Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Работа №115497

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
1.1Развитие диалогической речи как психолого-педагогическая
проблема
1.2Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста с расстройством аутистического спектра
1.3Обоснование психолого-педагогических условий развития
диалогической речи у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
2.1Изучение уровня развития диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
2.2Апробация психолого-педагогических условий развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
2.3Выявление динамики уровня развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

В настоящее время система образования в России переживает ряд
изменений. Они отражены в Федеральных государственных образовательных
стандартах. ФГОС ДО направлен на обеспечение государством равенства
возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного
образования независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том
числе ограниченных возможностей здоровья.
Актуальность исследования определяется тем, что в нашей стране
вслед за развитыми цивилизациями западных стран каждый год
увеличивается количество дошкольников и младших школьников, которым
на психолого-медико-педагогических комиссиях ставят диагноз
«расстройство аутистического спектра» (РАС). Реформа российского
образования и введение новых стандартов образования, соответствующих
XXI веку и принципам гуманизма, предполагают реализацию основной
гуманистической идеи – все дети должны учиться, даже те, которых считали
необучаемыми. Одним из важнейших условий включения ребенка с
аутизмом в систему образования и его дальнейшей адаптации является
создание специальных условий для развития на ступени дошкольного
образования.
Расстройства аутистического спектра нарушают взаимодействие
ребенка с членами семьи, невозможными становятся игры со сверстниками,
ребенок не может перенять социальный опыт по подражанию, так как
нарушен основной канал коммуникации – общение. Эти трудности особенно
проявляются в недостаточности развития диалогической речи. Практически
все исследователи феномена расстройства аутистического спектра (Е.Р.
Баенская, М.М Либлинг, О.С. Никольская, U. Frith, L. Wing и др.)
подчеркивают, что одним из главных нарушений, препятствующим
успешному развитию, адаптации и социализации ребенка с данным типомдизонтогенеза, является недостаточное развитие, а по ряду данных
(Е.С. Иванов, В. Bettelheim и др.) отсутствие потребности и способности к
общению, отставание или отсутствие разговорной речи, неспособность
завязать или поддержать разговор, отсутствие диалоговых форм
взаимодействия. При этом в основе адаптации ребенка к требованиям
социума и микроколлектива дошкольной образовательной организации
лежит коммуникация и ее базовые составляющие – коммуникативные
умения.
Исследователи разных стран, изучая детский аутизм, отмечают
комплексный характер проблемы. Это значит, что и решаться она должна
комплексно специалистами от медицины, психологии, логопедии,
педагогики. Так формирование коммуникативных умений выделено
приоритетной проблемой педагогического характера, активно
разрабатываются методы, приемы, формы коррекции недостатков речевого
развития данной категории детей (E.G. Carr, P. Hunt, T. Layton, E. Schopler,
L.R. Watson и др.).
В отечественной дефектологии и специальной психологии достаточно
подробно описано клиническое состояние детей с аутизмом, дана
характеристика специфических особенностей их речи и общения. В тоже
время отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих
оценить уровень сформированности коммуникативных умений. Описаны
отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование
коммуникативных умений, сколько на развитие речи в целом (В.М. Башина,
О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева, С.А. Морозов, С.С. Морозова,
Т.Н. Морозова).
Несмотря на распространенность исследований развития речи и
коммуникативной деятельности в общей психологии, в специальной
психологии отсутствуют комплексные исследования развития диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройством
аутистического спектра. Развитие диалогической речи у таких детей имеетважное значение, так как диалог занимает особое место в процессе общения
ребенка. Особенно важно создавать специальные психолого-педагогические
условия для развития диалогической речи у детей с расстройствами
аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения, так как на
дошкольное детство приходится сензитивный период развития речи ребенка
2-5 лет.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы и
педагогической практики позволил определить противоречие между
необходимостью развития диалогической речи у детей с расстройствами
аутистического спектра и недостаточностью разработки
дифференцированных методов и методик диагностики и коррекции.
На основании выделенного нами противоречия, мы сформулировали
проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия
развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра?
Исходя из актуальности нашей проблемы, была сформулирована тема
исследования: «Психолого-педагогические условия развития диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра».
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и
экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования – процесс развития диалогической речи у детей
старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра.
Рабочая гипотеза исследования базируется на предположении о том,
что развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста срасстройствами аутистического спектра будет эффективным при создании
следующих психолого-педагогических условий:
– выявлении индивидуальных особенностей развития диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра;
– включении работы по развитию диалогической речи в разные виды
деятельности с учетом выявленных индивидуальных особенностей детей
старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;
– включении родителей в работу по развитию диалогической речи у
детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи нашего
исследования.
1. Изучить теоретико-методологические основы проблемы развития
диалогической речи у детей с расстройствами аутистического спектра.
2. Выявить индивидуальные особенности развития диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия
развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра.
Теоретическую основу исследования составят:
– положения о ведущей роли общения в формировании и развитии
личности (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
– представление об аутизме как искаженном типе психического
развития, главным проявлением которого являются нарушения
коммуникативного характера, возникающие вследствие аффективных
(Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская) и
когнитивных (R. Jordan, D.M. Ricks, M. Sigman, L. Wing) недостатков;– модель уровневой организации системы эмоциональной регуляции
(В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская);
– дифференцированный подход к реализации коррекционной работы
(Т.А. Власова).
В исследовании использовались следующие методы:
– методы теоретического исследования: анализ общей и специальной
педагогической, психологической и методической литературы по проблеме
исследования;
– методы эмпирического исследования: праксиметрические – изучение,
анализ личных дел детей, участвующих в эксперименте;
– экспериментальные – психолого-педагогический эксперимент по
изучению и развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с расстройствами аутистического спектра.
Экспериментальной базой исследования является МАОУ ДС № 120
«Сказочный» г.о. Тольятти.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования
можно выделить три этапа.
Первый этап – поисково-аналитический (2017-2018 гг.). Определение
проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач,
понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ
теоретических источников с целью установления степени научной
разработанности исследуемой проблемы; определение показателей развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра.
Второй этап – экспериментальный (2018-2019 гг.). Определение и
апробация психолого-педагогических условий развития диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра.
Третий этап – аналитико-обобщающий (2019 г.). Обработка, анализ и
интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы порезультатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов
магистерской диссертации.
Предполагаемая научная новизна исследования заключается в том,
что в области специальной психологии получены новые эмпирические
данные об особенностях развития диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предполагаемая теоретическая значимость исследования:
обоснованы психолого-педагогические условия развития диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра.
Предполагаемая практическая значимость исследования: в ходе
исследования собирается «методическая копилка» и материал для
диагностики и последующего анализа индивидуальных особенностей
развития диалогической речи детей с РАС, после чего становится возможным
подобрать или адаптировать приемы коррекционной работы с детьми.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Показателями диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с расстройствами аутистического спектра являются: умение
адекватно реагировать на любое обращение (целесообразно отвечать на
вопросы, реагировать на устную инструкцию, давать обратную связь);
умение установить контакт и общаться в диалогической форме с
окружающими людьми (задавать вопросы, получать и делиться
информацией, мнениями). Умение вежливо выражать просьбы, предложения
и другие навыки, которые относятся к культуре поведения и речевому
этикету: не перебивать собеседника, смотреть на собеседника и т.п.
2. Психолого-педагогическими условиями развития диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами
аутистического спектра являются: выявление индивидуальных особенностей
развития диалогической речи; включение работы по развитию диалогической
речи в разные виды деятельности с учетом выявленных индивидуальныхособенностей детей; включение родителей в работу по развитию
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема исследования «Психолого-педагогические условия развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра» актуальна, так как система
психолого-педагогического сопровождения детей-аутистов не отвечает
современным требованиям в полном объеме.
Одним из важнейших условий включения ребенка с аутизмом в
систему образования и его дальнейшей адаптации является создание
специальных условий для развития на ступени дошкольного образования.
Приоритетной проблемой педагогического характера выделено
формирование коммуникативных компетенций. У дошкольников высока
пластичность нервной системы, психики, что создает предпосылки высокой
эффективности компенсаторных процессов.
Частью комплексной коррекционной работы с детьми с аутизмом и
РАС является создание оптимальных условий для успешной работы по
развитию диалогической речи психолого-педагогическими методами.
Мы проанализировали специальную педагогическую литературу,
ключевые понятия и методическое обеспечение развития диалогической речи
у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического
спектра.
Целью магистерской диссертации является теоретическое обоснование
и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
В ходе проведенного исследования на констатирующем этапе мы
выявляли уровень развития диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра и пришли к
выводу, что развитие находится на недостаточном уровне. Результаты
констатирующего эксперимента позволили нам определить методику работы
на формирующем этапе.
На формирующем этапе мы разработали и апробировали комплексупражнений по развитию данного процесса. В соответствии с календарно-
тематическим планом определили этапы работы в соответствии с
поставленными задачами по развитию диалогической речи у детей 6-7 лет с
РАС.
Также нами разработана программа групповых занятий с родителями
«Родитель плюс ребенок», ориентированная на повышение родительской
компетенции в формировании диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
На контрольном этапе эксперимента мы еще раз рассмотрели уровень
развития диалогической речи у старших дошкольников с РАС, применяя те
же методики, что и на констатирующем этапе исследования и пришли к
выводу, что у тех детей, с которыми педагоги и родители занимались
комплексно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, выполняя
серии специальных упражнений, показатели улучшились, а у остальных
детей остались на прежнем уровне.
Таким образом, цели и задачи, которые были определены в начале
исследования выполнены. Гипотеза подтвердилась: выполнение специальных
психолого-педагогических условий, а именно – интегрированная во все
сферы жизнедеятельности ребенка скоординированная работа педагогов и
родителей, базирующаяся на выявленных индивидуальных особенностях
развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с РАС,
может быть эффективной.
Данное исследование не является исчерпывающим в решении
рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшего исследования
проблемы мы видим в пролонгации эксперимента на младший школьный
возраст.


1. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического
спектра [Текст] / С.В. Алехина. – М . : МГППУ, 2017. – 80 с.
2. Аникеева, Н.П. Дети с РДА, проблемы и развитие в ДОО [Текст]
/ Н.П. Аникеева. – М. : Логос, 2016.– 296 с.
3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Текст]
/ Ф. Аппе. – М. : Теревинф, 2016. – 254 с.
4. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями
эмоционального развития [Текст] / Е.Р. Баенская // Альманах Института
коррекционной педагогики РАО. – 2015. – №. 2. – С. 14-22.
5. Бардышевская, М.К., Лебединский В.В. Диагностика
эмоциональных нарушений у детей [Текст] / М.К. Бардышевская. – М. :
Психология, 2015. – 189 с.
6. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
[Текст] / Л.В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2016. – 236с.
7. Белопольская, Н.Л. Патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. –
М. : Когито-центр, 2017. – 142 с.
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с РДА
[Текст] / Л.Н. Блинова. – М : ЭНАС, 2016. –136 с.
9. Богдашина, О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме
[Текст] : учебное пособие / О.Б. Богдашина. – Спб. : Питер, 2016. – 234 с.
10.Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения РДА
[Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. – Дефектология. – 2015.– № 6. –
С. 12-18.
11.Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] /
Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : Логос, 2017. – 256 с.
12.Возрастные особенности психического развития детей с РДА
[Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Новое, 2017. – 138с.
13.Волкмар, Ф.Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей,членов семьи и учителей [Текст] / Ф.Р. Волкмар, Л.А. Вайзнер. –
Екатеринбург : Рама, 2017 . – 242 с.
14.Воспитание детей дошкольного возраста с РДА [Текст] / Под ред.
Н.Н. Поддъякова, Ф.А.Сохина.– М. : Логос, 2016.–123с.
15.Галкина, Е.В. Работа с семьёй ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной
педагогики. СПб. : Птер, 2015. – 146 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ