Введение 4
Глава 1 Теоретические основы о средствах индивидуализации 7
1.1 Понятие и признаки юридических лиц 7
1.2 Средства индивидуализации юридических лиц 14
Глава 2 Общая характеристика фирменного наименования 27
2.1 Понятие, черты фирменного наименования 27
2.2 Использование фирменного наименования как объекта
интеллектуальной собственности 38
Глава 3 Правовое регулирование права на фирменное наименование 44
3.1 Исключительное право на фирменное наименование 44
3.2 Защита права на фирменное наименование 52
Заключение 57
Список используемой литературы и используемых источников 61
Немаловажное место в системе объектов интеллектуальной собственности занимают средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг. Экономическая жизнь нынешнего общества уже невозможна без их активного участия, так как они являются важным средством идентификации производимых товаров или производящих эти товары лиц, оказываемых работ или услуг.
В соответствии с действующим законодательством к средствам индивидуализации отнесены фирменные наименования, географические указания, а также товарные знаки и знаки обслуживания.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день такие средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг прочно укрепились в деятельности юридических лиц и уже без них невозможно их нормальное функционирование, а также функционирование всего рынка в целом.
Проблемы регулирования средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг уже достаточно широко разработаны в юридической литературе, как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки.
Степень разработанности темы. В настоящее время в отечественной цивилистической доктрине практически отсутствуют фундаментальные работы по заявленной теме исследования.
На современном этапе их изучению уделяется внимание среди многих ученых-правоведов. В их числе Э.П. Гаврилов, А.А. Дыжова, Р.П. Ермоченко, Н.М. Коршунов, В.И. Кудашов, Е.Б. Леанович, А.П. Рабец, О.А. Рузакова, А.П. Сергеев, С.А. Судариков и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в сфере правового регулирования права на фирменное наименование как средства индивидуализации.
Предметом исследования является положения законодательства, научная литература, статьи периодических изданий, характеризующие понятие, особенности правового регулирования права на фирменное наименование как средства индивидуализации.
Целью исследования является на основе комплексного анализа положений законодательства, а также научной литературы проанализировать основания и порядок регистрации права на фирменное наименование, а также выявить рекомендации по совершенствованию законодательства в данной области.
Для достижения вышеуказанных целей планируется решить следующие основные исследовательские задачи:
- исследовать понятие и признаки юридических лиц,
- рассмотреть средства индивидуализации юридических лиц,
- изучить понятие, черты фирменного наименования,
- проанализировать использование фирменного наименования как объекта интеллектуальной собственности ,
- охарактеризовать исключительное право на фирменное наименование,
- изучить защиту права на фирменное наименование.
Методологическую основу данной работы составляют общие и специальные методы научного познания. В общем подходе необходимо различать диалектический, формально-логический, историко-правовой и системный анализ. В качестве специального метода авторы используют сравнительные методы, методы изучения нормативно-правовой базы, статистические и аналитические методы.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по гражданскому праву. В качестве законодательной основы исследования были использованы Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 -х частях, законодательные и иные нормативные правовые акты.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные в ходе исследования теоретические положения, выводы и рекомендации углубляют теоретическую базу изучения реализации права на фирменное наименование и могут быть использованы для дальнейшей научной разработки.
Структура и объем исследования определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Таким образом, подведем итоги проведенного исследования.
Юридическое лицо является одним из самых сложных институтов и явлений гражданского права. Этот институт занимает самую большую нишу в современной гражданско-правовой жизни общества. Из него состоят практически все рыночные отношения на сегодняшний день. Без юридических лиц немыслимо современное гражданское общество в целом.
Юридическим лицом является не любая организация, а только та, которая обладает определенными характеристиками:
- организационное единство,
- имущественная обособленность,
- самостоятельная ответственность по всем своим обязательствам со своим имуществом,
- самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.
В работе мы определили понятие средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг. Так, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг являются одновременно и объектами гражданских прав, и объектами прав интеллектуальной собственности.
По своей сути, средства индивидуализации это словесные, визуальные, звуковые и иные обозначения, предназначенные для выделения субъектов, товаров, работ и услуг на рынке, среди других участников рынка (товаров, работ и услуг). Средства индивидуализации выделяют участника рынка или его продукты среди других.
К таким средствам индивидуализации относятся фирменные наименования, товарный знак и знак обслуживания, а также географическое указание.
Фирменное наименование по своей сути есть средство идентификации юридических лиц, подобно как фамилия, имя и отчество, которые позволяют выделить физическое лицо.
Фирменные наименования относятся к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, входящим в понятие интеллектуальной собственности. Если точнее, то они относятся к объектам права промышленной собственности.
Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ЕГР включается только фирменное наименование коммерческих организаций. Из этого можно сделать вывод, что у некоммерческих организаций есть только наименование, а у коммерческих - фирменное наименование.
Фирменное наименование действует на принципах:
- принцип истинности и достоверности,
- принцип постоянства и неизменности,
- принцип исключительности.
Структурно фирменное наименование включает два компонента: указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п. По существу собственно наименование юридического лица и является средством индивидуализации, необходимым для отличия данной организации от других. При этом последнее не может состоять из слов, составляющих только род деятельности (например, ликероводочный завод). В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями.
Фирменное наименование может быть как полным, так и сокращенным. При этом использование полного фирменного наименования является обязательным, а сокращенного - факультативным. Правовую защиту сокращенное фирменное наименование получает только в том случае, если оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, представление в регистрирующие органы сведений о фирменном наименовании является обязательным условием регистрации коммерческой организации. Цель указанного правила заключается в том, чтобы избежать обезличения участников гражданского оборота.
При создании юридического лица первым шагом будет являться согласование наименований коммерческой и некоммерческой организации.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
При установлении факта неправомерного использования средств индивидуализации правонарушителя можно привлечь к гражданско - правовой ответственности и применить способы защиты, предусмотренные гражданским законодательством. Обладатель может передать право на фирменное наименование другому лицу использование своего наименования с помощью лицензии.
Правообладатели средств индивидуализации обладают исключительным правом на данные объекты. Исключительное право правообладателя средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг предусматривает, в первую очередь, возможность пользоваться и распоряжаться данным исключительным правом по своему усмотрению.
Исключительное право может быть передано другим лицам исключительно с согласия правообладателя. Способы такой передачи установлены ГК РФ: уступка права пользования, лицензионный договор, наследование, правопреемство. При этом географическое указание не может быть передано по лицензионному договору и договору уступки.
Защита прав правообладателей средств индивидуализации осуществляется способами, предусмотренными ГК РФ. Такая защита предоставляется правообладателям ввиду охраняемых исключительных прав средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг.
Порядок регистрации фирменного наименования совпадает с государственной регистрацией самого юридического лица в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако прежде этого необходимо согласовать конкретное фирменное наименование в регистрирующем органе.
1. Бондаренко, Н. Л. Гражданское право. Общая часть : для студентов вузов и средних специальных учебных заведений / Н. Л. Бондаренко. - 5-е изд., переработанное и дополненное. - М. : ТетраСистемс, 2018. - 157 с.
2. Бромберг Г. В. Интеллектуальная собственность. Основной курс (учебное пособие). - М.: А-Приор, 2019. - 336 с.
3. Бузанов В. «Интеллектуальная собственность « на фирменное наименование // Хозяйство и право, 2018. - №4. - С.60-73.
4. Витушко, В.А., Филипчик, Р.И. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник / В. А. Витушко, Р. И. Филипчик. - М.: Книжный Дом, 2018. - 461 с.
5. Горленко С.А., Григорьева Т.В., Сулимова К.Б. Управление интеллектуальной собственностью. - М.: «Европейский центр по качеству»,2017. - 272 с.
6. Гришаев С.П. Наименование места происхождения товаров// Законодательство. - 2015. - № 1. - С. 19-32.
7. Дерюгина, Т.В., Маликов, Е.Ю. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Часть первая: Т. 1 / Т.В. Дерюгина, Е.Ю. Маликов. - М. : Зерцало-М, 2017. - 400 с.
8. Дыжова, А.А. Основы управления интеллектуальной собственностью: конспект лекций для студентов всех специальностей / А.А. Дыжова. - М.: Юрайт, 2017. - 129 с.
9. Ермоченко, Р.П. Основы управления интеллектуальной собственностью: учеб.-метод. пособие / Р.П. Ермоченко. - Гомель: ГомГМУ, 2019. - 196 с.
10. Ешич А.С. Защита прав на товарный знак в Интернете // Патенты и лицензии - 2018. - № 11. - С. 8-11.
11. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Д. А. Колбасин. - М.: Акад. МВД, 2016. - 495 с.
12. Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта
1883 года [Электронный ресурс] / Информационно -правовое обеспечение Гарант. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10106592/. - Дата доступа:
07.04.2022.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - М, 2022.
14. Коршунов, Н.М. Патентное право: учебное пособие / Н.М. Коршунов, Н.Д. Эриашвили, Ю.С. Харитонова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. - 159 с.
15. Кудашов, В.И. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.И. Кудашов. - М.: Проспект, 2019. - 360 с.
16. Леанович, Е.Б. Международная охрана интеллектуальной собственности: учебное пособие для вузов по юридическим специальностям / Е.Б. Леанович. - М.: Юристъ, 2017. - 400 с.
17. Маевская Т. Формы использования товарных знаков в Интернете // Юрист. - 2019. - № 1.
18. Невзоров И. О соотношении доменного имени с объектами интеллектуальной собственности» // Хозяйство и право. - 2016. - № 1. - С. 105-109.
19. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 230-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - М., 2022.
20. Решетникова И.В.,. Яр-ков. В. В Гражданский процесс. - М.: Проспект, 2018.
21. Рузакова, О.А. Право интеллектуальной собственности / О.А. Рузакова. - М.: Московская финансово-финансово-промышленная академия, 2018. - 308.
22. Серова, О.А. Классификация юридических лиц / О.А. Серова. - М: Юрист, 2019. - 232 с.
23. Сидорчук, И. П. Гражданское право (особенная часть): краткое изложение курса / И. П. Сидорчук, Ю. Н. Гайдук. - М. : Амалфея, 2018. - 342 с.
24. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / С.И. Ожегов [и др.]; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 19-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1987. - 750 с.
25. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт. - сост. В.И. Шимов, А.Н. Тур, В.Н. Стах и др. - Мн.:Амалфея, 2002 г. - 983 с.
26. Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник / С.А. Судариков. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. - 368 с.
27. Тимонин Д.А. О сущности фирменного наименования // Юрист. -
2020. - № 5. - С. 20-34.
28. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ «Гражданский
кодекс РФ. Часть первая» принят Государственной Думой 21 октября 1994 года: в ред. от 25.02.2022 г. [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». - М., 2022.
29. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая», принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года: одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - М., 2022.
30. Чигир, В.Ф. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) / В.Ф. Чигир. - Минск: Амалфея, 2018. - 145 с.
31. Шершеневич, Г. Ф. Курс гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. - Т.2. - М.: Фирма Спарк, 2018. - 560 с.
32. Юкша, Я.А. Гражданское право: учебное пособие / Я. А. Юкша. - 4¬е изд. - Москва: РИОР, 2017. - 398 с.