Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы законодательного процесса в Российской Федерации
1.1. Конституционно-правовые основы федерального законодательного процесса
1.2. Содержание и структура федерального законодательного процесса в
современной России
ГЛАВА 2. Полномочия субъектов законодательного процесса в Российской Федерации
2.1. Реализация субъектами законодательного процесса права законодательной инициативы
2.2. Прохождение законопроектов в Государственной Думе
2.3. Прохождение принятых законов в Совете Федерации
2.4. Рассмотрение федеральных законов Президентом России
Заключение
Список источников
Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена тем, что взятый Россией курс на построение демократического правового государства невозможен без надежного правового фундамента основой которого является, прежде всего Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
Последний определяет парадигму взаимоотношения государства и личности, властеотношения, другие важнейшие вопросы общественной и государственной жизни.
С начала 90-х годов принято уже более 7 000 федеральных законов, однако их качество вызывает большие вопросы. Отметим, что проблема качества законов не является исключительно внутрироссийской. Как отмечают зарубежные исследователи, «недовольство в сфере проблемы повышения эффективности законотворческого процесса вызывает широкое распространение не только на национальном, но и на международном уровне» .
Не последнюю роль здесь играет отлаженность законодательного процесса. В настоящее время законодательный процесс регулируют Конституция РФ и регламенты палат Федерального Собрания. Однако все большее количество исследователей приходят к тому, что нужен, как минимум, федеральный закон, регламентирующий процесс принятия законов.
Несмотря на наличие большого числа работ разного уровня, посвященных законодательному процессу, проблем в данной сфере ощутимо не убавилось, в связи с чем считаем необходимым продолжить исследование.
Теоретической основой исследования стали труды известных правоведов - специалистов в области конституционного права: С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.М. Барнашова, И.В. Гранкина Ю.А. Дмитриева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.В. Полениной, В.И. Радченко, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других.
Правовую основу исследования составили нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие основные моменты законодательного процесса.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации федерального законодательного процесса в России.
Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы, определяющие законодательный процесс.
Целью диссертационного исследования является проведение комплексного исследование состояние современного российского федерального законодательного процесса.
Задачи исследования:
сформулировать дефиницию «федеральный законодательный процесс»;
проанализировать содержание федерального законодательного процесса;
проанализировать роль основных участников законодательного процесса;
сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Методологическую базу составили методы, способствующие исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно: диалектический, логический, исторический, социологический, сравнительного правоведения, собственно юридический и другие .
Научная новизна состоит в исследовании российского федерального процесса с учетом современных реалий.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она может быть задействована в качестве базы для дальнейших научных изысканий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов в правотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре «Конституционное и административное право» Тольяттинского государственного университета.
Основные положения диссертации изложены автором в научной статье «Проблемы законодательного процесса в Российской Федерации» // Проблемы науки. 2018. № 6 (30).
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
Законодательная власть в современном правовом демократическом государстве принадлежит парламента. Реализуется посредством специально установленной процедуры по принятию, изменению или отмене законодательных актов, то есть в форме законодательной деятельности. На сегодняшний день законотворческая деятельность реализуется, главным образом, на основе Конституции РФ и регламента Государственной Думы. Полагаем, что уровень регламента недостаточно высокий для регламентирования такой процедуры. По сути, регламент, это внутрикорпоративный акт. Нужен, как минимум, федеральный закон,
Федеральный законодательный процесс есть закрепленная законодательством деятельность государства по принятию, изменению и отмене Законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Федеральным Собранием при участии иных уполномоченных государственных органов.
Согласно ст. 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Как известно, действенность законов проверяется практикой, и, прежде всего, судебной практикой. Поэтому считаем необходимым роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ посредством наделения их правом законодательной инициативы, не ограниченной рамками исключительно их ведения. Полагаем, реализация данной инициативы будет способствовать повышению качества законов.
Законодательный процесс в Российской Федерации базируется на следующих основных принципах: демократизма, законности, разделения властей, научности, гуманности, профессионализма.
Полагаем, что не все перечисленные принципы реализованы в законотворческом процессе в полной мере. В частности, применительно к принципу профессионализма, следует с сожалением констатировать, что Государственная Дума сегодня - это клуб лучших спортсменов, артистов, режиссеров и т.п. Но не стоит забывать, что парламент - это не только представительный, но и законодательный орган. Поэтому юридическая составляющая в парламенте должна быть усилена. На сегодняшний день в Государственной Думе всего 88 юристов из 450 депутатов, то есть менее 20 процентов. Полагаем, данную ситуацию необходимо исправлять.
Федеральный законодательный процесс включает в себя следующие основные стадии: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, рассмотрение принятых законов Советом Федерации, рассмотрение федеральных законов Президентом Российской Федерации. В некоторых случаях могут возникнуть дополнительные стадии (рассмотрение законов в согласительной комиссии, рассмотрение палатами законов, отклоненных Президентом и т.д.).
В зависимости от разновидности закона, подлежащего принятию, а также характера и содержания этого закона, законодательный процесс делится на: процесс принятия федеральных законов; процесс принятия федеральных конституционных законов; процесс принятия закона РФ о поправках к Конституции Российской Федерации.
Законодательная власть на федеральном уровне принадлежит Федеральному Собранию. Согласно Конституции, парламент является двухпалатным и состоит из Государственной Думы и Совет Федерации. Основная роль по принятию федеральных законов возложена на Государственную Думу.
Основными задачами Совета Федерации Федерального Собрания РФ в законодательном процессе являются:
предоставление субъектам Российской Федерации возможности выразить в процессе законотворчества свою волю и интересы, согласовать их между собой;
обеспечение контроля за качеством законов.
Как показывает практика, отклонение принятых Государственной Думой законов Советом Федерации происходит очень редко.
Весьма важной представляется роль Президента РФ в законодательном процессе. Закон становится собственно законом, когда он подписан и обнародован Президентом Российской Федерации.
По общему правилу, закон вступает в силу по истечении десяти дней с момента его официальной публикации, если в самом законе не установлено иное правило. Считаем необходимым отказаться от практики принятия законов с формулировкой «вступает в силу с момента его официальной публикации». Правоприменители могут стать правонарушителями просто не успев ознакомиться с его содержанием.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 № 11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
3. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
4. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О
порядке опубликования и вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
7. Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 7.
8. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
9. Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.12.2012.
10. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 05.04.2017) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
11. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 10.05.2018) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
12. Распоряжение Председателя СФ ФС РФ от 20.02.1997 № 57рп-СФ «Об утверждении Положения об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Указ Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699 «Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 22. Ст. 2147.
14. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 09.04.2018)
«Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4108.
15. Указ Президента РФ от 18.01.2010 № 80 (ред. от 19.05.2011) «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2010. № 4. Ст. 368.
16. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5371.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» // СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 735.
19.Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Привалова Анатолия Алексеевича на нарушение основ конституционного строя Российской Федерации статьей 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации». URL: http://ksportal.garant.ru(дата обращения: 22.05.2018).
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 94 «О Полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 774.
21. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004 № 264 (ред. от 24.06.2017) «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2317.
22. Постановление Правительства от 30 апреля 2009 г. № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации» // СЗ РФ. № 19. Ст. 2346.
23. Приказ Минюста РФ № 3 и Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации № 51 от 10.01.2001 «Об утверждении Методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти» // Бюллетень Минюста РФ. 2001. № 2.
24. Приказ Минюста России от 04.10.2013 № 187 (ред. от 23.06.2016) «Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 18 октября.
25. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации от 19.11.1999 № 144 «Об утверждении Инструкции по оформлению проектов нормативных правовых актов,
подготавливаемых в Судебном департаменте для представления в органы государственной власти». URL: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 22.04.2018).
26. Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. № 28-РЗ: принята Парламентом КБР // Кабардино-Балкарская правда. 2006. 22 июля.
27.Закон Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 г. № 26-ОЗ «Устав Чукотского автономного округа»: принят Думой Чукотского автономного округа 29 октября 1997 г. // Ведомости. 1997. 19 декабря.
28.Закон Белгородской области от 31 декабря 2003 г. № 108 «Устав Белгородской области»: принят Белгородской областной Думой 24 декабря 2003 г. // Белгородские известия. 2003. 10 января.
Учебная и специальная литература:
29. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.
30. Баранов В.М., Сырых В.М. Законотворческие ошибки: понятие и типология // Законотворческая техника: современное состояние, проблемы, совершенствование: В 2 т. / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 1. С. 384 - 395.
31. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
32. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М.: Юстицинформ, 2015.
33. Булаков О.Н. Парламентаризм как представительство народа // Административное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 25.
34. Гессен В.М. Теория правового государства. СПб., 1914. С. 132.
35. Демин И.Н. Актуализация либертарно-юридической концепции права в российской правовой доктрине // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 8. С. 11 - 15.
36. Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000. С. 17 - 20; Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000. С. 53 - 54.
37.Золотухина Т.А. О некоторых проблемах правового статуса
федеральных субъектов и участников законотворческой деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 57 - 62.
38.Зорькин В.Д. Конституционный Суд России: доктрина и практика: Монография. М.: Норма, 2017. С. 26.
39. Кабышев С.В. Культура законотворчества в Канаде // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 136 - 142.
40. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.) // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1. С. 13.
41. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 7 октября 1977 г.) // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 14.
42. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. 160 с.
43. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. 160 с.
44. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1. Конституционное право. 2-е изд. СПб., 1910. Т. 1. С. 402.
45. Лукьянова Е.Г. Учения о законе Российских государствоведов второй половины XIX - начала XX в. // Государство и право. 2017. № 3. С. 86.
46. Фомичева О.А. Субъекты права реализации законодательной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 1. С. 20 - 24.
47.Чиркин В.Е. О части 1 ст. 105 Конституции России и аналогичных формулировках зарубежных конституций // Журнал российского права. 2017. № 11. С. 5 - 14.
48. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
Источники на английском языке:
49. Bar-Siman-Tov I. 2015. Mending the legislative process - the preliminaries. The Theory and Practice of Legislation, 3 (3, September): 245 - 256.
50. Constitution of South Korea //
https://en.wikisource.org/wiki/Constitution_of_ South _Korea #CHAPTER_ III._THE_NATIONAL_ASSEMBLY (дата доступа 24.04.2018).
51. Japan's Constitution of 1946. URL.
https://www.constituteproject.org/constitution/Japan_1946.pdf (дата
доступа 23.04.2018).
52. The Constitution of the Italian Republic. URL. http: //www.senato.it/ documenti/ repository/ istituzione/ costituzione _inglese.pdf (дата доступа 23.04.2018).
53. The Constitution of the People's Republic of China. URL:
http://en.people.cn/constitution/constitution.html (дата доступа
22.04.2018).
54. The Constitution of the United States. URL: http://constitutionus.com/ (дата доступа 22.04.2018).