Домашний быт семьи как социально-культурный феномен в современном российском обществе
|
Введение 4
Глава 1 Методологические основы семейных и бытовых отношений 10
1.1 Теоретические аспекты анализа трансформации института семьи 10
1.2 Организация домашнего быта в современном российском обществе 17
Глава 2 Эмпирический опыт исследования домашнего быта как социально-культурного феномена 26
2.1 Социологическая оценка мужчинами и женщинами организации
домашнего быта 26
2.2 Анализ отношения женщин и мужчин к ведению домашнего быта и
использование бытовой техники в ведении хозяйства 39
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение А Эмпирическое исследование: 70
Приложение Б Анкета 81
Приложение В Г айд нарративного интервью «Домашний быт и использование бытовой техники» 88
Приложение Г Таблицы распределений по анкетированию 90
Приложение Д Инфографика
Глава 1 Методологические основы семейных и бытовых отношений 10
1.1 Теоретические аспекты анализа трансформации института семьи 10
1.2 Организация домашнего быта в современном российском обществе 17
Глава 2 Эмпирический опыт исследования домашнего быта как социально-культурного феномена 26
2.1 Социологическая оценка мужчинами и женщинами организации
домашнего быта 26
2.2 Анализ отношения женщин и мужчин к ведению домашнего быта и
использование бытовой техники в ведении хозяйства 39
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение А Эмпирическое исследование: 70
Приложение Б Анкета 81
Приложение В Г айд нарративного интервью «Домашний быт и использование бытовой техники» 88
Приложение Г Таблицы распределений по анкетированию 90
Приложение Д Инфографика
Актуальность темы исследования. В современном обществе достаточно актуальным вопросом является ведение домашнего быта. Человек сам по себе живет постоянно в мире где повседневные дела повторяются из-за дня в день. Такая структура повседневности - наиболее полная и насыщенная. Так же в каждой семье есть свой уклад, который определяет те или иные бытовые обязанности. У каждого человека в повседневной жизни складываются бытовые отношения.
«Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизвольных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии)» [13].
Бытовые условия имеют большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Нас же интересует, как мужчины и женщины в современном мире организовывают свой быт, какой бытовой техникой пользуются для облегчения уборки и организации быта.
У каждого человека, у каждой семьи со временем вырабатываются комплекс бытовых привычек, традиций, норм. В данной работе проанализирован данный аспект, где интерпретируются бытовые обязанности мужчин или женщин, а также рассматривается вопрос организации процесса домашнего быта.
Еще в XVI веке была написана книга «Домострой», в которой был представлен свод правил, на которые опирались семьи в плане развития домашнего быта. В этой книге можно увидеть наставления, как следовало поступать каждому из членов семьи в быту. Книга делиться на 3 части, каждая посвящена разной тематике. Первая часть посвящена христианству. Во второй мы видим описание семьи в обществе, в ней обсуждаются вопросы включающие особенности почитания детьми своих родителей. Жена должна подчинятся мужу, мужчина главный в семье. Третья часть посвящена различным советам для женщины, в плане кулинарии, мужчинам рассказывалось о ведение ремесла. Мудрая книга, написанная в XVI веке, которая по настоящее время является для многих актуальной, так как в ней рассматриваются вопросы воспитания детей, любви к ближнему и ведению домашнего быта.
Изучив документы «Национального проекта «Демография», городского округа Тольятти» и «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года», было выявлено, что слова «быт», «бытовые отношения» не присутствуют в программах.
Степень научной разработанности темы. В последние десятилетия XX века как западные, так и российские исследователи обращаются к теме повседневности, обыденной жизни, стремясь выявить ту реальность, в которую постоянно погружен человек и которая ощущается как естественное состояние, как собственная, частная сфера жизни, наполненная будничными событиями. Это состояние повторяющихся изо дня в день действий и контактов, признаваемых индивидом обычными и своими, которые А. Шюц рассматривал как повседневность и как «верховную реальность» Работа А. Шюца раскрывает структуру таким образом понимаемой повседневности, где анализируется быт, оформленный в конкретных формах в результате деятельности человека.
«Активное изучение феномена домашнего быта как объекта массовой современной культуры очень актуальная, но мало изучаемая тема. Теоретические работы, посвященные изучению повседневной жизни человека, таких западных исследователей, как П. Бергер и Т.Лукман, А. Лефевр, раскрывают системность природы быта. Обращение к исследованию повседневной жизни людей характерно и для российской гуманитарной науки. Такие ученые как Б.С. Ерасов» [32].
Следует отметит, что тема домашнего быта пересматривает устаревшие приоритеты повседневности, происходит изменение существующих жизненных установок, поэтому происходят изменения в сфере организации быта.
Выпускная квалификационная работа подготовлена в период проведения «Всероссийской переписи населения 2021», по результатам исследования была разработана инфографика.
Объектом бакалаврской работы является домашний быт семьи.
Предмет бакалаврской работы - особенности домашнего быта семьи как социально-культурного феномена.
Целью бакалаврской работы является изучение введения домашнего быта семьи мужчинами и женщинами в современном российском обществе и в мире.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты трансформации института семьи;
2. Выделить основные формы введения домашнего быта семьи;
3. Рассмотреть бытовые семейные ценности и социально-культурные нормы в современном российском обществе (на примере города Тольятти)
4. Изучить какой бытовой техникой пользуются люди для облегчения домашнего быта;
5. Проинтерпретировать значение инновационных тенденций при реализации домашнего быта семьи для мужчин и женщин.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержательный смысл и особенности организации домашнего быта в современной массовой культуре определяют несколько подходов.
Аксиологический подход (М. Вебер) позволяет рассмотреть модернизацию общества в контексте модификации стиля мышления, «рационализации» массового познания.
Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон) задает принципы исследования социальных институтов и процессов как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности).
Социально-психологический подход (П. Сорокин, Т. Черниговская, В. Леви, Л.В. Карцева) анализирует социальное взаимодействие. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.
Институциональный подход (Э. Берджесс, М. Вебер, Р. Парк) предполагает, что семья - это социальный институт, акцент на семье как одном из основных социальных институтов общества, продолжение отдельных функций семьи («теория перехвата») другими социальными системами общества, а также сущность, специфика, развитие семейных функций; основные понятия: «индивид», «индивидуальные культурные ценности».
Культурологический подход основывается на идеях (А.Шюца, П.Бергера, Т.Лукмана), согласно которым мир человека надо понимать в его повседневной жизни и ориентироваться при этом на рассмотрение формальных структур повседневных взаимодействий между индивидами.
Феноменологический подход Альфред Шюц предложил микросоциологический подход, также названный как феноменология. Шюц наблюдал за тем, как обычные члены общества создают и воссоздают мир, в котором они живут, свой жизненный мир.
Культурно-исторический подход основал Л.С. Выготский, а также разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к организации домашнего быта, было проведено исследования с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 220 человек. Исследование носит пилотажный характер. По типу выборка целевая, где единицами отбора выступили индивиды двух групп: 110 человек - жители Тольятти мужчины и 110 человек женщины.
Для получения социологической информации о том, как индивиды разных половых групп оценивают ведения домашнего быто, было произведено исследование по методу нарративного интервью, в котором участвовали 7 человек (4 женщины и 3 мужчин).
Апробация работы:
- Попова П. М. Современная семья в России // «Лобачевский 2020 год. Секция социология и философия.»: научная онлайн конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского (Москва, 2020 г.).
- Попова П. М. Современная молодая семья в Европе и России// «Социально-демографические вызовы в условиях пандемии». «Сорокинские чтения».
- Попова П. М. Современная молодая семья // «Молодёжь в современные политические процессы. Секция: политическая и правовая культура молодёжь: характеристика моделей.»: научно-практическая онлайн конференция (Пенза, 2021 год). Пенза: Изд-во ПГУ, 2022 (в печати).
- Попова П.М. Инфографика «Covid-19» // «Социографика-2021. МГУ имени М.В. Ломоносова 2021.» (Москва 2021)
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два параграфа), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения. В первой главе рассматривается методология семейных и бытовых отношений. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.
«Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизвольных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии)» [13].
Бытовые условия имеют большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Нас же интересует, как мужчины и женщины в современном мире организовывают свой быт, какой бытовой техникой пользуются для облегчения уборки и организации быта.
У каждого человека, у каждой семьи со временем вырабатываются комплекс бытовых привычек, традиций, норм. В данной работе проанализирован данный аспект, где интерпретируются бытовые обязанности мужчин или женщин, а также рассматривается вопрос организации процесса домашнего быта.
Еще в XVI веке была написана книга «Домострой», в которой был представлен свод правил, на которые опирались семьи в плане развития домашнего быта. В этой книге можно увидеть наставления, как следовало поступать каждому из членов семьи в быту. Книга делиться на 3 части, каждая посвящена разной тематике. Первая часть посвящена христианству. Во второй мы видим описание семьи в обществе, в ней обсуждаются вопросы включающие особенности почитания детьми своих родителей. Жена должна подчинятся мужу, мужчина главный в семье. Третья часть посвящена различным советам для женщины, в плане кулинарии, мужчинам рассказывалось о ведение ремесла. Мудрая книга, написанная в XVI веке, которая по настоящее время является для многих актуальной, так как в ней рассматриваются вопросы воспитания детей, любви к ближнему и ведению домашнего быта.
Изучив документы «Национального проекта «Демография», городского округа Тольятти» и «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года», было выявлено, что слова «быт», «бытовые отношения» не присутствуют в программах.
Степень научной разработанности темы. В последние десятилетия XX века как западные, так и российские исследователи обращаются к теме повседневности, обыденной жизни, стремясь выявить ту реальность, в которую постоянно погружен человек и которая ощущается как естественное состояние, как собственная, частная сфера жизни, наполненная будничными событиями. Это состояние повторяющихся изо дня в день действий и контактов, признаваемых индивидом обычными и своими, которые А. Шюц рассматривал как повседневность и как «верховную реальность» Работа А. Шюца раскрывает структуру таким образом понимаемой повседневности, где анализируется быт, оформленный в конкретных формах в результате деятельности человека.
«Активное изучение феномена домашнего быта как объекта массовой современной культуры очень актуальная, но мало изучаемая тема. Теоретические работы, посвященные изучению повседневной жизни человека, таких западных исследователей, как П. Бергер и Т.Лукман, А. Лефевр, раскрывают системность природы быта. Обращение к исследованию повседневной жизни людей характерно и для российской гуманитарной науки. Такие ученые как Б.С. Ерасов» [32].
Следует отметит, что тема домашнего быта пересматривает устаревшие приоритеты повседневности, происходит изменение существующих жизненных установок, поэтому происходят изменения в сфере организации быта.
Выпускная квалификационная работа подготовлена в период проведения «Всероссийской переписи населения 2021», по результатам исследования была разработана инфографика.
Объектом бакалаврской работы является домашний быт семьи.
Предмет бакалаврской работы - особенности домашнего быта семьи как социально-культурного феномена.
Целью бакалаврской работы является изучение введения домашнего быта семьи мужчинами и женщинами в современном российском обществе и в мире.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты трансформации института семьи;
2. Выделить основные формы введения домашнего быта семьи;
3. Рассмотреть бытовые семейные ценности и социально-культурные нормы в современном российском обществе (на примере города Тольятти)
4. Изучить какой бытовой техникой пользуются люди для облегчения домашнего быта;
5. Проинтерпретировать значение инновационных тенденций при реализации домашнего быта семьи для мужчин и женщин.
Теоретико-методологическая база исследования. Содержательный смысл и особенности организации домашнего быта в современной массовой культуре определяют несколько подходов.
Аксиологический подход (М. Вебер) позволяет рассмотреть модернизацию общества в контексте модификации стиля мышления, «рационализации» массового познания.
Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон) задает принципы исследования социальных институтов и процессов как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности).
Социально-психологический подход (П. Сорокин, Т. Черниговская, В. Леви, Л.В. Карцева) анализирует социальное взаимодействие. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.
Институциональный подход (Э. Берджесс, М. Вебер, Р. Парк) предполагает, что семья - это социальный институт, акцент на семье как одном из основных социальных институтов общества, продолжение отдельных функций семьи («теория перехвата») другими социальными системами общества, а также сущность, специфика, развитие семейных функций; основные понятия: «индивид», «индивидуальные культурные ценности».
Культурологический подход основывается на идеях (А.Шюца, П.Бергера, Т.Лукмана), согласно которым мир человека надо понимать в его повседневной жизни и ориентироваться при этом на рассмотрение формальных структур повседневных взаимодействий между индивидами.
Феноменологический подход Альфред Шюц предложил микросоциологический подход, также названный как феноменология. Шюц наблюдал за тем, как обычные члены общества создают и воссоздают мир, в котором они живут, свой жизненный мир.
Культурно-исторический подход основал Л.С. Выготский, а также разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей отношение социально-демографических групп к организации домашнего быта, было проведено исследования с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 220 человек. Исследование носит пилотажный характер. По типу выборка целевая, где единицами отбора выступили индивиды двух групп: 110 человек - жители Тольятти мужчины и 110 человек женщины.
Для получения социологической информации о том, как индивиды разных половых групп оценивают ведения домашнего быто, было произведено исследование по методу нарративного интервью, в котором участвовали 7 человек (4 женщины и 3 мужчин).
Апробация работы:
- Попова П. М. Современная семья в России // «Лобачевский 2020 год. Секция социология и философия.»: научная онлайн конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского (Москва, 2020 г.).
- Попова П. М. Современная молодая семья в Европе и России// «Социально-демографические вызовы в условиях пандемии». «Сорокинские чтения».
- Попова П. М. Современная молодая семья // «Молодёжь в современные политические процессы. Секция: политическая и правовая культура молодёжь: характеристика моделей.»: научно-практическая онлайн конференция (Пенза, 2021 год). Пенза: Изд-во ПГУ, 2022 (в печати).
- Попова П.М. Инфографика «Covid-19» // «Социографика-2021. МГУ имени М.В. Ломоносова 2021.» (Москва 2021)
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два параграфа), заключения, списка используемой литературы и источников и приложения. В первой главе рассматривается методология семейных и бытовых отношений. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.
В современном мире организация домашнего быта занимает важную роль в повседневности. Новые тенденции ведут к тому, что быт упрощается за счет бытовой техники. Для людей важно и нужно жить в комфортных условиях, поэтому ведение домашнего хозяйства одно из важнейших составляющих жизни современного человека.
Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.
Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения современной бытовой техники.
По результатам исследования у мужчин и женщин идет распределение бытовых обязанностей, и большинство устраивает, то как они выполняют свои домашние дела. Главными помощниками в организации домашнего быта являются новинки бытовой техники, которые с удовольствием используются людьми для упрощения в ведении быта. Мужчины чаще интересуются новинками бытовой техники. Но женщинам проще адаптироваться к новинкам бытовой техники в быту.
Исходя из результатов исследования можно отметить, что клининговые услуги набирают популярность, люди доверяют и считают такую уборку качественной, и готовы платить если есть возможность, деньги за такую услугу. Также можно отметить, что доставка продуктов и готовой еды на дом, не так часто пользуется спросом. Люди привыкли готовить домашнюю еду дома.
Согласно результатам нарративного интервью, можно отметить, что для людей важно прививать правильные привычки по уборки дома с детства. Дети должны понимать и знать, что нужно поддерживать порядок и чистоту в доме. Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследование доказывает: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.
Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, освобождает время для совместного отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.
Бытовые отношения зависят от способов ведения домашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения современной бытовой техники.
По результатам исследования у мужчин и женщин идет распределение бытовых обязанностей, и большинство устраивает, то как они выполняют свои домашние дела. Главными помощниками в организации домашнего быта являются новинки бытовой техники, которые с удовольствием используются людьми для упрощения в ведении быта. Мужчины чаще интересуются новинками бытовой техники. Но женщинам проще адаптироваться к новинкам бытовой техники в быту.
Исходя из результатов исследования можно отметить, что клининговые услуги набирают популярность, люди доверяют и считают такую уборку качественной, и готовы платить если есть возможность, деньги за такую услугу. Также можно отметить, что доставка продуктов и готовой еды на дом, не так часто пользуется спросом. Люди привыкли готовить домашнюю еду дома.
Согласно результатам нарративного интервью, можно отметить, что для людей важно прививать правильные привычки по уборки дома с детства. Дети должны понимать и знать, что нужно поддерживать порядок и чистоту в доме. Во многих семьях возникает проблема ответственного участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследование доказывает: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности, усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Социальное самочувствие молодых семей в современном российском обществе: сравнительный анализ городских и сельских семей
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Динамика стиля жизни семьи в период трансформации российского общества
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ БРАЧНЫХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН В МОРДОВСКОМ СЕЛЕ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Труд как ценность в процессе социализации подростков в современном
российском обществе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - ТРАНСФОРМАЦИЯ МАСКУЛИННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Православные традиции семьи как необходимое условие для христианского воспитания детей, выявить их влияние на формирование духовно-нравственных основ личности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Православные традиции семьи как необходимое условие для христианского воспитания детей
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



