Компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях
|
Введение 3
Глава 1 Компетенция суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нормам КоАП РФ 7
1.1 Подведомственность дел об административных
правонарушениях судьям общей юрисдикции и арбитражным суда 7
1.2 Полномочия судей при производстве по делам об
административных правонарушениях в судах первой и второй инстанции 14
1.3 Проблемы контрольных полномочий судов в производстве по
делам об административных правонарушениях 21
Глава 2 Компетенция суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нормам КАС РФ 29
2.1 Особенности подведомственности и подсудности
административных дел судам 29
2.2 Процессуальные действия судьи по подготовке
административного дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное разбирательство 37
2.3 Полномочия суда в стадии судебного разбирательства.
Судебные акты суда первой инстанции 45
Заключение 57
Список используемых источников и список используемой литературы
Глава 1 Компетенция суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нормам КоАП РФ 7
1.1 Подведомственность дел об административных
правонарушениях судьям общей юрисдикции и арбитражным суда 7
1.2 Полномочия судей при производстве по делам об
административных правонарушениях в судах первой и второй инстанции 14
1.3 Проблемы контрольных полномочий судов в производстве по
делам об административных правонарушениях 21
Глава 2 Компетенция суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях по нормам КАС РФ 29
2.1 Особенности подведомственности и подсудности
административных дел судам 29
2.2 Процессуальные действия судьи по подготовке
административного дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное разбирательство 37
2.3 Полномочия суда в стадии судебного разбирательства.
Судебные акты суда первой инстанции 45
Заключение 57
Список используемых источников и список используемой литературы
В 2018 году согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации было зарегистрировано около 7 млн. дел об административных правонарушениях.
Характерный признак административной ответственности - неотвратимость. Основной мерой наказания является административный штраф. Эта мера является наиболее эффективной и применяется в 70% рассматриваемых дел по административным правонарушениям. Но в реальной действительности положение неотвратимости плохо реализуется. Об этом свидетельствует факт привлечения к административной ответственности за неуплату ранее назначенных административных штрафов. По статистике за первое полугодие 2018 года, судами было привлечено около 800 тысяч граждан.
За 2018 год судьи и консультанты Судебных коллегий Верховного суда рассмотрели 861 надзорную жалобу на решения судов общей юрисдикции по административным делам [77]. Президиумом Верховного суда было рассмотрено одно административное дело.
Особое внимание стоит уделить количеству жалоб на судебные акты по административным делам. В 2018 году этот показатель составил 2547, что почти в два раза превышает показатель аналогичных жалоб в 2017 году (1375 жалоб).
Увеличилось и количество жалоб по делам по административным правонарушениям, их число составило 5335. Также были зафиксированы жалобы, которые не относятся к компетенции Суда и переданы на рассмотрение в Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда Российской Федерации.
Показатель преступности в нашей стране постоянно растет, что влечет за собой увеличение нагрузки на суды.
Причиной неоправданной высокой нагрузки на суды в производстве дел об административных правонарушениях является отсутствие в российском законодательстве системы регулирования, отсутствие четких критериев разграничения дел между подведомственными органами. Отсутствие нормативно-правовой базы, фиксирующей права и обязанности судей.
Институт административной судебной системы сравнительно молодой. Административное законодательство обособлено. Субъектами административных процессуальных отношений являются органы публичной и исполнительной власти, должностные, физические и юридические лица, которые обладают правовыми статусами в административном процессе. Возникает сложность упорядочивания отношений между субъектами.
Предназначение принятого в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ было как раз в укреплении и упорядочивании принципов системного законодательного регулирования. Принятие документа должно было стать важным этап развития административного процессуального права. Такие надежды были связаны с рядом новелл, закрепленных в документе.
В документе подробно описан порядок рассмотрения публичных споров административном порядке, вопрос разрешения гражданских дел. В то же время не освещены вопросы рассмотрения судами дел об административных правонарушениях.
Актуальность данной работы заключается в том, что на данный момент в российском правовом поле не закреплены полномочия суда в апелляционной инстанции. Так в Гражданско-процессуальном кодексе РФ, в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ не закреплены полномочия суда о возвращении дела на повторное рассмотрение. Частичное, так как затрагивает некоторые вопросы, такое положение есть в ч. 3, ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ. Но в положении отсутствует обоснование назначения таких полномочий.
Также актуальна проблема пределов рассмотрения апелляционной жалобы. Кодекс административного судопроизводства РФ рассматривает административное дело объективно без руководства доводами и основаниями. Потому дублирует работу суда первой инстанции. В случае несоответствия материалов дела и содержания апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции должен рассматривать именно административное дело.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются административно-процессуальные отношения, которые возникают при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере деятельности судей.
Предмет исследования - нормы действующего российского законодательства, которые регулируют порядок и нормы производства, рассмотрения административных дел.
Цель выпускной квалификационной работы - провести теоретико-правовой анализ компетенций судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) сформировать представление о компетенции судей при рассмотрении административных дел;
2) выявить особенности дел об административных
правонарушениях для определения их в подведомственность арбитражным судам и судам общей юрисдикции;
3) дать характеристику полномочиям судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях в судах первой и второй инстанций;
4) определить контрольные полномочия судей, обозначить проблемные аспекты при рассмотрении административных дел;
5) выявить особенности подведомственности и подсудности
административных дел судам;
5) изучить полномочия судьи процессуального характера при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
6) исследовать и выявить особенности компетенций Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Теоретическая база исследования. Изучению проблематики компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях посвятили свои труды российские ученые: Ю.Е. Аврутин, Ю.А. Андрианова, С.В. Александров, В.А. Гуреева, Д.Н. Бахрах, Э.Г. Гамидова, Б.В. Россинский и другие. Также будут изучено современное законодательство.
Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными и отчетами судебной практики Верховного суда Российской Федерации.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы.
Характерный признак административной ответственности - неотвратимость. Основной мерой наказания является административный штраф. Эта мера является наиболее эффективной и применяется в 70% рассматриваемых дел по административным правонарушениям. Но в реальной действительности положение неотвратимости плохо реализуется. Об этом свидетельствует факт привлечения к административной ответственности за неуплату ранее назначенных административных штрафов. По статистике за первое полугодие 2018 года, судами было привлечено около 800 тысяч граждан.
За 2018 год судьи и консультанты Судебных коллегий Верховного суда рассмотрели 861 надзорную жалобу на решения судов общей юрисдикции по административным делам [77]. Президиумом Верховного суда было рассмотрено одно административное дело.
Особое внимание стоит уделить количеству жалоб на судебные акты по административным делам. В 2018 году этот показатель составил 2547, что почти в два раза превышает показатель аналогичных жалоб в 2017 году (1375 жалоб).
Увеличилось и количество жалоб по делам по административным правонарушениям, их число составило 5335. Также были зафиксированы жалобы, которые не относятся к компетенции Суда и переданы на рассмотрение в Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда Российской Федерации.
Показатель преступности в нашей стране постоянно растет, что влечет за собой увеличение нагрузки на суды.
Причиной неоправданной высокой нагрузки на суды в производстве дел об административных правонарушениях является отсутствие в российском законодательстве системы регулирования, отсутствие четких критериев разграничения дел между подведомственными органами. Отсутствие нормативно-правовой базы, фиксирующей права и обязанности судей.
Институт административной судебной системы сравнительно молодой. Административное законодательство обособлено. Субъектами административных процессуальных отношений являются органы публичной и исполнительной власти, должностные, физические и юридические лица, которые обладают правовыми статусами в административном процессе. Возникает сложность упорядочивания отношений между субъектами.
Предназначение принятого в 2015 году Кодекса административного судопроизводства РФ было как раз в укреплении и упорядочивании принципов системного законодательного регулирования. Принятие документа должно было стать важным этап развития административного процессуального права. Такие надежды были связаны с рядом новелл, закрепленных в документе.
В документе подробно описан порядок рассмотрения публичных споров административном порядке, вопрос разрешения гражданских дел. В то же время не освещены вопросы рассмотрения судами дел об административных правонарушениях.
Актуальность данной работы заключается в том, что на данный момент в российском правовом поле не закреплены полномочия суда в апелляционной инстанции. Так в Гражданско-процессуальном кодексе РФ, в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ не закреплены полномочия суда о возвращении дела на повторное рассмотрение. Частичное, так как затрагивает некоторые вопросы, такое положение есть в ч. 3, ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ. Но в положении отсутствует обоснование назначения таких полномочий.
Также актуальна проблема пределов рассмотрения апелляционной жалобы. Кодекс административного судопроизводства РФ рассматривает административное дело объективно без руководства доводами и основаниями. Потому дублирует работу суда первой инстанции. В случае несоответствия материалов дела и содержания апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции должен рассматривать именно административное дело.
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются административно-процессуальные отношения, которые возникают при рассмотрении дел об административных правонарушениях в сфере деятельности судей.
Предмет исследования - нормы действующего российского законодательства, которые регулируют порядок и нормы производства, рассмотрения административных дел.
Цель выпускной квалификационной работы - провести теоретико-правовой анализ компетенций судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) сформировать представление о компетенции судей при рассмотрении административных дел;
2) выявить особенности дел об административных
правонарушениях для определения их в подведомственность арбитражным судам и судам общей юрисдикции;
3) дать характеристику полномочиям судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях в судах первой и второй инстанций;
4) определить контрольные полномочия судей, обозначить проблемные аспекты при рассмотрении административных дел;
5) выявить особенности подведомственности и подсудности
административных дел судам;
5) изучить полномочия судьи процессуального характера при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
6) исследовать и выявить особенности компетенций Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Теоретическая база исследования. Изучению проблематики компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях посвятили свои труды российские ученые: Ю.Е. Аврутин, Ю.А. Андрианова, С.В. Александров, В.А. Гуреева, Д.Н. Бахрах, Э.Г. Гамидова, Б.В. Россинский и другие. Также будут изучено современное законодательство.
Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными и отчетами судебной практики Верховного суда Российской Федерации.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы.
Показатели преступности, как и правонарушений, в целом, в нашей стране постоянно растет, что влечет за собой увеличение нагрузки на суды.
Причиной неоправданной высокой нагрузки на суды в производстве дел об административных правонарушениях является отсутствие в российском законодательстве системы регулирования, отсутствие четких критериев разграничения дел между подведомственными органами. Отсутствие нормативно-правовой базы, фиксирующей права и обязанности судей.
Институт административной судебной системы сравнительно молодой. Административное законодательство обособлено. Субъектами административных процессуальных отношений являются органы публичной исполнительной власти, должностные, физические и юридические лица, которые обладают правовыми статусами в административном процессе. Возникает сложность упорядочивания отношений между субъектами.
Изучение вопроса о полномочиях судей при рассмотрении административных дел, выявило наличие недочетов и двойственность трактовок положений, закрепленных в правовом поле. Вследствие чего приходим к выводу о необходимости совершенствования существующих правовых актов, с точки зрения укрепления в правовом поле полномочий судьи. Особое внимание необходимо уделить регламенту ведения судопроизводства административных дел.
Две составляющие компетенции суда - подведомственность и полномочия власти. Для начала необходимо определить значение «подведомственности».
В простом значении, подведомственность - это определение объектов, на которые распространяются полномочия органов власти. Проще говоря, тот кто ведет дело. В административном праве закреплено 4 уровня подведомственности: между разными видами государственной власти - родовая; видовая; территориальная; должностная.
Рассмотрение и разрешение административных дел о защите и представлении прав и свобод граждан, правовых интересов организаций и иных публичных отношений закреплено в ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства. Нормы Кодекса относились к делам, относящимся к категории публичных правовых отношений.
В то же время, Кодекс административного судопроизводства не относится к делам об административных правонарушениях согласно ч. 5 ст. 1. Иначе говоря, деликтная юрисдикция, как форма административного судопроизводства относится к структуре процессуальных норм КоАП РФ.
Административные дела, которые связаны с защитой прав или ущемлением интересов, свобод, согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ подведомственны мировым судьям, а также судам общей юрисдикции и Верховному Суду Российской Федерации.
Административные дела, попадающие под ст. 18 КАС входят в подведомственность военных судов.
Административные дела также могут рассматриваться в высших судебных инстанциях субъектов РФ (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и суды автономного округа), а также в Верховном Суде РФ.
Кроме этого, к компетенции указанных судов отнесены любые административные дела, связанные с государственной тайной, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным всем судам, кроме Верховного Суда РФ, а также об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Полномочия суда на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении гораздо шире, чем у других участников рассматриваемого правового конфликта. Суд вправе оказать помощь в сборе доказательной базы для сторон, поскольку их полномочия во многих аспектах ограничены.
Судья вправе по своей инициативе:
- назначать экспертизы на установление реальной картины совершенного правонарушения;
- привлекать лингвистов, переводчиков, для организации равных прав участников судебного заседания;
- истребовать у сторон доказательства по рассматриваемому делу;
- принимать меры по безотлагательному исследованию материалов дела (вещественных доказательств) на месте совершения преступления;
- принимать меры для получения доказательной базы.
Рассмотренные проблемные вопросы теории полномочий суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях, позволяют выдвинуть гипотезу о необходимости разработки Концепции процессуального законодательства по делам об административных правонарушениях. Рассмотренные административные дела позволяют сделать вывод о необходимости привлечения практиков судебной деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в административно- правовой юрисдикции, в рабочую группу по разработке данного нормативно-правового акта.
Прототипом создания данного документа является регламент правовых действий, описанный в Административно-правовой кодексе РФ, по вопросам правонарушений в области экономической и предпринимательской деятельности, который в действительности зарекомендовал себя как эффективный инструмент судопроизводства.
Кодекс РФ об административных правонарушениях является сложным законодательным актом, при его разработке нельзя было предусмотреть все возможные практические ситуации. Только реализация положений Кодекса с последующим обобщением практики его применения может выявить вопросы, требующие дополнения или редакционного уточнения.
На данный момент в российском правовом поле не закреплены полномочия суда в апелляционной инстанции. Так в Гражданско- процессуальном кодексе РФ, в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ не закреплены полномочия суда о возвращении дела на повторное рассмотрение. Частичное, так как затрагивает некоторые вопросы, такое положение есть в ч. 3, ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ. Но в положении отсутствует обоснование назначения таких полномочий.
Проанализировав полномочия судей общей юрисдикции и арбитражных судов, приходим к выводу, что в подведомственности административных дел можно выделить следующие особенности:
- перечень административных дел, рассматриваемых в первой инстанции только судьями, достаточно широкий;
- судьи назначают 80% наказаний за совершение административного правонарушения (согласно статье 3.2 КоАП РФ);
- расширяется альтернативная судебная подведомственность;
- в случае упразднения органов исполнительной власти, дела, по которым начато административное производство передаются в подведомственность суда.
Производство дела по административному делу можно разделить на три этапа: подготовка к рассмотрению административного дела, рассмотрение дела, вынесение постановление.
Согласно КоАП РФ мировой судья не имеет полномочий расследовать дело об административном деле, если у сторон есть основания полагать, что беспристрастность и объективность суда не может быть установлена. Согласно статьями 29.2, 29.3 КоАП РФ, если у сторон есть обоснованное представление и сомнения в справедливости суда и наличии личного интереса к исходу рассматриваемого дела, то судья должен принять самоотвод.
В то же время Кодекс об административных правонарушениях РФ не содержит четкого регламента процесса подачи и утверждения заявления на самоотвод от мирового судьи.
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера нарушений колеблются от 1 дня до 1 месяца. Подробнее регламент и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях закреплены в статье 29.6 КоАП РФ.
Изучение вопроса о полномочиях судей при рассмотрении административных дел, выявило наличие недочетов и двойственность трактовок положений, закрепленных в правовом поле. Вследствие чего приходим к выводу о необходимости совершенствования существующих правовых актов, с точки зрения укрепления в правовом поле полномочий судьи. Особое внимание необходимо уделить регламенту ведения судопроизводства административных дел.
На стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, судья имеет достаточно широкие полномочия. При этом перечень действий, которые может совершить суд во время досудебной подготовки дела, законодатель оставляет открытым, допуская проведение и иных действий, помимо прямо поименованных в ст. 135 КАС РФ. Такие действия должны иметь целью обеспечение правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.
Для российского законодательства актуален конфликт понятий в правовом поле, относящихся к вопросу апелляционной жалобы.
Кодекс административного судопроизводства, Гражданско- процессуальный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях необходимо свести к единообразию понятий, закрепленных в них. В современных трактовках, есть различие о границах прав и представленных свобод в области судебного процесса. Участники судебного процесса по административным делам имеют больше прав, чем участники гражданского и арбитражного процессов.
Проведенный анализ компетенций судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях, анализ правовых актов, в том числе содержания Кодекса административного судопроизводства РФ позволяет заключить, что в вопросах регулирования решения правовых конфликтов российское законодательство требует доработки. Устоявшиеся нормы, закрепленные в действующем законодательстве, в определенной практической деятельности суда считаются устаревшими.
Причиной неоправданной высокой нагрузки на суды в производстве дел об административных правонарушениях является отсутствие в российском законодательстве системы регулирования, отсутствие четких критериев разграничения дел между подведомственными органами. Отсутствие нормативно-правовой базы, фиксирующей права и обязанности судей.
Институт административной судебной системы сравнительно молодой. Административное законодательство обособлено. Субъектами административных процессуальных отношений являются органы публичной исполнительной власти, должностные, физические и юридические лица, которые обладают правовыми статусами в административном процессе. Возникает сложность упорядочивания отношений между субъектами.
Изучение вопроса о полномочиях судей при рассмотрении административных дел, выявило наличие недочетов и двойственность трактовок положений, закрепленных в правовом поле. Вследствие чего приходим к выводу о необходимости совершенствования существующих правовых актов, с точки зрения укрепления в правовом поле полномочий судьи. Особое внимание необходимо уделить регламенту ведения судопроизводства административных дел.
Две составляющие компетенции суда - подведомственность и полномочия власти. Для начала необходимо определить значение «подведомственности».
В простом значении, подведомственность - это определение объектов, на которые распространяются полномочия органов власти. Проще говоря, тот кто ведет дело. В административном праве закреплено 4 уровня подведомственности: между разными видами государственной власти - родовая; видовая; территориальная; должностная.
Рассмотрение и разрешение административных дел о защите и представлении прав и свобод граждан, правовых интересов организаций и иных публичных отношений закреплено в ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства. Нормы Кодекса относились к делам, относящимся к категории публичных правовых отношений.
В то же время, Кодекс административного судопроизводства не относится к делам об административных правонарушениях согласно ч. 5 ст. 1. Иначе говоря, деликтная юрисдикция, как форма административного судопроизводства относится к структуре процессуальных норм КоАП РФ.
Административные дела, которые связаны с защитой прав или ущемлением интересов, свобод, согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ подведомственны мировым судьям, а также судам общей юрисдикции и Верховному Суду Российской Федерации.
Административные дела, попадающие под ст. 18 КАС входят в подведомственность военных судов.
Административные дела также могут рассматриваться в высших судебных инстанциях субъектов РФ (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и суды автономного округа), а также в Верховном Суде РФ.
Кроме этого, к компетенции указанных судов отнесены любые административные дела, связанные с государственной тайной, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным всем судам, кроме Верховного Суда РФ, а также об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Полномочия суда на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении гораздо шире, чем у других участников рассматриваемого правового конфликта. Суд вправе оказать помощь в сборе доказательной базы для сторон, поскольку их полномочия во многих аспектах ограничены.
Судья вправе по своей инициативе:
- назначать экспертизы на установление реальной картины совершенного правонарушения;
- привлекать лингвистов, переводчиков, для организации равных прав участников судебного заседания;
- истребовать у сторон доказательства по рассматриваемому делу;
- принимать меры по безотлагательному исследованию материалов дела (вещественных доказательств) на месте совершения преступления;
- принимать меры для получения доказательной базы.
Рассмотренные проблемные вопросы теории полномочий суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях, позволяют выдвинуть гипотезу о необходимости разработки Концепции процессуального законодательства по делам об административных правонарушениях. Рассмотренные административные дела позволяют сделать вывод о необходимости привлечения практиков судебной деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в административно- правовой юрисдикции, в рабочую группу по разработке данного нормативно-правового акта.
Прототипом создания данного документа является регламент правовых действий, описанный в Административно-правовой кодексе РФ, по вопросам правонарушений в области экономической и предпринимательской деятельности, который в действительности зарекомендовал себя как эффективный инструмент судопроизводства.
Кодекс РФ об административных правонарушениях является сложным законодательным актом, при его разработке нельзя было предусмотреть все возможные практические ситуации. Только реализация положений Кодекса с последующим обобщением практики его применения может выявить вопросы, требующие дополнения или редакционного уточнения.
На данный момент в российском правовом поле не закреплены полномочия суда в апелляционной инстанции. Так в Гражданско- процессуальном кодексе РФ, в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ не закреплены полномочия суда о возвращении дела на повторное рассмотрение. Частичное, так как затрагивает некоторые вопросы, такое положение есть в ч. 3, ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ. Но в положении отсутствует обоснование назначения таких полномочий.
Проанализировав полномочия судей общей юрисдикции и арбитражных судов, приходим к выводу, что в подведомственности административных дел можно выделить следующие особенности:
- перечень административных дел, рассматриваемых в первой инстанции только судьями, достаточно широкий;
- судьи назначают 80% наказаний за совершение административного правонарушения (согласно статье 3.2 КоАП РФ);
- расширяется альтернативная судебная подведомственность;
- в случае упразднения органов исполнительной власти, дела, по которым начато административное производство передаются в подведомственность суда.
Производство дела по административному делу можно разделить на три этапа: подготовка к рассмотрению административного дела, рассмотрение дела, вынесение постановление.
Согласно КоАП РФ мировой судья не имеет полномочий расследовать дело об административном деле, если у сторон есть основания полагать, что беспристрастность и объективность суда не может быть установлена. Согласно статьями 29.2, 29.3 КоАП РФ, если у сторон есть обоснованное представление и сомнения в справедливости суда и наличии личного интереса к исходу рассматриваемого дела, то судья должен принять самоотвод.
В то же время Кодекс об административных правонарушениях РФ не содержит четкого регламента процесса подачи и утверждения заявления на самоотвод от мирового судьи.
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях в зависимости от характера нарушений колеблются от 1 дня до 1 месяца. Подробнее регламент и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях закреплены в статье 29.6 КоАП РФ.
Изучение вопроса о полномочиях судей при рассмотрении административных дел, выявило наличие недочетов и двойственность трактовок положений, закрепленных в правовом поле. Вследствие чего приходим к выводу о необходимости совершенствования существующих правовых актов, с точки зрения укрепления в правовом поле полномочий судьи. Особое внимание необходимо уделить регламенту ведения судопроизводства административных дел.
На стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, судья имеет достаточно широкие полномочия. При этом перечень действий, которые может совершить суд во время досудебной подготовки дела, законодатель оставляет открытым, допуская проведение и иных действий, помимо прямо поименованных в ст. 135 КАС РФ. Такие действия должны иметь целью обеспечение правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.
Для российского законодательства актуален конфликт понятий в правовом поле, относящихся к вопросу апелляционной жалобы.
Кодекс административного судопроизводства, Гражданско- процессуальный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях необходимо свести к единообразию понятий, закрепленных в них. В современных трактовках, есть различие о границах прав и представленных свобод в области судебного процесса. Участники судебного процесса по административным делам имеют больше прав, чем участники гражданского и арбитражного процессов.
Проведенный анализ компетенций судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях, анализ правовых актов, в том числе содержания Кодекса административного судопроизводства РФ позволяет заключить, что в вопросах регулирования решения правовых конфликтов российское законодательство требует доработки. Устоявшиеся нормы, закрепленные в действующем законодательстве, в определенной практической деятельности суда считаются устаревшими.
Подобные работы
- Компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Рассмотрение дел об административных правонарушениях на примере Балтийской таможни
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Прокурор как участник производства по делу об административном правонарушении в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в Арбитражных судах РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в таможенных органах
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Карельский филиал))
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



