Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №115780

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития музыкальных способностей детей 6-7 лет 8
1.2 Музыкальные занятия в дошкольной образовательной организации как форма развития музыкальных способностей детей 6-7 лет 15
Глава 2 Экспериментальное исследование развития музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации 23
2.1 Выявление уровня развития музыкальных способностей детей 6-7 лет 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации 35
2.3 Динамика уровня развития музыкальных способностей детей 6-7 лет 53
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 68
Приложение Б Примерное планирование музыкальных занятий для детей 6-7 лет 69
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 78

Формирование творчески активной личности, обладающей способностью, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.
В связи с этим перед современными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в практике, к сожалению, не в достаточной мере используются огромные резервы способностей и творческих возможностей, заложенных в виде задатков у детей; прежде всего, это касается развития музыкальных способностей в условиях применения вариативной структуры музыкальных занятий. Они в значительной мере остаются не выявленными и недоразвитыми, а иногда даже теряют свои ценнейшие природные свойства и перспективу дальнейшего совершенствования.
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности Л.С. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание у детей эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование у них основ музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей.
Музыкальное искусство побуждает и стимулирует развитие личности и ее творческий потенциал, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с музыкальностью, поэтому при обучении детей старшего дошкольного возраста музыкальной культуре важно создать условия для вовлечения ребенка в практическую музыкально-творческую деятельность.
Проблема музыкальных способностей - одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. Этой проблемой занимались такие ученые как Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев, К.В. Тарасова.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, включая музыкальные способности, согласно задаче, поставленной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, и традиционным подходом к проведению музыкальных занятий в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности музыкальных занятий как формы работы по развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях будет возможно, если:
• разработано и апробировано примерное планирование музыкальных занятий для детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации;
• организована совместная деятельность педагога и детей на типовых, доминантных и тематических музыкальных занятиях.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях;
2) выявить уровень развития музыкальных способностей детей 6-7 лет;
3) определить содержание работы по развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации;
4) выявить динамику уровня развития музыкальных способностей детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения о роли музыкального искусства во всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, Б.М. Теплов, Д.Б. Кабалевский, А.В. Кенеман, В.Н. Шацкая);
• теоретические положения о значимости эмоционально-образной сущности музыки, её роли в становлении эмоциональной сферы личности (Э.Б. Абдуллин, О.П. Радынова, В.Г. Ражников, Д.Б. Кабалевский).
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 16 «Малышка» города Невельск Сахалинской области. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что определена вариативная структура музыкальных занятий: типовое, доминантное, тематическое, способствующих развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования: обосновано содержание работы по развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость: заключается в том, что представленные в работе структура музыкальных занятий, примерное планирование и программа музыкальных занятий могут использовать в своей работе по развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет педагоги дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 3 таблицы и 13 рисунков. Основной текст работы изложен на 78 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать нам следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития музыкальных способностей детей 6-7 лет является актуальной в настоящее время. В исследованиях Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев, К.В. Тарасова говорится о том, что уже с дошкольного возраста необходимо развивать музыкальные способности детей.
Музыкальное искусство побуждает и стимулирует развитие личности и ее творческий потенциал, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с музыкальностью, поэтому при обучении детей старшего дошкольного возраста музыкальной культуре важно создать условия для вовлечения ребенка в практическую музыкально-творческую деятельность.
Проблема музыкальных способностей - одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. Этой проблемой занимались такие ученые как Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев, К.В. Тарасова.
Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 16 «Малышка» города Невельск Сахалинской области. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня развития музыкальных способностей детей 6-7 лет.
Опираясь на исследования Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, З. Кодая, Г. Струве, Л.А. Баренбойма, посвященные развитию музыкально-слуховых представлений детей старшего дошкольного возраста, были выделены показатели уровня развития музыкальных способностей детей 6-7 лет. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические задания.
Выявление уровня развития музыкальных способностей детей 6-7 лет на констатирующем этапе экспериментальной работы показало, что низкий уровень имеют 25% детей, средний уровень имеют 55% детей и высокий уровень имеют 25% детей, что доказало необходимость проведения специально организованной работы с детьми 6-7 лет по развитию у них музыкальных способностей.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по развития музыкальных способностей детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей на музыкальных занятиях.
В развитии музыкальных способностей детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей на музыкальных занятиях мы использовали вариативную структуры музыкальных занятий: типовое, доминантное, тематическое.
Для достижения поставленной цели мы разработали примерное планирование музыкальных занятий для детей 6-7 лет.
Мы организовали три блока совместной деятельности педагога и детей 6-7 лет на типовых, доминантных и тематических музыкальных занятиях.
По окончанию формирующей работы мы провели контрольный срез и получили следующие результаты:
• низкий уровень развития музыкальных способностей был диагностирован у 3 детей (15%);
• средний уровень развития музыкальных способностей был диагностирован у 12 детей (60%);
• высокий уровень развития музыкальных способностей был диагностирован у 5 детей (25%).
Также в результате проведения контрольного среза по выявлению уровня развития музыкальных способностей детей 6-7 лет, была выявлена следующая динамика:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 10%,
• количество детей со средним уровнем увеличилось на 5%,
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация работы по развитию музыкальных способностей детей 6-7 лет в процессе совместной деятельности педагога и детей на музыкальных занятиях в ДОО с использованием вариативной структуры музыкальных занятий, способствовала развитию следующих музыкальных способностей детей:
• дети научились воспроизводить метрический рисунок;
• дети стали более эмоциональны и раскрепощены;
• дети научились различать регистры;
• у детей появилась чистое интонирование музыкальных произведений.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.


1. Гальперин П. Я. Введение в психологию : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. 5-е издание. М. : Киров : ОАО Дом печати Вятка, 2005. 327 с.
2. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика». СПб. : Питер, 2013. 464 с.
3. Гребенщикова Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28862365_28253457.pdf (дата обращения: 25.02.2021).
4. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре. М. : Музыка, 2009. 267 с.
5. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid_165127 (дата обращения: 14.04.2020).
6. Иванкина Л. И. Педагогика творчества // Известия Томского политехнического университета. № 4. 2011. С. 217-220.
7. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки. Подходы, проблемы, перспективы. М. : Смысл, 2017. 256 с.
8. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2017. 179 c.
9. Кольцовская И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1479/ (дата обращения: 30.01.2021).
10. Немов Р. С. Психология. М. : Юрайт, 2020. 243 с.
11. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2000. 202 с.
12. Об образовании в Российской федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (редакция от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_158523/ (дата обращения: 14.08.2021).
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.04.2021).
14. От рождения до школы : Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 c.
15. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад. 3-е изд., стер. М. : Большая российская энциклопедия, 2009. 527 с. (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ