Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Работа №115590

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психологический анализ проблемы адаптации иностранных студентов на этапе обучения в российском вузе 7
1.1 Актуальность проблемы социальной адаптации иностранных студентов в образовательной среде российского вуза 7
1.2 Коммуникативная социальная компетентность иностранных студентов 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе 26
2.1 Описание выборки и методы исследования 26
2.2 Результаты эмпирического исследования уровня адаптации иностранных студентов в вузе 27
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложения 46

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время явно выражена проблема самоадаптации личности в общем, а также такие процессы, как развитие социальной интеграции и профессиональной адаптации. Сложности с включением иностранных студентов в образовательную среду высшего учебного заведения на сегодняшний день привлекает внимание теоретиков и практиков сферы образования. В наши дни в России находится большое количество иностранных студентов, которые проходят профессиональную подготовку не только в столичных институтах. В Тольяттинской государственной университете сегодня обучаются приблизительно 300 иностранных граждан Таджикистана. Для этой страны давней традицией считается обучение иностранных студентов за рубежом.
Однако процесс обучения осложняется тем, что каждый студент- иностранец испытывает «шок», приехав в новую для себя страну. Кроме учебно-методических, организационных задач, в возникших в связи с проживанием иностранных студентов в новых для себя условиях, наблюдаются и психологические проблемы, которые являются предметом нашего исследования.
Иностранные студенты, находясь в условиях обучения в вузе в другой стране, сталкиваются с необходимостью не только адаптироваться к учебе и учебному заведению, как это делают российские студенты, но также приспособиться к особенностям проживания в общежитии, а также к проживанию в другой стране, отличающейся иной культурой, сложной для понимания системой норм и ценностей. Поэтому главной задачей вузов является помощь в адаптации иностранным студентам к новой образовательной среде.
Важность оказания психологической поддержки иностранных студентов во время их обучения заключается в значимости их адаптации для будущего сотрудничества с ними, поскольку они являются потенциальными партерами российского бизнеса, политики, культуры, образования. Очевидно, что в период получения высшего образования складываются долговременные дружеские отношения в студенческой среде, которые могут стать основой для деловых отношений в последующем. У студентов формируется представление о российских гражданах и о государстве в целом как надежном партнере для будущего сотрудничества в различных сферах. В связи с этим представляется особо актуальной профилактика дезадаптации и помощь в разрешении психологических сложностей у иностранных студентов в ходе обучения.
Цель исследования: изучение особенностей адаптации иностранных студентов в российском вузе.
Объект исследования: адаптация иностранных студентов.
Предмет исследования: адаптации иностранных студентов в российском вузе в аспекте коммуникативной социальной компетентности.
Гипотеза исследования: развития коммуникативная компетентность способствует более успешной адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ проблемы адаптации иностранных студентов
2) Подобрать методы изучения социальной коммуникативной компетентности и адаптации иностранных студентов.
3) Провести эмпирическое изучение адаптации и коммуникативной компетентности иностранных студентов на выборке испытуемых .
4) Сопоставить уровень адаптированности социально коммуникативный компетентности с применением методов статистики и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа.
2. Метод констатирующего эксперимента с применением тестовых методик «Адаптированность студентов в вузе» авторы: Дубовицкая Т.Д. и Крылова А В «Опросник коммуникативных умений» автор: Михельсон Л. перевод и адаптация Гульбуха Ю.З.
3. Методы анализа интерпретации и обобщения эмпирических данных.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что собранные данные помогут психологу создать рекомендации для иностранных студентов, которые учатся в российском вузе.
Эмпирическая база: Тольяттинский государственный университет. Выборка исследования: в исследования приняли участие 40 студентов учащиеся на разных специальностях ТГУ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов заключения, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Адаптация представляет собой процесс приспособления индивида особенностям социальной среды, связанной с меняющимися как внешними, так и внутренними условиями, которые проводятся в результате целенаправленного поведения, продуктивного взаимодействия с внешним миром, профессиональной самореализации и установлении социальных контактов. Адаптация происходит одновременно на нескольких уровнях: биологическом, социальном и психологическом.
Актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день явно выражена проблема адаптации и самоадаптации личности в общем, формирование её социальной и профессиональной общности. Адаптационная проблема иностранных студентов в вузе на сегодняшний день находится в центре внимания исследователей и практиков, работающих в данной области образования. Об этом может свидетельствовать большое количество выпускаемых статей, методических пособий и диссертаций.
Кроме необходимости решения учебно-методических задач, а также организационных вопросов в связи с приездом и размещением иностранных студентов, возникают различные сложности адаптации, в частности, имеющих психологический характер, на которые важно обращать свое внимание.
Таким образом, можно предположить, что для успешной адаптации в обучении недостаточно иметь желание или мотивацию - необходимы дополнительные знания и способности. Все это играет важнейшую роль на дальнейшее поведение студентов, на их желание учиться по выбранной профессии и конкретном вузе. Для того, чтобы адаптация была закончена успешно в университете, требуется серьезная профориентационная работа на этапе окончания средней школы.
С точки зрения подготовки квалифицированных специалистов подводя итоги анализа и исследования, можно сделать вывод, что проблема адаптации иностранных студентов к учебе в университете является актуальной.
Теоретический анализ дал возможность определить адаптивность студентов как психологическую готовность к продолжению обучения по выбранной специальности и в конкретном вузе. В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности адаптации к учебе. В ходе нашей работы были решены все проблемы.
С помощью методов теоретического анализа на основе анализа литературных источников нами были сделаны выводы о ключевых характеристиках успешной адаптации, была решена первая задача бакалаврской работы по анализу проблемы развития коммуникативной компетентности иностранных студентов. Рассматривая существующие подходы к данной проблеме, мы установили, что изучаемое нами явление представляет собой совокупность психологических знаний личности о себе и других в процессе коммуникации, а также целый ряд навыков, необходимых в общении, различных стратегий социального поведения, которые дают возможность строить эффективное взаимодействие в соответствии с целями применительно к конкретным условиям профессионального и межличностного общения.
Коммуникативная компетентность является одним из главнейших качеств в работе будущего специалиста.
Диагностика представлений иностранным студентам ТГУ о собственной коммуникативной компетентности являлась второй проблемой и также была решена.
На основании полученных данных было установлено, что большинство студентов склонны оценивать уровень развития собственных коммуникативных навыков как высокий, что полностью подтверждает гипотезу исследования.


1. Алещанова, И.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза [Текст] / И. В. Алещанова, Н.А. Фролова // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4. - С. 87-90.
2. Андриенко, А. С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно- модульной технологии обучения) автореф. дисс. ... на соискание науч. степени канд. пед. наук [Текст] / А. С. Андриенко. - Ростов-на-Дону, 2007.- С. 26.
3. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.- С. 92-100.
4. Бондаренко, В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность [Текст] / В.А.Бондаренко. - М., 2018. - С. 120.
5. Васильева, О. Ф. Лекции по методике преподавания РКИ [Электронный ресурс] / О. Ф. Васильева. Режим доступа: (дата обращения 28.03.2018).
6. Гайнуллина, Л.Ф., Леонтьева, Л.С. Право на коммуникацию: должное и сущее [Текст] / Л.Ф. Гайнуллина, Л.С. Леонтьева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 4 (28). - С. 217-225.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика и методика: учеб. Пособие для студ [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 336.
8. Дуплийчук, О.Н. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей-филологов средствами технологии малых методических групп [Текст] / О.Н. Дуплийчук // Карельский научный журнал. - 2013. - № 1. - С. 27­30.
9. Езова, С.А. Коммуникативная компетенция [Текст] / С.А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4. - С. 103.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http: //www.eidos.ru/journal/2006/0505. htm.
11. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. Психологический словарь [Текст] / В. П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - С. 440.
12. Зотова, И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества [Текст] / И.Н. Зотова // Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века», Кисловодск: 2006. - С. 109.
13. Ивченко, Е. И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза [Текст] / Е. И. Ивченко. - Ставрополь, 2007. - С. 194.
14. Извольская, А. А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе [Текст] / А. А. Извольская // Молодой ученый. - 2010. - №6. - С. 327-329.
15. Италиазова, А., Еремина, Н.К. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах [Текст] / А. Италиазова, Н. К. Еремина // 2 межвузовская научно - практическая конференция иностранных студентов. - 2013. - С. 56-58.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ