Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия воспитания трудолюбия младших школьников в семье

Работа №115052

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания трудолюбия младших школьников в семье 9
1.1 Проблема воспитания трудолюбия младших школьников в семье 9
1.2 Условия воспитания трудолюбия детей младшего школьного возраста в семье 30
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию условий воспитания трудолюбия младших школьников в семье 38
2.1 Выявление уровня развития трудолюбия у учащихся младших классов 38
2.2 Разработка и апробация содержания работы по воспитанию трудолюбия младших школьников в семье 55
2.3 Выявление эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы 66
Заключение 82
Список используемой литературы 86
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 93
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 94
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 96
Приложение Г Памятка для родителей относительно трудового воспитания младших школьников 98

Проблема воспитания трудолюбия детей младшего школьного возраста в семье актуальна в наше время, так как уменьшение ценности труда особенно негативно влияет на еще недостаточно сформированное сознание подрастающей личности. Трудовая деятельность способствует физическому и психическому развитию младших школьников, помогает сформировать у детей отличительные особенности поведения, которыми являются активность, самостоятельность и отстаивание собственных позиций.
Труд - основной источник духовного, материального богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священная обязанность, фундамент личностного развития. Это природное средство проявления и утверждения разума, способностей, возможностей, самообеспечения своих потребностей, собственного самоопределения и социальной значимости. Именно поэтому, положительное отношение к труду определяет не только благополучие отдельного человека, но и общества в целом. Учитывая указанное, чрезвычайно важной задачей для теории и методики трудового воспитания является определение условий воспитания трудолюбия, которые помогут ориентировать младшего школьника на ценность трудовой деятельности.
Ведущая роль во взращивании духовных ценностей, в том числе и ценности труда, принадлежит семье, но постоянные динамические изменения привычного уклада жизни оказывают негативное влияние на её воспитательную функцию. Отсутствие у родителей основательной педагогической позиции часто воплощается в дихотомии: от использования детского труда до полного устранения ребенка от любых видов работы, даже самообслуживающей. Именно поэтому, очень важным для воспитания трудолюбия младших школьников, является эффективное сотрудничество и гармоничные отношения всех участников воспитательного процесса, что в свою очередь положительно влияет на личность ребенка.
Определенные аспекты воспитания положительного отношения к труду нашли отражение в трудах философов (Р.Н. Зиятдинов, Е.В. Палей и др.) и социологов (В.Е. Шедяков, В.А. Ядов и др.). Проблема отношения к труду отражена в исследованиях психологов, которые рассматривали связь трудолюбия с психологическими процессами и особенностями личности (В.Н. Мясищев, В.А. Березина и др.).
Учеными разработаны методики воспитания трудолюбия у младших школьников (Е.В. Бондаревская, Е.А. Кондрашина). В данных работах рассматривается методика воспитания трудолюбия в сферах общественного, школьного воспитания.
Важность семейного воспитания в формировании трудолюбия рассматривали ученые, которые занимаются семейной педагогикой О.Е. Черствая, М.М. Прокопьева, Ю.П. Азаров и др.
Изменения, происшедшие в нашем обществе, привели к значительным изменениям условий, направленных на воспитание трудолюбия у детей. В настоящее время материальная обеспеченность и моральные установки отдельных семей позволяют детям вести иждивенческий образ жизни, не обремененный ни умственным, ни физическим трудом. Пример неработающих родителей, «свободных» от трудовой деятельности, морально калечит детей, так как они перестают понимать ценность труда, не осознают его цели и значения. Деятельность таких детей часто остается незавершенной, потому что они не видят смысла в получении конечного результата. Ликвидация пионерской организации, активизировавшей трудовую деятельность младших школьников на пользу общества (природоохранительные акции, общественно-полезный труд и пр.), побуждает педагогов самостоятельно решать задачи трудового и нравственного воспитания школьников. Таким образом, вопрос воспитания трудолюбия у младших школьников в семье, не утратил своей актуальности. Что и обусловило выбор темы нашей работы: «Условия воспитания трудолюбия младших школьников в семье».
Нормативной базой исследования является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в котором заложены основные методологические подходы к осуществлению трудового воспитания в общеобразовательной школе. Концептуальные положения исследования связаны с признанием личности учащегося центральным звеном воспитательной работы.
Актуальность темы исследования также подтверждается положениями, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009), в которых подчеркивается, что в основу национального воспитания должны быть положены принципы преемственности и единства поколений. Школа должна продолжать семейное воспитание, работать в тесном контакте с родителями, налаживать взаимосвязь между школой и семьей. Однако в ходе анализа научной литературы нами выявлено, что в образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание вопросу воспитанию трудолюбия младших школьников именно в семье.
На основании вышеизложенного нами сформулирована проблема исследования: какие условия наиболее эффективно влияют на воспитание трудолюбия младших школьников в семье?
Цель исследования - выявить и доказать эффективность условий воспитания трудолюбия младших школьников в семье.
Объект исследования - процесс воспитания трудолюбия младших школьников в семье.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания трудолюбия младших школьников в семье.
Гипотеза исследования: воспитание трудолюбия младших школьников в семье будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
• воспитание детей младшего школьного возраста методом народных традиций путем рассказывания детям сказок, использования в речи пословиц и поговорок;
• организация развивающей предметной среды (материальной среды и трудового оборудования);
• закрепление за детьми отдельных видов трудовой деятельности на постоянной основе в формате кратковременных поручений;
• повышение педагогической культуры родителей относительно трудового воспитания младших школьников.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы относительно условий воспитания трудолюбия младших школьников в семье.
2. Выявить уровень воспитанности трудолюбия детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать содержание работы по воспитанию трудолюбия младших школьников в семье.
4. Доказать эффективность опытно-экспериментальной работы и предложенных педагогических условий воспитания трудолюбия в семье младших школьников.
Методы исследования: В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: аналитические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, программно-методической документации; систематизация, обобщение, анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что выявлены условия воспитания трудолюбия младших школьников в семье.
Практическая значимость заключается в том, что подобранный комплекс педагогических условий может быть использован учителями начальных классов, педагогами-психологами общеобразовательных учреждений в работе по семейному трудовому воспитанию детей младшего школьного возраста.
База исследования: ГБОУ СО «Лицей № 57 (Базовая школа РАН)» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 40 младших школьников 9-10 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические основы воспитания трудолюбия младших школьников в семье, мы выявили, что ценность трудового воспитания детей младшего школьного возраста и актуальность его исследования на современном этапе обусловлены всей историей развития педагогической мысли в России. Этап младшего школьного детства - определяющий и сенситивный период в котором закладываются основы трудовой деятельности и культуры труда человека, которые определяют его воспитанность и трудолюбие в будущем. Основой трудового воспитания являются системные знания и представления ребенка о трудовом процессе, его положительном отношении к труду, уважение к человеку-труженику и продуктов человеческого труда, а также практические навыки и умение трудовой деятельности.
Охарактеризовать уровень трудового воспитания учащихся младших классов можно при помощи когнитивного, эмоционально - ценностного и деятельностного критериев. Каждому из обозначенных критериев соответствуют определенные показатели. Когнитивный критерий: наличие знаний о трудолюбии. Эмоционально - ценностный: положительное отношение к труду и внутренняя потребность в труде. Деятельностный критерий: сформированность навыков трудовой деятельности и сформированность навыков планирования трудового процесса.
Опытно - экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СО «Лицей № 57 (Базовая школа РАН)» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9 - 10 лет и 20 учащихся 3 «В» класса в возрасте 9 - 10 лет.
Реализация опытно - экспериментального исследования осуществлялась поэтапно.
На констатирующем этапе был разработан комплекс диагностических методик, для определения уровня развития трудолюбия младших школьников.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития трудолюбия младших школьников 5 (25%) детей. Ребёнок не понимает смысл и ценность труда, знает менее 7 профессий, не называет качества трудолюбивого человека на данную тему беседовать не хочет. Ребенку трудно дать оценку поступкам детей, а при попытках дать качественную оценку их поведению, оценивает его как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), при этом не может дать своей оценке должную мотивацию и нравственную норму, то есть испытывает трудности в их формулировках. Ребёнка интересует только результат для себя или процесс деятельности. Ребёнка интересует только результат для себя или процесс деятельности. Ребенок не понимает цель труда, учителю не помогает. Ребенок не понимает трудовое поручение, не умеет спланировать свою деятельность, не объясняет последовательность трудовых действий даже после подсказки педагога.
Средним уровнем развития трудолюбия младших школьников обладают 14 (70%) детей. Ребёнок частично понимает смысл и ценность труда, знает 8-12 профессий, называет несколько качеств трудолюбивого человека, на данную тему беседует не очень охотно. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. У ребёнка прослеживается социальный мотив труда. Ребенок понимает цель труда, но учителю помогает неохотно. Ребенок понимает трудовое поручение, однако полностью спланировать свою деятельность не может, объясняет последовательность трудовых действий с подсказкой взрослых.
Высоким уровнем развития трудолюбия младших школьников обладает 1 (5%) ученик. Ребёнок понимает смысл и ценность труда, знает более 15 профессий, называет качества трудолюбивого человека, охотно беседует на данную тему. Называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. У ребёнка прослеживается экологический мотив труда. Ребенок понимает цель труда, охотно помогает учителю. Ребенок понимает трудовое поручение, умеет спланировать свою деятельность, самостоятельно объясняет последовательность трудовых действий.
В контрольной группе обладают низким уровнем развития трудолюбия младших школьников 3 (15%) детей, у 16 (80%) детей диагностирован средний уровень и у 1 (5%) ребенка - высокий.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по воспитанию трудолюбия младших школьников в семье. Практическая реализация содержания воспитательной работы было организовано на формирующем этапе исследования, на котором были обозначены следующие педагогические условия:
• воспитание детей младшего школьного возраста методом народных традиций путем рассказывания детям сказок, использования в речи пословиц и поговорок;
• организация развивающей предметной среды (материальной среды и трудового оборудования);
• закрепление за детьми отдельных видов трудовой деятельности на постоянной основе в формате кратковременных поручений;
• повышение педагогической культуры родителей относительно трудового воспитания младших школьников.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика учащихся обеих групп (ЭГ и КГ) с целью определения изменений в уровне развития трудолюбия учащихся младших классов. После контрольного среза было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня развития трудолюбия младших школьников уменьшился на 15%, то есть у троих учащихся повысился уровень развития трудолюбия. Средний уровень снизился на 10%, с 14 (70%) детей на констатирующем, до 12 (60%) на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень на контрольном этапе поднялся у 5 детей, т.е. на 25%, что отражает эффективность проведенной нами работы, так как снижение количества учащихся с низким и средним уровнем, способствовало значительному увеличению количества детей с высоким уровнем развития трудолюбия.
Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 3 (15%) детей, средний уровень - у 16 (80%), а высокий у 1 (5%) ребенка. Таким образом, изменений в контрольной группе не наблюдается.
Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по воспитанию трудолюбия младших школьников в семье является эффективным. Таким образом задачи исследования решены, цель достигнута, а гипотеза успешно подтверждена.


1. Абульханова - Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развитие личности: сб. науч. ст. 1981. С. 19-44.
2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М. : Эксмо, 2018. 384 c.
3. Ананьев Б. Г. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1980. 513 с.
4. Андрощук И. В. Взаимодействие как педагогическая категория // Начальное образование. 2013. № 14. С. 15-19.
5. Антонова М. В., Максимкина О. И. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. №. 2. С. 76-82.
6. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М. : Прогресс-традиция, 2000. 383 с.
7. Белоусова С. С., Бушмакина О. П. Воспитание положительного отношения к труду детей дошкольного возраста // Приоритеты педагогики и современного образования: сб. ст. V Международной научно-практической конф. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2019. С. 107-109.
8. Березина А. В., Журавлева Е. А., Мельникова И. В., К. И. Чижова. Психология в деятельности учителя начальной школы : учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2021. 347 с.
9. Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Шадринск : ШГПИ, 1998. 47 с.
10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Педагогика, 1995. 348 с.
11. Бондаревская Е. В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. 2007. № 6. С. 3-10.
12. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учебник. СПб. : Питер, 2018. 320 c.
13. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для среднего профессионального образования. 3 -е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2021. 323 с.
14. Глявин М. Н. Трудовое обучение и воспитание учащихся. Ленинград : Лениздат, 1966. 115 с.
15. Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования. М. : Юрайт, 2020. 377 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ