемых при разборке временных зданий и сооружений;
• отсутствие должного планирования со стороны государственных (муниципальных) Заказчиков;
• некачественное выполнение работ (наличие дефектов), выявленные в результате осмотра объектов контрольно-счетных органов;
• заказчиками допущены ошибки при приемке работ (или некачественная экспертиза результатов выполненных работ) и др. [18, с. 4-7, 257].
Профессиональное осуществление строительного контроля в течении всего «жизненного цикла» объектов капитального строительства (далее, ОКС), в т.ч. для государственных и муниципальных нужд, является не только актуальной темой, но и обязательной в соответствии с градостроительным законодательством [64, 284-288, 311].
Ежегодно государственными органами выделяется большой объем бюджетных средств на возведение и содержание ОКС.
Эффективность капитальных вложений достигается строгим соблюдением как сроков исполнения договоров подряда, так и использования современных решений, качественных материалов и технологических требований в соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией на ОКС.
Законодателем в нормативно-правовых актах (далее НПА), регулирующих градостроительную деятельность (ч.1 ст. 53 ФЗ-190) [64] установлено, что строительный контроль обязан проводится в процессе всего жизненного цикла ОКС.
Вместе с тем, анализ НПА в градостроительной деятельности для обеспечения исполнения подрядных работ по муниципальным и государственным заказам в РФ свидетельствует о незавершенности правового регулирования подрядных работ.
Степень научной исследованности темы исследования.
Правовую и теоретическую основу диссертации составили научные труды по гражданскому, предпринимательскому (хозяйственному) праву, градостроительной деятельности отечественных ученых.
Вопросам, связанным с историко-правовыми периодами, аналитическим обзором по отраслевому законодательству, развитию современного состояния договоров подряда исследовались в трудах А.А. Гогина, Л.М. Аланина, Г.Н. Гогиной, Э.А. Джалилова, А.Н. Федоровой, К.А. Зимина, Н.Ю. Исакова, Ю.В. Истомина, С.В. Карасева, Ю.А. Климана, В.В. Лисицына, В.В. Лукьяновой, Е.А. Епифановой, А.П. Филиппова, А.Е. Чурбанова, Л.И. Юзович и др.
По данному направлению и вопросам, связанным с исполнением договоров подряда, посвящены ряд диссертационных исследований И.В. Балтитуте, Е.Г. Бакланова, Р.Б. Куличев , В.Г. Ивановым, Л.К. Князевой, М.А. Лактаевым, Ю.С. Папия, Е.Н. Парфирьевой, Д.Ю. Полдниковым, А.И. Нуруллиной, И.Ю. Федорова, А.Н. Федоровой, М.В. Шмелевой, А.В. Шмелевым, Е.А. Юрченко.
О.А. Захаровым приведен анализ аварий в строительстве на территории РФ и в мире. По результатам исследований предложены наиболее эффективный метод совершенствования системы обеспечения качества контроля приемки строительных работ.
Базовыми для настоящего исследования явились работы авторов С.В. Адаменко, А.А. Гогина, С.Я. Король, А.А. Черноусов, Р.О. Шигалов, А.В. Баулин, П.А. Волочкова, А.А. Лапидус, А.Ю. Ложкина, В.И. Римшина, Е.Р. Россинской, Д.В. Топчий, А.Н. Федоровой, Н.М. Якушева и др. исследован опыт и показана роль строительного контроля, предложены инструменты, методы, механизмы, обоснована необходимость его проведения, разработана методология комплексной оценки качества работ в процессе строительного контроля и или инжиниринговых услуг в строительстве. Исследованы типичные ошибки.
Вопросам перехода на цифровые технологии управления в сфере строительства и ЖКХ в России, влияние и преимущества ТИМ на развитие инвестиционно-строительного процесса, особенности проведения контроля с использованием информационных технологий при осуществлении градостроительной деятельности, аналитический обзор по информационным технологиям и отраслевому законодательству исследованы в работах: А.А. Гогина, Т.С. Голосовой, В.П. Грахова, А.Л. Кузнецовой, А.А. Надеждина, Н.С. Самофеева, Д.В. Топчий, А.Я. Токарского, А.Н. Федоровой, А.Е. Чурбанова, Т.Ю. Шемякиной и др.
В настоящее время, при наличии ряда научных трудов, посвященным отдельным исследованиям по вопросам правового регулирования подрядных работ, вместе с тем автор не обнаружил в научных библиотеках работы, по комплексным исследованиям, посвященным правовому регулированию градостроительной деятельности, юридическим наукам, инжиниринговым услугам и судебной практике по выработке теоретических и практических предложений по обеспечения надлежащего и своевременного исполнения подрядных работ по контрактам, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды посредством комплексного правового регулирования в совокупности с инструментариями строительного контроля.
По исследованиям правовой природы отношений на стыке юридической специальности и нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность по договорам подряда, обеспечивающих надлежащее удовлетворение государственных и муниципальных нужд правовыми средствами строительного контроля в процессе практического исполнения договоров подряда на протяжении всех жизненных циклов ОКС.
Вместе с тем, в правовой науке для регулирования градостроительной и образовательной деятельности имеется значительное число нерешенных задач организационного, технологического (ТИМ) и нормативно-правового характера по повышению персональной ответственности исполнителей, по внесению изменений в образовательный процесс по подготовке высококвалифицированных специалистов.
Из правовых недостатков, следует отметить, что при значительном многообразии нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность [43,48, 263, 264], вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствуют требования к персональной ответственности за предоставление недостоверных сведений исполнителями, как со стороны государственных и или муниципальных заказчиков, так и со стороны подрядных организаций при осуществлении градостроительной деятельности.
Из организационно-правовых недостатков следует отметить пробелы в подготовке специалистов строительного контроля в высших учебных заведениях по строительной специальности.
В строительных образовательных учреждениях необходимо ввести специализированные программы подготовки специалистов (инженеров) строительного контроля с углубленным изучением предметов для осуществления функций строительного инжиниринга, по надежности строительных конструкций, технологии и организации строительства объектов, но и нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность.
В учреждениях, изучающих гражданское право, недостаточно уделено времени в программах обучения студентов предметам по правовому регулированию градостроительной деятельности.
Объектом магистерского исследования является комплекс общественных правоотношений, возникающих в рамках реализации градостроительной деятельности, посредством исполнения публичных договоров подряда для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования является совокупность нормативно-правовых норм, регулирующих градостроительную деятельность и отношения участников исполнения договоров подряда в сфере удовлетворения публичных нужд, а также практика применения и перспективы развития правового регулирования исполнения договоров подряда для государственных и муниципальных нужд правовыми средствами института строительного контроля.
Методологическая основа.
При проведении исследований использовались общенаучные методы (аналогия, абстрагирование, анализ, дедукция, индукция, обобщение), диалектический метод познания, частнонаучные и связанные с ними специальные методы исследования, соответствующие специфики градостроительной деятельности и отрасли юридической науки в области правового регулирования (грамматическое, историческое, логическое, толкование, системное толкование).
Нормативно-правовую базу настоящего исследования составляют: Конституция РФ, Градостроительный, Гражданский, Бюджетный кодексы РФ, Федеральные законы РФ, в том числе: «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «О контрактной системе в сфере закупок...», законы субъектов РФ, Постановления, распоряжения Правительства РФ, национальные стандарты, НПА министерств и ведомств, судебная практика.
Межотраслевой характер исследования обусловил изучение работ по правовому регулированию градостроительной деятельности, юридическим наукам, инжиниринговым услугам и др.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные данные годовых Отчетов аудиторов счетной палаты РФ и субъектов, Отчеты о результатах экспертно-аналитического мониторинга мер, с целью сокращения количества объектов незавершенного строительства, их объемов для исполнения поручений Президента РФ. Статистические данные Министерства строительства РФ о реализации федеральных и региональных целевых программ, материалы арбитражной практики. В качестве информационной базы исследования были использованы: фонд библиотеки автора, электронные ресурсы сайтов информационно-справочных источников, научной литературы, в области регулирования градостроительной деятельности, отношений по договорам подряда в Российской Федерации и зарубежная практика.
Гипотеза. На основе личного профессионального и исследовательского опыта, результатов экспериментальных исследований и наблюдений, теоретико-методологического, теоретического анализа НПА по теме исследования предполагается сформулировать предложения по регулированию отношений в сфере градостроительной деятельности, правовыми средствами института строительного контроля, для обеспечения надлежащего исполнения подрядных работ по муниципальным и государственным заказам [89].
Научная новизна состоит в разработке конкретных предложений по правовому регулированию отношений, обеспечивающих надлежащее исполнение договоров подряда для государственных и муниципальных нужд, через правовые средства института строительного контроля.
Цель диссертационного исследования состоит в последующей экспериментальной проверке гипотезы - научного допущения, чтобы на основе комплексного исследования нормативно-правовых актов, по правовому регулированию градостроительной деятельности, юридическим наукам, инжиниринговым услугам и судебной практике выработать теоретические и практические предложения по обеспечения надлежащего и своевременного исполнения подрядных работ по контрактам, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды посредством комплексного правового регулирования в совокупности с инструментариями строительного контроля.
Основные задачи исследования:
• исследовать отраслевую и правовую природу договоров подряда для государственных и муниципальных нужд, как правовой формы удовлетворения публичных нужд;
• выполнить анализ правовой природы нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность и государственные и муниципальные контракты по подрядным работам;
• сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере градостроительной деятельности, инструментарием строительного контроля, как правового средства, для обеспечения надлежащего исполнения подрядных работ по муниципальным и государственным заказам.
Настоящей работой автор предпринимает попытки устранения большей части выявленных недостатков для создания безопасных условий по привлечению инвесторов в градостроительную деятельность, с целью инновационного, научного, технологического, социально-экономического прогресса РФ, повышения уровня жизни населения страны в современных условиях.
Ежегодно государственными органами выделяется большой объем бюджетных средств на возведение и содержание ОКС.
Эффективность капитальных вложений достигается строгим соблюдением как сроков исполнения договоров подряда, так и использования современных решений, качественных материалов и технологических требований в соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией на ОКС.
Законодателем в нормативно-правовых актах (далее НПА), регулирующих градостроительную деятельность (ч.1 ст. 53 ФЗ-190) [64] установлено, что строительный контроль обязан проводится в процессе всего жизненного цикла ОКС.
Межотраслевой характер исследования обусловил изучение работ по правовому регулированию градостроительной деятельности, юридическим наукам, инжиниринговым услугам и др.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные данные годовых Отчетов аудиторов счетной палаты РФ и субъектов, Отчеты о результатах экспертно-аналитического мониторинга мер, с целью сокращения количества объектов незавершенного строительства, их объемов для исполнения поручений Президента РФ. Статистические данные Министерства строительства РФ о реализации федеральных и региональных целевых программ, материалы арбитражной практики. В качестве информационной базы исследования были использованы: фонд библиотеки автора, электронные ресурсы сайтов информационно-справочных источников, научной литературы, в области регулирования градостроительной деятельности, отношений по договорам подряда в Российской Федерации и зарубежная практика.
Вместе с тем, анализ НПА в градостроительной деятельности для обеспечения исполнения подрядных работ по муниципальным и государственным заказам в РФ свидетельствует о незавершенности правового регулирования подрядных работ.
Из правовых недостатков, следует отметить, что при значительном многообразии нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность [43,48, 263, 264], вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствуют требования к персональной ответственности за предоставление недостоверных сведений исполнителями, как со стороны государственных и или муниципальных заказчиков, так и со стороны подрядных организаций при осуществлении градостроительной деятельности.
Из организационно-правовых недостатков следует отметить пробелы в подготовке специалистов строительного контроля в высших учебных заведениях по строительной специальности.
В строительных образовательных учреждениях необходимо ввести специализированные программы подготовки специалистов (инженеров) строительного контроля с углубленным изучением предметов для осуществления функций строительного инжиниринга, по надежности строительных конструкций, технологии и организации строительства объектов, но и нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность.
В учреждениях, изучающих гражданское право, недостаточно уделено времени в программах обучения студентов предметам по правовому регулированию градостроительной деятельности.
По фактическим обстоятельствам рассматриваемого судебного спора, выявлено, что судебный эксперт - единственный участник судебного процесса, который несет персональную ответственность, установленную законодательством РФ, включая и уголовную за дачу недостоверного, заведомо ложного заключения. Исполняя требования Конституции РФ и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу экспертной деятельности, судебный эксперт, провел исследование объективно, на строго научной, практической основе, всесторонне и в полном объеме, правомерность которого установлена судами четырех судебных инстанций.
Автор в своих работах [2-4, 7, 10,16, 18] отмечал, что крупнейшим потребителем подрядных работ выступает государство в лице своих уполномоченных органов, которые самостоятельно определяют контрактами порядок выполнения подрядных работ по объектам капитального строительства в соответствии с нормативно-правовыми актами (далее НПА), регулирующими осуществление подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (далее, гос. нужд).
К договорам подряда по исполнению госзаказа в зависимости от типов проектов относятся:
• инвестиционный, которым определяется доходность (прибыль), срок возврата вложенных финансовых средств инвестора - государственного органа;
• инновационный, по которому осуществляется расчет минимизации возможных рисков и непредвиденных обстоятельств, когда по договору подряда предлагается новой производство, выпуск новой продукции, использование инновационных материалов и технологий;
• строительный, по которому устанавливают наличие и ожидаемую стоимость земельных участков, капиталоемкость, время выхода на проектную мощность или срок возврата финансовых средств при возведении нового объекта капитального строительства, в том числе на этапах жизненного цикла ОКС [64];
• капитальный ремонт, когда возникает необходимость восстановления или замены строительных конструкций или элементов на ОКС;
• реконструкция, когда появляется необходимость изменения основных параметров существующего ОКС, замены несущих конструкций, изменение в сторону увеличения объема, площади, этажности, изменения категории или класса ОКС;
• модернизация, по которому обосновываются: состав работ по аналогии с реконструкцией, но с учетом перспективы замены основных средств (оборудования, машин, механизмов, технологии) на более производительные, инновационные и отвечающие требованиям рынка и времени;
• реставрация, по которому проводят комплекс мероприятий и работ, направленных на сохранение ОКС - памятников истории и культуры, на предотвращение последующих разрушений и достижения оптимальных условия их сохранения в продолжительном периоде времени;
• демонтажный, когда по договорам подряда необходимо выполнить работы по сносу и утилизации ОКС.
Немаловажно учесть факторы, которые необходимы для выполнения госконтракта на составление ТЭО по ОКС:
• Нормативно-правовые;
• Экономической эффективности;
• Социальных последствий;
• Эксплуатационной безопасности;
• Экологической безопасности;
• Санитарно-эпидемиологические;
• Природоохранные;
• технологические;
• Конструктивные;
• Объемно-планировочные.
Экономической и правовой оценке подлежат вопросы рационального сохранения, использования и воспроизводства природных ресурсов, меры, снижающие уровень экологической безопасности планируемого проекта, сбалансированность хозяйственной деятельности.
Для создания технически передовых, высокой экономической и энергоэффективности ОКС во время ввода их в эксплуатацию, в контракте необходимо учесть новейшие достижения науки и техники, мероприятия по предотвращению или исключению (компенсации) негативных последствий от эксплуатации в социальной-экономической сфере в муниципальном районе размещения ОКС.
Экономической и правовой оценке подлежат вопросы рационального сохранения, использования и воспроизводства природных ресурсов, меры, снижающие уровень экологической безопасности планируемого проекта, сбалансированность хозяйственной деятельности. Для создания технически передовых, высокой экономической и энергоэффективности ОКС во время ввода их в эксплуатацию, в контракте необходимо учесть новейшие достижения науки и техники, мероприятия по предотвращению или исключению (компенсации) негативных последствий от эксплуатации в социальной-экономической сфере в муниципальном районе размещения ОКС.
По результатам исследования материалов арбитражных дел [290-293], автором выявлено, что при рассмотрении дел Ответчиком регулярно совершались действия по злоупотреблению правом, направленные на воспрепятствование рассмотрения дела, принятия законных, обоснованных судебных актов и на затягивание судебных процессов [7, 10, 12, 16, 18, 19, 291], выражающиеся в:
• в постоянном предоставлении в суд большого количества документов непосредственно в судебное заседание без ознакомления заранее с ними сторон и третьих лиц;
• в небрежном оформлении представляемых в суд документов, оформленных ненадлежащим образом;
• в неоднократном заявлении ходатайства об отложении в условиях, когда заранее было возможно ознакомление Ответчика 1 со всеми процессуальными документами и письменными доводами сторон и экспертов;
• в осознанном и целесообразном «заваливании» суда и сторон документами, либо не имеющими никакого отношения к предмету рассматриваемого спора, либо дублирующими доводы, уже ранее изложенные Ответчиком 1 в иных документах;
• в постоянном введении суд в заблуждение относительно фактических обстоятельств дела и искажении реальной информации (например, относительно того, что здание Автосалона функционирует, относительно того, что Истец являлся дилером только с 2015 года - а фактически более 25 лет и т.п.) [291]. При этом, Ответчик обладает достоверными сведениями и сознательно искажает их, используя для своей защиты любые доступные ему ненадлежащие способы;
• в голословной дискредитации компетенции судебных экспертов, компетенция которых установлена Арбитражным судом Самарской области и документально подтверждена.
Суммируя все вышеизложенное, обращаю внимание на то, что в юриспруденции формализм представляет собой позитивное явление, призванное предотвращать развитие нежелательных процессов во всех сферах современных социальных отношений. Любая небрежность, присутствующая в законе, может служить реальным поводом для злоупотребления правом и иных отрицательных последствий. По своей сущности законодательство, регулирующее градостроительную деятельность, включая ГК и ГК РФ [64-68] — это перспективные развивающиеся нормативно-правовые акты, которые прямо или косвенно затрагивают не только каждого российского гражданина, но и все наше общество и государство [6, 10, 11, 12, 18, 43].
Необходимо в действующем законодательстве предусмотреть следующую последовательность взаимоотношений при осуществлении градостроительной деятельности:
В первую очередь, необходимо расставить приоритеты, чтобы главным дирижером строительной деятельности выступал профессионал - специалист. Заказчику необходимо до начала осуществления градостроительной деятельности заключить договор на оказание услуг строительного контроля со специализированной организацией (по предложению автора, Институтом строительного контроля в градостроительной деятельности).
Что позволит еще на первоначальной стадии подготовить качественную тендерную документацию, участвовать во всех процедурах отбора исполнителей для исполнения договоров подряда на этапах жизненного цикла ОКС. Институт строительного контроля участвует в разработке и приемке ТЭО, в рассмотрении, и при необходимости в корректировке проектно-сметной документации, в осуществлении контроля за выполненными работами.
С целью реализации законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, для нормативно-правового регулирования, расширения функциональных обязанностей строительного контроля и повышения персональной гражданско-правовой ответственности сторон экономических отношений, включая участников судебных процессов, автором предлагаются на рассмотрение законодателя следующие изменения и дополнения к действующему законодательству, в том числе:
1. Градостроительный кодекс РФ [64]:
Изложить текст п.12 Положения в следующей редакции:
12. Сведения о результатах проведенных Заказчиком мероприятий строительного контроля заносятся в общий журнал работ, при необходимости с приложением Уведомления об устранении’ выявленных Заказчиком несоответствий (по форме, установленной в Приложении № 2 к настоящему Положению).
Уведомление об устранении несоответствий, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно Заказчиком и Подрядчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями [10, 265].
Результаты услуг строительного контроля и сведения о выявленных несоответствий документируются Заказчиком в общем журнале работ [10, 265].
Факты устранения несоответствий документируются Подрядчиком и подтверждаются Заказчиком отметкой об устранении в общем журнале работ [10, 265].
Нормативы расходов Заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства не зависят от установленной цены контракта, заключенному между Заказчиком и Подрядчиком [10, 265];
Изложить текст п.15 Положения в следующей редакции:
15. Размер затрат Заказчика определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на январь 2000 г. путем расчета с применением нормативов расходов Заказчика, определенных в Приложении А к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» [10, 265].
Добавить пункт 16 в Положение: «Затраты Заказчика на оплату услуг института строительного контроля предусматриваются в размере не менее 4 — 6% от сметной стоимости строительства и указываются в главе 10 сводного сметного расчета стоимости объекта» [10, 265].
С целью реализации законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, для нормативно-правового регулирования, расширения функциональных обязанностей строительного контроля и повышения персональной гражданско-правовой ответственности сторон экономических отношений, включая участников судебных процессов, автором предлагаются на рассмотрение законодателя следующие изменения и дополнения к действующему законодательству, в том числе:
1. Градостроительный кодекс РФ [64]:
1.2. Статью 58 ГрК РФ «Ответственность за нарушение градостроительной деятельности» предлагается изложить в следующей редакции [64]:
1.2.1. В случае несоблюдения требований, установленными нормативно-правовыми актами регулирующих градостроительную деятельность [19, 64-68, 263, 264, 283 и др.], что в результате может быть причинен гражданам и организациям физический, материальный, моральный, экологический и иной вред, лица виновные в нарушении нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ [64].
1.2.2. Компенсационные выплаты, возмещение ущерба, убытков, причиненного вреда назначаются судами по правилам, предусмотренным положениями действующего российского законодательства, но не менее 50% от расчетной суммы убытков, установленной в рамках судебной экспертизы учеными-экспертами высокой научной квалификации, обладающих специальными знаниями в судебно-экспертной деятельности по рассматриваемым судами спорным вопросам [43, 64].
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [19].
3. Гражданский процессуальный кодекс РФ [67].
Статью 38 ГПК РФ предлагается дополнить пунктом 4 и изложить в следующей редакции [67]: «4. Стороны, за дачу заведомо ложных показаний суду несут уголовную ответственность, о чем они предупреждается судом и дают подписку» [67].
4. Автором предлагается принять специальный Закон «Основы законодательства о статусе специалиста строительного контроля в Российской Федерации».
Определения, понятия, сформулированные автором
По результатам выполненных исследований, автором предлагаются следующие понятия, определения:
2.3.2. Институт строительного контроля в градостроительной деятельности (далее, Ин-т СК) - независимый специализированный экономический субъект регулирования и последовательного сопровождения инжиниринговых, правовых услуг по обеспечению беспрерывного процесса практической реализации инвестиционно-строительного проекта на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства.
2.3.4. Строительный контроль в градостроительной деятельности - комплекс профессиональных мероприятий, связанных с регулированием и последовательным сопровождением инжиниринговых и правовых услуг по обеспечению качественного, безопасного, бесперебойного процесса практической реализации инвестиционно-строительного проекта на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства.
2.3.5. Специалист строительного контроля в градостроительной деятельности (далее, CCK) - это индивидуальный предприниматель, состоявший в СРО (НОССТРОЙ - строительство, НОПРИЗ инженерные изысканий и проектные работы) сдавший экзамен и защитивший в установленном законом порядке статус специалиста строительного контроля, заключивший договор страхования гражданской ответственность перед третьими лицами на сумму заключенного договора с Заказчиком, оформивший с Заказчиком подписку по ст. 307 УК РФ [289] и состоящий в национальном реестре специалистов строительного контроля.
Специалист строительного контроля является беспристрастным, независимым профессиональным экспертом в своей градостроительной и правовой деятельности, самостоятелен в принятии решения, руководствуется и подчиняется в своей профессиональной деятельности только Конституции Российской Федерации и иным НПА РФ, субъектов Российской Федерации, принятым в пределах их компетенции, а также международным договорам, регулирующим градостроительную деятельность.
Гарантии независимости специалиста строительного контроля устанавливаются Конституцией Российской Федерации и специальным Федеральным законом.
Автор планирует продолжить исследования и намечен план по созданию научно-обоснованной, организационно-правовой, экономически- востребованной методики и механизма её эффективного внедрения в градостроительной деятельности для обеспечения надлежащего исполнения договоров подряда на выполнение государственных закупок и сокращения объемов незавершенного строительства в стране [2 - 18].
Итоги исследования. Поставленные в диссертационной работе задачи выполнены, цели достигнуты. Выполненные задачи:
• Исследована отраслевая и правовая природа договоров подряда, как правовой формы удовлетворения публичных нужд государства и муниципалитетов;
• Выполнен анализ правовой природы нормативно-правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность и государственные и муниципальные контракты по подрядным работам;
• Предложены конкретные изменения по редакции Положение «О проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», принятое Постановлением Правительства № 468;
• Предложены конкретные изменения в пункт 1 ст.55.5-1 ГрК РФ, статью 58 ГрК РФ, статью 44 АПК РФ, статью 38 ГПК РФ;
• Сформулированы и опубликованы в научных журналах рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере градостроительной деятельности, инструментарием строительного контроля, как правового средства, для обеспечения надлежащего исполнения подрядных работ по муниципальным и государственным заказам;
• Достоверность и обоснованность результатов исследований, выполненных автором в качестве специалиста-эксперта, обеспечивались практической реализацией предложений автора, на основе которых арбитражными судами четырех инстанций приняты судебные акты;
• Научная новизна. Автором впервые проведены межотраслевые исследования на основе изучения и анализа НПА, юридическим наукам, инжиниринговым услугам, научных работ по правовому регулированию градостроительной деятельности. Автором, на основе личного профессионального и исследовательского опыта, результатов экспериментальных исследований и наблюдений, теоретико-методологического, теоретического анализа НПА по теме исследования сформулированы предложения по регулированию отношений в сфере градостроительной деятельности, правовыми средствами института строительного контроля, для обеспечения надлежащего исполнения подрядных работ по муниципальным и государственным заказам.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего срока обучения в университете. Результаты исследований докладывались на Международной научно-практической конференции в университете «СИБСТРИН» г. Новосибирске, на Правлении союза строителей, РААСН.
Положения и выводы, изложенные в настоящих исследованиях, могут представлять методологическую основу для принятия поправок и дополнений в нормативно-правовой акт, регулирующие градостроительную деятельность в области осуществления строительного контроля как со стороны заказчика, так и лица, осуществляющего строительство, эксплуатацию на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.
Настоящие научные исследования в правовой и градостроительной области по мнению автора, являются необходимым условием успешного выполнения перспективных планов стратегического развития нашей страны, по развитию важнейших элементов экономических отношений, как договоров подряда, в т.ч. для государственных и муниципальных нужд [10, 16, 18].
Автор исследования подчеркивает, что по большинству необходимых требований правовое законодательство в градостроительной деятельности отвечает требованию времени, но при этом необходимо акцентировать вопросы повышения уровня персональной гражданско-правовой ответственности участников градостроительной деятельности за исключение правонарушений на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства, которые внесут вклад в сокращение сроков досудебного и/или судебного разрешения спора [10, 16, 18].
Конституцией Российской Федерации [95] определено, что в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как основных субъектов рыночной экономики и принятия специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов при осуществлении государственного регулирования экономики и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации вмешательства государства в регулирование экономических отношений [10].
В действующем законодательстве, регулирующим градостроительную деятельность, предусмотрена ответственность за нарушение градостроительного законодательства, но проведенные исследования показали, что действующие нормы недостаточны [10, 64].
Автором предлагается принять специальный Закон «Основы законодательства о статусе специалиста строительного контроля в Российской Федерации» и наделить полномочиями специалистов строительного контроля, с учетом предлагаемых дополнений в ГрК, АПК, ГПК РФ, в редакцию Положения «О проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» [265], для повышения практической роли института строительного контроля и персональной ответственности исполнителей за конечный результат. Предлагаемые изменения к законодательству обеспечат порядок в проведении строительного контроля при осуществлении градостроительной деятельности независимо от источников их финансирования, а также установят правила по определению размера затрат на оплату услуг по проведению строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, так и частных инвесторов [10, 16, 18].
Практическая реализация вышеизложенных предложений с применением средств правового регулирования обеспечит фундаментальную основу для надлежащего осуществления строительного контроля в градостроительной деятельности, на возводимых для государственных нужд ОКС, повысят персональную исполнительскую дисциплину при выполнении государственных контрактов, что послужит не только дополнительным стимулом инвестиционного развития строительной отрасли, но и инструментом повышения благосостояния граждан России.
1. Адаменко С.В. Опыт работы службы строительного контроля ООО «Газпром Трансгаз Ухта» / С.В. Адаменко, С.Я. Король, А.А. Черноусов, Р.О. Шигалов // Газовая промышленность - 2019. № 1 (779). С. 54 - 55.
2. Анпилов, С. М. О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть I) / С. М. Анпилов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. - 2019. - № 1(1). - С. 7-15.
3. Анпилов, С. М. О стратегии развития строительной отрасли РФ (часть II) / С. М. Анпилов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. - 2019. - № 2(2). - С. 12-15.
4. Анпилов, С. М. Основы устойчивого развития предприятий строительного комплекса / С. М. Анпилов. - Тольятти : Издательство ИССТЭ, 2019. - 128 с.
5. Анпилов, С. М. Развитие профессионального образования, как необходимое условие устойчивого развития предприятий строительной отрасли//Тольятти: Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2019. - С. 4-8.
6. Анпилов, С. М. Ряд приоритетов развития строительной отрасли РФ / С. М. Анпилов, А. Н. Сорочайкин // Долговечность строительных материалов, изделий и конструкций//Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2019. - С. 30-35.
7. Анпилов, С. М. Фундаментальные и прикладные исследования проблемы качества выполненных работ (арбитражная практика) / С. М. Анпилов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика . - 2020. - № 4(7). - С. 10-25.
8. Анпилов, С. М. Предложения по преодолению кризиса Российской экономики / С. М. Анпилов, А. Н. Сорочайкин // Экономика, управление и право в современных условиях : Межвузовский сборник статей. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2020. - С. 21-34.
9. Анпилов, С. М. Выпускная квалификационная работа по специальности "Судебная строительно-техническая экспертиза": подготовка, оформление, защита : Учебно-методическое пособие / С. М. Анпилов, А. Ю. Бочаров, О. В. Дидковская, А. Н. Сорочайкин. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2020. - 52 с.
10. Анпилов, С. М. Строительный контроль, как правовое средство, обеспечивающее надлежащее исполнение подрядных работ / С. М. Анпилов, А. В. Михайлов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. - 2021. - № 2(11). - С. 77-91.
11. Анпилов, С. М. О строительном контроле. По материалам судебной практики. часть 1 / С. М. Анпилов, А. Н. Федорова, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. - 2021. - № 6(15). - С. 77-86. - DOI 10.51608/26867818_2021_6_77.
12. Анпилов, С. М. Экспертные исследования по определению качества строительной продукции в рамках арбитражного судопроизводства / С. М. Анпилов, А. Н. Сорочайкин // Эксперт: теория и практика. - 2020. - № 5(8). - С. 9-14.
13. Анпилов, С. М. Эффективность функционирования предприятия / С. М. Анпилов // Экономика, управление и право в современных условиях : межвузовский сборник статей. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021. - С. 4-11.
14. Анпилов, С. М. Экологический менеджмент в Самарской области / С. М. Анпилов // Экономика, управление и право в современных условиях : Межвузовский сборник статей / Под общей редакцией С.М. Анпилова. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021. - С. 4-7.
15. Анпилов, С. М. История формирования аналитической юриспруденции: истоки и содержание / С. М. Анпилов // Экономика, управление и право в современных условиях : Межвузовский сборник статей / Под общей редакцией М.М. Матвеевой. - Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021. - С. 12-20.
...