РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
|
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 8
1.1 Эмоционально-нравственная отзывчивость у детей 5-6 лет с
нормальным и нарушенным зрением как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Роль сказки в развитии эмоционально-нравственной
отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 17
Глава 2 Экспериментальное исследование эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки 23
2.1 Выявление уровня развития эмоционально-нравственной
отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 23
2.2 Содержание и организация работы на развитие эмоционально¬
нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок 29
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоционально- нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок 35
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 43
Приложение Б Сюжетные картинки 44
Приложение В Календарно-тематический план занятий по сказкам 49
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 8
1.1 Эмоционально-нравственная отзывчивость у детей 5-6 лет с
нормальным и нарушенным зрением как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Роль сказки в развитии эмоционально-нравственной
отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 17
Глава 2 Экспериментальное исследование эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки 23
2.1 Выявление уровня развития эмоционально-нравственной
отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 23
2.2 Содержание и организация работы на развитие эмоционально¬
нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок 29
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоционально- нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок 35
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 43
Приложение Б Сюжетные картинки 44
Приложение В Календарно-тематический план занятий по сказкам 49
Актуальность исследования. В настоящее время эмоционально-нравственное развитие является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Эмоции - это отклик человека на внешние раздражители, и они имеют яркую сублимированную окраску. Эмоции имеют способность мотивировать, направляют восприятие и мышление. Что же может поспособствовать развитию эмоций у детей? В первую очередь это вся та жизнь, которая окружает и воздействует на ребенка, его семья, сверстники.
Проблема эмоционально-нравственного развития всегда остается актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания.
Взаимосвязь эмоционального и нравственного развития, рассмотрены в работах Н.А Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина.
Механизм нравственного становления личности, основанный на системном подходе к воспитанию, освещен в работах О.С. Богдановой, Н.Д. Клевенец, Т.А. Фомина, Г.Т. Хайруллина. Психологический анализ проблемы эмоционально-нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Стребелевой, Л.М. Фридмана и др.
На данный момент не менее актуальна проблема эмоционально-нравственного развития детей с нарушениями зрения, поскольку, воспитание и развитие эмоций и души такого ребёнка имеет свою специфику. Такие авторы как: И.Ф. Свадковский, Л.И. Солнцева и др. указывают на необходимость формирования в ребёнке нравственных ценностей будущего взрослого человека. И.Ф Свадковский и Л.И Солнцева указывают на необходимость специальной коррекционной работы в данном направлении. Учеными А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, рассмотрена роль сказки в эмоционально-нравственном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредствам сказки отражены в работах Л.Б Осиповой. Стоит отметить, что нам не удалось найти полного исследования, посвященного изучению особенностей и специфики эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки. Тем самым данная тема требует дальнейшего развития и изучения.
Однако на данный момент существует противоречие между необходимостью развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием такого педагогического средства как сказка.
Вышеназванное противоречие дает возможность сформулировать проблему: Каковы возможности сказок в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Выявленная проблема определила тему исследования: «Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушением зрения посредством сказок».
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать возможность развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки
Объект исследования - процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
Предмет исследования - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Гипотеза исследования: процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок будет результативным, если:
- осуществлен подбор сказок по структурным показателям отзывчивости;
- разработаны занятия по содержанию сказок, направленные на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
- организована поэтапная работа с детьми на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления путей, возможностей и средств эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития эмоционально¬нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет.
3. Разработать методику на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной дефектологической литературы, обобщение изученного материала;
- экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседы с педагогами и родителями, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования явились положения о:
- взаимосвязи эмоционального и нравственного развития (Л.М. Архангельский, Г.Р. Хузеева, и др.);
- роли сказки в эмоционально-нравственном развитии у детей с нарушениями зрения (И.Ф. Свадковский, Л.И Плаксина и др.);
- о нравственном становлении личности, основанном на системном подходе к воспитанию (Н.А. Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина и др.).
База исследования: на базе ДОУ № 42 г. Сызрани. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, такими как амблиопия и косоглазие.
Новизна исследования: заключается в том, что в работе описаны возможности использования сказки как средства развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость: заключается в теоретическом обосновании возможности сказок в процессе развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5¬6 лет с нарушениями зрения посредством сказок могут быть использованы в практике педагогом-дефектологом, воспитателем с детьми рассматриваемой категории.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников); 3х приложений, 9 таблиц.
Проблема эмоционально-нравственного развития всегда остается актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания.
Взаимосвязь эмоционального и нравственного развития, рассмотрены в работах Н.А Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина.
Механизм нравственного становления личности, основанный на системном подходе к воспитанию, освещен в работах О.С. Богдановой, Н.Д. Клевенец, Т.А. Фомина, Г.Т. Хайруллина. Психологический анализ проблемы эмоционально-нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Стребелевой, Л.М. Фридмана и др.
На данный момент не менее актуальна проблема эмоционально-нравственного развития детей с нарушениями зрения, поскольку, воспитание и развитие эмоций и души такого ребёнка имеет свою специфику. Такие авторы как: И.Ф. Свадковский, Л.И. Солнцева и др. указывают на необходимость формирования в ребёнке нравственных ценностей будущего взрослого человека. И.Ф Свадковский и Л.И Солнцева указывают на необходимость специальной коррекционной работы в данном направлении. Учеными А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, рассмотрена роль сказки в эмоционально-нравственном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредствам сказки отражены в работах Л.Б Осиповой. Стоит отметить, что нам не удалось найти полного исследования, посвященного изучению особенностей и специфики эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки. Тем самым данная тема требует дальнейшего развития и изучения.
Однако на данный момент существует противоречие между необходимостью развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием такого педагогического средства как сказка.
Вышеназванное противоречие дает возможность сформулировать проблему: Каковы возможности сказок в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Выявленная проблема определила тему исследования: «Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушением зрения посредством сказок».
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать возможность развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки
Объект исследования - процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
Предмет исследования - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Гипотеза исследования: процесс развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок будет результативным, если:
- осуществлен подбор сказок по структурным показателям отзывчивости;
- разработаны занятия по содержанию сказок, направленные на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
- организована поэтапная работа с детьми на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления путей, возможностей и средств эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития эмоционально¬нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет.
3. Разработать методику на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной дефектологической литературы, обобщение изученного материала;
- экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседы с педагогами и родителями, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования явились положения о:
- взаимосвязи эмоционального и нравственного развития (Л.М. Архангельский, Г.Р. Хузеева, и др.);
- роли сказки в эмоционально-нравственном развитии у детей с нарушениями зрения (И.Ф. Свадковский, Л.И Плаксина и др.);
- о нравственном становлении личности, основанном на системном подходе к воспитанию (Н.А. Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина и др.).
База исследования: на базе ДОУ № 42 г. Сызрани. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, такими как амблиопия и косоглазие.
Новизна исследования: заключается в том, что в работе описаны возможности использования сказки как средства развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость: заключается в теоретическом обосновании возможности сказок в процессе развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5¬6 лет с нарушениями зрения посредством сказок могут быть использованы в практике педагогом-дефектологом, воспитателем с детьми рассматриваемой категории.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников); 3х приложений, 9 таблиц.
Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают понять, что проблема развития эмоционально эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки актуальна по сей день.
Взаимосвязь эмоционального и нравственного развития рассмотрены в работах Н.А Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина.
Психологический анализ проблемы эмоционально-нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Стребелевой, Л.М. Фридмана и др.
Учеными А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, Л.Б. Осиповой рассмотрена роль сказки в эмоционально-нравственном развитии детей с нарушениями зрения.
Сказки являются богатым материалом для нравственного и эмоционального развития детей. Именно в сказке, ребенок может поразмышлять, как поступить в той или иной ситуации, какого сказочного героя он считает отрицательным или положительным. Читая ребенку сказки, мы помогаем ему развивать фантазию, огромный спектр чувств и эмоций, ведь многие сказки куда глубже, чем кажется, на первый взгляд.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок будет возможно, если:
- осуществить подбор сказок по структурным компонентам отзывчивости;
- разработать занятия по содержанию сказок, направленных на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
- организовать поэтапную работу с детьми на развитие эмоционально - нравственной отзывчивости с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления путей, возможностей и средств эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
2. Выявили уровень развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет.
3. Разработали методику на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность сказки и положительную динамику в уровне развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем и уменьшилось количество детей с низким уровнем развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок. По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности сказки в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки.
Результаты теоретического анализа дают понять, что проблема развития эмоционально эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки актуальна по сей день.
Взаимосвязь эмоционального и нравственного развития рассмотрены в работах Н.А Ветлугиной, Г.Р. Хузеевой, Д.Б. Эльконина.
Психологический анализ проблемы эмоционально-нравственного развития личности осуществлён в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.А. Стребелевой, Л.М. Фридмана и др.
Учеными А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, Л.Б. Осиповой рассмотрена роль сказки в эмоционально-нравственном развитии детей с нарушениями зрения.
Сказки являются богатым материалом для нравственного и эмоционального развития детей. Именно в сказке, ребенок может поразмышлять, как поступить в той или иной ситуации, какого сказочного героя он считает отрицательным или положительным. Читая ребенку сказки, мы помогаем ему развивать фантазию, огромный спектр чувств и эмоций, ведь многие сказки куда глубже, чем кажется, на первый взгляд.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок будет возможно, если:
- осуществить подбор сказок по структурным компонентам отзывчивости;
- разработать занятия по содержанию сказок, направленных на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
- организовать поэтапную работу с детьми на развитие эмоционально - нравственной отзывчивости с детьми 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления путей, возможностей и средств эмоционально-нравственного развития детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
2. Выявили уровень развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет.
3. Разработали методику на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность сказки и положительную динамику в уровне развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем и уменьшилось количество детей с низким уровнем развития эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказок. По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности сказки в развитии эмоционально-нравственной отзывчивости у детей 5-6 лет с нарушениями зрения посредством сказки.



