Федеральный законотворческий процесс
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы законодательного процесса в Российской Федерации
1.1. Конституционно-правовые основы федерального законодательного процесса
1.2. Содержание и структура федерального законодательного процесса в
современной России
ГЛАВА 2. Полномочия субъектов законодательного процесса в Российской Федерации
2.1. Реализация субъектами законодательного процесса права законодательной инициативы
2.2. Прохождение законопроектов в Государственной Думе
2.3. Прохождение принятых законов в Совете Федерации
2.4. Рассмотрение федеральных законов Президентом России
Заключение
Список источников
ГЛАВА 1. Теоретические основы законодательного процесса в Российской Федерации
1.1. Конституционно-правовые основы федерального законодательного процесса
1.2. Содержание и структура федерального законодательного процесса в
современной России
ГЛАВА 2. Полномочия субъектов законодательного процесса в Российской Федерации
2.1. Реализация субъектами законодательного процесса права законодательной инициативы
2.2. Прохождение законопроектов в Государственной Думе
2.3. Прохождение принятых законов в Совете Федерации
2.4. Рассмотрение федеральных законов Президентом России
Заключение
Список источников
Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена тем, что взятый Россией курс на построение демократического правового государства невозможен без надежного правового фундамента основой которого является, прежде всего Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
Последний определяет парадигму взаимоотношения государства и личности, властеотношения, другие важнейшие вопросы общественной и государственной жизни.
С начала 90-х годов принято уже более 7 000 федеральных законов, однако их качество вызывает большие вопросы. Отметим, что проблема качества законов не является исключительно внутрироссийской. Как отмечают зарубежные исследователи, «недовольство в сфере проблемы повышения эффективности законотворческого процесса вызывает широкое распространение не только на национальном, но и на международном уровне» .
Не последнюю роль здесь играет отлаженность законодательного процесса. В настоящее время законодательный процесс регулируют Конституция РФ и регламенты палат Федерального Собрания. Однако все большее количество исследователей приходят к тому, что нужен, как минимум, федеральный закон, регламентирующий процесс принятия законов.
Несмотря на наличие большого числа работ разного уровня, посвященных законодательному процессу, проблем в данной сфере ощутимо не убавилось, в связи с чем считаем необходимым продолжить исследование.
Теоретической основой исследования стали труды известных правоведов - специалистов в области конституционного права: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.М. Барнашова, И.В. Гранкина Ю.А. Дмитриева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.В. Полениной, В.И. Радченко, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других.
Правовую основу исследования составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие основные моменты законодательного процесса.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации федерального законодательного процесса в России.
Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы, определяющие законодательный процесс.
Целью диссертационного исследования является проведение комплексного исследование состояние современного российского федерального законодательного процесса.
Задачи исследования:
сформулировать дефиницию «федеральный законодательный процесс»;
проанализировать содержание федерального законодательного процесса;
проанализировать роль основных участников законодательного процесса;
сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Методологическую базу составили методы, способствующие исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно: диалектический, логический, исторический, социологический, сравнительного правоведения, собственно юридический и другие .
Научная новизна состоит в исследовании российского федерального процесса с учетом современных реалий.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она может быть задействована в качестве базы для дальнейших научных изысканий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов в правотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре «Конституционное и административное право» Тольяттинского государственного университета.
Основные положения диссертации изложены автором в научной статье «Проблемы законодательного процесса в Российской Федерации» // Проблемы науки. 2018. № 6 (30).
Последний определяет парадигму взаимоотношения государства и личности, властеотношения, другие важнейшие вопросы общественной и государственной жизни.
С начала 90-х годов принято уже более 7 000 федеральных законов, однако их качество вызывает большие вопросы. Отметим, что проблема качества законов не является исключительно внутрироссийской. Как отмечают зарубежные исследователи, «недовольство в сфере проблемы повышения эффективности законотворческого процесса вызывает широкое распространение не только на национальном, но и на международном уровне» .
Не последнюю роль здесь играет отлаженность законодательного процесса. В настоящее время законодательный процесс регулируют Конституция РФ и регламенты палат Федерального Собрания. Однако все большее количество исследователей приходят к тому, что нужен, как минимум, федеральный закон, регламентирующий процесс принятия законов.
Несмотря на наличие большого числа работ разного уровня, посвященных законодательному процессу, проблем в данной сфере ощутимо не убавилось, в связи с чем считаем необходимым продолжить исследование.
Теоретической основой исследования стали труды известных правоведов - специалистов в области конституционного права: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.М. Барнашова, И.В. Гранкина Ю.А. Дмитриева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.В. Полениной, В.И. Радченко, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других.
Правовую основу исследования составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие основные моменты законодательного процесса.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации федерального законодательного процесса в России.
Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы, определяющие законодательный процесс.
Целью диссертационного исследования является проведение комплексного исследование состояние современного российского федерального законодательного процесса.
Задачи исследования:
сформулировать дефиницию «федеральный законодательный процесс»;
проанализировать содержание федерального законодательного процесса;
проанализировать роль основных участников законодательного процесса;
сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Методологическую базу составили методы, способствующие исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно: диалектический, логический, исторический, социологический, сравнительного правоведения, собственно юридический и другие .
Научная новизна состоит в исследовании российского федерального процесса с учетом современных реалий.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она может быть задействована в качестве базы для дальнейших научных изысканий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов в правотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре «Конституционное и административное право» Тольяттинского государственного университета.
Основные положения диссертации изложены автором в научной статье «Проблемы законодательного процесса в Российской Федерации» // Проблемы науки. 2018. № 6 (30).
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
Законодательная власть в современном правовом демократическом государстве принадлежит парламента. Реализуется посредством специально установленной процедуры по принятию, изменению или отмене законодательных актов, то есть в форме законодательной деятельности. На сегодняшний день законотворческая деятельность реализуется, главным образом, на основе Конституции РФ и регламента Государственной Думы. Полагаем, что уровень регламента недостаточно высокий для регламентирования такой процедуры. По сути, регламент, это внутрикорпоративный акт. Нужен, как минимум, федеральный закон,
Федеральный законодательный процесс есть закрепленная законодательством деятельность государства по принятию, изменению и отмене Законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Федеральным Собранием при участии иных уполномоченных государственных органов.
Согласно ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Как известно, действенность законов проверяется практикой, и, прежде всего, судебной практикой. Поэтому считаем необходимым роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ посредством наделения их правом законодательной инициативы, не ограниченной рамками исключительно их ведения. Полагаем, реализация данной инициативы будет способствовать повышению качества законов.
Законодательный процесс в Российской Федерации базируется на следующих основных принципах: демократизма, законности, разделения властей, научности, гуманности, профессионализма.
Полагаем, что не все перечисленные принципы реализованы в законотворческом процессе в полной мере. В частности, применительно к принципу профессионализма, следует с сожалением констатировать, что Государственная Дума сегодня - это клуб лучших спортсменов, артистов, режиссеров и т.п. Но не стоит забывать, что парламент - это не только представительный, но и законодательный орган. Поэтому юридическая составляющая в парламенте должна быть усилена. На сегодняшний день в Государственной Думе всего 88 юристов из 450 депутатов, то есть менее 20 процентов. Полагаем, данную ситуацию необходимо исправлять.
Федеральный законодательный процесс включает в себя следующие основные стадии: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, рассмотрение принятых законов Советом Федерации, рассмотрение федеральных законов Президентом Российской Федерации. В некоторых случаях могут возникнуть дополнительные стадии (рассмотрение законов в согласительной комиссии, рассмотрение палатами законов, отклоненных Президентом и т.д.).
В зависимости от разновидности закона, подлежащего принятию, а также характера и содержания этого закона, законодательный процесс делится на: процесс принятия федеральных законов; процесс принятия федеральных конституционных законов; процесс принятия закона РФ о поправках к Конституции Российской Федерации.
Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит Федеральному Собранию. Согласно Конституции, парламент является двухпалатным и состоит из Государственной Думы и Совет Федерации. Основная роль по принятию федеральных законов возложена на Государственную Думу.
Основными задачами Совета Федерации Федерального Собрания РФ в законодательном процессе являются:
предоставление субъектам Российской Федерации возможности выразить в процессе законотворчества свою волю и интересы, согласовать их между собой;
обеспечение контроля за качеством законов.
Как показывает практика, отклонение принятых Государственной Думой законов Советом Федерации происходит очень редко.
Весьма важной представляется роль Президента РФ в законодательном процессе. Закон становится собственно законом, когда он подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.
По общему правилу, закон вступает в силу по истечении десяти дней с момента его официальной публикации, если в самом законе не установлено иное правило. Считаем необходимым отказаться от практики принятия законов с формулировкой «вступает в силу с момента его официальной публикации». Правоприменители могут стать правонарушителями просто не успев ознакомиться с его содержанием.
Законодательная власть в современном правовом демократическом государстве принадлежит парламента. Реализуется посредством специально установленной процедуры по принятию, изменению или отмене законодательных актов, то есть в форме законодательной деятельности. На сегодняшний день законотворческая деятельность реализуется, главным образом, на основе Конституции РФ и регламента Государственной Думы. Полагаем, что уровень регламента недостаточно высокий для регламентирования такой процедуры. По сути, регламент, это внутрикорпоративный акт. Нужен, как минимум, федеральный закон,
Федеральный законодательный процесс есть закрепленная законодательством деятельность государства по принятию, изменению и отмене Законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Федеральным Собранием при участии иных уполномоченных государственных органов.
Согласно ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Как известно, действенность законов проверяется практикой, и, прежде всего, судебной практикой. Поэтому считаем необходимым роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ посредством наделения их правом законодательной инициативы, не ограниченной рамками исключительно их ведения. Полагаем, реализация данной инициативы будет способствовать повышению качества законов.
Законодательный процесс в Российской Федерации базируется на следующих основных принципах: демократизма, законности, разделения властей, научности, гуманности, профессионализма.
Полагаем, что не все перечисленные принципы реализованы в законотворческом процессе в полной мере. В частности, применительно к принципу профессионализма, следует с сожалением констатировать, что Государственная Дума сегодня - это клуб лучших спортсменов, артистов, режиссеров и т.п. Но не стоит забывать, что парламент - это не только представительный, но и законодательный орган. Поэтому юридическая составляющая в парламенте должна быть усилена. На сегодняшний день в Государственной Думе всего 88 юристов из 450 депутатов, то есть менее 20 процентов. Полагаем, данную ситуацию необходимо исправлять.
Федеральный законодательный процесс включает в себя следующие основные стадии: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, рассмотрение принятых законов Советом Федерации, рассмотрение федеральных законов Президентом Российской Федерации. В некоторых случаях могут возникнуть дополнительные стадии (рассмотрение законов в согласительной комиссии, рассмотрение палатами законов, отклоненных Президентом и т.д.).
В зависимости от разновидности закона, подлежащего принятию, а также характера и содержания этого закона, законодательный процесс делится на: процесс принятия федеральных законов; процесс принятия федеральных конституционных законов; процесс принятия закона РФ о поправках к Конституции Российской Федерации.
Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит Федеральному Собранию. Согласно Конституции, парламент является двухпалатным и состоит из Государственной Думы и Совет Федерации. Основная роль по принятию федеральных законов возложена на Государственную Думу.
Основными задачами Совета Федерации Федерального Собрания РФ в законодательном процессе являются:
предоставление субъектам Российской Федерации возможности выразить в процессе законотворчества свою волю и интересы, согласовать их между собой;
обеспечение контроля за качеством законов.
Как показывает практика, отклонение принятых Государственной Думой законов Советом Федерации происходит очень редко.
Весьма важной представляется роль Президента РФ в законодательном процессе. Закон становится собственно законом, когда он подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.
По общему правилу, закон вступает в силу по истечении десяти дней с момента его официальной публикации, если в самом законе не установлено иное правило. Считаем необходимым отказаться от практики принятия законов с формулировкой «вступает в силу с момента его официальной публикации». Правоприменители могут стать правонарушителями просто не успев ознакомиться с его содержанием.
Подобные работы
- Региональный законотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Законодательный процесс в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правотворчество в современном обществе
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Правотворчество: понятие, виды, процесс (Южно-Уральский государственный университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Актуальные проблемы законотворчества в субъектах Российской
Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ЦИВИЛИСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК
ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018



