Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения педагогических условий формирования у детей 6-7 лет культуры поведения 9
1.1 Характеристика понятия «культура поведения» в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет культуры поведения 18
Глава 2 Экспериментальное изучение реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет культуры поведения 27
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения 27
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет культуры поведения 37
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения 48
Заключение 55
Список используемой литературы 59
Приложение А Иллюстративный материал к диагностическим заданиям 61
Приложение Б Результаты, полученные на констатирующем этапе 63
Приложение В Фрагмент картотеки стихов, содержащих правила культуры поведения 64
Приложение Г Результаты, полученные на контрольном этапе 65
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) предъявляются чёткие требования к социально-коммуникативному развитию дошкольников, в качестве целевых ориентиров которого выступает: «...усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками». В этой связи вопросам воспитания в целом в педагогике в последнее время уделяется достаточно много внимания. Культура поведения у детей дошкольного возраста формируется в контексте воспитательного процесса и представляет собой передачу подрастающему поколению норм поведения, принятых в обществе. Кроме того, старший дошкольный возраст отличается склонностью к подражанию и является наиболее сенситивным для формирования культуры поведения.
Исследованию проблемы содержания культуры поведения детей дошкольного возраста посвящены труды Р.С. Буре, С.А. Козловой, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной.
С.В. Петерина говоря про культуру поведения детей дошкольного возраста даёт следующие определение: «система полезных для социума устойчивых форм ежедневного поведения в бытовых ситуациях, а также в различной деятельности». Л.Ф. Островская и Р.С. Буре полагают, что «культура поведения в своей основе имеет глубокое социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества». И.Н. Курочкина в свою очередь говорит, что «культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности».
Культура поведения, таким образом, представляет собой совокупность повседневного поведения человека в труде, игре, общении и так далее. Культура поведения в обществе всецело зависит от воспитания ребёнка.
В содержании культуры поведения детей дошкольного возраста выделяют следующие направления: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Работу по формированию культуры поведения целесообразно проводить в старшем дошкольном возрасте, так как интересы старших дошкольников ориентированы на мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает как носитель социальных норм, правил социальных контактов и человек, открывающий для себя природу мира.
Условиями формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения является поэтапное формирование её структурных компонентов:
• представлений (когнитивный компонент);
• мотивов и отношений (мотивационно-ценностный компонент);
• поступков (действенно-практический компонент).
Таким образом, эффективность образовательной работы с детьми по формированию всех трёх компонентов культуры поведения определяется педагогическими условиями, включающими в себя выбор форм, методов, приёмов и средств формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
Однако, проведённый в рамках данного исследования анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культуры поведения у детей 6-7 лет показал, что методика работы над культурой поведения дошкольников методически недостаточно представлена. Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования культуры поведения у детей 6-7 лет на теоретико-методическом уровне.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет культуры поведения и недостаточной разработанностью форм, методов, приёмов и средств работы для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формировании у детей 6-7 лет культуры поведения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет культуры поведения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования культуры поведения у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения повысится, если педагогом будут организованы следующие педагогические условия:
• разработка содержания и организация в режимных моментах занятий, обеспечивающих освоение детьми всех компонентов культуры поведения: когнитивного, мотивационно-ценностного и действенно-практического;
• организация сопровождения режимных моментов детей стихотворениями, содержащими правила культуры поведения;
• организация консультирования родителей воспитанников по вопросам формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения.
3. Разработать и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения Л.И. Божович, Р.С. Буре, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, посвящённые исследованию закономерностей формирования поведения детей дошкольного возраста;
• теоретические положения Г.С. Асатрян, Н.Х. Геворгян, Л.Б. Волченко, Л.А. Грибова, раскрывающие структурные характеристики понятий культура поведения и этикета;
• теоретические положения С.А. Козловой, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской о формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Пискалы СПДС «Колобок». В исследование приняли участие 10 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание занятий, обеспечивающих освоение детьми 6-7 лет всех компонентов культуры поведения: когнитивного, мотивационно-ценностного и действенно-практического.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована последовательность работы и использование определенных форм на каждом из этапов занятий по формированию у детей 6-7 лет трёх компонентов культуры поведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет всех компонентов культуры поведения: когнитивного, мотивационно-ценностного и действенно-практического, может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 60 страницах.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет культуры поведения является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В ходе работы были проанализированы психолого-педагогические исследования по данной проблеме, охарактеризованы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
Культура поведения - достаточно сложное и многомерное понятие, являющееся объектом изучения многих наук, среди которых ни только психология и педагогика, но и этика. Как культура в целом, так и культура поведения представляют собой некую ценностную ориентацию, которая передаётся от поколения к поколению. Исходя из вышесказанного, культура поведения тесно связана с воспитанием, в частности с нравственным воспитанием детей. Согласно исследованиям Э.К. Сусловой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре Л.Ф. Островской, С.В. Петериной и других авторов, удалось установить, что наиболее сенситивным возрастом для формирования культуры поведения является старший дошкольный возраст, а именно 6-7 лет. Дети 6-7 лет склонны к подражательству и восприимчивы. Однако их импульсивность и недостаток жизненного опыта приводят зачастую к проблемам с дисциплиной и как следствие культурой поведения. Только специальные усилия со стороны взрослых способны сформировать культуру поведения у детей, отвечающую требованиям общества.
В результате анализа трудов Л.А. Грибова и С.А. Козловой были выделены три компонента формирования культуры поведения у детей 6-7 лет: когнитивный, включающий в себя знания правил культуры поведения, представлений о культуре поведения в целом; мотивационно-ценностный, подразумевающий уровень сформированности у детей мотивации к соблюдению правил культуры поведения и ценностного отношения к ним, а так же отрицательного отношения к ситуациям нарушения данных правил; действенно-практический, предполагающий уровень сформированности у детей непосредственно умений, связанных с культурой поведения.
В соответствии с выделенными компонентами были определены критерии и показатели сформированности культуры поведения у детей 6-7 лет и подобраны диагностические задания.
По результатам констатирующего эксперимента мы условно выделили три уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения. К низкому уровню сформированности культуры поведения были условно отнесены 8 детей (40%). Эти дети отвечали на вопросы с трудом даже с помощью экспериментатора, знают очень мало правил культуры поведения, большинство из которых не соблюдают. К среднему уровню сформированности культуры поведения были условно отнесены 10 детей (50%). Эти дети отвечали на многие вопросы самостоятельно, однако иногда требовалась помощь экспериментатора, знают некоторые правила поведения, старались вести себя в соответствии с правилами. К высокому уровню сформированности культуры поведения были условно отнесены 2 ребенка (10%). Они самостоятельно отвечали на вопросы, рассказывали о правилах культы поведения, в вежливой форме вели диалоги, умеют пользоваться вербальными и невербальными средствами, знакомы с правилами этикета и соблюдают их.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
Мы предположили, что уровень сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения повысится, если педагогом будут организованы следующие педагогические условия:
• разработка содержания и организация в режимных моментах занятий, обеспечивающих освоение детьми всех компонентов культуры поведения: когнитивного, мотивационно-ценностного и действенно-практического;
• организация сопровождения режимных моментов детей стихотворениями, содержащими правила культуры поведения;
• организация консультирования родителей воспитанников по вопросам формирования у детей 6-7 лет культуры поведения.
В рамках реализации первого педагогического условия мы разработали содержание шести занятий, обеспечивающих освоение детьми всех компонентов культуры поведения: когнитивного, мотивационно-ценностного и действенно-практического. Занятия с детьми 6-7 лет мы проводили во второй половине дня 2 раза в неделю.
Каждое занятие было спроектировано таким образом, что его содержание включало работу по формированию у детей 6-7 лет всех трёх компонентов культуры поведения в определённой последовательности.
Для реализации второго педагогического условия - организовать сопровождение режимных моментов детей стихотворениями, содержащими правила культуры поведения - были отобраны стихотворения, содержащие правила культуры поведения. В течение дня во всех режимных моментах использовались данные стихотворения, иллюстрирующие детям различные правила культуры поведения. Такой подход позволил закрепить полученные детьми на занятиях представления о правилах культуры поведения, обогатить чувственное и ценностное отношение к ним. Дети 6-7 лет воспринимали стихи в режимных моментах с большим удовольствием. Стоит так же отметить, что к содержанию стихотворений дошкольники прислушивались и старались выполнять транслируемое им правило поведения.
Для реализации третьего педагогического условия мы организовали на постоянной основе консультирование родителей воспитанников по вопросам формирования у детей 6-7 лет культуры поведения. Целью консультаций было педагогическое просвещение родителей детей 6-7 лет в области формирования культуры поведения детей. В частности, раскрывались психолого-педагогические аспекты личного примера родителей и стиля семейного воспитания, описанные в теоретической части исследования. В частном порядке обсуждались вопросы воспитания культуры поведения отдельных дошкольников.
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения, была выявлена следующая динамика:
• количество детей с низким уровнем сформированности культуры поведения снизилось на 25% и составило 15%;
• количество детей со средним уровнем сформированности культуры поведения увеличилось на 10% и составило 60%;
• количество детей с высоким уровнем сформированности культуры поведения увеличилось на 15% и составило 25%.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень сформированности у детей 6-7 лет культуры поведения заметно возрос и качественно изменился. Динамика была выявлена по показателям всех компонентов культуры поведения: когнитивному, мотивационно-ценностному и действенно-практическому.
Результаты свидетельствуют, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Азбука хорошего поведения в стихах А. Усачёва : для дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Росмэн, 2009. 78 с.
2. Асатрян Г. С., Геворгян Н. Х. Некоторые материалы по этикету у персов. Этикет у народов Передней Азии. М. : «Наука», 1988.
3. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. М. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2015. 212 с.
5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2012. 110 с.
6. Волченко Л. Б. Нравственность и этикет. М. : Знание, 1976.
7. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург : ЕГПУ, 2006. 336 с.
8. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко. М. : Академический Проект Альма Матер, 2006. 192 c.
9. Выготский Л. С. Воспитание чувств. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина [и др.]. М. : Академия, 2017. С. 233-235.
10. Грибова Л. А. О культуре поведения. М. : АСТ, 2013. 104 с.
11. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 1998. 160 с.
12. Косагорова Е. Вот так сон. [Электронный ресурс] // Портал «Стихи.ру». URL: https://stihi.ru/comments.html72014/09/09/4287.. (дата обращения: 15.09.2021).
13. Курочкина И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учеб. пособие для СПО. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 134 с.
14. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1990. 192 с.
15. Матюхина М. В., Спиридонова С. Б., Морозова Н. Г. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Волгоград : Перемена, 2005. 215 с.
...