Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

Работа №115736

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы51
Год сдачи2020
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 8
1.1 Эмоционально-нравственная отзывчивость у детей 5-6 лет с
нормальным и нарушенным зрением как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Роль сказки в развитии эмоционально-нравственной
отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 17
Глава 2 Экспериментальное исследование эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки 23
2.1 Выявление уровня развития эмоционально-нравственной
отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 23
2.2 Содержание и организация работы на развитие эмоционально¬
нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок 29
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоционально- нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок 35
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 43
Приложение Б Сюжетные картинки 44
Приложение В Календарно-тематический план занятий по сказкам 49


Актуальность исследования. В настоящее время эмоционально-нравственное развитие является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Эмоции - это отклик человека на внешние раздражители, и они имеют яркую сублимированную окраску. Эмоции имеют способность мотивировать, направляют восприятие и мышление. Что же может поспособствовать развитию эмоций у детей? В первую очередь это вся та жизнь, которая окружает и воздействует на ребенка, его семья, сверстники.
Проблема эмоционально-нравственного развития всегда остается актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания.
Взаимосвязь эмоционального и нравственного развития, рассмотрены в работах Н.А Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина.
Механизм нравственного становления личности, основанный на системном подходе к воспитанию, освещен в работах О.С. Богдановой, Н.Д. Клевенец, Т.А. Фомина, Г.Т. Хайруллина. Психологический анализ проблемы эмоционально-нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Стребелевой, Л.М. Фридмана и др.
На данный момент не менее актуальна проблема эмоционально-нравственного развития детей с нарушениями зрения, поскольку, воспитание и развитие эмоций и души такого ребёнка имеет свою специфику. Такие авторы как: И.Ф. Свадковский, Л.И. Солнцева и др. указывают на необходимость формирования в ребёнке нравственных ценностей будущего взрослого человека. И.Ф Свадковский и Л.И Солнцева указывают на необходимость специальной коррекционной работы в данном направлении. Учеными А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, рассмотрена роль сказки в эмоционально-нравственном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредствам сказки отражены в работах Л.Б Осиповой. Стоит отметить, что нам не удалось найти полного исследования, посвященного изучению особенностей и специфики эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки. Тем самым данная тема требует дальнейшего развития и изучения.
Однако на данный момент существует противоречие между необходимостью развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием такого педагогического средства как сказка.
Вышеназванное противоречие дает возможность сформулировать проблему: Каковы возможности сказок в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Выявленная проблема определила тему исследования: «Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушением зрения посредством сказок».
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать возможность развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки
Объект исследования - процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
Предмет исследования - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Гипотеза исследования: процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок будет результативным, если:
- осуществлен подбор сказок по структурным показателям отзывчивости;
- разработаны занятия по содержанию сказок, направленные на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
- организована поэтапная работа с детьми на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления путей, возможностей и средств эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития эмоционально¬нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет.
3. Разработать методику на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной дефектологической литературы, обобщение изученного материала;
- экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседы с педагогами и родителями, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования явились положения о:
- взаимосвязи эмоционального и нравственного развития (Л.М. Архангельский, Г.Р. Хузеева, и др.);
- роли сказки в эмоционально-нравственном развитии у детей с нарушениями зрения (И.Ф. Свадковский, Л.И Плаксина и др.);
- о нравственном становлении личности, основанном на системном подходе к воспитанию (Н.А. Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина и др.).
База исследования: на базе ДОУ № 42 г. Сызрани. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, такими как амблиопия и косоглазие.
Новизна исследования: заключается в том, что в работе описаны возможности использования сказки как средства развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость: заключается в теоретическом обосновании возможности сказок в процессе развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5¬6 лет с нарушениями зрения посредством сказок могут быть использованы в практике педагогом-дефектологом, воспитателем с детьми рассматриваемой категории.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников); 3х приложений, 9 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают понять, что проблема развития эмоционально эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки актуальна по сей день.
Взаимосвязь эмоционального и нравственного развития рассмотрены в работах Н.А Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина.
Психологический анализ проблемы эмоционально-нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Стребелевой, Л.М. Фридмана и др.
Учеными А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, Л.Б. Осиповой рассмотрена роль сказки в эмоционально-нравственном развитии детей с нарушениями зрения.
Сказки являются богатым материалом для нравственного и эмоционального развития детей. Именно в сказке, ребенок может поразмышлять, как поступить в той или иной ситуации, какого сказочного героя он считает отрицательным или положительным. Читая ребенку сказки, мы помогаем ему развивать фантазию, огромный спектр чувств и эмоций, ведь многие сказки куда глубже, чем кажется, на первый взгляд.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок будет возможно, если:
- осуществить подбор сказок по структурным компонентам отзывчивости;
- разработать занятия по содержанию сказок, направленных на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
- организовать поэтапную работу с детьми на развитие эмоционально - нравственной отзывчивости с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления путей, возможностей и средств эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
2. Выявили уровень развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет.
3. Разработали методику на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность сказки и положительную динамику в уровне развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем и уменьшилось количество детей с низким уровнем развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок. По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности сказки в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки.



1. Архангельский Л. М., Ценностные ориентации и духовное развитие личности / Л. М. Архангельский. М.: Просвещение, 2012.
2. Батурина Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина М.: Просвещение, 2012.
3. Богданова О. С. О нравственном воспитании детей / О. С.Богданова.
Л. И. Катаева. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина. М.: Айрис-Пресс, 2011. 78 с.
5. Ведомственная программа Министерства образования и науки РФ по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2011-2015 год [Электронный ресурс] (приказ Минобразования и науки 1 апреля 2011 г. № 1446.). - режим доступа: http://www.garant.ru(Дата обращения: 20.03.2015г.).
6. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина. - М.: Академия - 1998. - 160 с.
7. Клевенец Н. Д. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с
помощью художественной литературы / Н. Д. Клевенец. — :
непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8882/(дата обращения: 01.06.2020).
8. Осипова, Л. Б. Книга как средство воспитания и обучения слепых и слабовидящих дошкольников / Л. Б. Осипова. Челябинск, 2016. - 63 с.
9. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. С-Пб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 259 с.
10. Лубовский В. И. Специальная психология / В.И. Лубовский. Саратов: Академия, 2004. 370 с.
11. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
12. Лубовский В. И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский. Саратов: Академия, 2004. 370 с.
13. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М.: РАОИКП, 1999. 20 с.
14. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. М.: Академия, 2011. 144 с. 37.
15. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
16. Смирнова Е. О. Психология ребенка : учебник для педагогических училищ и вузов / Е. О. Смирнова. Москва : Школа Пресс, 1997. 384 с.
17. Стребелева Е. А. Дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева. Москва : Академия, 2002. 178 с.
18. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. Москва : Академия, 1997. 85 с.
19. Хузеева Г. Р. Диагностика и развитие эмоций дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка / Г. Р. Хузеева. Москва : ВЛАДОС, 2014. - 80с.
20. Эльконин Д. Б. Развитие эмоций в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. Москва : АПН РСФСР, 1958. 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ