Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования у детей 10-11 лет

Работа №112409

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Научно-теоретическое обоснование проблемы развития творческих способностей детей 10-11 лет 10
1.1 Феномен «творческие способности» в художественно¬
изобразительной деятельности 10
1.2 Методы развития творческих способностей детей 10-11 лет 21
Глава 2 Методологическая составляющая исследования развития творческих
способностей 32
2.1 Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей у детей 10-11 лет 32
2.2 Исследование уровня развития творческих способностей детей 10¬
11 лет 46
Глава 3 Развитие творческих способностей школьников в условиях обучающего эксперимента в системе дополнительного образования 60
3.1 Организация и методика проведения формирующего
эксперимента 60
3.2 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 77
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложение


Проблема развития творческого воображения детей является актуальной в современном мире. Можно заметить, что в ХХ1 веке в новых социально¬экономических условиях все больше возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Это требует, как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, которые позволяют реализовать такие концепции. Поэтому необходимы выбор и разработка средств для формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Школьный возраст - это период интенсивного развития ребенка, так как именно в это время происходят важные изменения во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы:
мышление и воображение, развиваются личностные качества, социальные отношения, составляющие основы развития творческих способностей личности.
Согласно Л.С. Выготскому, в это время, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией.
Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа любой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах ребенка, тем более творческой будет его деятельность. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его дальнейшей успешной и творческой учебной деятельности.
Данные выводы определили проблему исследования - необходимость создания серии занятий по изобразительному искусству на основе активного введения в их содержание комплекса игровых упражнений и заданий, которые направлены на формирование и развитие творческих способностей детей.
Цель исследования - развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования у детей 10-11 лет
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей 10-11 лет.
Предмет исследования - приёмы, методы и средства работы на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Гипотезой данного исследования служит предположение о том, что использование серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей будет способствовать эффективному его развитию у детей 10-11 лет.
В соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- исследование феномена «творческие способности» в художественно изобразительной деятельности;
- изучение методов развития творческих способностей детей 10-11 лет;
- исследование показателей сформированности творческих
способностей;
- изучение психолого-педагогических особенностей развития
творческих способностей детей 10-11 лет;
- исследование уровня творческих способностей детей 10-11 лет;
- организация и методика проведения занятий для формирующего эксперимент;
- определение результата формирующего эксперимента.
Методологическая база исследования представляют собой научные труды в области теории психологии искусства и творческого развития личности, что отражена в трудах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Г. Кершенштейнера, Ю.М. Теплова, Г.Г. Григорьева, К.Н. Николаева, О.П. Иванова, И.П. Дониевского, С.П. Соколовой,
Р.С. Немова, М.В. Озеровой, В. Прейера, К. Риччи, Ж. Люке, Н.К. Крупской, Л.А. Венгера, А.В. Антоновой.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества отражена в трудах С.В. Погодина, И.С. Якиманская, Л.Г. Оршанский,
Н.М. Сокольникова, В.А. Сластёнин, И.М. Петухова, В.Ф. Спиридонова, М.Ф. Фаликмак, Ю.П. Гиппенрейтер, В.С. Мухина, К.В. Бюллер,
С.С. Степанов, В.Б. Коменская, Н.Б. Хаязова, Т.Я. Шникова, Л.В. Ершова, И.Т. Симакина, Е.К. Хенкер, И.Э. Кашеткова.
Теоретические исследования в области развития творческих способностей детей младшего школьного возраста отражены в трудах В.Н. Полунина, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Серикова, Р.Г. Казаковой,
Т.А. Копцевой, А. Мелик-Пашаева, В.С. Мухиной, Е.И. Игнатьева,
Л.П. Сопроненко, И.М. Никольской Ф. Чижек, Ф. Итало, Л. Тедда,
М. Монтессори, Г. Вельфлин, Г. Гартлауб, Р. Мюллера, Р. Майне,
Е.А. Флериной, Б. Джефферсона, Н.П. Сакулиной, Л.В. Парамоновой.
Методы исследования:
- исследования, представляющие собой теоретико-методологический анализ различных диссертационных исследований, авторефератов, научных публикаций по изучаемой теме исследования, а также различные учебные программы и стандарты, научные периодические издания;
- эмпирические исследования, представляющие собой педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ самостоятельных работ учащихся, выполненных на контрольных, промежуточных и формирующих этапах эксперимента;
- оценочно-статистические, состоящие из изучения и анализа
результатов и продуктов художественной деятельности учащихся, до начала и после эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке обоснованной, экспериментально апробированной серии занятий, которая состоит из комплекса игровых упражнений, предполагающие последовательное освоение теоретических понятий и практических навыков в области художественного творчества, с применением педагогических технологий, опирающихся на личностно-ориентированное, развивающее обучение, технологии
исследовательского (проблемного) обучения, информационно -
коммуникационные технологии, интерактивные технологии, игровые технологии, а также практических, наглядных и словесных методов и средств развития творческих способностей, обучающихся 10-11 на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования.
На основе изучения материала по теме исследования определены психолого-педагогические закономерности развития творческих
способностей и диагностические методики, которые являются критерием уровня развития творческих способностей детей 10-11 лет на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Разработаны и экспериментально проверены условия развития творческих способностей у учащихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Выявлены механизмы подготовки педагога к выявлению творческого потенциала учащихся: в совместной работе педагога с детьми, эмоциональная вовлеченность детей в творческий процесс, использование игровых приемов, стимулирующих творческую активность детей, применение различных вспомогательных средств, направленных на активизацию творческих способностей учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана серия занятий, которая состоит из комплекса игровых упражнений и заданий, нацеленных на помощь детям возраста 10-11 лет, в формировании и развитии творческих способностей на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Результаты проведенного исследования имеют теоретическое и практическое значение для дифференцированной работы педагога на занятиях изобразительного искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
- серия специальных занятий с упражнениями и играми, направленных
на развитие компонентов творческих способностей на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного
образования;
- критерии и уровни развития творческих способностей детей 10-11 лет.
Этапы исследования. Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в МБОУДО «ДДЮТ» г.о. Тольятти. В нем приняли участие 15 учащихся, в возрасте 10-11 лет.
Исследование проводилось с 2019-2021 г.
На первом этапе (2019 г.) проводилось теоретико-методологическое исследование современного состояния проблемы, история вопроса, анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, с целью определения этапов исследования, постановки цели, объекта и предмета исследования, научного аппарата, формулирования рабочей гипотезы.
Второй этап (2019-2020 гг.) - опытно-экспериментальный - заключается в выявлении уровня творческих способностей у детей 10-11 лет, разработке и апробации занятий по развитию творческих способностей.
Третий этап (2020-2021 гг.) - обобщающий. На данном этапе проверялась эффективность опытно-экспериментальной работы:
обрабатывались, полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись и корректировались выдвигаемые теоретические положения исследования. На этом же этапе осуществлялось оформление диссертации, определялись перспективы развития темы исследования.
Личный вклад автора состоит в проведении анализа состояния исследуемой проблемы; в разработке серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей; во внедрении результатов исследования в практику учебных занятий; в получении научных результатов педагогического исследования, изложенных в диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обусловлена основой на методологию педагогических исследований; использованием теоретических и эмпирических методов, точно поставленным задачам и логике исследования; привлечением обширного теоретического и практического материала по избранной проблеме; характерностью полученных данных; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования и ее экспериментальной проверкой; разработанной серии специальных занятий с упражнениями и играми, направленных на развитие компонентов творческих способностей детей 10-11 лет.
Апробация и внедрение результатов связана с организацией опытно-экспериментальной работы в рамках художественного кружка и решением актуальных вопросов развития изобразительных навыков детей 10-11 лет. Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованные в научных сборниках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате изучения психолого-педагогической, методической литературы, можно отметить, что развитие творческих способностей учащихся 10-11 лет является важной и актуальной проблемой. Это отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи.
В своей работе по изучению проблемы развития творческих способностей учащихся 10-11 лет мы опирались на исследования таких авторов как Л.С. Выготский, Г. Кершенштейнер, Ю.Г. Тамберг.
Исследователи подчеркивают важность и необходимость развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Каждый из авторов представляет свое видение развития творческих способностей, но прослеживается единая нить в том, что не один творческий процесс не может протекать без творческого мышления и творческого воображения. Это и стало основополагающим в выборе показателей для изучения уровня развития творческих способностей у детей 10-11 лет.
Посредством творческого мышления создаются принципиально новые решения проблемных ситуаций, приводящее к новым идеям и открытиям.
Используя творческое воображение дети способны формировать в своем сознании объекты, процессы, события, ситуации. Дети не рождаются с уже сформировавшимся творческим воображением и мышлением, эти процессы формируются в процессе развития личности ребенка.
Младший дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок активно растет, развивается, познает окружающий мир. Используя накопленный опыт, ребенок воплощает свои мысли, фантазии в рисунке. Рисунок - это средство отражения чувств, эмоций, фантазий ребенка. Овладевая разными художественными средствами, дети постигают основы изобразительного искусства.
Занимаясь художественным творчеством, дети учатся размышлять, думать, фантазировать, представлять - все это влияет на уровень развития творческих способностей.
В данной работе проведено исследование уровня развития творческих способностей у детей 10-11 лет. На констатирующем этапе был выявлен недостаточный уровень развития творческих способностей детей 10-11 лет.
Для повышения уровня развития творческих способностей детей 10-11 лет был разработан и апробирован календарно-тематический план работы. План работы содержал 4 раздела. В каждом разделе проводились занятия по изобразительной деятельности с применением игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческого воображения.
Результаты контрольного этапа говорят об эффективности проведенной работы, а это означает, что гипотеза исследования доказана.



1. Арнхейм Р. Исскуство и визуальное восприятие Архитектура-С, 2012. 392 с.
2. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного
творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2016. 160 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды, 2006. 629 с.
4. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002.
5. Бермус А.Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
7. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
8. Боно Э. Серьезное творческое мышление // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая. Мн.: ООО «Попурри», 2005.
9. Боно Латеральное мышление. Учебник творческого мышления / Боно, Эдвард. - М.: Мн: Попурри, 2015. - 384 с.
10. Быкова Е.А. Воспитание творческой активности школьников с учетом их возрастных особенностей.// Методологическая культура педагога: история и современность: материалы научной конференции с международным участием. Самара: Изд-во СГПУ, 2008.
11. Веденов А.А. Моделирование элементов мышления / А.А. Веденов. Л. : Наука, 2015. - 160 с.
12. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. Для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2017. - 93 с.
14. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Наука, 2018. - С.436-455.
15. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 2017. - 173 с.
16. Гин С.И. Мир фантазии. М.: Вита-Пресс, 2001.
17. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: Харвест, 2018. - 800 с.
18. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е.Е. Данилова. - М.: Прогресс, 2017. -312 с.
19. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих
способностей учащихся. М.: Знание, 2008.
20. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 464 с.
21. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий. - М.: Смоленск, 2017. - 153с.
22. Дружинин В.Е. Психологическое здоровье детей. М.: ТЦ Сфера, 2002.
23. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
24. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление / Г.Л. Ермаш. - М.: Искусство, 2012. - 277 с.
25. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.
26. Жуков В.Г. Формирование профессионально-творческой
компетентности будущих специалистов в учебно-производственном процессе колледжа: дисс. Канд. Пед. Наук / В.Г. Жуков. - М.: Новосибирск, 2018. - 189 с.
'll. Занимательные задачки на нестандартное мышление / П. Слоун, Д.
МакХейл; пер. с англ. Н. Чупеева. М.: ACT: Астрель, 2007.
28. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения
представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. М. : Просвещении,2016. 107с.
29. Калмыкова З.И. Вопросы психологической подготовки к усвоению политических знаний // Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. З.И. Калмыкова, С.И. Иванов. М. : 1962.
30. Креативное мышление / Алан Дж. Роу; пер. с англ. Островский В.А. М. : НТ Пресс, 2008.
31. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
32. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих
способностей/ Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2004.
33. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
34. Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
35. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - М.: Знание, 2017, 592с.
36. Матюгин Н.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - Волгоград: Учитель, 2003. - 61с.
37. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2016. Книга I.
38. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка / Т.Н.
Овчинникова. - М.: Академический проект, 2014. 192 с.
39. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 2017. - 846 с.
40. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Годжаспиров. 2018
41. Психологический словарь URL:psychology.net.ru
42. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2017. - 928 с.
43. Рибо, Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения, психология чувств [Текст] / Т. Рибо. - Издательство: Харвест, 2017 - 784с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2017 - 712 с.
45. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2018. 384 с.
46. Скоробогатов В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии [Текст] / В.А. Скоробогатов. - М.: Союз, 2017. - 356 с.
47. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. - Л.: Просвещение, 2010. - 248 с.
48. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: «Академия развития», 2017. - 240с.
49. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка / У- Фактория, 2004 г.
50. . Трубайчук Л.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Текст] / Л.В. Трубайчук. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2018. - 114 с.
51. Трифанова Е. О детском рисунке [Текст] /Е. Трифанова. 2016. С. 24-28.
52. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант / Е.Е. Туник. М. : Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2016.
53. Шинкарёва, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое
воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] / Н.А.
Шинкарева. - М.: Молодой ученый, 2017. С. 1053-1055.
54. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений [Текст] / С.Д. Якушева. М. : Издательский центр «Академия», 2018. 256 с.
55. Beckmann J.F., Guthke J. Complex problem solving: intelligence, and learning ability // Frensch P.A., Funke, J. (Eds). Complex problem solving: the European perspective. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. - 1995.-P. 177-200.
56. David A. Pariser. Two Methods of Teaching Drawing Skills Pages 30¬42 Published online: 28 Dec 2015
57. Flavell J.H., Miller P H., Miller S.A. Cognitive development. NJ: Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1993. - 408 p.
58. Klahr D., Fay A.-L., Dunbar K. Heuristics for scientific experimentation: A developmental study // Cognitive Psychology. 1993. - Vol. 25(1). - P. 111-146.
59. Glen Coutts, Rebecca Soden, Liz Seagraves, The Way They See It: An Evaluation of the Arts Across the Curriculum Project, International Journal of Art & Design Education, 10.1111/j.1476-8070.2009.01606.x, 28, 2, (194-206), (2009)
60. Grissmer, D., Grimm, K. J., Aiyer, S. M., Murrah, W. M., & Steele, J. S. Fine motor skills and early comprehension of the world: Two new school readiness indicators. Developmental Psychology, 46(5), 1008-1017. (2010).
61. Jacqueline C. Dolev, MD; Linda Krohner Friedlaender, MS; Irwin M. Braverman, MD Use. Fine Art to Enhance Visual Diagnostic. 2001;286(9):1020- 1021. doi:10.1001/jama.286.9.1019.
62. Mayer R.E. Cognitive views of creativity: creative teaching for creative learning // Contemporary educational psychology. 1989. - Vol. 14(3). - P. 203-211.
63. P. Laverne Nelson, Sue S. Martin & Vernoice G. BaldwiPages Drawing Skills and Science Concepts in Young Children: A Study of Relationships 262-269 Published online: 22 Dec 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ