Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 8
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия: понятие и особенности развития в младшем школьном возрасте 8
1.2 Возможности уроков окружающего мира для формирования коммуникативных универсальных учебных младших школьников 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 21
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 21
2.2 Содержание работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 27
2.3 Динамика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 33
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложения 49
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет «четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные» [2].
В соответствии с действующим в России Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), целью и главным результатом образования в начальной школе является развитие личности обучающегося. Одним из важнейших направлений личностного развития младшего школьника, сообразно возрастным возможностям и потребностям ребенка, выступает совершенствование коммуникативной сферы, получившее многоаспектное рассмотрение в современных психологических и педагогических диссертационных исследованиях (О.М. Арефьева, Ю.А. Башкатова, Д.А. Гамзатова, К.П. Зайцева, О.П. Кравчук, Е.В. Никульченкова, С.О. Тамбиева).
В тексте ФГОС НОО акцент делается на формировании у младшего школьника именно коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД), обеспечивающих продуктивность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эффективность работы с информацией, академическую успешность. Однако, несмотря на значимость целенаправленного формирования КУУД младших школьников, данная проблема остается недостаточно и фрагментарно изученной в современной психолого-педагогической литературе.
Можно выделить следующие показатели развития коммуникативных УУД:
1. Когнитивные - осознанная потребность в общении и отношении с другими людьми; наличие знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации; наличие знаний о культуре речевого общения; осознанная потребность в заботе об окружающих людях.
2. Коммуникативные - сформированные умения общаться и выстраивать отношения; умения использовать различные средства коммуникаций; умения использовать в коммуникативной деятельности речевые обороты при различных ситуациях общения; умение проявлять заботу об окружающих людях.
3. Деятельностные - действия по проявления навыков общения и встраивания отношений с другими людьми; навыков использования различных средств и методой коммуникаций; навыков речевой культуры; навыков заботы о других людях (инициатива, самостоятельность, активность).
В соответствии с ФГОС НОО, в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающийся должен:
• «активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• проявлять готовность вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• уметь договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [2].
Степень разработанности проблемы. Решению проблем формирования коммуникативных универсальных учебных действий посвящены психолого-педагогические исследования многих авторов, таких, как Ю.К. Бабанский, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев, А.А. Любинская, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, Е.О. Селевко, Г.К. Смирнова, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящий момент под коммуникативными универсальными учебными действиями учащихся начальной школы понимаются: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; формулировать свои мысли и доносить до других; сравнивать различные точки зрения и отстаивать свою позицию; сотрудничать при поиске и сборе информации; конструктивно решать конфликты; планировать общие способы работы [6].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в качестве средств формирования КУУД младших школьников современными авторами рассматриваются:
• технология риторизации (Е.В. Никульченкова);
• игровая технология (Е.А. Маркушевская, А.В. Никандрова);
• технология организации учебного сотрудничества (О.В. Колесова, Е.В. Ганина Е.В., М.Ю. Косых; Е.В. Минаева, Т.И. Булдыгерова, И.В. Фомичева;
• учебный диалог (И.А. Голышева И.А., Е.А. Жесткова; Н.В. Куварина;
• индивидуальные образовательные маршруты (Н.В. Рябова, О.В. Терлецкая);
• проектная технология (Н.В. Иванова; Н.А. Балакина).
При безусловной значимости упомянутых работ, считаем важным реализацию комплексного подхода к решению проблемы формирования КУУД младших школьников, использования в этом процессе возможностей различных педагогических технологий, ресурсов как учебной, так и проектной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития коммуникативных УУД младших школьников и недостаточным использованием уроков окружающего мира для их развития.
Проблема исследования: каковы возможности уроков окружающего мира для развития коммуникативных УУД младших школьников?
Цель исследования: разработать задания на уроки окружающего мира для развития коммуникативных УУД младших школьников и практически доказать их эффективность в рамках использования проектной деятельности на уроках окружающего мира для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной общей школе в условиях реализации ФГОС.
Предмет исследования: процесс развития КУУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности уроков окружающего мира для развития коммуникативных УУД на уроках окружающего мира.
В основе исследования лежит гипотеза, суть которой заключается в предположении о том, что развитие коммуникативных УУД будет эффективным, если:
• учитывать возрастные особенности младших школьников;
• использовать комплексный подход к решению проблемы формирования КУУД младших школьников, используя в данном процессе возможностей различных педагогических технологий, ресурсов как учебной, так и проектной деятельности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
• изучить теоретические аспекты развития КУУД младших школьников на уроках окружающего мира;
• разработать диагностический комплекс для выявления уровня развития КУУД младших школьников;
• оценить уровень развития КУУД младших школьников;
• разработать и провести задания по развитию КУУД младших школьников на уроках окружающего мира;
• оценить эффективность проведенной работы, сделать выводы.
Методы исследования:
• теоретические - анализ психолого - педагогической литературы;
• эмпирические-наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• анализ и интерпретация эмпирических данных.
База исследования: средняя школа №17 г. Гянджа Азербайджанской республики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в бакалаврской работе была доказана эффективность уроков окружающего мира при развитии коммуникативных УУД младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные мероприятия по проведению уроков окружающего мира могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов для развития коммуникативных УУД младших школьников.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. Общий объем работы составляет 60 страниц.
В тексте ФГОС НОО акцент делается на формировании у младшего школьника именно коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД), обеспечивающих продуктивность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эффективность работы с информацией, академическую успешность. Однако, несмотря на значимость целенаправленного формирования КУУД младших школьников, данная проблема остается недостаточно и фрагментарно изученной в современной психолого-педагогической литературе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в качестве средств формирования КУУД младших школьников современными авторами рассматриваются:
• технология риторизации (Е.В. Никульченкова);
• игровая технология (Е.А. Маркушевская, А.В. Никандрова);
• технология организации учебного сотрудничества (О.В. Колесова, Е.В. Ганина Е.В., М.Ю. Косых; Е.В. Минаева, Т.И. Булдыгерова, И.В. Фомичева;
• учебный диалог (И.А. Голышева И.А., Е.А. Жесткова; Н.В. Куварина;
• индивидуальные образовательные маршруты (Н.В. Рябова, О.В. Терлецкая);
• проектная технология (Н.В. Иванова; Н.А. Балакина).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.
Окружающий мир - один из основных учебных предметов при получении начального общего образования, входит в предметную область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)».
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как «в процессе его изучения, обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края» [27].
Основной целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы, а также диагностика коммуникативных УУД у младших школьников, их развитие на уроках окружающего мира. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе начальной школы.
В рамках исследования была проведена диагностика коммуникативных УУД в 1А и 1 Б классах средней школы №17 г. Гянджа Азербайджанской республики. В исследовании приняло участие 40 человек, мальчики и девочки: 20 из них вошки в состав экспериментальной группы (1А класс) и 20 -в состав контрольной группы (1Б класс). В рамках исследования была проведена работа по выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников по следующим методикам: «Рукавички», «Кто прав?», «Дорога к дому», тест «Оценка уровня общительности» методика В.Ф. Ряховского.
На основании полученных результатов после проведения диагностики по определению уровня развития коммуникативных УУД был сделан вывод о том, что необходимо целенаправленно работать над формированием коммуникативных УУД на уроках окружающего мира. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий был выбран метод проектов. Для развития коммуникативных УУД в работе над проектом задача учителя заключалась «в создании необходимых условий для полноценного сотрудничества участников проекта, в помощи каждому учащемуся поставить цель, определить свою роль, наметить ход решения поставленной задачи, сопоставить свои действия с действиями других участников и понять смысл своей деятельности при взаимном сотрудничестве, научить ребёнка в случае затруднения обращаться за помощью к учителю, обращаться за советом к педагогу» [14]. Иными словами, с помощью проектной деятельности учитель помогал «выработать младшим школьникам коммуникативные УУД - спланировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, обозначить цель, задачи и функции каждого из участников, варианты взаимодействия; сформировать вопросы инициативного сотрудничества в процессе поиска и сбора информации» [7].
Выбор в пользу метода проектов был выбран по причине того, что в ходе проектной деятельности детям было необходимо работать в группах, общаться между собой при распределении ролей и выполнении заданий, что, несомненно, должно способствовать развитию коммуникативных УУД. Работа по развитию коммуникативных УУД проводилась последовательно, соблюдая развитие каждого компонента. Полученные на этапе контроля результаты показали, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем коммуникативных УУД было увеличено с 10% на этапе констатации до 25% на этапе контроля. А количество детей с низким уровнем коммуникативных УУД были снижено с 25% на этапе констатации до 10% на этапе контроля.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности опытно-экспериментальной работы. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:// https://fgos.ru/
3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 2017. 17 с.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. М. : Просвещение, 2004. 176 с.
5. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова. М. : Просвещение, 2006. 80 с.
6. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 608 с.
7. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. 215 с.
8. Баширова Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции младших школьников // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. №2 (7). С. 75
9. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод, материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. М. : Педагогический поиск, 2015. С. 12-15.
10. Блинкова С.И. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.- практ. конф. в 2-х частях. 2017. С. 41-43.
11. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб: Издательство «Питер», 2015. 304 с.
12. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. М., 2012. С. 12-14.
13. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 149.
14. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе. М. : Просвещение, 2015. 486 с.
15. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. М. : Академия, 2010. 156 с.
...