Место и роль президента Российской Федерации в современной системе административных правоотношений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 6
§ 1. Возникновение института президентства в России 6
§ 2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти 10
Глава 2. Функции, полномочия Президента Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 15
§ 1. Компетенция, функции Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 15
§ 2. Акты Президента Российской Федерации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Глава 1. Место и роль Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации 6
§ 1. Возникновение института президентства в России 6
§ 2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти 10
Глава 2. Функции, полномочия Президента Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 15
§ 1. Компетенция, функции Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 15
§ 2. Акты Президента Российской Федерации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа и определения места и роли президента Российской Федерации в современной системе административных правоотношений. В связи с обозначенной актуальность следует отметить, что в течении всего периода существования института президентства в Российской Федерации неопределенными оставались разные аспекты, обуславливающие его функционирование. На щеголяний день нерешенным остается большое количество проблем, без решения которых снижается эффективность реализации президентской власти в Российской Федерации.
Вместе с тем, глава государства – Президент Российской Федерации, является высшим должностным лицом. Во все времена глава государства олицетворял страну во внутренних и внешних делах, являлся символом государственности народа. Зачастую на главу государства возлагалась ответственность за все промахи и поражения, которые случались, но и славу достижений и побед тоже стяжал правитель.
Институт президентства, в целом, представляет собой интеграционный правовой институт, главной целью которого является согласование деятельности всех институтов государственной власти в стране. Другими словами, институт президента представляет собой систему конституционных и административно-правовых норм, посредством которых предметно, а также функционально можно определить правовой статус, которым наделе выборный глава государства. Кроме того, указанная система конституционных и административно-правовых норм регламентирует его положение в общей системе государственных органов, которыми предусмотрен порядок избрания, замещения, а также отстранения от должности Президента РФ.
Объект исследования – институт главы государства в современной системе административных правоотношений (Президент Российской Федерации как субъект административного права).
Предмет исследования – конституционно-правовые, а также административно-правовые нормы, регулирующие институт главы государства в современной системе административных правоотношений.
Цель исследования – анализ института главы государства в современной системе административных правоотношений.
Для детального изучения данной цели следует выделить следующие задачи:
- рассмотреть особенности возникновения института президентства в России;
- проанализировать специфику взаимодействия Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти;
- исследовать компетенцию, функции Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти;
- охарактеризовать особенности и правовой статус актов, издаваемых Президентов Российской Федерации.
Состояние разработанности изучаемой проблемы. Исследованием института главы государства в современной системе административных правоотношений занимались такие ученные, как И.А. Алексеев, И. Андреева, М.В. Баглай, М.М. Васильева, Э.Р. Галиянова, Н.Н. Гашина, О.Н. Гришаева, А.А. Марышев, Л.Л. Попов, В.В. Сорокин, Г.С. Яскина и др.
Методическую основу исследования составили такие современные методы как познание, сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования, методы системного и комплексного решения задач.
Нормативно-эмпирической базой исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие институт главы государства в сфере деятельности органов исполнительной власти, в частности:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 12.02.1998 № 162 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации».
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрена компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики, во второй главе проанализированы полномочия Президента Российской Федерации.
Вместе с тем, глава государства – Президент Российской Федерации, является высшим должностным лицом. Во все времена глава государства олицетворял страну во внутренних и внешних делах, являлся символом государственности народа. Зачастую на главу государства возлагалась ответственность за все промахи и поражения, которые случались, но и славу достижений и побед тоже стяжал правитель.
Институт президентства, в целом, представляет собой интеграционный правовой институт, главной целью которого является согласование деятельности всех институтов государственной власти в стране. Другими словами, институт президента представляет собой систему конституционных и административно-правовых норм, посредством которых предметно, а также функционально можно определить правовой статус, которым наделе выборный глава государства. Кроме того, указанная система конституционных и административно-правовых норм регламентирует его положение в общей системе государственных органов, которыми предусмотрен порядок избрания, замещения, а также отстранения от должности Президента РФ.
Объект исследования – институт главы государства в современной системе административных правоотношений (Президент Российской Федерации как субъект административного права).
Предмет исследования – конституционно-правовые, а также административно-правовые нормы, регулирующие институт главы государства в современной системе административных правоотношений.
Цель исследования – анализ института главы государства в современной системе административных правоотношений.
Для детального изучения данной цели следует выделить следующие задачи:
- рассмотреть особенности возникновения института президентства в России;
- проанализировать специфику взаимодействия Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти;
- исследовать компетенцию, функции Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти;
- охарактеризовать особенности и правовой статус актов, издаваемых Президентов Российской Федерации.
Состояние разработанности изучаемой проблемы. Исследованием института главы государства в современной системе административных правоотношений занимались такие ученные, как И.А. Алексеев, И. Андреева, М.В. Баглай, М.М. Васильева, Э.Р. Галиянова, Н.Н. Гашина, О.Н. Гришаева, А.А. Марышев, Л.Л. Попов, В.В. Сорокин, Г.С. Яскина и др.
Методическую основу исследования составили такие современные методы как познание, сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования, методы системного и комплексного решения задач.
Нормативно-эмпирической базой исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие институт главы государства в сфере деятельности органов исполнительной власти, в частности:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 12.02.1998 № 162 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации».
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрена компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики, во второй главе проанализированы полномочия Президента Российской Федерации.
Проведенное исследование на тему «Место и роль президента Российской Федерации в современной системе административных правоотношений (Президент Российской Федерации как субъект административного права)» позволяет сделать следующие выводы.
Президентство в Российской Федерации представляет собой совершенно новый с исторической точки зрения политический институт, появление которого в 1991 г. следует расценивать как реакцию на процессы децентрализации, а также суверенизации республик, в свою очередь, входивших в единое государство – СССР. Вместе с тем, специфику российского президентства определяет историческая логика персонификации власти. Именно данный факто представляется закономерным следствием строй иерархичной политической системы государства.
Правовой статус, которым наделен Президент Российской Федерации, предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Глава государства должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, главенствующая роль в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти принадлежит именно Президенту страны. Так, Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в исследуемой сфере. Указанные полномочия регламентированы положениями Конституции РФ.
Исследовав полномочия Президента Российской Федерации как по принятию, так и по изданию нормативных правовых актов, следует отметить следующее.
1. Издание указов, а также распоряжений является основной благодаря которой могут быть реализованы конституционные полномочия главы государства.
2. Указанные акты носят как нормативный, так и индивидуальный характер. Но только нормативные акты, изданные Президента Российской Федерации, в последующем могут оспариваться Конституционном Суде РФ.
Издание указов, а также распоряжений является основной благодаря которой могут быть реализованы конституционные полномочия главы государства. Указанные акты носят как нормативный, так и индивидуальный характер. Но только нормативные акты, изданные Президента Российской Федерации, в последующем могут оспариваться Конституционном Суде РФ.
Таким образом, по результатам проведенного исследования следует отметить специфические черты, которые характерны для института главы государства в Российской Федерации:
- Президент РФ избирается посредством проведения всеобщих равных прямых альтернативных выборов;
- срок президентства, в соответствии со ст. 81 Конституции РФ, составляет 6 лет;
- Президентом РФ может избираться лишь гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает на территории страны в течении последних 10 лет и возраст которого – не моложе 35 лет;
- одно и тоже лицо не может занимать должность главы государства более двух сроков подряд;
- Президент Российской Федерации – это глава государства, а также гарант Конституции РФ;
- глава государства уполномочен с согласия Государственной Думы назначать Председателя Правительства РФ, а также утверждать структуру федеральных органов власти Российской Федерации;
- на правительство возлагается двойная ответственность перед парламентом, а также Президентом РФ, однако решение об отставке правительства уполномочен принимать только глава государства;
- глава государства уполномочен назначать выборы в Государственную Думу, а также наделен правом распустить ее в случаях и порядке, регламентированными положениями Конституции РФ;
- глава государства вносит законопроекты в Государственную Думу.
В целом, президентство – это институт, который имеет все возможности для последующей легитимации политического режима, в особенности в переходный период; эффективно выполняющий функции социального арбитража и патрона. Кроме того, институт главы государства – это структура, которая способна сплотить вокруг себя всех политических участников, имеющих разные интересы.
Президентство в Российской Федерации представляет собой совершенно новый с исторической точки зрения политический институт, появление которого в 1991 г. следует расценивать как реакцию на процессы децентрализации, а также суверенизации республик, в свою очередь, входивших в единое государство – СССР. Вместе с тем, специфику российского президентства определяет историческая логика персонификации власти. Именно данный факто представляется закономерным следствием строй иерархичной политической системы государства.
Правовой статус, которым наделен Президент Российской Федерации, предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Глава государства должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, главенствующая роль в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти принадлежит именно Президенту страны. Так, Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в исследуемой сфере. Указанные полномочия регламентированы положениями Конституции РФ.
Исследовав полномочия Президента Российской Федерации как по принятию, так и по изданию нормативных правовых актов, следует отметить следующее.
1. Издание указов, а также распоряжений является основной благодаря которой могут быть реализованы конституционные полномочия главы государства.
2. Указанные акты носят как нормативный, так и индивидуальный характер. Но только нормативные акты, изданные Президента Российской Федерации, в последующем могут оспариваться Конституционном Суде РФ.
Издание указов, а также распоряжений является основной благодаря которой могут быть реализованы конституционные полномочия главы государства. Указанные акты носят как нормативный, так и индивидуальный характер. Но только нормативные акты, изданные Президента Российской Федерации, в последующем могут оспариваться Конституционном Суде РФ.
Таким образом, по результатам проведенного исследования следует отметить специфические черты, которые характерны для института главы государства в Российской Федерации:
- Президент РФ избирается посредством проведения всеобщих равных прямых альтернативных выборов;
- срок президентства, в соответствии со ст. 81 Конституции РФ, составляет 6 лет;
- Президентом РФ может избираться лишь гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает на территории страны в течении последних 10 лет и возраст которого – не моложе 35 лет;
- одно и тоже лицо не может занимать должность главы государства более двух сроков подряд;
- Президент Российской Федерации – это глава государства, а также гарант Конституции РФ;
- глава государства уполномочен с согласия Государственной Думы назначать Председателя Правительства РФ, а также утверждать структуру федеральных органов власти Российской Федерации;
- на правительство возлагается двойная ответственность перед парламентом, а также Президентом РФ, однако решение об отставке правительства уполномочен принимать только глава государства;
- глава государства уполномочен назначать выборы в Государственную Думу, а также наделен правом распустить ее в случаях и порядке, регламентированными положениями Конституции РФ;
- глава государства вносит законопроекты в Государственную Думу.
В целом, президентство – это институт, который имеет все возможности для последующей легитимации политического режима, в особенности в переходный период; эффективно выполняющий функции социального арбитража и патрона. Кроме того, институт главы государства – это структура, которая способна сплотить вокруг себя всех политических участников, имеющих разные интересы.
Подобные работы
- ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Роль прокуратуры в борьбе с преступлениями коррупционной направленности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2008 - СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА
Диссертация , административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Организационно-правовые основы прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовой режим организации деятельности войсковой части Вооруженных сил Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение Правительства Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно–правовой статус полномочного Президента РФ в федеральных округах
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022



