Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 8
1.2 Характеристика развивающих игр т упражнений как средства развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 11
Глава 2 Экспериментальное исследование развития логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений 15
2.1 Выявление уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 15
2.2 Содержание работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений 28
2.3 Выявление динамики уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста 34
Заключение 45
Список используемой литературы 47
В последнее время проблема познавательного развития младших школьников актуальна. Акцент делается на необходимость специальной педагогической работы над развитием логического мышления ребенка младшего школьного возраста, в связи с появлением новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков.
Мышление - это заключительный этап обработки информации, представляющий собой процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.
Недоработки в развитии логической сферы уже в первый год обучения приведут его к большим трудностям, которые с переходом в следующие классы, будут только расти, поскольку учебный материал будет только усложняться. Суть в том, что стихийно, без целенаправленных методических усилий педагогов в этой области, данный вид мышления у большинства детей развивается очень слабо и не обеспечивает в дальнейшем необходимого уровня развития понятийного абстрактно-логического мышления, необходимого для успешного изучения большинства школьных предметов в старших классах.
С другой стороны, в психологической науке давно доказано, что младший школьный период от 7 до 9 лет является крайне благоприятным для развития логического мышления при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.
Для успешного решения данных задач, в школьные образовательные учреждения требуется внедрять такие программы школьного образования, при которых школьник будет осваивать содержание реализуемой в школе программы в процессе собственной активной деятельности, а именно игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской.
Педагоги разных эпох предлагали решения данной проблемы. Концептуальные положения, методы, методические приемы предложены В.А. Сухомлинским, Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым, А.В. Хуторским.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему развития логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием потенциала развивающих игр и упражнений в образовательном процессе образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности развивающих игр и упражнений в развитии логического мышления у детей младшего школьного возраста?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развивающие игры и упражнения как средство развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений будет возможным, если:
• отобраны и разработаны развивающие игры и упражнения в соответствии с критериями;
• включены развивающие игры и упражнения в образовательную деятельность;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами к развивающим играм и упражнениям.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений.
4. Выявить динамику уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
• теория учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин);
• исследования развития логического мышления у младших школьников средствами игровой технологии (А.К. Маркова, В.В. Давыдов).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности развивающих игр и упражнений в развитии логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений может быть использовано в образовательном процессе образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования. МБУ «Школа 44», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 40 школьников 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (28 источников). Работа иллюстрирована 12 рисунками и 3 таблицами.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Проведенное исследование позволило установить, что мышление - это процессуально-познавательная деятельность, которая дифференцируется в зависимости от видов, уровней и характера обобщения, а также от динамических характеристик самого субъекта и средств отображения.
Мышление как процесс реализуется благодаря мыслительным действиям и операциям. Оперирование объектами, предметами и их свойствами - это оперирование образами, представлениями, понятиями.
Логическое развитие ребенка целесообразно начинать с младшего школьного возраста. Оно упростит процесс развития логики и мышления ребенка, разовьет его пространственные и временные представления. Одним из направлений математического обучения младших школьников является обучение счетной деятельности. Дети осваивают числа и учатся оперировать ими.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности логического мышления 40% детей, средним 60% детей, высокого уровня не выявлено.
В контрольной группе выявлено, что 35% детей обладает низким уровнем, у 65% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено.
Ребята из контрольной группы в целом показали результаты выше детей из экспериментальной, в связи с этим вопрос проведения работы по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста явился актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений.
Мы предположили, что развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста посредством развивающих игр и упражнений будет возможным, если:
• отобраны и разработаны развивающие игры и упражнения в соответствии с критериями;
• включены развивающие игры и упражнения в образовательную деятельность;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда класса материалами к развивающим играм и упражнениям.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 7-8 лет. М. : ТЦ Сфера, 2016. 112 с.
2. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию. М. : Когито-Центр, 2019. 213 с.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей школьников. М. : ВЛАДОС, 2013. 400 с.
4. Бернштейн Н. А. Последовательность событий. URL ://https://multiurok.ru/files/posliedovatiel-nost-sobytii-n-a-biernshtiein.html (дата обращения: 19.01.2020).
5. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. М. : Наука, 2019. 203 с.
6. Венгер А. Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей младшего школьного возраста. М. : Просвещение, 2019. 127 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Педагогика, 2013. 68 с.
8. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М. : Эксмо, 2016. 277 с.
9. Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий у детей. М., 2015. 120 с.
10. Головин С. Ю Словарь практического психолога. М. : Харвест, 2018. 226 с.
11. Ерофеева Т. И. Математика для младших школьников: конспект. М. : Эксмо, 2016. С. 108.
12. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М. : Просвещение, 2014. 176 с.
13. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
14. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. : Просвещение, 2014. 191 с.
15. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста. М. : Эксмо, 2014. 237 с.
...