Введение 3
1 Юридическая сущность мер административного принуждения как метода государственного управления 8
1.1 Понятие мер административного принуждения 8
1.2 Нормативно-правовые основы применения мер административного принуждения 22
2 Особенности применения мер административного принуждения 30
2.1 Содержание мер административного принуждения 30
2.2 Классификация мер административного принуждения 39
3 Система мер административного принуждения 51
3.1 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 51
3.2 Меры административного пресечения 59
3.3 Меры административного предупреждения 68
3.4 Административные наказания: понятия, особенности, виды 78
Заключение 96
Список используемой литературы и используемых источников 102
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью строительства правового государства в нашей стране. В его основе лежит создание такой формы охраны правопорядка и обеспечения законности, при которой каждый гражданин осознает значимость и признает легитимность государственной власти.
Государство и его органы в зависимости от специфики осуществляемых функций формируют приемлемые способы воздействия на управляемые объекты, действия и поступки людей. Как правило, в качестве методов государственного управления выступают убеждение и принуждение.
Ключевым методом государственного управления выступает убеждение. Оно создает основу взаимоотношения государства и его граждан. В правовом государстве именно на убеждении граждан соблюдать закон строится система обеспечения дисциплины и правопорядка. Принуждение же, являясь вспомогательным методом государственного управления позволяет обеспечить исполнение законов в государстве, защитить права и свободы человека и гражданина.
Убеждение и принуждение взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению целей государственного управления. Изучение системы государственного принуждения позволяет изыскать оптимальную модель государственного управления, в которой меры принуждения принимаются гражданами, и законность их осознается как элемент правосознания.
В рамках административного права государственное принуждение является необходимым элементом строительства системы государственного управления. По своему содержанию оно представляет собой внешнее государственно-правовое психическое и физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.
Необходимость применения мер принуждения в системе государственного управления обусловлена следующими факторами:
а) экономический, заключающийся в стремлении государства обеспечить условия для существования многообразия форм собственности, обеспечения прав граждан в условиях свободы предпринимательской деятельности;
б) политический, заключающийся в поддержании режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений, деятельности органов исполнительной власти;
в) правовой, основанный на нормах законов и подзаконных актов, устанавливающих правила осуществления отдельных государственно значимых процедур:
1) аккредитация,
2) лицензирование,
3) регистрация,
и др.
Проблемы административного принуждения являются предметом исследования ученых-административистов уже более 100 лет. Интерес представляют собой возможности применения мер принуждения, границы законности их применения, соотношение с мерами убеждения. Высказано немало различных точек зрения, проливающих свет на сущность мер государственного принуждения. В современных реалиях строительства правового государства и демократического общества они нуждаются в пересмотре с учетом складывающихся экономических и политических условий.
Степень разработанности проблемы. Учеными, внесшими значительный вклад в развитие представлений о мерах административного принуждения, являются К.С. Баканов, И.О. Васюхно, О.Н. Гапонов, А.И. Каплунов, А.В. Коркин, А.В. Леженин, А.А. Ложевский, Д.В. Пивоваров, С.А. Романькова, А.Ю. Соколов, К.А. Кареевой-Попелковская, А.С. Князьков, О.О. Лебедева, С.В. Линецкий, Ю.В. Помогалова, А.А. Резникова, А.М. Сильников и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения меры административного принуждения.
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, закрепляющие порядок применения мер административного принуждения в государственном управлении.
Целью диссертационного исследования является анализ сущности административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения.
Для достижения названной цели предполагаются постановка и решение следующих основных задач:
• анализ юридической сущности и правовой природы мер административного принуждения;
• установление правовых основ применения мер административного принуждения;
• выявление целей и оснований применения мер административного принуждения;
• проведение научной систематизации и классификации мер административного принуждения;
• изучение особенностей применения мер административного предупреждения;
• характеристика сущности мер административного пресечения;
• описание особенностей применения мер процессуального обеспечения;
• раскрытие особенностей применения мер административного наказания.
Методологической основой исследования является метод материалистической диалектики. Также применялись методы:
а) универсального характера:
1) историко-правовой,
2) социально-психологический;
б) формально-логического характера:
1) анализ,
2) синтез,
3) индукция,
4) дедукция,
5) абстрагирование,
6) обобщение,
7) сравнение;
в) частнонаучного характера в области правовых исследований:
1) метод догматического толкования:
• грамматическое,
• логическое,
• системное толкование.
Применение указанных методов позволило реализовать в процессе достижения вышеупомянутых целей определённую консолидацию разнообразных аспектов проявления механизма государственного принуждения в административном праве.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении и систематизации сведений о сущности административного принуждения и возможности его применения в государственном управлении.
Практическая значимость исследования состоит в изучении практики применения мер административного принуждения в деятельности органов государственной власти и разработке предложений по их совершенствованию.
Нормативно-правовой основой применения мер административного принуждения стало российское законодательство, определяющее порядок применения административного принуждения.
Эмпирической основой исследования стали материалы опубликованной правоприменительной практики, раскрывающие порядок применения мер административного принуждения.
Апробация результатов исследования: Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования успешно прошли проверку в ходе апробации, имеющей научную направленность, путем публикации статьи [2].
Структура исследования: диссертационная работа состоит из:
• введения,
• трех разделов,
• заключения,
• списка используемой литературы и используемых источников.
Рассмотрение понятия административно-правового принуждения в качестве правовой категории позволило раскрыть сущность и характерные черты механизма принуждения, определить его место в системе осуществления административно-правовых отношений.
Государственное управление представляет собой целенаправленную деятельность по решению значимых задач по управлению обществом. Для этого оно использует особые методы, отражающие способы решения управленческих вопросов, осуществления функций государственной власти в процессе её реализации. Принято выделять основной метод - метод убеждения. Факультативным, но очень значимым, является метод принуждения, который отражает характер и формы социальных взаимосвязей субъекта государственной власти с подвластными объектами и подчиненными лицами. При этом метод принуждения отражает полномочия органов государственной власти и их компетенцию по реализацию общих целей государства в сфере административного права. Правильное использование метода принуждения органами государственного управления обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. создает условия для формирования правосознания граждан.
Метод административного принуждения по своей правовой природе отражает ситуацию правового конфликта, возникающую между гражданином и государством в административно-правовой сфере. Разрешение этого конфликта состоит в допустимости ущемления прав и интересов граждан в интересах общества и государства. При этом административное принуждение выполняет ряд важных функций в обществе: воспитательную, карательную, стимулирующую, восстановительную, правообеспечительную, оценочную и др. Благодаря этим функциям комплексно реализуется потенциал воздействия на нарушителя в рамках административных правоотношений.
Нормативно-правовые основы применения мер административного принуждения позволяют говорить о наличии норм, регулирующих порядок действия уполномоченных органов по поддержанию общественного порядка и общественной безопасности принудительными средствами, на разных уровнях. Порядок применения мер административного принуждения согласован в международных актах и допускается нормами Конституции РФ. В законодательстве о правоохранительных органах описывается порядок применения отдельных мер принуждения с учетом их административной юрисдикции.
Механизм административно-правового принуждения предполагает анализ объектов, субъектов и оснований применения. В качестве объекта выступает поведение физических и юридических лиц, которые совершили правонарушения или находятся в ситуации, которая создает опасность для жизни граждан. В качестве субъектов применения мер принуждения выступают правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Основаниями применения мер административного принуждения являются административные правонарушения и иные ситуации, требующие вмешательства органов исполнительной власти.
Важное значение имеет классификация административно-правового принуждения. Она проводится для того, чтобы определить место административно-правовых средств в системе мер административного принуждения в механизме обеспечения исполнения правил поведения, избежав искусственного расширения или сужения круга применяемых мер воздействия. Разработка основных подходов к выделению групп мер воздействия на граждан способствует уяснению сущности правовой природы мер принуждения, создает предпосылки для более эффективного и целенаправленного применения всех видов мер административно-правового принуждения. Чаще всего в качестве мер принуждения выделяют меры административного предупреждения, пресечения, процессуального обеспечения.
Административно-предупредительные меры являются видом мер административного принуждения. Они направлены на недопущение правонарушений и иных деяний в сфере обеспечения правопорядка, общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Специфика принудительных административно-предупредительных мер заключается в том, что их применение компетентными органами носит профилактический характер и нацелено на предотвращение опасных действий и правонарушений. Как правило, их применение необходимо, когда возникла угроза интересам граждан, общества, государства.
Меры процессуального обеспечения представляют собой самостоятельную группу мер принуждения, которые необходимы для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение состоит в создании условий для успешного выполнения процедур по привлечению к административной ответственности. Целью их осуществления является обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении. Право применять меры процессуального обеспечения предоставлено только специально уполномоченным субъектам.
Меры административного наказания представляют собой меры государственного принуждения, применяемые в установленном порядке уполномоченными должностными лицами к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, не только в целях наказания конкретного лица, но также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются. Так, применение административного ареста влечет краткосрочное лишение свободы, штраф и конфискация связаны с материальными потерями, лишение специальных прав ограничивает реализацию прав в отдельных сферах общественной жизни.
Система включает наказания морального характера (предупреждение), имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).
Проведенный анализ позволил сделать вывод о недостаточном уровне правового регулирования мер административного принуждения. Для усовершенствования порядка применения мер принуждения необходимо принять федеральный закон, раскрывающий систему мер принуждения и порядок их применения. В этом же законе необходимо дать определение понятия мер административного предупреждения, привести их полный перечень, определить общий порядок их применения.
В данном законе необходимо уделить внимание отдельным мерам предупреждения. В частности, применительно к такой мере предупреждения как проверка документов необходимо описать процедуру проверки документов и изложить максимально широкий список документов, которые будут достаточны для удостоверения личности.
Проведенный анализ юридической сущности меры предупреждения в виде доставления, позволил выделить идентичность представлений о данной процедуре в законе о полиции и в КоАП РФ. В связи с этим предлагается из КоАП РФ удалить статью 27.2, регулирующую порядок процессуального доставления, а в законе о полиции отразить как материальные, так и процессуальные основания доставления граждан. Для этого п. 13 ч. 1 ст. 13 закона о полиции необходимо изложить в следующей редакции: «13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении...».
Среди мер, направленных на совершенствование процедуры остановки транспортного средства, предлагается внести изменения в Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», дополняющий список оснований остановки транспортного средства. В частности предлагается п. 84 Административного регламента дополнить п. 84.15. следующего содержания: «в целях выявления фактов совершения правонарушений и преступлений в рамках оперативно - профилактических операций».
Спорным является вопрос относительно правомерности процедуры реализации административного запрета, регламентируемой постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований».' Исполнение данного наказания не может быть возложено на работников стадионов. Данное наказание должно осуществляться только сотрудниками полиции как представителями органов власти. В связи с этим полномочия билетеров и контролеров в данном случае должны быть отменены. Для этого п. 6 правил следует изложить в следующей редакции: «В случае идентификации физического лица (в том числе посредством систем видеонаблюдения), в отношении которого вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, сотрудники спортивных организаций извещают сотрудников полиции о присутствии лиц, которым запрещено посещать спортивные соревнования».
Другой проблемой является установление соответствия тяжести совершенного правонарушения и применения наказания в виде конфискации имущества. В целях принятия справедливых решений во вопросу о конфискации имущества необходимо установить ту степень виновности, которая приведет к конфискации имущества виновного лица. В частности, необходимо установить критерии назначения конфискации имущества. В качестве таковых могут выступать степень причиненного ущерба противоправными действиями или наличием каких-либо отягчающих обстоятельств. В ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ данную формулировку предлагается изложить в следующей редакции «... Конфискация назначается судьей с учетом степени причиненного ущерба». Описание степени причиненного ущерба следует дать в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ».
Практика показывает, что доставление является наиболее востребованной мерой процессуального обеспечения. Хотя он вызывает у сотрудников полиции и иных уполномоченных субъектов трудности в определении оснований доставления. Часто сотрудник полиции доставление в отделение всех лиц, которые не имеют документов. А это не верно. Представляется необходимым в ст. 27.2 КоАП РФ четко указать на основания осуществления мер процессуального обеспечения. Для этого ст. 27.2 необходимо дополнить следующим пунктом:
«Основанием доставления является:
• невозможность установления личности нарушителя на месте выявления административного правонарушения;
• поведение правонарушителя, препятствующее осуществлению необходимых процессуальных действий;
• нахождение правонарушителя в состоянии опьянения;
• необходимость осуществления процессуальных действий, выполнить которые на месте совершения административного правонарушения невозможно».
1. Абдулин Д.Ф. Административные наказания как мера административного принуждения // Символ науки. 2018. № 9. С. 26-30
2. Аверкиева Н.С. Применение сотрудниками мер административного пресечения и предупреждения при проведении массовых мероприятий // Молодой ученый. 2021. №41. С. 205-208.
3. Административное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под общ. ред. А. В. Зубача. М. : Издательство Юрайт, 2019. 204 с.
4. Административное право: учебник / под ред. Л.Л.Попова. М., 2021. 489 с.
5. Административно-процессуальное право / под ред. А.И. Каплунова. СПб., 2017. 487 с.
6. Апелляционное постановление Курского областного суда № 221239/2019 от 24 сентября 2019 г. по делу № 22-1239/2019 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/ (дата обращения: 25.03.2022).
7. Бараковских С.А. Функциональные признаки мер административного принуждения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2017. №2. С . 10-20.
8. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та 1989. 210 с
9. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2005. 500 с.
10. Беженцев А.А.. Государственная политика по профилактике административных правонарушений несовершеннолетних: проблемы оптимизации // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 102-110.
11. Богомолов В.А. Особенности классификации мер административного пресечения // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 3-2 (36). С. 215-217.
12. Бондарева А.А. Государственно -управленческая деятельность: формы, методы и средства // Международный сборник научных статей «Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России». М., 2019. С. 33-40.
13. Ваньков А. В. Актуальные проблемы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Право и государство: теория и практика. 2019. № 12(180). С. 308-311.
14. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 780 с.
15. Вира К.В. Проблемы реализации некоторых видов административных наказаний /К.В.Вира // Молодой ученый. - 2020. - № 8 (298). - С. 131-133.
...