Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6¬
7 лет представлений о родном крае 9
1.2 Характеристика квест-игр как средства формирования у
детей 6-7 лет представлений о родном крае 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о родном крае 25
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-
игр 42
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае 53
Заключение 66
Список используемой литературы 69
Приложение А Сценарии квест-игр
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной деятельности. Идея духовно-нравственного воспитания приобрела государственное значение, были разработаны и реализуются с 1995 года государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», а также «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009 г. (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Задачи патриотического воспитания также нашли отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие детей предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Дошкольный возраст крайне важный период в воспитании основ патриотизма. В этом возрасте происходит формирование культурно - ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на личность, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, поселке, усвоение принятых в нем норм правил поведения, взаимоотношений, приобщение к культуре регионального сообщества. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае (Н.Ф. Виноградова, Г.А. Маркова, Л.В. Загик, С.А. Козлова). Данные положения определили выбор объекта нашего исследования - формирование у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Выбор возраста детей (6-7 лет) в нашем исследовании обусловлен расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими. В этом возрасте нельзя еще говорить о сложившейся картине мира и связанной с ней устоявшейся системы знаний. Это дает реальную возможность наиболее эффективно влиять на процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае как основы патриотического воспитания.
Важным аспектом проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе является выбор адекватных новому содержанию педагогических средств. Поскольку патриотизм включает в себя интеграцию эмоционально-чувственной сферы, интеллекта и деятельности (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, П.М. Якобсон), то, по мнению исследователей (С.Т. Алиева, Е.И. Корнеева), наиболее действенными средствами патриотического воспитания будут интегрированные средства, которые стимулируют все структурные компоненты психолого-педагогического механизма патриотического воспитания. По нашему мнению, подобными возможностями для интеграции различных средств, активизирующих чувства, мышление, стимулирующих активность ребенка, обладают квест-игры.
Квест - это разновидность игр, требующих от игрока решения познавательных задач для продвижения по сюжету. Весь сюжет игры данного вида содержит различные подсказки, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение логической головоломки. Участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса. В настоящее время в периодических изданиях и на порталах различных профессиональных сообществ появляются публикации, обобщающие опыт использования квест- игр в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе по патриотическому воспитанию. Однако специальные научные исследования, посвященные проблеме формирования у детей дошкольного возраста представлений о родном крае посредством квест-игр, отсутствуют.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью проблемы формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста как ценного личностного образования;
- необходимостью приобщения дошкольников к культуре регионального сообщества через ознакомление с родным краем;
- выбором квест-игр в качестве педагогического средства формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае и недостаточным использованием возможностей квест-игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о своем крае посредством квест-игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Предмет исследования: квест-игры как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр будет возможным, если:
- разработано содержание квест-игр в соответствии с географическими особенностями региона, дидактическими единицами регионального содержания программ;
- включены в образовательный процесс разные виды квест-игр;
- организованна самостоятельная деятельность детей с игровым содержанием квест-игр.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- идеи формирования личности ребенка в процессе всестороннего познания окружающего мира (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.Ю. Купач, И.Э. Куликовская);
- исследования в области развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста (Н.Ф. Виноградова, Г.А. Маркова, Л.В. Загик, С.А. Козлова);
- исследования об организации квест-игр в образовательном процессе дошкольников (А.А. Ошкина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр;
- разработано содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что каталог квест-игр для детей 6-7 лет может быть использован в образовательном процессе дошкольной образовательной организации при формировании представлений о родном крае.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 120 «Сказочный» г. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника), 1 приложения. Работа содержит 1 таблицу, 6 рисунков.
Проведенная работа была посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке возможности формирования у детей 6-7 лет представлений о своем крае посредством квест-игр.
В связи с поставленной целью в первой главе нашей работы мы рассмотрели состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке. На основе проанализированной научно-методической литературы сделаны следующие выводы.
На современном этапе развития дошкольного образования проблема формирования основ патриотизма является приоритетной в исследованиях педагогов и психологов. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя формирование представлений, на их основе отношения к родной стране и организацию доступной возрасту деятельности детей.
Базовым этапом воспитания у детей любви к родной стране следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, родном крае. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился ребенок, поэтому мы рассматриваем ознакомление детей с родным краем в качестве основного содержания в формировании основ патриотизма у детей 6-7 лет.
Важным аспектом проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе является выбор адекватных новому содержанию педагогических средств. В данном исследовании рассмотрены квест-игры в качестве интегративного педагогического средства, позволяющего активизировать чувства, мышление, деятельность ребенка в познании родного края.
Квест - это разновидность игр, требующих от игрока решения познавательных задач для продвижения по сюжету. В рамках темы нашего исследования в качестве основного содержания квест-игр для детей 6-7 лет представлено краеведение. Основой сценариев краеведческих квест-игр были выбраны содержательные единицы регионального компонента, представленного в части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью и гипотезой исследования, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента на основе подхода О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисвой, А.Ю. Козловой, А.А. Ошкиной, Е.А. Сидякиной к диагностике основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста мы выделили показатели, модифицировали относительно предмета нашего исследования диагностические задания, предложенные данными авторами; выявили уровни сформированности у детей 6-7 лет представлений о родном крае.
На основании полученных в констатирующем эксперименте данных мы сделали вывод, что у детей 6-7 лет преобладают низкий и средний уровни сформированности представлений о родном крае.
В процессе формирующего эксперимента мы разработали и апробировали содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о родном крае посредством квест-игр.
Мы разработали и включили в образовательную деятельность с детьми экспериментальной выборки квест-игры по тематическим блокам «Юный краевед» и «Юный этнограф». Было проведено 7 квест-игр в форме непрерывной образовательной деятельности, а также совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты. Особое внимание в процессе формирующего эксперимента мы уделили организации квест-игр по формированию у детей 6-7 лет представлений о народах Среднего Поволжья, так как по результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей экспериментальной выборки историко-краеведческие представления сформированы лучше. Дети имеют определенные представления о своем городе, крае, достопримечательностях, символике и природе родного края. Представления о народах Среднего Поволжья (элементах материальной и духовной культуры) в структуре представлений детей 6-7 лет о родном крае представлены фрагментарно.
Контрольный срез показал наличие положительной динамики уровней сформированности представлений детей 6-7 лет о родном крае. Характеризуя качественные изменения представлений детей, мы отметили такие характеристики представлений, как достаточная точность, полнота, осознанность, которые проявлялись в развернутых, аргументированных ответах детей, адекватном использовании помощи взрослого, в стремлении при затруднении дать более точный ответ.
Таким образом, результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что квест-игры являются эффективным средством формирования у детей 6-7 лет представлений о родном крае. Гипотеза исследования доказана, поставленные задачи решены.
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный
ресурс] // Материалы международной конференции «Информационные
технологии в образовании. ИТО-99». URL: http://ito.bitpro.ru/1999.
3. Вареницина Г. Г., Пономарева В. С., Мишарина О. М. Квест-игры
по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста : электронное методическое пособие. Тольятти : НИЦ
«НаукоПолис», 2019. 1 оптический диск. 83 с.
4. Василенко А. В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии [Электронный ресурс] // Международный журнал «Предметник». URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69
5. Виноградова Н. Ф. Условия эффективного воспитания у старших дошкольников интереса к окружающему // Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду и семье. М. : АПН СССР, 1982. С. 21-26.
6. Данилина Г. Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». М. : АРКТИ, 2003. 184 с.
7. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте : учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти : Кассандра, 2014. 130 с.
8. Дубов Ф. Л. Образ родного края в патриотическом сознании будущего учителя // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (74). С. 80-84.
9. Ильина Л. Ю. Окружающий мир и формирование целостного представления о мире у дошкольников // Нач. шк.: плюс до и после. 2003. № 12. С. 60-62.
10. Кириенко С. В. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 23 с.
11. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М : Изд. центр «Академия», 1998. 160 с.
12. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 2002. 19 с.
13. Куликовская И. Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
14. Культурная практика «Квест-игра»: учебно-методическое пособие / под ред. А. А. Ошкиной. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. 70 с. (Серия «Культурные практики в образовательном процессе ДОО»).
15. Крылова Н. Б. Открытое образование // Новые ценности
образования. 2006. № 3 (27). С. 3.
16. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. URL: http: //vio .fio.ru/vio_07.
17. Ошкина А. А. Квест-игра как культурная практика: содержание и технология организация в дошкольном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1 (22). С. 279-282.
18. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Дыбиной. М. : Национальный книжный центр, 2015. 304 с.
19. Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. 210 с.
20. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. Т.2. С. 109.
21. Суслова Э. К. Патриотическое и интернациональное воспитание // Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. M. : Просвещение, 1983. С. 49-65.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы / под. ред. Т. В. Цветковой. - М : Сфера, 2016. 96 с.