Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Теория и сущность конкурентоспособности 7
1.2 Факторы и методы повышения конкурентоспособности предприятия 11
2 Оценка конкурентоспособности ООО «Столица» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Столица» 17
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия 25
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Столица» 33
3.1 Мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности ООО «Столица» 33
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий 36
Заключение 39
Список используемой литературы 41
В настоящее время на рынке преобладает большая конкуренция. Это связано с тем, что в мире много компаний, которые завоевали доверие покупателей, поэтому Российским предприятиям сложно расположить к себе потенциальных клиентов.
Одним из важных критериев успешного ведения бизнеса является конкурентоспособность организации. Конкурентоспособность предприятия - это умение предприятия превзойти другие организации этой сферы деятельности и достичь поставленных целей.
В наше время на рынке присутствует достаточно большое количество организаций, поэтому начинающим предпринимателям довольно трудно противостоять в борьбе с конкуренцией. Однако применение новых технологий в производстве и подходов к управлению поможет стать предприятию конкурентоспособным. Также важным аспектом конкурентоспособности является использование новых тенденций, следование инновациям и подбор стратегии конкуренции.
Майкл Портер писал: «Правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами. Совместное действие этих пяти сил определяет способность компании получать в среднем прибыль на вложенный капитал, превышающую стоимость капитала» [8].
Высокая конкурентоспособность проявляется в желании потребителей повторно приобрести продукт данной фирмы, в отсутствии претензий к фирме со стороны общественности и партнёров, а также высоким уровнем престижа работы на данном предприятии. Стоит отметить, что на эти факторы могут повлиять и сотрудники предприятия. Примером может послужить цитата Джона Шоула: «Люди хотят от сотрудников компании вежливости, знания продукта, помощи и энтузиазма».
Цель выпускной квалификационной работы: Разработка практических мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Столица».
Объектом исследования выступает ООО «Столица».
Предмет исследования - конкурентоспособность ООО «Столица».
Для достижения поставленной цели в бакалаврской работе поставлены задачи:
• изучить теорию и сущность конкурентоспособности;
• исследовать факторы и методы повышения конкурентоспособности;
• провести анализ конкурентоспособности предприятия;
• разработать методы повышения конкурентоспособности предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, объект и предмет исследования. Основная часть посвящена раскрытию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.
Современный мир бизнеса предполагает высокую борьбу между конкурентами, в которой может победить тот, кто хорошо анализирует внешние факторы. На этапе выхода на рынок каждое предприятие старается максимально превзойти своих конкурентов и завоевать позиционирование у потребителей.
В качестве инструментов конкурентоспособности предприятия могут использовать увеличение качества продукции, рекламные мероприятия и т.д.
Одним из наиболее важных для потребителей показателей является имидж фирмы, поэтому каждая компания старается вывести себя на новый уровень в сознании покупателей и стать лидером на рынке. Давид А. ААкер писал: «В любом бизнесе важно понять, как создать видение бренда (также называемое «идентичностью бренда»), реализовать его, поддерживать бренд перед лицом агрессивных конкурентов и динамично развивающихся рынков, максимально использовать итоговую силу бренда и эффективно управлять портфелем брендов, обеспечивая синергию, четкость и выгодное их использование, однако готовность компаний принять идею «бренд как актив» и, главное, их способность реализовать новые перспективы неуклонно растут с течением времени, тем самым доказывая, что это не какая-то случайная мода управления».
Среди факторов внутренней среды предприятия наиболее важными являются квалификация персонала и ценовая политика. Среди внешних факторов важную роль играет налоговая политика.
Крейчман Ф.С. в своей книге подчеркнул «Эффективное управление предприятием на основе демократизации собственности отмечает, что отсутствие реальной оценки роли кадровых служб не позволяет в полном объеме использовать потенциал персонала, а следовательно, и получить конкурентное преимущество, которое обеспечивается эффективно выстроенной кадровой стратегией» [6].
В данной бакалаврской работе была исследована тема: «Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Столица»)».
Предметом работы выступали внешняя и внутренняя среда предприятия.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности и методы ее повышения.
Во второй главе представлен полный анализ конкурентоспособности ООО «Столица». Были проведены PEST-анализ, составлена матрица SWOT-анализ предприятия, составлен радар конкурентоспособности, выявлены слабые стороны и проблемы конкурентоспособности компании.
В третьей главе были разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Столица».
Были предложены мероприятия по рекламе данной фирмы, чтобы повысить узнаваемость, различные акции, розыгрыши и скидки для постоянных покупателей. Финансовые вложения в эти мероприятия составляют 126 000 рублей, которые могут окупиться за 1 год и 1 месяц.
1. Дермот М. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / Макализ Дермот; перевод О. А. Самошкина. — 4-е изд. Москва : Лаборатория знаний, 2020. 696 c.
2. Дианова В. А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» / В. А. Дианова Н. С. Безуглая. Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, 2018. 76 c.
3. Князева И. В. Актуальные вопросы проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках (методологический комментарий) : монография / И. В. Князева, С. Н. Чирихин. Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, 2018. 291 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/filip-kotler/osnow-marketinga/chitat-onlayn/ (дата обращения: 15.03.2020).
5. Крайнова О. С. Методология оценки конкурентоспособности потребительских товаров: учебное пособие / О. С. Крайнова. Саратов : Вузовское образование, 2018. 130 с.
6. Крейчман Ф. С. Эффективное управление предприятием на основе демократизации собственности. [Электронный ресурс]. URL : https://bookmix.ru/quotes/index.phtml?id=88227 (дата обращения: 08.05.2020).
7. Криворотов В. В., Калина А. В., Ерыпалов С. Е. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», 2017. 351 с.
8. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. [Электронный ресурс]. URL : https://www.litres.ru/maykl-porter/konkurentnoe-preimuschestvo-kak-dostich-vysokogo-rezultata-i-obespechit-ego-ustoychivost/chitat-onlayn/ (дата обращения: 05.03.2020).
9. Мазилкина Е. И. Основы управления конкурентоспособностью. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью. [Электронный ресурс]. URL : https://info.wikireading.ru/253586 (дата обращения: 03.04.2020).
10. Мельникова Т. Ф., Куприянова В. С., Денисюк С. Я. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности, 2017. С. 431-435.
11. Орлова М. В. Модели неценовой конкуренции в современной экономике. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-netsenovoy-konkurentsii-v-sovremennoy- ekonomike (дата обращения: 09.03.2020).
12. Рындина Ю. С. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. С. 1401-1405.
13. Тарануха Ю. В. Конкуренция и конкурентоспособность : монография / Ю. В. Тарануха. Москва : Русайнс, 2017. 336 с.
14. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под редакцией Т. Г. Философовой. — 2-е изд. Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2017. 295 с.
15. Царев В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 799 с.
...