Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства дознания

Работа №115486

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Производство дознания в общем порядке 9
1.1. Условия для производства дознания 9
1.2. Процессуальное положение лиц, участвующих в производстве дознания 17
1.3. Особенности расследования в форме дознания 26
Глава 2. Сокращенная форма производства дознания 37
2.1. Основания для производства сокращенного дознания 37
2.2. Особенности расследования в форме сокращенного дознания 42
Глава 3. Формы окончания дознания 51
3.1. Окончание дознания составлением обвинительного акта 51
3.2. Окончание дознания составлением обвинительного постановления 57
Заключение 62
Список использованных источников 65

Расследование преступлений занимает важное место в уголовно-процессуальной деятельности. В качестве оптимальных форм досудебного расследования законодателем выделены предварительное следствие и дознание. В российском уголовном судопроизводстве дознание и предварительное следствие являются очень близкими и в то же время самостоятельными формами, разновидностями предварительного расследования.
Дознание, изначально созданное в ходе судебной реформы 1864 года в качестве административной деятельности, выполнявшее вспомогательную функцию по отношению к следствию, в современном уголовном процессе занимает почти равное с ним место, в полном объеме расследуя преступления небольшой и средней тяжести.
Приоритетным направлением современного этапа развития уголовно-процессуального законодательства выступает создание условий для наиболее эффективной деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, одновременно обеспечивая защиту конституционных прав и свобод личности, интересов общества и государства. За последнее десятилетие институт дознания претерпел значительные изменения, с целью разгрузить следственный аппарат, сосредоточив его на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений. Среди изменений следует отметить введение процедуры уведомления лица о подозрении в совершении преступления и одновременное исключение требования об очевидности преступления для расследования в форме дознания. Так производство дознания стало возможным как по уголовным делам возбужденным в отношении конкретного, так и в отношении неустановленного лица. К недавним изменениям относится введение новой формы предварительного расследования - сокращенной формы дознания. Тем самым законодатель стремится к упрощению процедуры предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, позволяющему сократить материальные и временные затраты.
Актуальность темы работы обусловлена возрастающей ролью дознания при расследовании преступлений, не представляющих серьезной общественной опасности. Согласно данным Портала правовой статистики, в структуре преступлений значительный удельный вес занимают преступления небольшой и средней тяжести. Так, в 2016 году они составили 78%¹.
Объектом бакалаврской работы выступают уголовно-процессуальные отношения, складывающиеся в ходе производства дознания в общем порядке и в сокращенной форме.
Предметом работы являются правовые нормы международного и российского законодательства, регламентирующие процессуальную деятельность дознания, а также иные нормативные материалы и документы, юридическая и специальная литература, правоприменительная практика по исследуемым вопросам.
Цель работы - проанализировать особенности производства дознания как одной из форм, разновидностей предварительного расследования.
Достижению указанной цели служат следующие задачи:
• анализ условий для производства дознания;
• изучение процессуального положения лиц, участвующих в производстве дознания;
• характеристика особенностей расследования в форме дознания;
• рассмотрение оснований для производства сокращенного дознания;
• анализ особенностей расследования в форме сокращенного дознания;
• характеристика порядка окончания дознания составлением обвинительного акта;
• рассмотрение порядка окончания дознания составлением обвинительного постановления.
Методологической основой работы являются общенаучные методы познания: обобщение, анализ; частнонаучные методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативную базу работы образуют: международные соглашения (конвенции), Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы производства дознания, а также судебная практика.
Общетеоретическую базу работы составили труды ученых в области уголовно-процессуального права по вопросам правового регулирования производства дознания.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей бакалаврской работе был проведен анализ особенностей производства дознания. На основании проведенного исследования было установлено следующее:
Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступлений, которая не представляет особой сложности в доказывании, поэтому эти преступления могут быть расследованы в более сжатые сроки и с упрощением некоторых формальных процедур.
В производстве дознания участвуют как государственные органы и должностные лица, так и граждане. Они выполняют различные процессуальные функции и наделены законом различными по характеру и объему правами, различны и их обязанности. Общим для них является то, что все они в той или иной форме участвуют в деле, вступают между собой в процессуальные правоотношения и являются субъектами уголовного процесса.
Среди особенностей предварительного расследования в форме дознания следует выделить процессуальное положение лица, совершившего преступление. При производстве дознания уголовное преследование осуществляется в отношении подозреваемого. Процессуальная фигура обвиняемого появляется лишь с составлением обвинительного акта либо обвинительного постановления по окончании производства дознания.
Еще одной особенностью, характерной для дознания, является состав субъектов ведущих данное расследование. Деятельность органов дознания и их должностных лиц имеет первостепенное, определяющее значение при производстве дознания, с нею связана непосредственная реализация задач уголовного процесса.
Органами дознания выступают государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
В частности, расследование проводят дознаватели от таких структур, как органы внутренних дел и входящих структурных подразделений, службы судебных приставов, государственной противопожарной службы и другие.
Основными направлениями деятельности органов дознания выступают: производство дознания по уголовным делам, в порядке гл. 32 УПК РФ; осуществление срочных следственных действий по уголовным делам, в порядке ст. 157 УПК РФ.
Центральной фигурой досудебного уголовного судопроизводства выступает дознаватель. Основное назначение дознавателя заключается в проведении дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является.
Дознаватель выступает в качестве относительно самостоятельного субъекта уголовного процесса. Ограничением самостоятельности является осуществляемый над деятельностью дознавателя прокурорский надзор и ведомственный контроль.
Субъектами досудебного производства осуществляющими ведомственный контроль и организационное руководство деятельностью дознавателя являются начальник органа дознания и начальник подразделения дознания. Имея, разные по объему и содержанию полномочия, указанные должностные лица в своей работе нацелены на обеспечение всестороннего, полного, объективного расследования преступлений, защиту прав и законных интересов его участников.
Функции начальника органа дознания состоят в уголовном преследовании и ведомственном процессуальном контроле в досудебном производстве при возбуждении уголовного дела и расследовании, а также контроле при производстве неотложных следственных действий и исполнении поручений следователя.
Необходимо закрепить в п. 1 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ полномочия начальника органа дознания самостоятельно возбуждать уголовное дело, а также принимать решения по результатам проверки сообщения о преступлении.
Особенностями расследования в форме дознания являются:
• сокращенные сроки дознания - 30 суток;
• наделение лица статусом подозреваемого путем уведомления о подозрении в совершении преступления. Указанный механизм выступает процессуальной альтернативой предъявления обвинения;
• если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется в срок не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.
4 марта 2013 года в уголовное судопроизводство была введена новая форма предварительного расследования - сокращенная форма дознания.
Применение сокращенного дознания возможно, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по одному или нескольким преступлениям, расследуемым в порядке дознания, а подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела, и ходатайствует о применении этой процедуры.
Признание подозреваемым своей вины, характера и размера причиненного преступлением вреда, когда он не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела выступает решающим условием для производства дознания в сокращенной форме. Подозреваемый, признавая свою вину и соглашаясь с выдвинутым подозрением, тем самым облегчает деятельность дознавателя по установлению фактических обстоятельств расследуемого преступления.
Сокращенная форма дознания характеризуется:
• кратким сроком дознания - 15 суток;
• упрощением фактоустановительной деятельности дознавателя и правовой оценки установленных обстоятельств за счет изъятий в доказывании.
Обвинительный акт и обвинительное постановление являются разновидностями итоговых документов, изготавливаемых на стадии предварительного расследования, в них содержится окончательная формулировка предъявленного обвинения. Юридическими последствиями вынесения указанных процессуальных документов является приобретение лицом статуса обвиняемого.


Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) и Протоколы к ней. СПС КонсультантПлюс.
2. Конституция РФ офиц. текст с изм. от 21.07.2014. М.: Айрис-пресс, 2016. 64 с.
3. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 01.11.2016. М.: Проспект, КноРус, 2016. 270 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ по состоянию на 25.10.2016. М.: Проспект, КноРус, 2016. 288 с.
5. Федеральный закон от 30.12.2015 № 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя». СПС КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 14.12.2015 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения дознавателя правом обжалования некоторых решений прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом или обвинительным постановлением». СПС КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 31.12.2014 № 520-ФЗ «О внесении изменений в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон от 04.03.2013 № 23 -ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции». СПС КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон от 30.04.2010 № 69-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». СПС КонсультантПлюс.
11. Федеральный закон от 06.06.2007 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.
12. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности». СПС КонсультантПлюс.
13. Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 (ред. от 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания». СПС КонсультантПлюс.
Учебная и научная литература
14. Александров А. С., Лапатников М. В. Сокращенное дознание: новеллы УПК РФ и сложности их применения. Уголовный процесс. 2013. № 4. С. 12-19.
15. Алимирзаев А. А. Доказывание в сокращенных формах уголовного судопроизводства по делам публичного обвинения: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2014. 251 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ