ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.1 Понятие и формирование диалогической речи в онтогенезе: особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.1 Исследование уровня развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 43
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 53
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 66
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.1 Понятие и формирование диалогической речи в онтогенезе: особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.1 Исследование уровня развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 43
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 53
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 66
Развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется через «социальное наследование» общественного опыта. Путем передачи и усвоения ребенком содержания человеческого опыта служит речь. Речь является важнейшей психической функцией человека. Основную форму речевого общения представляет диалог, который пронизывает всю жизнь ребенка.
Л.В. Щерба в диалоге видит школу развития речи, так как подлинное бытие языка обнаруживается в диалоге. Посредством диалога происходит усвоение ребенком синтаксиса родного языка в связи с представленностью в нём всех разновидностей предложений. Диалог позволяет осуществлять формирование необходимого словаря, фонетики, морфологии. Ф.А. Сохин говорит о зарождении в недрах диалогической речи монологической речи. Л.П. Якубинский рассматривает диалог как школу по развитию и формированию социального опыта и опыта общения в связи с тем, что он представляет собой разновидность человеческого поведения. Посредством диалога с окружающими, особенно со взрослыми, ребёнок может черпать много полезной информации.
Таким образом, диалогическая речь обладает большим значением в развитии детей дошкольного возраста, а ее формирование представляет собой важную речевую и педагогическую задачу.
Однако спонтанное развитие умений и навыков диалогической речи у детей, имеющих недоразвитие речи, не позволяет достичь им уровня, необходимого, чтобы полноценно общаться со сверстниками и взрослыми в разнообразных ситуациях, что в свою очередь, задерживает формирование у детей монологической речи. Этим умениям и навыкам дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо обучать специально.
Исследование диалогической речи как первичной естественные формы речевого общения осуществляли в своих работах А.П. Коваль, С.А. Леонова, М.Р. Львова. В исследованиях Л.И. Арюпиной, А.С. Зимульдиновой, И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко были разработаны разнообразные системы заданий, позволяющих развивать у детей различные виды и формы диалогической речи, а также критерии, позволяющие оценить умения и навыки диалогической речи учащихся младшей школы.
В тоже время в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы психолого-педагогические условия и содержание работы по коррекции диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, не выработаны критерии оценки уровня развития этой формы речи у детей дошкольного возраста.
Это оказывает негативное влияние на реализацию современных требований ФГОС дошкольного образования о том, что необходимо приобщать детей к социокультурным нормам, и что дети должны овладевать речью как средством общения и культуры, так как лингвистические нормы подразумевают овладение всеми разнообразными репликами диалога, а социокультурные нормы требуют, чтобы соблюдались правила ведения диалога. Данные обстоятельства ведут к возникновению противоречия между необходимостью коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: процесс коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи будет эффективным при организации следующих психолого-педагогических условий:
• подбор и использование в коррекционно-педагогическом процессе разнообразных игр с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных видов диалогических реплик;
• использование литературных произведений в коррекции диалогической речи;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами для активизации диалогической речи;
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: идеи И.Т. Власенко, Л.С. Выготского, Н.И. Горелова, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, относительно места и роли языка в процессе развития ребенка; положения Э.Э. Вильчек, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова о диалоге как основной форме общения; концепции Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурии, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Л.С. Цветковой, С.Н. Шаховской о структуре речевого дефекта.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни развития диалогической речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных критериев оценки уровня развития диалогической речи и разработанного тематического планирования по коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи с подробным описанием психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут использовать воспитатели подготовительной группы и учителя- логопеды в коррекционно-образовательном процессе детей с общим недоразвитием речи на базе образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. № 30 СП «Детский сад № 2 г.о. Сызрань». В исследовании приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи IV уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников), 9 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
Л.В. Щерба в диалоге видит школу развития речи, так как подлинное бытие языка обнаруживается в диалоге. Посредством диалога происходит усвоение ребенком синтаксиса родного языка в связи с представленностью в нём всех разновидностей предложений. Диалог позволяет осуществлять формирование необходимого словаря, фонетики, морфологии. Ф.А. Сохин говорит о зарождении в недрах диалогической речи монологической речи. Л.П. Якубинский рассматривает диалог как школу по развитию и формированию социального опыта и опыта общения в связи с тем, что он представляет собой разновидность человеческого поведения. Посредством диалога с окружающими, особенно со взрослыми, ребёнок может черпать много полезной информации.
Таким образом, диалогическая речь обладает большим значением в развитии детей дошкольного возраста, а ее формирование представляет собой важную речевую и педагогическую задачу.
Однако спонтанное развитие умений и навыков диалогической речи у детей, имеющих недоразвитие речи, не позволяет достичь им уровня, необходимого, чтобы полноценно общаться со сверстниками и взрослыми в разнообразных ситуациях, что в свою очередь, задерживает формирование у детей монологической речи. Этим умениям и навыкам дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо обучать специально.
Исследование диалогической речи как первичной естественные формы речевого общения осуществляли в своих работах А.П. Коваль, С.А. Леонова, М.Р. Львова. В исследованиях Л.И. Арюпиной, А.С. Зимульдиновой, И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко были разработаны разнообразные системы заданий, позволяющих развивать у детей различные виды и формы диалогической речи, а также критерии, позволяющие оценить умения и навыки диалогической речи учащихся младшей школы.
В тоже время в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы психолого-педагогические условия и содержание работы по коррекции диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, не выработаны критерии оценки уровня развития этой формы речи у детей дошкольного возраста.
Это оказывает негативное влияние на реализацию современных требований ФГОС дошкольного образования о том, что необходимо приобщать детей к социокультурным нормам, и что дети должны овладевать речью как средством общения и культуры, так как лингвистические нормы подразумевают овладение всеми разнообразными репликами диалога, а социокультурные нормы требуют, чтобы соблюдались правила ведения диалога. Данные обстоятельства ведут к возникновению противоречия между необходимостью коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: процесс коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи будет эффективным при организации следующих психолого-педагогических условий:
• подбор и использование в коррекционно-педагогическом процессе разнообразных игр с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных видов диалогических реплик;
• использование литературных произведений в коррекции диалогической речи;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами для активизации диалогической речи;
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: идеи И.Т. Власенко, Л.С. Выготского, Н.И. Горелова, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, относительно места и роли языка в процессе развития ребенка; положения Э.Э. Вильчек, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова о диалоге как основной форме общения; концепции Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурии, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Л.С. Цветковой, С.Н. Шаховской о структуре речевого дефекта.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни развития диалогической речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных критериев оценки уровня развития диалогической речи и разработанного тематического планирования по коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи с подробным описанием психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут использовать воспитатели подготовительной группы и учителя- логопеды в коррекционно-образовательном процессе детей с общим недоразвитием речи на базе образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. № 30 СП «Детский сад № 2 г.о. Сызрань». В исследовании приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи IV уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников), 9 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
Диалог является формой речи, для которой характерна смена высказываний говорящих, которых может быть двое или несколько (полилог), а также непосредственная связь высказываний и ситуации. К важным аспектам, необходимым, чтобы вести диалог следует отнести: знание языка, умение словесного выражения своей мысли, передачи чувств, установления с партнёром взаимоотношений в различных коммуникативных ситуациях. Структурно диалог состоит из следующих инициативных ответных высказываний (диалогических пар): вопроса - ответа; сообщения (информирования, утверждения) - выражения отношения к сообщению; побуждения (просьбы, предложения, приказания) - реакции на побуждение (выполнения или отказа от выполнения).
С целью выявления уровня развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи IV уровня. Все дети седьмого года жизни. Нами были выделены показатели развития диалогической речи, на основании которых подобраны диагностические задания.
Экспериментальное изучение особенностей развития диалогической речи у детей с седьмого года ОНР на констатирующем этапе показало, что дети характеризуются преимущественно низким уровнем развития диалогической речи. Они испытывают трудности, задавая вопросы и отвечая на них, не умеют пользоваться разнообразными сообщениями, им трудно толерантно реагировать на сообщения, у них не сформировано умение пользоваться разнообразием реплик-побуждений, в социально принятых формах реагировать на побуждения, они не пользуются формулами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выделить ряд психолого-педагогических условий по коррекции диалогической речи детей седьмого года жизни с ОНР. В ходе формирующего эксперимента были созданы условия, способствующие коррекции диалогической речи:
• подбор и использование в коррекционно-педагогическом процессе разнообразных игр с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных видов диалогических реплик;
• использование литературных произведений в коррекции диалогической речи;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами для активизации диалогической речи.
Реализация названных условий осуществлялась ежедневно в образовательной детской деятельности и режимных моментах.
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи с использованием методик констатирующего этапа. Было установлено, что в экспериментальной группе повысилось количество детей с высоким уровнем развития диалогической речи на 20%, количество детей со средним уровнем развития диалогической речи повысилось также на 20% (ЭГ 60%, КГ 40%), понизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития диалогической на 40%.
Таким образом, в ходе реализации разработанных нами психолого-педагогических коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с ОНР был сформирован ряд умений: умение задавать вопросы и отвечать на них; умение пользоваться разнообразными сообщениями; умение толерантно реагировать на сообщения; умение пользоваться разнообразием реплик- побуждений, в социально принятых формах реагировать на побуждения; умение осознанно пользоваться формулами речевого этикета.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а подобранные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие диалогической речи у детей седьмого года жизни ОНР.
С целью выявления уровня развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи IV уровня. Все дети седьмого года жизни. Нами были выделены показатели развития диалогической речи, на основании которых подобраны диагностические задания.
Экспериментальное изучение особенностей развития диалогической речи у детей с седьмого года ОНР на констатирующем этапе показало, что дети характеризуются преимущественно низким уровнем развития диалогической речи. Они испытывают трудности, задавая вопросы и отвечая на них, не умеют пользоваться разнообразными сообщениями, им трудно толерантно реагировать на сообщения, у них не сформировано умение пользоваться разнообразием реплик-побуждений, в социально принятых формах реагировать на побуждения, они не пользуются формулами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выделить ряд психолого-педагогических условий по коррекции диалогической речи детей седьмого года жизни с ОНР. В ходе формирующего эксперимента были созданы условия, способствующие коррекции диалогической речи:
• подбор и использование в коррекционно-педагогическом процессе разнообразных игр с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных видов диалогических реплик;
• использование литературных произведений в коррекции диалогической речи;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами для активизации диалогической речи.
Реализация названных условий осуществлялась ежедневно в образовательной детской деятельности и режимных моментах.
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи с использованием методик констатирующего этапа. Было установлено, что в экспериментальной группе повысилось количество детей с высоким уровнем развития диалогической речи на 20%, количество детей со средним уровнем развития диалогической речи повысилось также на 20% (ЭГ 60%, КГ 40%), понизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития диалогической на 40%.
Таким образом, в ходе реализации разработанных нами психолого-педагогических коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с ОНР был сформирован ряд умений: умение задавать вопросы и отвечать на них; умение пользоваться разнообразными сообщениями; умение толерантно реагировать на сообщения; умение пользоваться разнообразием реплик- побуждений, в социально принятых формах реагировать на побуждения; умение осознанно пользоваться формулами речевого этикета.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а подобранные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие диалогической речи у детей седьмого года жизни ОНР.





