Пенсионная система РФ и перспективы ее развития
|
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика пенсионной системы РФ
1.1. Социальные и экономические функции пенсионной системы
1.2. Структура пенсионной системы
1.3. Сравнительная характеристика зарубежного опыта функционирования пенсионной системы
2. Характеристика пенсионной системы: проблемы и перспективы развития
2.1 Характеристика элементов пенсионной системы
2.2. Условия, факторы и проблемы формирования пенсионной системы
2.3. Перспективы развития пенсионной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Общая характеристика пенсионной системы РФ
1.1. Социальные и экономические функции пенсионной системы
1.2. Структура пенсионной системы
1.3. Сравнительная характеристика зарубежного опыта функционирования пенсионной системы
2. Характеристика пенсионной системы: проблемы и перспективы развития
2.1 Характеристика элементов пенсионной системы
2.2. Условия, факторы и проблемы формирования пенсионной системы
2.3. Перспективы развития пенсионной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
На сегодняшний день проблемы социальной защиты имеют весьма актуальное значение. Поэтому не только формирование, но и совершенствование правового механизма реализации социальных прав граждан необходимы. Однако при создании организационных, правовых средств и решений социальной защиты граждан имеется множество проблем, решить которые наша страна не может.
Уровень пенсионного обеспечения является показателем социального и экономического положения населения. В условиях перехода к рыночным отношениям проблема пенсионного обеспечения становится наиболее острой. Снижение эффективности хозяйствования и спад производства, низкий уровень заработной платы, высокая инфляция в начале экономических реформ привели к резкому уменьшению реального веса пенсий, возникло несоответствие размера пенсий по возрасту ее трудовому вкладу в течение периода трудоспособности. Кризис платежей и сложное финансовое состояние предприятий обусловили несвоевременное и неадекватное выплату взносов на пенсионное обеспечение, а также рост задолженности по выплате пенсий населению.
В связи с этим требуют дальнейшего углубления и дополнения теоретические и методические положения, связанные с реформированием пенсионного обеспечения и совершенствованием системы управления пенсионной системой.
Степень разработанности темы. Эти проблемы нашли свое отражение в трудах таких ученых, Александрова Г. М., Долгих-Нургалеева А. Р., Жигитова Т.В., Ермаков Д.Н.,Маматказин И.Р., Морунова Г. В., Петрушка О. В. как и других специалистов. Российскими учеными, законодателями и практиками разрабатываются меры, направленные на создание новой системы пенсионного обеспечения, на смягчение негативных последствий снижения уровня жизни пенсионеров, компенсацию потерь наименее обеспеченных слоев населения. Значительный вклад в исследование этих проблем внесли Борсук Д. А., Попов А.А., Соловьев А. К., Томин В.А., Урусова А. Б., Храмченко А. А.. Особый интерес представляют работы, в которых анализируются перспективы развития пенсионной системы и возможности введения в РФ альтернативных форм пенсионного обеспечения.
Вместе с тем в теории и практике управления пенсионным обеспечением остаются недостаточно полно изученными вопросы самого процесса и направлений реформирования пенсионной системы, методы анализа и характеристики её элементов деятельности, процессы распределения ресурсов Пенсионного фонда в региональном разрезе, процессы эффективного формирования, распределения и использования средств пенсионной системы и другие проблемы.
Важность и необходимость углубления теоретических и методических основ управления процессами реформирования старой и последовательного формирования новой системы пенсионного обеспечения, а также управления процессами функционирования пенсионной системы, а также проведение характеристики её элементов обусловили выбор темы, направления, цель и задачи исследования, сформировали структуру работы.
Таким образом, актуальность темы определяет цель ВКР и задачи исследования.
Цель исследования. Целью исследования являлась характеристика элементов пенсионной системы Российской Федерации и определение перспектив их развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- определить социальные и экономические функции пенсионной системы;
- рассмотреть структуру пенсионной системы;
- провести сравнительную характеристику зарубежного опыта функционирования пенсионной системы;
- дать характеристику элементов пенсионной системы ;
- проанализировать условия, факторы и проблемы формирования пенсионной системы;
- определить перспективы развития пенсионной системы.
Объектом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления пенсионного обеспечения по российскому законодательству.
Предметом исследования является система пенсионного обеспечения по российскому законодательству.
Правовую основу исследования составили Конституция РФ, «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О накопительной пенсии», «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законодательные и другие нормативные акты, акты судебной и правоприменительной практики.
Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами стали такие общенаучные методы как: сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный методы, а также метод анализа действующего законодательства и тому подобное. Для реализации поставленных в работе задач были использованы следующие общенаучные методы: индукции, дедукции, обобщения и сравнения, систематизации, методы статистического анализа и графического представления результатов исследования, методы экономико-математического моделирования.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что в работе комплексно, с учетом новейших достижений науки освещены основные проблемы современной пенсионной системы РФ.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности для дальнейшей разработки теоретических решений проблем юридического регулирования пенсионного обеспечения по российскому законодательству.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Уровень пенсионного обеспечения является показателем социального и экономического положения населения. В условиях перехода к рыночным отношениям проблема пенсионного обеспечения становится наиболее острой. Снижение эффективности хозяйствования и спад производства, низкий уровень заработной платы, высокая инфляция в начале экономических реформ привели к резкому уменьшению реального веса пенсий, возникло несоответствие размера пенсий по возрасту ее трудовому вкладу в течение периода трудоспособности. Кризис платежей и сложное финансовое состояние предприятий обусловили несвоевременное и неадекватное выплату взносов на пенсионное обеспечение, а также рост задолженности по выплате пенсий населению.
В связи с этим требуют дальнейшего углубления и дополнения теоретические и методические положения, связанные с реформированием пенсионного обеспечения и совершенствованием системы управления пенсионной системой.
Степень разработанности темы. Эти проблемы нашли свое отражение в трудах таких ученых, Александрова Г. М., Долгих-Нургалеева А. Р., Жигитова Т.В., Ермаков Д.Н.,Маматказин И.Р., Морунова Г. В., Петрушка О. В. как и других специалистов. Российскими учеными, законодателями и практиками разрабатываются меры, направленные на создание новой системы пенсионного обеспечения, на смягчение негативных последствий снижения уровня жизни пенсионеров, компенсацию потерь наименее обеспеченных слоев населения. Значительный вклад в исследование этих проблем внесли Борсук Д. А., Попов А.А., Соловьев А. К., Томин В.А., Урусова А. Б., Храмченко А. А.. Особый интерес представляют работы, в которых анализируются перспективы развития пенсионной системы и возможности введения в РФ альтернативных форм пенсионного обеспечения.
Вместе с тем в теории и практике управления пенсионным обеспечением остаются недостаточно полно изученными вопросы самого процесса и направлений реформирования пенсионной системы, методы анализа и характеристики её элементов деятельности, процессы распределения ресурсов Пенсионного фонда в региональном разрезе, процессы эффективного формирования, распределения и использования средств пенсионной системы и другие проблемы.
Важность и необходимость углубления теоретических и методических основ управления процессами реформирования старой и последовательного формирования новой системы пенсионного обеспечения, а также управления процессами функционирования пенсионной системы, а также проведение характеристики её элементов обусловили выбор темы, направления, цель и задачи исследования, сформировали структуру работы.
Таким образом, актуальность темы определяет цель ВКР и задачи исследования.
Цель исследования. Целью исследования являлась характеристика элементов пенсионной системы Российской Федерации и определение перспектив их развития.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- определить социальные и экономические функции пенсионной системы;
- рассмотреть структуру пенсионной системы;
- провести сравнительную характеристику зарубежного опыта функционирования пенсионной системы;
- дать характеристику элементов пенсионной системы ;
- проанализировать условия, факторы и проблемы формирования пенсионной системы;
- определить перспективы развития пенсионной системы.
Объектом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления пенсионного обеспечения по российскому законодательству.
Предметом исследования является система пенсионного обеспечения по российскому законодательству.
Правовую основу исследования составили Конституция РФ, «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О накопительной пенсии», «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законодательные и другие нормативные акты, акты судебной и правоприменительной практики.
Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования в соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами стали такие общенаучные методы как: сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный методы, а также метод анализа действующего законодательства и тому подобное. Для реализации поставленных в работе задач были использованы следующие общенаучные методы: индукции, дедукции, обобщения и сравнения, систематизации, методы статистического анализа и графического представления результатов исследования, методы экономико-математического моделирования.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что в работе комплексно, с учетом новейших достижений науки освещены основные проблемы современной пенсионной системы РФ.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности для дальнейшей разработки теоретических решений проблем юридического регулирования пенсионного обеспечения по российскому законодательству.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Пенсионное обеспечение можно рассматривать с нескольких точек зрения, а именно: с правовой, социальной и финансовой. Как правовая категория, пенсионное обеспечение – это конституционная гарантия государства по материальному обеспечению населения РФ, которая связана с ежемесячными денежными выплатами пенсий в связи с наступлением таких событий, как инвалидность, потеря кормильца, наступления старости в размерах не ниже прожиточного минимума, установленного законом. С социальной точки зрения пенсионное обеспечение представляет собой средство борьбы с бедностью, которая заключается в материальной поддержке обществом нетрудоспособной части населения в условиях наступлении различных социальных рисков, которые приводят к исчезновению или существенному снижению доходов человека, что позволяет реализовать самую большую ценность на земле – право человека на жизнь.
Финансовое обеспечение пенсионной системы – это важная составляющая финансовой политики государства, которая предполагает финансовое, организационно-правовое регулирование, меры по материальному обеспечению нетрудоспособных граждан и граждан, которые не приобрели права на пенсию. Финансирование пенсионного обеспечения-экономический процесс поставки денег до конечного потребителя-пенсионера. В процессе финансирования наиболее полно раскрывается назначение пенсионного обеспечения, его направленность на выполнение функций социального обеспечения населения страны, уровень полезности этих функций для общества.
Сложное современное социально-экономическое состояние страны и стратегия развития, направленная на развитие социальной рыночной экономики, требуют взвешенного подхода к управлению государственными финансами, определения рациональных методов финансового обеспечения отечественной пенсионной системы как важного инструмента реализации экономической и социальной политики государства.
Проведя детальный анализ положительного опыта ведущих стран мира в построении действенной пенсионной системы можем отметить, что в большинстве ведущих стран мира действуют многокомпонентные пенсионные системы, состоящие из трех уровней: государственное пенсионное обеспечение (солидарная система), но она очень чувствительна к демографическим изменениям, а именно: изменений соотношения между трудоспособным и нетрудоспособным населением в зависимости от состава возрастных групп; профессиональное пенсионное обеспечение (накопительная система); индивидуальное пенсионное обеспечение (на основе страховых, накопительных взносов). Два последних уровня пенсионных систем менее чувствительны к демографическим воздействиям. Относительно РФ, то действующая пенсионная система РФ (солидарная система) благодаря отрицательном демографическом показателе является чрезвычайно дотационной и еле решает первое задание — минимальный пенсионный защита граждан. Другие уровни пенсионного обеспечения практически не действуют, поэтому необходимо реформирование пенсионной системы путем введения в действие и индивидуальной накопительной систем пенсионного обеспечения. Кроме того, нужно провести действенные меры, призванные преодолеть монополизацию пенсионной системы.
Законодательно, юридические аспекты производства любых изменений в сфере пенсионного обеспечения страны, крайне важны. Качество законов, описывающий пенсионные системы следует поднять до максимального уровня. Необходимо так же провести систематизацию уже существующих правовых актов, которые регулируют пенсионные вопросы. Единая консолидированная система правовых пенсионных актов – первостепенная цель законодателя в этой связи.
Современное состояние пенсионной системы РФ не является совершенным, а потому требует весомых изменений. Проанализированы условия и факторы, которые влияют в первую очередь на функционирование пенсионной системы, а также на эффективность проведения пенсионной реформы, не должны остаться без внимания государства. Возникает необходимость в осуществлении управленческого воздействия в институциональной сфере (совершенствование нормативно-правовых актов), социальной (проведение информационно-разъяснительной работы среди населения относительно прав и обязанностей участников новой пенсионной системы, повышение осведомленности населения в вопросах пенсионного обеспечения), финансово-экономической (развитие экономики, фондового рынка, повышения надежности инвестиционных инструментов для пенсионных фондов и тому подобное).
Отличительные черты российской законодательной базы оказывает большое влияние на изменение в состоянии пенсионной системы. Финансовые особенности (источники платежей в пенсионный фонд, порядок финансирования) и параметрические (виды и условия назначения пенсии, ставки страховых взносов, формула начисления пенсии, прослойка населения, охваченный пенсионной системой) аспекты, а также организационные, управленческие, критериально-нормативные характеристики пенсионной системы (коэффициенты замещения, поддержания пенсионной системы, экономической зависимости, оценки уровня жизни пенсионеров и др).
Учет всех недостатков и изъянов системы пенсионного обеспечения РФ и их решение позволит сформировать развитый рынок услуг по этому виду страхования. Итак, следующие результаты могут быть учтены как признаки позитивной тенденции в улучшении пенсионного обеспечения РФ: первоначальной задачей должно стать налаживание конкретности в работе законодательных проектов и проектирование системы управления, которая будет давать четкий результат; снижение процентного соотношения граждан, относящихся ко льготным категориям населения и снижение нагрузки на работодателей по пенсионным взносам; работа по улучшению качества жизни людей пенсионного возраста; гарантии, которые могут дать населению уверенность в социальном обеспечении страны; стабильная работа над предоставление финансовой устойчивости и общей стабильности в части пенсионного страхования.
Подводя итог, предполагаем, что в качестве решения сложившейся проблемы пенсионной реформы следует разработать комплексный подход, который бы не ограничивался одним параметром. Очевидно, что сложившиеся проблемы пенсионной системы следует рассматривать и решать, учитывая личный, внутриуниверсальный демографический климат в стране, и дополнительно брать во внимание социально-экономические аспекты. Серьезный прогресс можно получить, если адаптировать некоторые схемы пенсионной системы с заграничного опыта. Если же избегать кардинальных изменений и введений дополнительных стимулирующих положительных тенденций в пенсионную систему, мы можем получить отнюдь не запланированный положительный результат, а новые ошибки и проблемы.
Финансовое обеспечение пенсионной системы – это важная составляющая финансовой политики государства, которая предполагает финансовое, организационно-правовое регулирование, меры по материальному обеспечению нетрудоспособных граждан и граждан, которые не приобрели права на пенсию. Финансирование пенсионного обеспечения-экономический процесс поставки денег до конечного потребителя-пенсионера. В процессе финансирования наиболее полно раскрывается назначение пенсионного обеспечения, его направленность на выполнение функций социального обеспечения населения страны, уровень полезности этих функций для общества.
Сложное современное социально-экономическое состояние страны и стратегия развития, направленная на развитие социальной рыночной экономики, требуют взвешенного подхода к управлению государственными финансами, определения рациональных методов финансового обеспечения отечественной пенсионной системы как важного инструмента реализации экономической и социальной политики государства.
Проведя детальный анализ положительного опыта ведущих стран мира в построении действенной пенсионной системы можем отметить, что в большинстве ведущих стран мира действуют многокомпонентные пенсионные системы, состоящие из трех уровней: государственное пенсионное обеспечение (солидарная система), но она очень чувствительна к демографическим изменениям, а именно: изменений соотношения между трудоспособным и нетрудоспособным населением в зависимости от состава возрастных групп; профессиональное пенсионное обеспечение (накопительная система); индивидуальное пенсионное обеспечение (на основе страховых, накопительных взносов). Два последних уровня пенсионных систем менее чувствительны к демографическим воздействиям. Относительно РФ, то действующая пенсионная система РФ (солидарная система) благодаря отрицательном демографическом показателе является чрезвычайно дотационной и еле решает первое задание — минимальный пенсионный защита граждан. Другие уровни пенсионного обеспечения практически не действуют, поэтому необходимо реформирование пенсионной системы путем введения в действие и индивидуальной накопительной систем пенсионного обеспечения. Кроме того, нужно провести действенные меры, призванные преодолеть монополизацию пенсионной системы.
Законодательно, юридические аспекты производства любых изменений в сфере пенсионного обеспечения страны, крайне важны. Качество законов, описывающий пенсионные системы следует поднять до максимального уровня. Необходимо так же провести систематизацию уже существующих правовых актов, которые регулируют пенсионные вопросы. Единая консолидированная система правовых пенсионных актов – первостепенная цель законодателя в этой связи.
Современное состояние пенсионной системы РФ не является совершенным, а потому требует весомых изменений. Проанализированы условия и факторы, которые влияют в первую очередь на функционирование пенсионной системы, а также на эффективность проведения пенсионной реформы, не должны остаться без внимания государства. Возникает необходимость в осуществлении управленческого воздействия в институциональной сфере (совершенствование нормативно-правовых актов), социальной (проведение информационно-разъяснительной работы среди населения относительно прав и обязанностей участников новой пенсионной системы, повышение осведомленности населения в вопросах пенсионного обеспечения), финансово-экономической (развитие экономики, фондового рынка, повышения надежности инвестиционных инструментов для пенсионных фондов и тому подобное).
Отличительные черты российской законодательной базы оказывает большое влияние на изменение в состоянии пенсионной системы. Финансовые особенности (источники платежей в пенсионный фонд, порядок финансирования) и параметрические (виды и условия назначения пенсии, ставки страховых взносов, формула начисления пенсии, прослойка населения, охваченный пенсионной системой) аспекты, а также организационные, управленческие, критериально-нормативные характеристики пенсионной системы (коэффициенты замещения, поддержания пенсионной системы, экономической зависимости, оценки уровня жизни пенсионеров и др).
Учет всех недостатков и изъянов системы пенсионного обеспечения РФ и их решение позволит сформировать развитый рынок услуг по этому виду страхования. Итак, следующие результаты могут быть учтены как признаки позитивной тенденции в улучшении пенсионного обеспечения РФ: первоначальной задачей должно стать налаживание конкретности в работе законодательных проектов и проектирование системы управления, которая будет давать четкий результат; снижение процентного соотношения граждан, относящихся ко льготным категориям населения и снижение нагрузки на работодателей по пенсионным взносам; работа по улучшению качества жизни людей пенсионного возраста; гарантии, которые могут дать населению уверенность в социальном обеспечении страны; стабильная работа над предоставление финансовой устойчивости и общей стабильности в части пенсионного страхования.
Подводя итог, предполагаем, что в качестве решения сложившейся проблемы пенсионной реформы следует разработать комплексный подход, который бы не ограничивался одним параметром. Очевидно, что сложившиеся проблемы пенсионной системы следует рассматривать и решать, учитывая личный, внутриуниверсальный демографический климат в стране, и дополнительно брать во внимание социально-экономические аспекты. Серьезный прогресс можно получить, если адаптировать некоторые схемы пенсионной системы с заграничного опыта. Если же избегать кардинальных изменений и введений дополнительных стимулирующих положительных тенденций в пенсионную систему, мы можем получить отнюдь не запланированный положительный результат, а новые ошибки и проблемы.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - Пенсионные системы: международный и отечественный опыт
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Пенсионный фонд Российской Федерации: состояние и проблемы реформирования (Экономика управления, Международный институт экономики и права (МИЭП))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Пенсионная система и пенсионные фонды в Российской Федерации: структура, задачи, функции
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2014 - Пенсионная система Российской Федерации (правовые аспекты)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



