Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №115672

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.1 Понятие и формирование диалогической речи в онтогенезе: особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.1 Исследование уровня развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 28
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 43
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи 53
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 66

Развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется через «социальное наследование» общественного опыта. Путем передачи и усвоения ребенком содержания человеческого опыта служит речь. Речь является важнейшей психической функцией человека. Основную форму речевого общения представляет диалог, который пронизывает всю жизнь ребенка.
Л.В. Щерба в диалоге видит школу развития речи, так как подлинное бытие языка обнаруживается в диалоге. Посредством диалога происходит усвоение ребенком синтаксиса родного языка в связи с представленностью в нём всех разновидностей предложений. Диалог позволяет осуществлять формирование необходимого словаря, фонетики, морфологии. Ф.А. Сохин говорит о зарождении в недрах диалогической речи монологической речи. Л.П. Якубинский рассматривает диалог как школу по развитию и формированию социального опыта и опыта общения в связи с тем, что он представляет собой разновидность человеческого поведения. Посредством диалога с окружающими, особенно со взрослыми, ребёнок может черпать много полезной информации.
Таким образом, диалогическая речь обладает большим значением в развитии детей дошкольного возраста, а ее формирование представляет собой важную речевую и педагогическую задачу.
Однако спонтанное развитие умений и навыков диалогической речи у детей, имеющих недоразвитие речи, не позволяет достичь им уровня, необходимого, чтобы полноценно общаться со сверстниками и взрослыми в разнообразных ситуациях, что в свою очередь, задерживает формирование у детей монологической речи. Этим умениям и навыкам дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо обучать специально.
Исследование диалогической речи как первичной естественные формы речевого общения осуществляли в своих работах А.П. Коваль, С.А. Леонова, М.Р. Львова. В исследованиях Л.И. Арюпиной, А.С. Зимульдиновой, И.А. Ляшкевич, М.И. Пентилюк, Н.Ф. Скрипченко были разработаны разнообразные системы заданий, позволяющих развивать у детей различные виды и формы диалогической речи, а также критерии, позволяющие оценить умения и навыки диалогической речи учащихся младшей школы.
В тоже время в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы психолого-педагогические условия и содержание работы по коррекции диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, не выработаны критерии оценки уровня развития этой формы речи у детей дошкольного возраста.
Это оказывает негативное влияние на реализацию современных требований ФГОС дошкольного образования о том, что необходимо приобщать детей к социокультурным нормам, и что дети должны овладевать речью как средством общения и культуры, так как лингвистические нормы подразумевают овладение всеми разнообразными репликами диалога, а социокультурные нормы требуют, чтобы соблюдались правила ведения диалога. Данные обстоятельства ведут к возникновению противоречия между необходимостью коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий по осуществлению этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть актуальную проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: процесс коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи будет эффективным при организации следующих психолого-педагогических условий:
• подбор и использование в коррекционно-педагогическом процессе разнообразных игр с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных видов диалогических реплик;
• использование литературных произведений в коррекции диалогической речи;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами для активизации диалогической речи;
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности;
• эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение;
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования: идеи И.Т. Власенко, Л.С. Выготского, Н.И. Горелова, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, относительно места и роли языка в процессе развития ребенка; положения Э.Э. Вильчек, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова о диалоге как основной форме общения; концепции Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурии, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Л.С. Цветковой, С.Н. Шаховской о структуре речевого дефекта.
Новизна исследования состоит в определении психолого-педагогических условий коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни развития диалогической речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных критериев оценки уровня развития диалогической речи и разработанного тематического планирования по коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи с подробным описанием психолого-педагогических условий. Материалы исследования могут использовать воспитатели подготовительной группы и учителя- логопеды в коррекционно-образовательном процессе детей с общим недоразвитием речи на базе образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. № 30 СП «Детский сад № 2 г.о. Сызрань». В исследовании приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи IV уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников), 9 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Диалог является формой речи, для которой характерна смена высказываний говорящих, которых может быть двое или несколько (полилог), а также непосредственная связь высказываний и ситуации. К важным аспектам, необходимым, чтобы вести диалог следует отнести: знание языка, умение словесного выражения своей мысли, передачи чувств, установления с партнёром взаимоотношений в различных коммуникативных ситуациях. Структурно диалог состоит из следующих инициативных ответных высказываний (диалогических пар): вопроса - ответа; сообщения (информирования, утверждения) - выражения отношения к сообщению; побуждения (просьбы, предложения, приказания) - реакции на побуждение (выполнения или отказа от выполнения).
С целью выявления уровня развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 детей с общим недоразвитием речи IV уровня. Все дети седьмого года жизни. Нами были выделены показатели развития диалогической речи, на основании которых подобраны диагностические задания.
Экспериментальное изучение особенностей развития диалогической речи у детей с седьмого года ОНР на констатирующем этапе показало, что дети характеризуются преимущественно низким уровнем развития диалогической речи. Они испытывают трудности, задавая вопросы и отвечая на них, не умеют пользоваться разнообразными сообщениями, им трудно толерантно реагировать на сообщения, у них не сформировано умение пользоваться разнообразием реплик-побуждений, в социально принятых формах реагировать на побуждения, они не пользуются формулами речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выделить ряд психолого-педагогических условий по коррекции диалогической речи детей седьмого года жизни с ОНР. В ходе формирующего эксперимента были созданы условия, способствующие коррекции диалогической речи:
• подбор и использование в коррекционно-педагогическом процессе разнообразных игр с содержанием, обеспечивающим развитие и усвоение различных видов диалогических реплик;
• использование литературных произведений в коррекции диалогической речи;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами для активизации диалогической речи.
Реализация названных условий осуществлялась ежедневно в образовательной детской деятельности и режимных моментах.
На контрольном этапе исследования мы провели повторную диагностику развития диалогической речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи с использованием методик констатирующего этапа. Было установлено, что в экспериментальной группе повысилось количество детей с высоким уровнем развития диалогической речи на 20%, количество детей со средним уровнем развития диалогической речи повысилось также на 20% (ЭГ 60%, КГ 40%), понизилось количество детей, имеющих низкий уровень развития диалогической на 40%.
Таким образом, в ходе реализации разработанных нами психолого-педагогических коррекции диалогической речи у детей седьмого года жизни с ОНР был сформирован ряд умений: умение задавать вопросы и отвечать на них; умение пользоваться разнообразными сообщениями; умение толерантно реагировать на сообщения; умение пользоваться разнообразием реплик- побуждений, в социально принятых формах реагировать на побуждения; умение осознанно пользоваться формулами речевого этикета.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а подобранные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие диалогической речи у детей седьмого года жизни ОНР.


1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа: й11р://гд.ги/2011/02/17/зЬко1а-з1апбаг1-8Йе-бок.й1ш1.(дата обращения: 17.02.2018).
2. Базжина, Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] / Т.В. Базжина //Детская речь: Лингвистический аспект. - СПб., 2014. - 141 с.
3. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.Е. Антипина. - М.: Сфера, 2016. - 194 с.
4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 174 с.
5. Важенина, Н.Н. Развитие диалогической речи у детей [Текст] / Н.Н. Важенина // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С.93-95.
6. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду [Текст] / Ю.А. Вакуленко. - Волгоград, 2017. - 93 с.
7. Вершина, О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи [Текст] / О.М. Вершина. - М.: Просвещение, 2013. - 246 с.
8. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2017. -144 с.
9. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2016. - 420 с.
10. Глухов, В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Союз, 2017. - 156 с.
11. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. 2017. - №4. - С. 8-10.
12. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст] / О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2016. - 272 с.
13. Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни [Текст] / Н.В. Елкина. - М.: АСТ, 2017. - 76 с.
14. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2017. - 142 с.
15. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2016. - 316 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ