Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии

Работа №14721

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы49
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
804
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных
учебных действий у обучающихся на уроках биологии 8
1.1. Сущность коммуникативных универсальных учебных действий в
контексте ФГОС 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 15
1.3 Характеристика педагогических условий развития коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 35
2.1. Выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных
действий у обучающихся 36
2.2. Реализация комплекса заданий по развитию коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии 37
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 51


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет цель образования, результатом которой является способность к обучению, и одним из основных показателей достижения поставленной цели является формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе коммуникативных.
Коммуникативные УУД помогают учащимся планировать сотрудничество не только с учителем, но и с одноклассниками - они могут определить цель, узнать функции участников образовательного процесса, сотрудничать в поиске и сборе информации и решать конфликты, находя проблемы и решения. Эти универсальные действия позволяют учащимся исправить поведение одноклассников и дать им оценку.
Большой вклад в развитие теории и практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся внесли А. Г. Асмолов, В. Г. Атласова, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Е. П. Воюшина, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина и др.
Во время изучения психолого - педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии и доказать их эффективность опытным путем.
Объект: образовательный процесс, направленный на изучение курса «Биология» в основной школе.
Предмет: педагогические условия развития коммуникативных
универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Гипотеза: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- организация различных форм сотрудничества обучающихся в системе урочной и внеурочной деятельности;
- использование проблемных ситуаций на уроках, организация дискуссии;
- включение учащихся в проектную деятельность;
- использование тренинговой технологии и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
3. Дать характеристику педагогическим условиям развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
4. Выявить уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии и доказать его эффективность опытным путем.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК по биологии (И.Н. Пономарева и др.);
- методика диагностики уровня развития коммуникативных УУД у обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Фоминская СОШ» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость состоит в том, что комплекс заданий, который может быть использован для развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии, может быть использован учителями - предметниками и представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профиль подготовки Биология.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии» раскрыта сущность коммуникативных универсальных учебных действий в контексте ФГОС, представлен анализ содержания УМК по биологии (И.Н. Пономарева и др.) с точки зрения развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся, охарактеризованы педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии» описана организация и методика опытно¬экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 36 источников.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной
работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативные универсальные учебные действия - это умения высказываться и учитывать мнения партнеров, продуктивное сотрудничество. Компонентами коммуникативных универсальных учебных действий являются: потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера общения, умение слушать собеседника.
Формирование универсальных учебных действий является одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта. В современных нормативных документах выделены показатели, определяющие уровень формирования коммуникативных универсальных образовательных действий у школьников. К ним относится необходимость регулярно включать каждого обучающегося в специально организованную ситуацию, когда он должен слушать, не прерывая собеседника, четко и точно выражать свои мысли в письменной или устной форме, вступать в диалог и грамотно выстраивать свою речь. Ученик постигает коммуникативные УУД через вовлечение в необходимую деятельность и последующее отражение своих действий. Работа по развитию коммуникативного УУД проводится в процессе овладения предметными знаниями с использованием специальных мероприятий с предметным содержанием путем изменения методов взаимодействия учащихся.
Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Содержание курса биологии под редакцией И.Н. Пономаревой в основной школе обладает потенциалом с точки зрения развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных
действий.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках биологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: организация различных форм взаимодействия учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности; использование проблемных ситуаций на занятиях, организация дискуссии; включение учащихся в проектную деятельность; использование тренинговой технологии и др.
Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении биологии по программе «Биология» (И.Н. Пономарёва и др.) была организована в 5 классе (8 человек) МБОУ «Фоминская СОШ» города Бийска Алтайского края.
На констатирующем этапе было выявлено доминирование низкого и среднего уровней развития коммуникативных УУД у обучающихся. На формирующем этапе нами был разработан и реализован комплекс заданий, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторная диагностика на контрольном этапе и анализ результатов опытно-экспериментальной работы показали, что организация на уроках биологии различных форм сотрудничества, дискуссии, использование тренинговой технологии и включение детей в проектную деятельность благотворно влияют на развитие коммуникативных УУД у обучающихся.
Таким образом, развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии происходит более эффективно при создании педагогических условий, заявленных в гипотезе. Можем сделать вывод, что поставленные цели и задачи исследования выполнены, а выдвинутая
гипотеза доказана.



1. Асмолов, А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний [Текст]: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 36 с.
2. Асмолов, А. Г., Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5). - С. 104-110.
3. Атласова, В.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности / В.Г. Атласова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 336-340. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95352.htm.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Генезис, 2012. - 297 с.
5. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 198 с.
6. Бурменская, Г.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / Г.В. Бурменская // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1 (5). - С. 104-110.
7. ВолоДарская, И.А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / И.А. Володарская // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1 (5). - С. 104-110.
8. Воюшина, Е.П. Методика оценки сформированности универсальных учебных действий [Текст]: методическое пособие / под ред. М.П. Воюшиной, Е.П. Суворовой. - М.; СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 112 с.
9. ДавыДов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 216 с.
10. Карабанова, О.А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5). - С. 104-110.
11. Клюева, Н.В. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.В. Клюева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 169 с.
12. Клюева, Н.В., Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - М.: Совершенство, 1998. - 160 с.
13. Лернер, Г.И. Роль учебно-методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии [Текст] / Г.И. Лернер // Биология в школе. - 2010. - № 8. - С. 27-30.
14. Лернер, Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий [Текст] / Г.И. Лернер // Биология в школе. - 2011. - № 7. - С.25-29; 2013. - № 2. - С. 10-13; 2013. - № 4. - С. 29-32.
15. Либеров, А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий [Текст] / А.Ю. Либеров // Биология в школе. - 2010. - № 9. - С. 25-27.
16. Молчанов, С.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / С.В. Молчанов // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1 (5). - С. 104-110.
17. Немов, Р.С. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 1995. - 291 с.
18. Пономарева И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 201 с.
19. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 196 с.
20. Пономарева И.Н. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / В.М. Константинов,
В.Г. Бабенко, B.C. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 196 с.
21. Пономарева И.Н Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 197 с.
22. Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 198 с.
23. Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень [Текст] / И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 210 с.
24. Пономарева И.Н. Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 212 с.
25. Пономарева И.Н. Методическое пособие для учителя к курсу «Биология» [Текст] / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 156 с.
26. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий [Текст] / [Электронный ресурс]: Режим доступа / www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126- Дата обращения 23.02.2018 12.17.13.
27. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8262.php - Дата обращения 23.04.2018 15.23.56.
28. Салмина, Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе [Текст] / Н.Г. Салмина // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1 (5). - С. 104-110.
29. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Академия, 2008. - 214 с.
30. Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.А. Воровщико // Народное образование. - 2003. - № 8. - С.115-126.
31. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/PDF/135PVN314.pdf - Дата обращения 10.04.2018 21.18.45.
32. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gcro.rmmdex.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312 - Дата обращения 05.02.2018 23.33.28
33. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Фаир-пресс, 2004. - 239 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - 29 с.
35. Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству [Текст] / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1993. - № 3 -С. 25-26.
36. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 193 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ