Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений будущего педагога

Работа №114782

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический подход формирования коммуникативных умений
будущего педагога 12
1.1 Сущность понятия «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 12
1.2 Коммуникативные умения педагога как профессионально-значимый
компонент 23
1.3 Критерии сформированности коммуникативных умений будущего педагога 30
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений будущего педагога 433
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных умений
будущих педагогов 43
2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию
коммуникативных умений будущего педагога 555
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию коммуникативных умений будущего педагога 65
Выводы по второй главе 766
Заключение 788
Список используемой литературы 8080
Приложения

Актуальность исследования объясняется тем, что современный этап совершенствования системы высшего образования ориентирован на подготовку высокопрофессиональных и многофункциональных специалистов.
Это касается любого направления образования, и педагогического в том числе. Основная задача педагога XXI века - это направить учащихся на саморазвитие и самосовершенствование или другими словами, научить учиться. Высокие результаты педагогической деятельности во многом зависят от уровня педагогического мастерства, умением организовывать коммуникацию с учащимися, способностью руководить процессом коммуникации в коллективе, умением находить общий язык с каждым из учащихся.
Сущность Федерального государственного стандарта высшего образования состоит в подготовке квалифицированных специалистов с сформированными общекультурными и профессиональными компетенциями. Более того, данные качества крайне важны для педагога начальной ступени образования, так как ему необходимо развивать значимые социальные и личностные качества младших школьников.
В ФГОС высшего образования по направлению подготовки психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) указан перечень общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник, изучивший учебную программу. В их числе способность «к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [70, с.8].
Коммуникативные умения - одно из первостепенных умений личности XXI века. Обладание высокоразвитыми коммуникативными умениями позволяет индивиду эффективно взаимодействовать с другими людьми в любых видах деятельности. Общение - неотъемлемая 3
составляющая любого учебного занятия, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся влияет на повышение качества учебного процесса.
Формирование коммуникативных умений - крайне актуальная проблема, так как уровень их сформированности оказывает влияние не только на результаты обучения, но и на дальнейший процесс социализации и развития индивида.
Модернизация системы высшего образования предполагает переход от воздействия педагога на учащихся к их взаимодействию, иными словами, от монолога к диалогу. Если говорить о педагогическом высшем образовании, то здесь это проявляется в формировании и развитии у будущих специалистов умений в области общения с учащимися и друг с другом. Такие изменения необходимы, так как начинающие учителя мало знакомы с нормами и правилами педагогического общения, владеют на низком уровне способами коммуникации, не применяют на практике знания и умения коммуникативной направленности.
Исходя из вышесказанного, наше исследование является актуальным, так как развитие коммуникативных умений будет содействовать не только профессиональной, но и социальному самоопределению, посредством которой становится возможным успешное общение и взаимодействие.
Таким образом, возникает мысль о необходимости наиболее полного научно-теоретического подтверждения и эмпирического решения вопроса формирования коммуникативных умений посредством активных форм обучения в ВУЗе.
Степень разработанности проблемы исследования
Оценивая степень изученности проблемы формирования коммуникативной деятельности в образовательном процессе высших учебных заведений, необходимо заметить многогранность данного феномена. Авторы, затронувшие в своих работах, общие вопросы 4
формирования коммуникативных умений, объяснения их состава и сущности: А.А. Леонтьев [38], М.И. Лисина [39]. Изучению закономерностей формирования коммуникативных умений у педагогов посвятили свои работы: В.А. Кан-Калик [23,24], Н.В. Кузьмина [31], А.А. Леонтьев [38]. Также в своих трудах рассматривали процессы понимания и восприятия личности в отношениях педагог-учащийся: А.А. Бодалев [9], , М.И. Лисина [39]. О методах активного коммуникативного обучения и создании коммуникативных тренинговых занятий писали Л.А. Петровская [54], А.С. Прутченков [55]. Освещены вопросы педагогического такта, педагогического мастерства и педагогических технологий в трудах И.А. Зязюн [20], И.И. Рыдановой [61], Н.Е. Щурковой [78]. Разносторонний интерес к проблеме формирования коммуникативных умений можно обнаружить и у зарубежных авторов: Allen T. [79], Dannels D.P.[80,81,82], Johnson D.W.[83], Van Ments Morry[84].
В исследованиях последних десятилетий понятие коммуникативных умений получило статус повышенной значимости. Коммуникативные умения приобрели важнейшую значимость в процессе становления личности.
Термин «коммуникативные умения» приобрел неизменное постоянство в исследовательском тезаурусе. Вместе с тем, после анализа психолого-педагогической литературы по данной тематике, можно сделать вывод, что сегодня вопрос коммуникативных умений остается раскрыт не в полной мере. Частая замена терминов «коммуникация» и «общение», неясность в понимании системы и сути коммуникативных умений, разногласия в обозначении этапов формирования коммуникативных умений, не в значительной степени разработаны средства и приемы формирования коммуникативных умений у студентов педагогических специальностей, не определена роль педагогических дисциплин для решения данной проблемы.
Был выявлен ряд противоречий в рамках вопроса формирования коммуникативных умений будущих педагогов:
- между традиционными способами развития коммуникативных умений студентов и необходимостью внедрения инновационных методов, исполняющих творческий подход к данному феномену;
- между актуальной потребностью формирования и развития коммуникативных умений будущих педагогов и нехваткой научно-обоснованных методов их формирования в процессе обучения в ВУЗе.
Эти противоречия, актуализируют проблему исследования: как сформировать коммуникативные умения будущих педагогов в ходе учебного процесса в ВУЗе?
Не в полной мере теоретически разработанная указанная проблема, повышенная востребованность ее практического решения, обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование коммуникативных умений будущего педагога».
Объектом исследования является процесс подготовки будущего педагога в ВУЗе.
Предмет исследования - формирование коммуникативных умений в процессе подготовки будущего педагога в ВУЗе.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и проверить экспериментальным путем методы формирования коммуникативных умений будущего педагога.
В основе исследования была заложена следующая гипотеза: формирование коммуникативных умений будущего педагога будет эффективным, если:
- определить суть понятия «коммуникативные умения» как профессионально значимого качества будущего педагога;
- обосновать критерии и уровни сформированности коммуникативных умений будущего педагога;
- разработать комплекс тренинговых упражнений для формирования коммуникативных умений будущих педагогов, обеспечивающий системность, целостность и последовательность процесса, предполагающего активизацию коммуникативной деятельности студентов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, сформулированы следующие задачи:
1) для выявления особенностей формирования коммуникативных умений будущего педагога изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить сущность понятия «коммуникативные умения», как профессионально-значимого для будущего педагога;
3) обосновать критерии и уровни сформированности будущего педагога;
4) разработать комплекс тренинговых упражнений для формирования коммуникативных умений будущего педагога, в соответствии с возрастными и личными особенностями студентов;
5) проводить текущий контроль за уровнем сформированности коммуникативных умений.
Теоретическая основа исследования
Теоретическую основу исследования составляют педагогические и психологические положения активизации развития индивида; система знаний о сущности и системе коммуникативной деятельности педагога, о роли коммуникативных умений в ходе решения профессиональных задач, о совершенствовании коммуникативной деятельности педагога, как составляющей системы формирования индивида. В частности, теоретическую основу исследования составили:
- деятельностный подход, характеризующийся применением активных методов в формировании коммуникативных умений (А.А. Бодалев [9], А.А. Леонтьев [38], Б.Ф. Ломов [40], С.А. Рубинштейн [59]);
- личностно-ориентированный подход, расценивающий студента, как субъекта образовательного процесса (Е.В. Бондаревская [10], С.И. Осипова [49], Г.К. Селевко [62], В.В. Сериков [63]);
- психолого-педагогические исследования, относящиеся к вопросу формирования различных умений будущего педагога (О.А. Абдуллина [1], Н.В. Кузьмина [31], И.Т. Огородников [48], В.А. Сластенин [64], Л.Ф. Спирин [65]).
Методы исследования
Чтобы достичь указанной цели, а также для решения поставленных задач, нами был использован комплекс методов научного исследования.
Теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ литературных, архивных материалов в областях научных знания: психология, социология, педагогика; анализ понятийно¬ терминологической системы в рамках темы исследования.
Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, рефлексивно-оценочные процедуры, количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе диагностики.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинский государственный университет», гуманитарно-педагогический институт, кафедра «Педагогика и методики преподавания», а также на кафедре «Социология» гуманитарно-педагогического института.
В исследовании участвовало 57 студентов.
Основные этапы исследования:
1. Поисково-теоретический этап (сентябрь 2016 г.- февраль 2017 г.) На этом этапе был проведен анализ проблем, существующий на данном этапе в образовании, в соответствии с чем была выбрана тема диссертации, обоснована ее актуальность, определены объект и предмет исследования. Сформулированы цель и задачи, изложена гипотеза. Был выполнен теоретический анализ понятия «коммуникативные умения». Нацелен предварительный план опытно-экспериментальной работы.
2. Опытно - экспериментальный этап (февраль 2017 г. - апрель 2018 г.). На этом этапе было проведено исследование, диагностирующее уровень сформированное™ коммуникативных умений студентов педагогической специальности, разработан план мероприятий по формированию коммуникативных умений будущих педагогов, проверка выдвинутой гипотезы на результативность.
3. Обобщающий этап (апрель 2018 г. - май 2018 г.) На этом этапе проводилось обобщение и приведение в систему результатов опытно-экспериментального этапа, определение выводов, подготовка текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- было развернуто определение «коммуникативные умения», объединив коммуникативные качества и действия: «Коммуникативные умения - совокупность действий, нацеленных на взаимообмен информацией, оценку и понимание собеседников, самоконтроль и саморегулирование в меняющихся ситуациях, креативное применение коммуникативных знаний, навыков и методов взаимодействия для достижения целей и задач коммуникации».
- в разработке системы критериев и уровней сформированности коммуникативных умений будущего педагога: мотивационно-ценностный (желание вступать во взаимодействие), когнитивный (обладание необходимыми знаниями о коммуникативной деятельности), деятельностный (применение на практике знаний и умений), оценочно-рефлексивный (самооценка и самоанализ коммуникативной деятельности).
Теоретическая значимость исследования состоит в проведении анализа психолого-педагогических исследований о формировании коммуникативных умений будущих педагогов, выявлена сущность понятия «коммуникативные умения» и раскрыты критерии и уровни сформированное™ этих умений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации комплекса тренинговых упражнений по формированию коммуникативных умений будущего педагога; в возможности использования разработанной программы преподавателями ВУЗа на практических занятиях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования гарантирована методологической обоснованностью начальных теоретических положений; использование достаточного количество научных исследований, применением экспериментального материала, полученного на опытно-экспериментальном этапе, многогранностью критериев оценки итогов исследования; применением методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту.
1. Формирование и совершенствование коммуникативных умений студентов происходит на протяжении всего обучения в ВУЗе. Коммуникативные умения являются профессионально значимым качеством будущего педагога. Они являются системой действий, направленных на обмен, восприятие и понимание собеседника, руководство взаимодействием, самоконтроль в меняющихся условиях, творческий подход к использованию коммуникативных навыков и средств общения, в соответствии с его целями и задачами.
2. Критериями уровня сформированности коммуникативных умений будущего педагога являются: мотивационно-ценностный (желание вступать во взаимодействие); когнитивный (владение знаниями о правилах общения и нормах ведения диалога, различными методами коммуникации), деятельностный (реализация деятельности, ориентированной на коммуникативное взаимодействие, на предмет совершенствования коммуникативных умений), рефлексивно-оценочный (самооценка и самоанализ коммуникативной деятельности).
3. Обеспечение эффективности формирования коммуникативных умений будущего педагога может быть достигнуто при организации поэтапного, последовательного процесса формирования каждого из выделенных критериев в отдельности, с помощью разработанного комплекса тренинговых упражнений.
Личный вклад автора заключается в конкретизации понятия коммуникативных умений как профессионально значимого компонента педагогической деятельности; разработке и реализации экспериментальной программы по формированию коммуникативной деятельности будущих педагогов; обработке и интерпретации данных, полученных в ходе эксперимента; подготовке публикаций по теме исследования.
Структура и объем магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование процесса формирования коммуникативных умений будущего педагога предусматривало решения нескольких задач.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы определили сущность понятия «коммуникативные умения» как профессионально - значимый компонент для будущего педагога. Таким образом, нами была решена первая задача исследовательской работы.
Опираясь на изученные определения, а также определив «умение» как деятельностную характеристику, мы обозначили структуру, которая состоит из мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного критериев. Полагаем, что указанная структура поможет показать, доказать и экспериментально проверить действенность методов по формированию коммуникативных умений будущих педагогов.
Итоги констатирующего эксперимента показали необходимость проведения мероприятий по формированию коммуникативных умений по всем выделенным критериям.
Изучив методы и приемы формирования коммуникативных компетенций, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным будет разработка и реализация комплекса тренинговых упражнений. Эффективность выбранной нами формы активного обучения определена тем, что у студентов есть возможность проявить себя в коммуникативной деятельности: экстраверты учатся сдержанности, интроверты-наоборот могут раскрыться. Студенты осваивают не только вербальные приемы, но и невербальные способы общения. С помощью тренинговых упражнений можно экспериментировать, пробовать новые умения и навыки общения, при этом, не ощущая никакого дискомфорта.
На формирующем этапе был апробирован комплекс тренинговых упражнений. В процессе реализации разработанной программы студенты получали новые умения и навыки. С каждым новым занятие они проявляли большую уверенность при вступлении в контакт. Речь становилась более четкой и правильной. Проведенный контрольный эксперимент показал положительную динамику показателей, характеризующих сформированность коммуникативных умений.
Итак, выдвинутая в начале исследовательской работы гипотеза, получила свое подтверждение о том, что формирование коммуникативных умений будущего педагога будет эффективным, если:
- определить суть понятия «коммуникативные умения» как профессионально значимого качества будущего педагога;
- определить критерии и уровни сформированности коммуникативных умений будущего педагога;
- разработать комплекс тренинговых упражнений для формирования коммуникативных умений будущих педагогов, обеспечивающий системность, целостность и последовательность процесса, предполагающего активизацию коммуникативной деятельности студентов.
Подводя итог, мы делаем вывод о том, что в ходе опытно-экспериментальной работы поставленные задачи были решены, цель достигнута, выдвинутая гипотеза была подтверждена.



1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования: учебное пособие. М.:
Просвещение, 1990. 207 с.
2. Абелева И. Ю. Речь о речи: коммуникативная система человека. М.: Логос, 2014. 304 с.
3. Азаров Ю.А. Педагогика любви и свободы. М.:Топикал, 1998. 147 с.
4. Аннотация дисциплины (учебного курса) Б1.В.ОД.11
профессиональная этика психолого-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. URL:
https://www.tltsu.ru/sveden/education/educational-programs/2015-set/Annot Disc TMP 31.8.16 och 2015.pdf /(дата обращения 05.12.2017).
5. Астапенко Е.В. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе вуза: монография. Красноярск: Сибирский гос.аэрокосмический университет им. ак. М.Ф. Решетнёва, 2015. 150 с.
6. Барановская, Л.А. Организационно-педагогическое сопровождение содействия формированию социальной ответственности студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2010. № 4. С.13-18.
7. Виды педагогической коммуникации. Педагогическая
коммуникация: сб. науч. тр. по материалам Международной заочной Интернет-конференции; под ред. Е.Н. Барышникова Е.Н. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. 224 с.
8. Бакова И.В., Фомина Н.А. Практические рекомендации по гармонизации общительности и повышению адаптированности студентов. Рязань, 2010. 532 с.
9. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М.: Воронеж: Модек, 2006. 256 с.
10. Бондаревская Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. Ростов н/Д: РГПУ, 2008. 24 с.
11. Вотчин И.С. Общение и личность: учебно-методическое пособие для студентов психол. спец., психологов-практиков. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2005. 154 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
13. Гамезо, М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психоло-гии . М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
14. Гераськина М.Г. Проблема коммуникативной компетентности педагога как фактора модернизации. Рязань, 2010. 532 с.
15. Гребнев Е.Н. Облачные сервисы: взгляд из России. М.: Cnews, 2016. 84с.
16. Деятельность личности: сб. науч. тр. / под ред. В.Г. Леонтьева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. 171 с.
17. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.:Просвещение, 1989. 189 с.
18. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб: Изд-во Буковского, 2017. 267 с.
19. Знаков В.В., Рябикина З.И. Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 384 с.
20. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1999. 302с.
21. Иванова С.В. Профессиональное образование и занятость молодёжи - глобальная проблема XXI в. // Педагогика. 2015. № 8. С. 43-51.
22. Каляева Ю.А. Формирование коммуникативных умений учащихся начальных классов школы интерната: автореферат диссертации ... кандидата пед. наук. : 13.00.01. Магнитогорск: 2002. - 34 с.
23. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
24. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
25. Карелин А. Большая книга психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
26. Климов Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 158 с.
27. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 176 с.
28. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. М: Издательский центр «Академия», 2014. 336 с.
29. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы
формирования: сб.науч.ст./Белорус.гос.ун-т; в авт.ред. Мн.: 2015. 92 с.
30. Косова Н.М. Эффективная коммуникация в призме практических
задач муниципального управления: опыт разрешения социальных
конфликтов // Конфликтология. 2008. №2. С. 167-180.
31. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. СПб: Знание, 1995. 32 с.
32. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея- Пресс. Дом интеллектуальной книги. 2000. 312 с.
33. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. 80с.
34. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для ВУЗов. СПб.:Питер, 2010. 544с.
35. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 608 с.
36. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. М.: Просвещение, 1994. 190 с.
37. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Ин-т практ. психологии, 2013. 288 с.
38. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. - 2-е изд.перераб. и допол. М., Нальчик, 1996. 96 с.
39. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: МПСИ, 2011. 384 с.
40. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.
41. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1995. 158 с.
42. Макаренко А. Педагогическая поэма. М.: АСТ, 2018. 503 с.
43. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.:
Просвещение, 1993. 192 с.
44. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб.: Издательство «Речь», 2007. 224 с.
45. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 111 с.
46. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013, 268 с.
47. Общение и формирование личности: сб.науч.тр./Гродненский
государственный университет под ред. Кондратьевой С.В. Гродно: Гродно, 1994. 112 с.
48. Огородников И.Т. , Шимбирев П.Н. Педагогика. М.: Просвещение, 1950. 431 с.
49. Осипова С.И. , Соловьева Т.В. Проектирование студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования. М.: ИНФРА-М, 2014. 139 с.
50. Педагогические условия формирования коммуникативных умений у студентов - будущих специалистов по социальной работе Педагогическая коммуникация: сборник научных трудов по материалам Международной заочной Интернет-конференции под ред. Н.В. Шрамко. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 224 с.
51. Педагогическая коммуникация в образовательном пространстве педагогического вуза: сб.науч.тр. /Международной заочной Интернет- конференции; под ред. Г.Н. Мусс. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун -т, 2009. 224 с.
52. Педагогическая компетентность учителя как результат
самообразования // Сборник материалов конференции/ Вып. 29; под ред. Даутовой О.Б., Христофорова С.В.: СПб.: Санкт-Петербургское
философское общество, 2003. 118 с.
53. Перова Т.Ю. Коммуникативная деятельность педагога в условиях проблемного обучения: учеб. пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. 109 с.
54. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2016. 387 с.
55. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: методические
разработки занятий социально-психологического тренинга. М.: Новая школа, 2015. 47 с.
56. Психология XXI века системный подход и междисциплинарные
исследования: сб. науч. тр. / Международная научная конференция
молодых ученых: В 2-х тт., т. 1; под ред. О.В. Защиринской, А.В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2017. 376 с.
57. Психология XXI века системный подход и междисциплинарные
исследования: сб. науч. тр. / Международная научная конференция
молодых ученых: В 2-х тт., т. 2; под ред. О.В. Защиринской, А.В. Шаболтас. СПб.: Скифия-принт, 2017. 346 с.
58. Реан А.А. Психология личности. СПБ.: Питер, 2013. 288 с.
59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 713 с.
60. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. М.: ИНФРА- М; Новосибирск: НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 2007. 224 с.
61. Рыданова И.И. Педагогика общения. М.: Полиграф сервис, 2013. 235с.
62. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 2008. 256 с.
63. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы. М.: ВГПУ. 2009. 199 с.
64. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. 12-е изд., стер. М.: Академия,
2014. 608 с.
65. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя: спец.курс. Кострома: КГУ, 1994. 82 с.
66. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: учеб. пособие /Пер. с англ. под ред. проф. Л.Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 415 с.
67. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 194 с.
68. Тамарская Н.В., Власова А.А. Подготовка выпускников - будущих педагогов к трудоустройству (тренинг социально-психологической адаптации) : учеб. пособие. Калининград: изд-во КГУ, 2002. 80 с.
69. Троянская С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика: учеб. пособие. Ижевск: УдГУ, 2011. 148 с.
70. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). 14.11.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf(дата обращения 27.11.2017).
71. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.С. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2015. 237 с.
72. Фридман Л. И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 287 с.
73. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во Московского университета, 2003. 416 с.
74. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007. 351 с.
75. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/д: Феникс, 2009. 544с.
76. Широкова Е.А. Облачные технологии. Уфа: Лето, 2015. 79 с.
77. Шубкина О.Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки: автореферат дис. ...канд.пед.наук.:13.00.08. Красноярск: 2016. 24 с.
78. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014. 224 с.
79. Allen T. Charting a communication pathway. Using assessment to guide curricu-lum development in a revitalized general education plan // Communication ed-ucation.2012. Vol. 51(1). P. 26-39.
80. Dannels D.P. Communication across the curriculum and in the disciplines: speaking like an engineer //Communication education. 2015. Vol. 51(3). P. 254-268.
81. Dannels D.P. Taking the pulse of communication across the curriculum: a view from the trenches //Journal of the association of communication admin-istration. 2011. Vol. 30(2). P. 50-70.
82. Dannels D.P. Time to speak up: a theoretical framework of situated pedagogy and practice for communication across the curriculum //Communication education. 2011. Vol. 50(2). P. 144-158.
83. Johnson D.W., Johnson R.T. Social Skills for Successful Group work// Educational Leadership. 2015. №4. P. 29-33.
84. Van Ments Morry. The Effective Use of Role-Play. A Handbook for Teachers. L,: Kogan page, 1983. 123 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ