Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности

Работа №104761

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы44
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Юридическое лицо и его индивидуализация 9
1.1. Общая правовая характеристика юридического лица 9
1.2. Общая правовая характеристика средств индивидуализации
юридического лица и результатов его деятельности 15
Глава 2. Правомочия юридического лица на средства индивидуализации и результатов его деятельности 23
2.1. Право на фирменное наименование 23
2.2. Права на товарный знак и знак обслуживания 28
2.3. Право на географическое указание и наименование места
происхождения товара 32
Заключение 36
Список используемой литературы и используемых источников 40

Аннотация
Тема настоящей выпускной квалификационной работы бакалавра - «Индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности».
Актуальность темы настоящего исследования заключена в том, что в последние годы с распространением и расширением рынка товаров, работ и услуг права субъектов предпринимательской деятельности чаще и чаще подвергаются ущемлению в части противоправного посягательства иных лиц на чужие средства индивидуализации.
Объектом настоящего исследования стали общественные отношения, возникающие при реализации юридическими лицами правомочий на средства индивидуализации их деятельности и результаты такой деятельности.
Предмет настоящего исследования - положения отечественного законодательства, регулирующие отношения, связанные с правомочиями юридического лица на индивидуализацию его деятельности и результаты такой деятельности, положения научной доктрины по теме настоящего исследования, а также акты непосредственного правоприменения - судебная и арбитражная практика.
Цель исследования - изучение правового регулирования средств индивидуализации деятельности юридических лиц, а также результатов такой деятельности, анализ положений законодательства на предмет наличия недостатков правового регулирования, а также поиск и предложение путей устранения выявленных недостатков правового регулирования.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: изучение общей правовой характеристики юридического лица и его прав на средства индивидуализации деятельности юридического лица и результатов такой деятельности; анализ правового регулирования правомочий юридического лица на средства индивидуализации деятельности юридического лица и результатов такой деятельности, включающих в себя:
право на фирменное наименование; права на товарный знак и знак обслуживания; право на географическое указание и наименование места происхождения товара.
Объём работы - 42 страница печатного текста. Структура работы включает в себя введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников. При написании работы использовались данные из 33 источников.
Рассматриваемые в настоящей выпускной квалификационной работе средства индивидуализации юридических лиц в качестве самостоятельного правового явления были введены в отечественную правовую систему относительно недавно. В 2008 году вступила в силу IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует отношения в сфере права интеллектуальной собственности. Именно в рамках данной части Гражданского кодекса Российской Федерации содержится глава, посвященная правовому регулированию индивидуализации деятельности юридических лиц и результатов такой деятельности [11].
Необходимо отметить, что несмотря на расположение главы, посвящённой средствам индивидуализации юридических лиц, в составе четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации, посвящённой праву интеллектуальной собственности, средства индивидуализации юридических лиц имеют ряд существенных отличий от прочих существующих в настоящее время объектов права интеллектуальной собственности. Как минимум, такое отличие проявляется в силу необходимости государственной регистрации отдельных видов средств индивидуализации для их правовой охраны. Также они имеют ряд отличий от объектов патентного права в силу отсутствия у средств индивидуализации авторского, технического характера.
Ещё одной отличительной особенностью рассматриваемых в настоящей работе объектов является то, что правовые нормы о них могут быть реализованы неотъемлемо от процессов предпринимательской деятельности. Товарный знак или знак обслуживания, относящиеся к средствам индивидуализации юридических лиц, к примеру, позволяют потенциальному покупателю определить производителя того или иного товара или поставщика услуг, а фирменное наименование юридического лица, также относящегося к средствам индивидуализации, отражает, собственно, индивидуальность юридического лица как субъекта гражданского правооборота, на чём базируется немалый пласт отдельных процессов, связанных с предпринимательской деятельностью, например, распространением сведений (рекламой) о товарах, работах и услугах, производимых, распространяемых и (или) предоставляемых массовому потребителю юридическим лицом.
Актуальность темы настоящего исследования заключена в том, что в последние годы с распространением и расширением рынка товаров, работ и услуг права субъектов предпринимательской деятельности чаще и чаще подвергаются ущемлению в части посягательства иных лиц на чужие средства индивидуализации. Производство, а также реализация товаров, работ или услуг с противоправным использованием чужого либо схожего с ним до степени смешения товарного знака для современного состояния рынка и практики правоприменения не является особой редкостью.
Более того, отдельные попытки законодателя ужесточить правовое регулирование защиты прав на средства индивидуализации юридических лиц также не приводит к ожидаемым результатам по снижению количества таких правонарушений. Резюмируя, вопросы правовой охраны и правовой защиты прав на средства индивидуализации остаются актуальными и, более того, являются практически неизученными в контексте постоянного реформирования положений законодательства об интеллектуальных правах, а также продолжающегося развития гражданского оборота и общественных отношений в целом.
Таким образом, целью настоящего исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы бакалавра стало всестороннее изучение правового регулирования правоотношений в сфере использования средств индивидуализации деятельности юридических лиц, а также результатов такой деятельности по законодательству Российской Федерации, анализ положений действующего законодательства Российской Федерации на предмет наличия недостатков правового регулирования, а также поиск и предложение путей устранения выявленных недостатков правового регулирования.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- Изучение общей правовой характеристики юридического лица и его прав на средства индивидуализации деятельности юридического лица и результатов такой деятельности.
- Анализ правового регулирования правомочий юридического лица на средства индивидуализации деятельности юридического лица и результатов такой деятельности, включающих в себя:
- право на фирменное наименование;
- коммерческое обозначение;
- права на товарный знак и знак обслуживания;
- право на географическое указание и наименование места происхождения товара.
Объектом настоящего исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы бакалавра стали общественные отношения, возникающие при реализации юридическими лицами правомочий на средства индивидуализации их деятельности и результаты такой деятельности.
Предмет настоящего исследования - положения отечественного законодательства, регулирующие отношения, связанные с деятельностью юридического лица по индивидуализации его деятельности и результатов такой деятельности, положения научной доктрины по теме настоящего исследования, а также акты непосредственного правоприменения - судебная и арбитражная практика.
В ходе проведения исследования были использованы как общенаучные методы, такие как: анализ и синтез, индукция и дедукция, так и специальные юридические методы - историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, логический, а также метод системного анализа правовых явлений и иные научные методы.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы продиктована поставленными перед исследованием целью и задачами и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и пяти параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых в настоящей работе источников.
В рамках первой главы рассматриваются вопросы, связанные с общей правовой характеристикой юридических лиц и средств индивидуализации их деятельности и результатов такой деятельности, вторая глава посвящена вопросам реализации правомочий юридических лиц на индивидуализацию их деятельности и результаты такой деятельности. В заключении представлены основные выводы и результаты проведённого исследования.
Обозначив цели и задачи исследования, а также определив его объект и предмет, перейдём к основной части данного исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы бакалавра

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам настоящего исследования в ходе написания выпускной квалификационной работы бакалавра нами получены следующие выводы.
Возникновение и модернизация института юридических лиц в частном праве стало следствием фактора развивающегося экономического оборота, создавшего предпосылки появления в качестве отдельного участника такого оборота некоего феномена - конструкции, отображающей фиктивного с реальной точки зрения участника гражданского оборота, в первую очередь воплощающего массу обособленного имущества. Появившись в недрах определённых экономических отношений такой социальный феномен был обречён найти себе юридическое признание и воплощение в правовом поле.
В рамках повсеместного усиления процессов глобализации растёт и уровень конкуренции в ряде сегментов мирового рынка. Чем более объёмно предложение и чем более активно идёт «битва» за покупателя между поставщиками товаров, работ и услуг (ТРУ), тем гораздо больший смысл приобретают все без исключения виды средств индивидуализации юридического лица - как отдельных товаров, работ и услуг, так и самих производителей ТРУ. Средства индивидуализации юридического лица и правовые способы их защиты предоставляют возможность для существования здоровой конкуренции на рынке и повышения качества ТРУ.
Законодательство Российской Федерации содержит положения о четырёх основных разновидностях средств индивидуализации юридического лица, отличных по объекту, которому они принадлежат:
- фирменное наименование;
- коммерческое обозначение;
- товарный знак и знак обслуживания;
- наименование места происхождения товаров и географическое указание.
Особенностью коммерческого обозначения выступает «дефолтный» характер его правовой охраны - оно не требует государственной регистрации. Более того, в рамках разрешения споров относительно права на данный вид средств индивидуализации юридического лица используется хронологический принцип - право принадлежит тому, кто раньше начал использовать коммерческое обозначение. В силу сказанного, нет каких-либо значимых причин для исследования данного вида средства индивидуализации, поэтому его правовая охрана не анализировалась в рамках настоящего исследования, хотя данный вид и был упомянут в одном из параграфов настоящей выпускной квалификационной работы.
На практике мы можем обнаружить как минимум ещё один вид средств индивидуализации юридического лица, используемый крайне активно: доменные имена. Тем не менее, законодательство Российской Федерации не содержит на него указание и никак не регулирует его правовой режим и правовую охрану, хотя необходимость в таком регулировании практики использования доменных имен уже очевидна большинству учёных.
Анализ правового регулирования права на фирменное наименование юридических лиц показал, что проблемы такого регулирования можно свести к следующим моментам:
- необходимо закрепить в действующем законодательстве требования к дифференциации фирменных наименований, отсутствие которых в настоящее время приводит к неоднозначной судебной практике;
- необходимо установить правило, согласно которому вывод о сходстве фирменных наименований до степени смешения должен основываться не на отдельных элементах фирменного наименования, а на основе восприятия обозначения юридического лица в целом;
- в случае возникновения спора о праве на фирменное наименование судам необходимо отталкиваться не только от непосредственного анализа обозначений, но и от территориальной сферы деятельности истца и ответчика.
Если говорить о проблемах правового регулирования отношений в сфере права на товарный знак и знак обслуживания, то необходимо отметить, что современное российское законодательство не содержит способов расчёта компенсации за их неправомерное использование, учитывающих совокупность обстоятельств, имеющих значение для справедливого разрешения дела. Таким образом, при применении санкций за такие противоправные действия, на первый план выходит их штрафной характер, а не восстановительный, что даёт возможность для злоупотребления правообладателем. Отдельные авторы предлагают для решения данной проблемы использовать критерии, разработанные судебной системой США:
- сила товарного знака;
- степень схожести;
- намерения правонарушителя;
- сходство продукции;
- фактическая путаница;
- искушённость потребителей данных товаров.
Полагаем, что заимствование подобной практики способно повысить качество защиты товарных знаков и знаков обслуживания, не ущемляя в то же время права ответчика злоупотреблениями со стороны истца.
В ходе исследования нами также указано на наличие проблемы соотношения географического указания и наименования места происхождения товара. Несмотря на то, что такая проблема действительно имеет место быть, а также отсутствуют единые взгляды в литературе и практике правоприменения по данному вопросу, мы должны отметить, что такая проблема не кажется нам крайне значимой для правового регулирования указанного вида средств индивидуализации юридического лица, хотя и может создать определённые сложности, связанные с неоднозначностью такой практики, для потенциальных правообладателей. Решение проблемы заключается в необходимости определения критериев разграничения географического указания и наименования места происхождения товара законодателем и закрепления этих критериев в Гражданском кодексе.
Таким образом, полагаем, что цель исследования достигнута, а задачи, необходимые для её достижения и поставленные во введении к настоящей работе, выполнены в полном объёме.
Также в заключение необходимо отметить, что средства индивидуализации юридических лиц выступают важнейшими элементами, определяющими узнаваемость данных лиц и их товаров, работ и услуг, что, в свою очередь, влияет на эффективность их деятельности. Расширение рынка и возрастающий уровень конкуренции заставляют всё больше задумываться о необходимости «уникализации» и обеспечении узнаваемости товаров, работ и услуг. Какие-либо проблемы в правовом регулировании в данной сфере оказывают крайне негативное влияние на рынок, деятельность юридических лиц и, в конечном итоге, на потребителя. Таким образом, настоящее исследование оказало содействие в развитии отечественного рынка и экономики в целом, а реализация предложений, представленных по результатам исследования, способна оказать положительное влияние на развитие российской экономической системы.



1. Барабанов И.Л. Правоспособность и дееспособность юридических лиц / И.Л. Барабанов, Л.А. Бердегулова // E-Scio. - 2018. - № 3 (18). - С. 1-4.
2. Барышев С.А. Актуальные проблемы судебной практики по спорам о защите исключительного права на наименование места происхождения товара / С.А. Барышев // Вестник экономики, права и социологии. - 2019. - № 2. - С. 35-38.
3. Башорова К.Х. О вопросах правового регулирования прав на средства индивидуализации / К.Х. Башорова // Вестник науки и образования.
- 2019. - № 3-1 (57). - С. 56-62.
4. Болотин С.С. Основания защиты интеллектуальных прав на средства индивидуализации / С.С. Болотин // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2018. - № 3 (70). - С. 50-53.
5. Болотин С.С. Спорные вопросы защиты прав на средства индивидуализации / С.С. Болотин // Ex jure. - 2020. - № 1. - С. 73-84.
6. Венедиктов Ю.С. Критерии классификации средств индивидуализации / Ю.С. Венедиктов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 83-88.
7. Внуков Н.А. Обзор правового регулирования наименования места происхождения товара / Н.А. Внуков, С.А. Абрамов // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - № 1. - С. 74-78.
8. Галкина У.В. Система защиты средства индивидуализации по российскому законодательству / У.В. Галкина // Эпоха науки. - 2017. - № 11.
- С. 24-26.
9. Герасимова К.С. Проблемы определения момента возникновения прав на коммерческое обозначение / К.С. Герасимова // ГлаголЪ правосудия. - 2019. - № 3 (21). - С. 83-84.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 12.05.2020 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Москва. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 20.05.2021 г.).
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая):
Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (в ред. от 30.04.2021 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». - Москва. - URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения 20.05.2021 г.).
12. Гражданское право России: учебник. В 3-х т. Т. 1. / под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М., 1995. - 615 с.
13. Дернбург Г. Юридические лица / Г. Дернбург // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2018. - № 3 (43). - С. 251-262.
14. Имомов Н. Критический анализ подразделения юридических лиц на виды / Н. Имомов // Review of law sciences. - 2017. - № 1. - С. 68-74.
15. Кирилов Д.А. Исключительное право как защитный щит на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации / Д.А. Кирилов // Достижения науки и образования. - 2021. - № 1 (73). - С. 25-28.
16. Кривин Д.В. Доменное имя как средство индивидуализации юридического лица / Д.В. Кривин // Российское право: образование, практика, наука. - 2017. - № 1 (97). - С. 60-61.
17. Колмыкова А.Д. Защита прав на товарный знак / А.Д. Колмыкова //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 11.
- С. 230-232.
18. Концепция развития гражданского законодательства Российской
Федерации: одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07 октября 2009 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Москва. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95075/ (дата обращения 20.05.2021 г.).
19. Мазин Д.И. Юридическое лицо в российском праве: обязательные признаки / Д.И. Мазин, А.О. Иншакова // StudNet. - 2020. - № 4. - С. 362-370.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ