Современные проблемы функционирования муниципальных учреждений культуры и направления их решения (на примере МАУ «Березовский районный краеведческий музей»)
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования сферы культуры в современных условиях 8
1.1 Нормативно-правовое регулирование сферы культуры 8
1.2 Характеристика развития сферы культуры в РФ 17
1.3 Существующие проблемы развития сферы культуры РФ 23
Глава 2 Анализ функционирования МАУ «Березовский районный краеведческий музей» и выявление проблем 28
2.1 Характеристика МАУ «Березовский районный краеведческий музей» 28
2.2 Выявление проблем, связанных с деятельностью и развитием МАУ «Березовский районный краеведческий музей» 38
Глава 3 Направления решения проблем МАУ «Березовский районный краеведческий музей» и выявление проблем 49
3.1 Общие направления развития МАУ «Березовский районный краеведческий музей» 49
3.2 Возможные меры решения проблем МАУ «Березовский районный краеведческий музей» 54
Заключение 62
Список используемых источников и используемой литературы 65
Приложение А План мероприятий по реализации предложений по совершенствованию функционированию МАУ «Березовский районный краеведческий музей» 73
Приложение Б Изменение организационной структуры музея 77
Актуальность исследования заключается в том, что развитию учреждений культуры муниципальных образований уделяется недостаточное внимание на региональном и местном уровне. Отрасль культуры на местах и в регионах нуждается в стабилизации и модернизации культурной жизни малых городов, сельских поселений. В настоящее время региональные модели управления находятся в стадии начального формирования, а муниципальные образования в поиске оптимальных путей регионального развития данной сферы. Решение проблем находится в области улучшения финансирования и регулирования деятельности учреждений, а также их продвижения как культурных объектов.
Реализация управления устойчивым развитием в рамках государственного и муниципального управления как в комплексе мер по модернизации всех сфер жизнедеятельности общества актуализирует необходимость гармонизации интересов в культурной сфере.
Переход к инновационному типу развития страны обусловливает повышение требований к человеческому капиталу государства, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в развитой культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества. По мере развития личности растут и потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует востребованность управления в культурной сфере РФ.
Государственная культурная политика России и стратегия управления развитием в сфере культуры является одной из наиболее эффективных форм национально-государственной идеологии. Она осуществляется путем целенаправленной регуляции процессов культурной жизни в обществе и воспитания граждан средствами культуры.
Поселок Березово, где находится МАУ «Березовский районный краеведческий музей», имеет проблемы, характерные для муниципальных образований- недофинансирование, трудности в участии в крупных мероприятиях, недостаток кадров. На примере данного учреждения культуры можно рассмотреть направления решения проблем учреждений культуры в муниципальных образованиях.
Целью магистерской диссертации является исследование современных проблем функционирования муниципальных учреждений культуры и направления их решения на примере МАУ «Березовский районный краеведческий музей».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование сферы культуры;
• дать характеристику развития сферы культуры в РФ;
• раскрыть существующие проблемы развития сферы культуры РФ;
• описать характеристику МАУ «Березовский районный краеведческий музей»;
• выявить проблемы, связанные с деятельностью и развитием МАУ «Березовский районный краеведческий музей»;
• охарактеризовать общие направления развития МАУ «Березовский районный краеведческий музей»;
• проанализировать возможные меры решения проблем МАУ «Березовский районный краеведческий музей».
Объект исследования МАУ «Березовский районный краеведческий музей»
Предмет исследования- проблемы функционирования муниципальных учреждений культуры и направления их решения.
Научная новизна исследования состоит в разработке механизма повышения эффективности функционирования муниципальных учреждений культуры.
Основные результаты представлены в следующих позициях:
1. Сформулировано определение понятия «эффективность функционирования муниципальных учреждений культуры». Эффективность функционирования муниципальных учреждений культуры - деятельность, направленная на эффективную организацию функционирования муниципальных учреждений культуры для достижения поставленных ими целей и выполнения своей общественной миссии.
2. Сформулированы предложения по повышению эффективности функционирования муниципальных учреждений культуры в сочетании с инновационным развитием, модернизацией, внедрением новых технологий с учетом передового опыта республиканских, российских и зарубежных музеев и сохранением существующих традиций музея.
3. Предложены мероприятия по повышению эффективности деятельности краеведческих музеев и выявлены потенциальные зоны развития и совершенствования управления их функционированием.
Степень разработанности темы. Российские ученые занимались исследованием проблемы формирования общей культуры, наибольший интерес к данной проблеме наблюдался в 1970-е годы, когда критика западных концепций занимала важное место в контексте повышения при социализме политической активности трудящихся граждан (В.А. Щегорцев, А.И. Яковлев, Л.Н. Коган, В.В. Смирнов, М.Т. Иовчук, Н.М. Кейзеров, Ф.М. Бурнаций и другие ученые).
В условиях распада СССР в 1980-90-е годы обозначились новые подходы к изучению проблемы общекультурного развития с новых позиций идеологического характера, которые были обусловлены изменения в политической и социальной жизни (например, работы Ю.С.Пивоварова, М.А.Капустина, Э.Я.Баталова и др.). Однако на сегодняшний день можно говорить только о начальной стадии исследования данной проблемы.
Анализ литературных источников позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время накоплен достаточный теоретический материал по проблеме формирование национального самосознания. Однако, в настоящее время отсутствуют специальные исследования по теме взаимного влияния культурной и социальной деятельности, а также национального самосознания.
Методология исследования: теоретический обзор научных источников и нормативных актов, внутренний анализ деятельности учреждения культуры, проблемное исследование.
Практическая значимость: актуальность и значимость работы обусловлена необходимостью создания единого культурного пространства и укрепления научных связей музея Березова, с музеями автономного округа и академической наукой на территории РФ.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении будет проведено обоснование актуальности выбранной темы исследования, рассмотрены цель, предмет и объект, теоретические и методологические основы исследования и т.д.
В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты функционирования сферы культуры в современных условиях, а именно Нормативно - правовое регулирование сферы культуры, характеристика развития сферы культуры в РФ, выявлены существующие проблемы развития сферы культуры РФ.
Во второй главе будут рассмотрена характеристика МАУ «Березовский районный краеведческий музей», выявлены проблемы, связанные с деятельностью и развитием МАУ «Березовский районный краеведческий музей».
Третья глава будет посвящена общим направления развития МАУ «Березовский районный краеведческий музей», предложены возможные меры решения проблем МАУ «Березовский районный краеведческий музей».
В заключении магистерской диссертации планируется выделить основные проблемы и их решения по теме исследования. Будет дан анализ результатов исследования, определена полнота раскрытия цели и выполнения поставленных задач. Будут сформулированы основные соответствующие выводы.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены определенные проблемы и подведены следующие выводы.
Государственная политика в сфере культуры и досуга осуществляется непосредственно такими министерствами, как: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации. В постановке и решении социально-культурных проблем в современной государственной культурной политике необходимо переходить к общественно-государственному партнёрству, поскольку это способствует повышению уровня самоорганизации общества
В настоящее время деятельность Министерства культуры Российской Федерации направлена на выполнение задач, поставленных в основополагающих документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе в государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
Цель Министерства культуры России - формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.
Определены следующие основные стратегические направления деятельности Министерства культуры Российской Федерации:
• разработка Стратегии государственной культурной политики;
• развитие Национальной электронной библиотеки;
• создание системы взаимодействия учреждений культуры на основе портала «Культура.рф» и сети виртуальных музеев;
• реализация театральной гастрольной программы в регионах России;
• расширение сети региональных филиалов федеральных музеев;
• наращивание объемов производства национальных фильмов и увеличение среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год, доли национальных фильмов в отечественном прокате, количества участия отечественных фильмов в крупнейших международных и российских киносмотрах, количества кинотеатральных экранов.
Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808. Данным документом культурная политика определяется как «действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей».
В ходе исследования выявили следующие проблемы, связанных с деятельностью и развитием МАУ «Березовский районный краеведческий музей»:
• проблема финансирования учреждения культуры;
• низкая скорость Интернета;
• сохранение объектов культурного наследия, памятников и предметов Музейного фонда РФ;
• сложность в модернизации экспозиций в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44- ФЗ;
• медленное внедрение мультимедийных технологий;
• недостаточность в оперативности по оснащению музея компьютеризированными системами хранения и изучения коллекций, создания электронных баз данных, перевода музейной учетной документации в электронный вид и обеспечения целостной системы безопасности;
• низкий уровень оплаты труда работников.
В процессе исследования был предложен комплекс мероприятий по повышению эффективности МАУ «Березовский районный краеведческий музей». В первом квартале 2020 г. было проведено повторное исследование динамики оценок деятельности МАУ «БРКМ» населением. В отношении проведения культурных мероприятий у населения повысилось положительное отношение. Больше людей стало считать, что обстановка в районе лучше, чем в других районах. В то же время, количество людей, которые считают, что обстановка в районе хуже, чем в других районах, сократилось. Оценка вектора развития МАУ «БРКМ» положительная, т.е. большинство опрошенных поддерживаю современные курс. Именно поэтому можно заключить, что предлагаемые мероприятия являются эффективными.
1. Декларация принципов международного сотрудничества, провозглашенная 4 ноября 1966 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15533#0802 9131642223524
2. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.
3. Федеральный Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017) // [Электронный ресурс]. URL: http://gov.spb.ru/
4. Абрамов А.Л. О необходимости совершенствования управления социально-экономическим развитием регионов / А.Л. Абрамов, О.И. Столяров // Власть. - 2016. - N 12. - С.246-251.
5. Авраменко А.М. Роль приватного музея-скансена в.в. недяка «казачьи земли украины» в сохранении и популяризации историко-культурного и природного наследия. В сборнике: Фелицынские чтения - ХХ. Проблемы сохранения, изучения и музеефикации историко-культурного и природного наследия Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 8-10.
6. Адамченко В.А. Государство и искусство: проблема регулирования//В сборнике: Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 129-135.
7. Алексеева Л.С., Горбатов А.В. Деятельность церковных музеев Сибири по сохранению историко-культурного наследия. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 101-108.
8. Ахметшина Ф.А. Школьные музеи Азнакаевского района республики Татарстан. В сборнике: Межэтническое взаимодействие в поликультурном образовательном пространстве: проблемы языкового взаимодействия и межкультурной коммуникации. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. 2018. С. 125-129.
9. Бабинцев В.П. Гражданский контроль в практике местного самоуправления: социокультурный аспект / В.П.Бабинцев, Д.В.Давтян // Власть. - 2016. - N 2. - С.29-34.
10. Баканова А.А., Безуглый Д.С. Событийные инновации в музее как механизм привлечения туристов на примере краеведческого музея «дом природы» в городе Надым. В сборнике: Экономика и туризм в XXI веке: новые технологии и инновации. Сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2018. С. 66-68.
11. Борисов С.Б. История деятельности Шадринского краеведческого музея в 1918-2018 гг. Москва-Берлин, 2018.
12. Бреусова Е. А., Загорулько А. В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 571-575
13. Вагапова Ф.Г., Нуриева Р.В., Паршукова А.В. Музей изобразительных искусств республики татарстан и его роль в развитии культурно-познавательного туризма. Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. № 1. С. 102-108.
14. Васильев А.А. Развитие муниципалитетов в российском культурно-историческом пространстве / А.А.Васильев, Ж.Б.Устименко, Т.В.Ковердяева // Власть. - 2016. - N 2. - С.34-42.
15. Воронин С.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ//Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. - 2014. - №3. - С.24-27.
...