Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования командообразования в вузе 13
1.1 Сущность и характеристика понятий «команда» и «командообразование» в психолого-педагогической литературе 13
1.2 Современные подходы к определению критериев и уровней командообразования в вузе 24
1.3 Проектная деятельность как условие успешного командообразования в вузе 34
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности процесса командообразования в условиях вуза 48
2.1 Диагностика актуального уровня командообразования в студенческих группах 48
2.2 Разработка и реализация комплекса тренингов командообразования в условиях проектной деятельности 64
2.3 Оценка эффективности разработанного комплекса тренингов командообразования 84
Выводы по второй главе 94
Заключение 95
Список используемой литературы 99
Актуальность исследования обусловлена возрастающим значением командной работы практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды стали неотъемлемой частью многих областей жизни, сопровождая ежедневную деятельность человека. Наличие команды - единомышленников, творчески думающих личностей, способных работать эффективно для достижения общих целей, - является одним из важных условий успешной социальной и профессиональной деятельности.
На социальном уровне актуальность исследования связана с тем, что в современном мире практически каждый человек когда-либо принимал участие в работе группы, созданной для решения определенной задачи. В связи с этим повышается социальный запрос на качественный и грамотный процесс командообразования, т.е. процесс формирования команды, члены которой объединены одной целью, несут взаимную ответственность за результаты своей деятельности на основе общего видения ситуации. Успешные команды появляются в результате тщательно спланированной работы профессионалов. Для того чтобы команда была функциональной и работала в соответствии с задуманным планом, необходимо четкое понимание того, что заставляет команды работать и приводит к высоким результатам. Для будущих профессионалов крайне важно шагать в ногу со временем и приобретать умение работать в команде, которое способствует сплочению коллектива и раскрытию потенциала. Командная работа делает каждого активным участником процесса и помогает найти свое место в публичном социальном и профессиональном пространстве. В связи с этим, необходимо уделять большое внимание формированию студенческой команды в учебном процессе вуза.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с тем, что способность работать в команде на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку влияет на качество совместной работы и в то же самое время определяет результаты и успех работы. Федеральный государственный образовательный стандарт говорит о том, что выпускник, освоивший любую программу бакалавриата, среди прочих общекультурных компетенций обязательно должен обладать способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия.
Командообразование - это длительный и сложный процесс для всех членов команды. Но именно работа в командах имеет преимущество разнообразия стилей и подходов к решению задач. Командообразование (или тимбилдинг, от англ. team building - построение команды) представляет собой ряд специально организованных мероприятий, направленных на создание и повышение эффективности взаимодействия членов какого-либо коллектива («команды»). В настоящее время командообразование считается одной из самых перспективных технологий корпоративного менеджмента, обеспечивающей полноценное и поступательное развитие коллектива. Не смотря на то, что изначально командообразование возникло в бизнес-сообществе, оно применимо и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива, в том числе студенческого.
Сегодня командообразование наиболее ярко проявляется в проектной деятельности. Метод проектов широко внедряется в образовательную практику России. Проектная деятельность отмечена в федеральном государственном образовательном стандарте как одна из видов профессиональной деятельности, к которым должны быть готовы выпускники, освоившие программу бакалавриата. Также большое внимание проектной деятельности и реализации инновационных образовательных проектов уделено в федеральном законе «Об образовании в Российской федерации». Метод проектов ориентирован на постановку и решение практических задач с использованием знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения. Он позволяет студентам участвовать в создании конкретного результата, научиться презентовать проект, работать в команде и обрести навыки профессиональной коммуникации. Проектный метод, реализуемый в командах, позволяет вовлекать студентов в реальные рыночные отношения. В условиях проектной деятельности создается обучающая и развивающая среда, которая помогает членам команды осваивать умения и знания, и, что важно, сразу применять их на практике. Такой практико-ориентированный подход дает студентам возможность вступать в общение, как с преподавателем, так и друг с другом. В условиях командной работы студенты обучаются навыкам делового взаимодействия и сотрудничества. Проектная деятельность оказывает сильное влияние на становление личности студента, поскольку основана на личном контакте всех участников команды. Командная работа в условиях проектной деятельности формирует статус студента в коллективе, раскрывает ценность каждой личности для коллектива.
На научно-практическом уровне актуальность исследования возрастает в связи с тем, что сегодня возникает потребность определения наиболее действенных форм организации образования, особое значение приобретают эффективные организационные формы обучения. Прогрессивный педагогический опыт экономически развитых стран показывает, что создание команд и организация проектно-групповой деятельности студентов представляют собой перспективную модель организации учебного процесса в современном вузе и являются эффективным инструментом повышения качества образования.
Отсутствие командной работы может приводить к разобщенности между студентами. Тогда как совместная работа, направленная на достижение общей цели и органично сочетающаяся с целями каждого члена команды, может быть весьма успешной. Командная работа дает возможность группе не только получать новые знания, умения и навыки в ходе обучения, но и обучать каждого своего члена. Если все члены команды принимают командное и систематическое участие в процессе обучения, то возникает новая форма эффективного обучения - обучение коллективное. Сплоченный студенческий коллектив инициирует творческое взаимодействие своих участников, активизацию инновационной деятельности. В основе эффективной командой работы лежит способность каждого участника команды уважать мнения своих коллег и «работать на результат». Командообразование, команда, командный дух, члены команды, командные роли - эти определения получили широкое распространение как те компоненты современной профессиональной деятельности, без которых уже невозможно представить специалиста практически в любой сфере.
Актуализация командообразования в качестве проблемы научного исследования связана с растущей потребностью формирования в современных организациях гибких структур, а также с потенциальными возможностями команд быть более продуктивными, чем традиционные группы с точки зрения скорости и качества принятия решений.
Идея командной работы стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70-е годы XX века. Тогда же стали появляться первые исследования командного подхода. Ряд основополагающих трудов, посвященных изучению динамики процесса командообразования и изучению команд, как основ социальных организаций, актуальны и являются базой для изучения процесса формирования команды. Однако большинство исследований не дают конкретных практических рекомендаций по процессу командообразования в вузе, а предлагают только упражнения по командному развитию, которые не всегда приемлемы в повседневной практике высших учебных заведений. Так в работах М. Уолтона и П. Шолтерса раскрываются понятия «команда» и «умение работать в команде» (М. Уолтон, П. Шолтерс, 1986). Д. Катценбах и Д. Смит писали о процессах командообразования в бизнесе (Д. Катценбах, Д. Смит, 2019). Способы повышения эффективности командной деятельности предлагают в своих работах К. О. Делл и Дж. Грейсон младший (Дж. Грейсон, 1992). В. В. Радаев пишет о качествах, которыми должны обладать члены команды (В. В. Радаев, 1994). И. В. Телеусова и С. В. Суслопаров в своих работах рассматривают признаки, характеризующие команду (И.В. Телеусова, С. В. Суслопаров, 2002). В учебно-методическом пособии Н. Ф. Плотниковой представлен обширный теоретический и практический материал, связанный с вопросами командной формы организации обучения студентов высших учебных заведений, но и он включает в себя лишь несколько коммуникативных игр, что безусловно недостаточно для проведения полноценного тренинга командообразования у студентов (Н. Ф. Плотникова, 2016).
Анализ проведенных нами опросов показал, что большинство опрошенных студентов тольяттинского государственного университета не смогли оценить свой коллектив как целостную группу или сплоченный коллектив (60%). Полученные данные говорят о том, что в студенческом коллективе, возможно, отсутствует устойчивая система социальных отношений, а также можно сказать о невысокой степени сплоченности между членами коллектива.
Анализ научных исследований позволил нам выявить следующие противоречия между:
• необходимостью командной организации обучения студентов вуза и отсутствием методического обеспечения процесса командообразования;
• потребностью студентов влиться в команду, определить в ней свою роль, и недостаточной разработанностью условий для командообразования в образовательном процессе вуза;
• необходимостью эффективного включения студентов в проектную деятельность и недостаточным использованием в данном процессе имеющихся ресурсов образовательной деятельности;
• необходимостью использования в проектной деятельности специальных мероприятий, способствующих процессу формирования эффективной, успешной студенческой команды и недостаточной разработанностью таких мероприятий.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы возможности тренинга командообразования в условиях проектной деятельности вуза для повышения уровня сформированности студенческой команды?
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы магистерской диссертации: «Командообразование в вузе в условиях проектной деятельности».
Объект исследования: процесс проектной деятельности студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: тренинг командообразования в высшем учебном заведении в условиях проектной деятельности.
Цель исследования: разработать содержание тренингов командообразования и экспериментально проверить его эффективность в процессе проектной деятельности студентов.
Гипотеза исследования: процесс командообразования в вузе будет более успешным, если:
• раскрыть структуру и сущность понятия «студенческая команда» и выявить особенности ее формирования;
• определить критерии эффективности командной работы студентов; спроектировать диагностический комплекс, позволяющий выявить уровень сформированности студенческой команды в соответствии с критериями эффективности командной работы;
• включить в проектную деятельность комплекс тренингов командообразования, направленных на повышение уровня сформированности студенческой команды.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой поставлены задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам командообразования, выявить сущность и характеристику понятия «команда», критерии эффективности командной работы и современное состояние процесса командообразования в проектной деятельности в образовательной среде вуза.
2. Спроектировать диагностический комплекс, выявить исходный уровень сформированности студенческой команды.
3. Разработать и внедрить в процесс проектной деятельности комплекс тренингов, направленных на повышение уровня сформированности студенческой команды.
4. Провести контрольную диагностику для выявления изменения уровня сформированности студенческой команды, сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические разработки в области командообразования (Т. С. Пыркова, Т. Ю. Базаров, Г. Н. Марков, В. В. Радаев, И. В. Телеусова, С. В. Суслопаров и др.);
• личностно-ориентированные технологии (Г. К. Селевко, К. Роджерс, Р. Даймонд и др.);
• практико-ориентированный подход в образовании (Н. Ф. Плотникова, О. Г. Ларионова, Ю. П. Ветров и др.).
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования использовались следующие методы:
• теоретические методы исследования: анализ и изучение научной, научно-методической и психолого-педагогической литературы, материалы конференций, диссертаций по теме исследования, анализ государственных образовательных стандартов, планов и нормативных документов, систематизация педагогического опыта по формированию студенческих команд в высшем учебном заведении в условиях проектной деятельности, обобщение, изучение инновационных образовательных технологий, сравнение, абстрагирование;
• эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование;
• статистические методы обработки экспериментальных данных исследования.
Исследование проводилось в три этапа:
• I этап (сентябрь 2018 - сентябрь 2019) включал изучение психолого-педагогических источников по проблеме исследования и анализ состояния изученности данной проблемы в теории и практике работы высших учебных заведений. Был определен научный аппарат и база исследования, выявлены критерии эффективности командной работы (наличие общей цели и задач, психологический и эмоциональный комфорт участников команды, близкие жизненные и нравственные ориентиры, сотрудничество членов команды, взаимная ответственность). Затем был проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого с помощью диагностики, включающей различные психолого-педагогические методики, был выявлен базовый уровень командообразования у студентов;
• II этап (октябрь 2019 - январь 2020) состоял из формирующего эксперимента, включающего процесс разработки комплекса тренингов командообразования, направленных на повышение уровня командообразования студентов, а также практическое внедрение данного комплекса в программу проектной деятельности студентов;
• III этап (январь 2020 - апрель 2020) состоял из контрольного этапа эксперимента, позволяющего оценить средствами диагностических методик эффективность разработанного комплекса тренингов командообразования. На данном этапе была проведена работа по оформлению диссертационного исследования. В течение этого периода были опубликованы материалы исследования, принималось участие в научно-практических конференциях, формулировались выводы.
Базой для опытно-экспериментального исследования является ФГБОУ ВО «Тольяттинский Государственный Опорный Университет». В эксперименте прияли участие 34 студента дневной формы обучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что систематизированы знания о сущности понятия «команда», «студенческая команда» и о процессе командообразования; обоснованы этапы и средства процесса формирования студенческой команды в условиях проектной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обобщены существующие в педагогической теории и практике подходы к процессу формирования успешных команд, критерии эффективной команды; описаны уровни сформированности студенческой команды и спроектирован инструментарий для их диагностики; выявлена специфика формирования команды студентов в ходе проектной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса тренингов командообразования, способствующих формированию эффективной студенческой команды, который может быть использован в условиях проектной деятельности вузов.
Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается комплексным применением научно обоснованных и адекватных целям и задачам методов исследования; проведением опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью результатов исследования; положительной динамикой результатов эксперимента.
Личный вклад автора заключается в разработке и реализации в условиях проектной деятельности комплекса тренингов, направленного на повышение уровня сформированности студенческой команды в образовательной среде высшего учебного заведения, в освещение результатов исследования в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
• всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество»;
• научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ»;
• II международный научно-методический конкурс «Педагогическое призвание» международного центра научного партнерства «Новая наука».
Положения, выносимые на защиту:
1. Диагностические мероприятия, направленные на выявление уровня сформированности студенческой команды, дают возможность оптимизировать процесс командообразования студентов при условии включения в диагностический инструментарий методик для выявления уровня сформированности малой группы, мотивации к достижению общей командной цели, личностной и групповой удовлетворенности учебой, микроклимата студенческой группы.
2. Эффективность комплекса тренингов, нацеленных на повышение уровня сформированности студенческой команды, основана на включении в их содержание специально подобранных методов (диагностических, игровых, дискуссионных, проектных и др.), приемов (эмпатийных, обратной связи, рефлексивных и др.), средств (профессионально направленных проектных заданий) и форм (интерактивных и ситуационных игр, групповых дискуссий) и обеспечивает студентам возможность осуществления самоанализа, ролевого самоопределения и самореализации в команде, партнерского взаимодействия, что, в свою очередь, способствует формированию эффективной команды. Разработанный комплекс состоит из десяти часовых тренингов, каждый из которых направлен на формирование определенного командного показателя.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 12 рисунков, 18 таблиц, список использованной литературы (82 источников, в том числе 7 на иностранном языке), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 106 страницах.
В диссертационном исследовании рассмотрена проблема формирования студенческой команды в условиях проектной деятельности. Подводя итог проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «команда» - многоаспектное. Процесс формирования команды и сама команда являются объектами изучения для представителей педагогики, психологии, социологии, а также менеджмента и экономики. Анализ психолого-психологических, социологических и экономических источников показал многогранность понятия команда, ее значимость в современных организационных структурах. В данном исследовании мы придерживаемся определения термина «команда», выдвинутое С. Танненбаумом, Р. Бердом и Е. Салас. Таким образом, согласно указанным авторам: «Команда - это малая группа, состоящая из 5-7, реже из 15-20 человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополняющие умения; принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде» [64].
2. В процессе проектной деятельности возможно решать ряд образовательных задач: разработка и выбор альтернативных решений проблемы, оценивание последствий от принятых решения, формирование навыков анализа проблем, командная работа и др. Участие в проектной деятельности развивает творческие и исследовательские навыки студентов: способность ориентироваться в информационном пространстве, способность к самоопределению и целеполаганию. Студент становится субъектом проектной деятельности, он - активный участник учебного процесса, проявляет инициативу, активность и самостоятельность в решении проблем, тогда как преподаватель - пассивный руководитель процесса, создающий условия для эффективной проектной деятельности. Обучающийся выступает как творец, организатор своего образования. Командная работа играет ключевую роль в проектной деятельности, поэтому остро встает вопрос о грамотном процессе командообразования. Решение этой проблемы важно и необходимо, поскольку эффективная и функциональная студенческая команда будет быстрее и качественнее разрабатывать и реализовывать свои проекты.
3. В процессе работы над диссертационным исследованием разработан комплекс тренингов, основная цель которого заключается в повышении уровня сформированности студенческой команды Тольяттинского государственного университета в условиях проектной деятельности. Кроме того, разработан диагностический инструментарий, включающий методики для выявления уровня сформированности показателей команды (наличие общей цели и задач; психологический и эмоциональный комфорт участников команды; близкие жизненные и нравственные ориентиры; сотрудничество членов команды; взаимная ответственность; удовлетворенность деятельностью, возможность роста и развития).
Исследование показало, что процесс улучшения показателей команды у студентов связан с целенаправленной деятельностью по развитию навыков совместной работы, умений устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения, брать на себя ответственность (в том числе за других членов команды), создавать благоприятный психологический климат в своей группе, быстро принимать решения в нестандартных или кризисных ситуациях, а также по формированию готовности к саморазвитию и самореализации.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждены содержательные характеристики уровней командообразования студентов Тольяттинского государственного университета:
Низкий уровень: у студентов отсутствует общие задачи, каждый член группы работает на личную цель. Студенты конкурируют друг с другом при выполнении заданий и даже мешают успеху других, относятся друг к другу безразлично. У них разные взгляды в понимании нравственности и безнравственности. Студенты не сотрудничают друг с другом и категорически отказываются брать на себя взаимную ответственность. Участники команды не довольны своей деятельностью. Не видят в ней никаких возможностей для своего дальнейшего роста и развития. Студенты считают, что зря тратят свое время.
Средний уровень: большинство ключевых решений студенты принимают коллегиально. Помогают и распределяют задачи друг друга в периоды пиковых нагрузок. Однако у студентов отсутствует мотивация к достижению общей цели, они отдают предпочтение решению своих личных задач и работают чаще отдельно друг от друга. Студенты относятся с симпатией к одногруппникам. Поддерживают доброжелательную, не конфликтную атмосферу в группе. Однако не помогают однокурсникам, если у них возникает проблема. У членов команды совпадают взгляды на основные нравственные и моральные вопросы, однако могут возникать конфликты на этой почве. Участники команды доброжелательно относятся друг к другу. В ответственные моменты студенты сотрудничают друг с другом. Но в целом студенты предпочитают работать по отдельности и не брать на себя ответственность за других. Студенты в целом удовлетворены своей деятельностью и получают от нее удовольствие, но не видят в ней перспектив и возможностей для дальнейшего развития.
Высокий уровень: студенты с удовольствием помогают успеху других и работают друг с другом для выполнения совместной цели. Порядок достижения цели вырабатывается совместно всеми членами команды. Цель всем известна, принимается и разделяется каждым участником команды. Студенты толерантны, принимают индивидуальные особенности друг друга и оказывают поддержку в сложных ситуациях, конфликтах. Внутри команды одинаковые взгляды на вопросы нравственности, приемлемости тех или иных методов. Для внутрикомандных отношений характерны: взаимная ответственность, сотрудничество, оценка своей работы и работы других участников команды с точки зрения общих целей и задач. Участники команды получают удовлетворение от своей деятельности. Видят возможности для саморазвития, личностного и командного роста, перспективы для карьерного роста.
5. Экспериментально проверен и уточнен комплекс следующих психолого-педагогических условий успешного командообразования студентов:
1) активизация студентов к участию в проектной деятельности;
2) диагностическая проверка результативности проведённой опытно-экспериментальной работы по повышению уровня командообразования студентов;
3) применение комплекса тренингов в условиях проектной деятельности, направленного на повышение эффективности командообразования студентов.
6. Опытно-экспериментальная работа проводилась среди студентов сборных групп Тольяттинского государственного университета. В ходе экспериментальной работы у студентов был определен начальный (констатирующий этап эксперимента) и конечный (контрольный этап эксперимента) уровень сформированности командных показателей. На основе сравнения данных констатирующего и контрольного экспериментов сделан вывод об эффективности разработанного комплекса тренингов командообразования в виду того, что прослеживается положительная динамика уровня сформированности показателей команды. Повышение уровня сформированности студенческой команды также ведет к положительной динамике и эффективности образовательного процесса в ВУЗе в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель была достигнута. Проведенное исследование не исчерпывает полностью данную многоаспектную проблему, открывая новые возможности ее изучения.
1. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпораций. М.: МИФ, 2018. 512 с.
2. Адизес И. К. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей в компанию. М.: МИФ, 2015. 160 с.
3. Аксенова Е. Л., Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л., Малиновский П. В., Малиновская Н. М. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2002. 560 с.
4. Аленина Е. Э. Концепция организации проектной деятельности студентов гуманитарно-экономических направлений подготовки // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2015. № 4. С. 185-191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25449908 (дата обращения: 26.02.2020).
5. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 500 с.
6. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие. Архангельск: АО ИППК РО, 2009. 58 с.
7. Ахметжанова Г. В., Голубева И. В., Емельянова Т. В. Проектная деятельность (схемы и таблицы): учеб.-метод. пособие для студентов бакалавриата по направлению психолого-педагогическое образование. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. 72 с.
8. Базаров Т. Ю., Пыркова Т. С., Рыбкин И. В. Управленческие команды // Консультант директора. 1998. № 2. С. 17-24.
9. Батышев С. Я. Энциклопедия профессионального образования. М.: Российская Академия образования: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 488 с.
10. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педаг. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 329 с.
11. Белбин Р. М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. М.: HIPPO, 2003. 315 с.
12. Бойетт Д., Бойетт Д. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи крупнейших предпринимателей. М.: Олимп-бизнес, 2004. 368 с.
13. Боровская Н. Н. Шарыгина Н. В., Кирилова А. П. Учебные экологические проекты в современном образовании. Архангельск: Изд-во САФУ, 2005. 54 с.
14. Вачков И. В. Основы технологий группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие для вузов. М.: Ось-89, 2005. 256 с.
15. Вендров Е. Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969. 159 с.
...