Развитие толерантности у младших школьников посредством игровых методов
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения развития толерантности учеников младших классов 7
1.1 Сущность понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Специфика развития толерантности у учеников младших классов 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию толерантности у учеников младших классов путем игровых методов 29
2.1 Диагностика уровня развития толерантности у учеников
младших классов 29
2.2 Разработка и реализация содержания внеурочных занятий,
включающих игровые методы 34
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию толерантности 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Глава 1 Теоретические аспекты изучения развития толерантности учеников младших классов 7
1.1 Сущность понятия «толерантность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Специфика развития толерантности у учеников младших классов 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию толерантности у учеников младших классов путем игровых методов 29
2.1 Диагностика уровня развития толерантности у учеников
младших классов 29
2.2 Разработка и реализация содержания внеурочных занятий,
включающих игровые методы 34
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию толерантности 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Актуальность исследования. Одной из причин усиления социальной напряженности в современном обществе является низкий уровень толерантности как терпимости к представителям других национальностей, культур, вероисповеданий, к иному мнению, иным взглядам и др. Недостаточная степень толерантности приводит к распространению социальных конфликтов, препятствует формированию конструктивных взаимоотношений, как на уровне отдельных личностей, так и на уровне социальных групп, народов, государств. Данная проблема привлекает внимание широкого круга исследователей и практиков: педагогов, психологов, политиков.
Россия на протяжении всей своей тысячелетней истории была многонациональной и многоконфессиональной страной. Обычаи и традиции народов, живущих в общем доме, не должны оскорблять или принижать людей другой веры и национальности. Менталитет страны, в которой вырос человек, влияет на восприятие других людей, на толерантное отношение к различиям между людьми, готовность к положительному восприятию, пониманию представителей других национальностей, на готовность уважать различия между нациями. На развитие толерантности влияет множество факторов, в частности, социальное окружение, ценности человека и общества, а также воспитание. Поэтому толерантность следует развивать с детства [6].
Толерантность не является врожденным качеством личности, а формируется в процессе обучения и воспитания. Формирование толерантности представляет собой значимую воспитательную задачу, которая должна решаться на всех образовательных уровнях с учетом возрастных особенностей учащихся. Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью, гибкостью мышления, что создает благоприятные условия для развития толерантности [10].
Изучение и реализация педагогических возможностей формирования и развития толерантности у детей младшего школьного возраста способствует эффективному решению задач социализации личности и стабилизации общественных отношений.
Проблема исследования: каковы возможности игровых методов для развития толерантности младших школьников?
Цель исследования: разработать содержание внеурочных занятий с использованием игровых методов, направленных на развитие толерантности у учеников младших школы, проверить его эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования - процесс развития толерантности у младших школьников.
Предмет исследования - развития толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности с применением игровых методов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития толерантности у младших школьников будет более успешным если:
- использовать развивающий потенциал игровых методик;
- создавать игровые ситуации, используя такие методы, как ролевые игры, социодраматизация.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме развития толерантности у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для
выявления уровня толерантности у младших школьников.
3. Разработать внеурочные занятия направленные на развитие толерантности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы об эффективности использования игровых методов для развития толерантности у младших школьников.
Теоретической и методической основой послужили труды отечественных ученых и педагогов по вопросам воспитания и развития толерантности подрастающего поколения. В основу данной работы положены исследования воспитания толерантности в образовательных учреждениях, которые освещены в трудах Батрак Я.А. [12], Мироновой М.С. [34], Павлова И. В. [39], Кулиш Т.В. [39] и других.
В исследовании использованы следующие методы: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы, обобщение, сравнение; эмпирические методы.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа 90», Самарская область, г. Тольятти. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 25 человек (экспериментальная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 28 человека (контрольная группа).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном процессе, а также для более углубленного понимания эффективности игровых практик в процессе развития толерантности учеников младших классов.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы (44 источника).
Россия на протяжении всей своей тысячелетней истории была многонациональной и многоконфессиональной страной. Обычаи и традиции народов, живущих в общем доме, не должны оскорблять или принижать людей другой веры и национальности. Менталитет страны, в которой вырос человек, влияет на восприятие других людей, на толерантное отношение к различиям между людьми, готовность к положительному восприятию, пониманию представителей других национальностей, на готовность уважать различия между нациями. На развитие толерантности влияет множество факторов, в частности, социальное окружение, ценности человека и общества, а также воспитание. Поэтому толерантность следует развивать с детства [6].
Толерантность не является врожденным качеством личности, а формируется в процессе обучения и воспитания. Формирование толерантности представляет собой значимую воспитательную задачу, которая должна решаться на всех образовательных уровнях с учетом возрастных особенностей учащихся. Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью, гибкостью мышления, что создает благоприятные условия для развития толерантности [10].
Изучение и реализация педагогических возможностей формирования и развития толерантности у детей младшего школьного возраста способствует эффективному решению задач социализации личности и стабилизации общественных отношений.
Проблема исследования: каковы возможности игровых методов для развития толерантности младших школьников?
Цель исследования: разработать содержание внеурочных занятий с использованием игровых методов, направленных на развитие толерантности у учеников младших школы, проверить его эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования - процесс развития толерантности у младших школьников.
Предмет исследования - развития толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности с применением игровых методов.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития толерантности у младших школьников будет более успешным если:
- использовать развивающий потенциал игровых методик;
- создавать игровые ситуации, используя такие методы, как ролевые игры, социодраматизация.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме развития толерантности у детей младшего школьного возраста.
2. Подобрать оптимальные диагностические методики для
выявления уровня толерантности у младших школьников.
3. Разработать внеурочные занятия направленные на развитие толерантности.
4. Провести контрольное исследование, сделать выводы об эффективности использования игровых методов для развития толерантности у младших школьников.
Теоретической и методической основой послужили труды отечественных ученых и педагогов по вопросам воспитания и развития толерантности подрастающего поколения. В основу данной работы положены исследования воспитания толерантности в образовательных учреждениях, которые освещены в трудах Батрак Я.А. [12], Мироновой М.С. [34], Павлова И. В. [39], Кулиш Т.В. [39] и других.
В исследовании использованы следующие методы: анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы, обобщение, сравнение; эмпирические методы.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа 90», Самарская область, г. Тольятти. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 25 человек (экспериментальная группа) и учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 28 человека (контрольная группа).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном процессе, а также для более углубленного понимания эффективности игровых практик в процессе развития толерантности учеников младших классов.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы (44 источника).
Толерантность формируется при условии, что человек обладает навыками независимого мышления, критической переоценки, выдвижения утверждений на основе моральных ценностей и осознания мотивации толерантности. В основе толерантности лежит самоуважение, чувство собственного достоинства и отсутствие чувства неполноценности.
Настоящая толерантность считается характеристикой зрелой личности, которой не нужно унижать другого человека, чтобы самоутвердиться.
Есть все основания рассматривать формирование и развитие толерантности у младших школьников как педагогическую деятельность, направленную на организацию благоприятных условий для принятия личных самостоятельных установок, для естественного рефлексивного и индивидуального формирования толерантности [35].
Для формирования и развития толерантности у учащихся необходимы особые психологические условия и особый оперативный контроль со стороны взрослых (учителей и родителей) в системе образования.
Важнейшими условиями, способствующими формированию толерантности, применительно к учебному заведению, являются превращение его в открытую социально-педагогическую систему, высокий профессиональный уровень педагогов, а также благоприятный психологический климат в школе. В учреждении должна быть создана такая социальная среда, способствующая развитию у учащихся мягких и толерантных форм сотрудничества, готовности понять собеседника и умения находить с ним общий язык [38].
Проведенный психолого-педагогический анализ показал, что учащиеся пересмотрели свои представления о свойствах толерантной личности: школьники в большей степени соотносят с понятием "толерантность" следующие свойства личности - гибкость, снисходительность, готовность выслушать и понимать «другого», эмпатия, независимость в суждениях и действиях, а личностные черты проявления толерантной личности изменились на способность прощать, чувствительность, самоконтроль, эмпатия, независимость в суждениях и действиях. Средний уровень толерантного поведения изменился на высокий.
Проанализировав результаты опытной проверки, мы пришли к выводу, что предложенная программа внеурочной работы, включающая такие формы и методы, как убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, дискуссия, воспитательная ситуация, тренинговые упражнения, ролевые игры, игры, оказалась достаточно эффективной.
Учитель во время внеурочной работы направляет познавательную активность ученика на изучение существенных различий между толерантностью и нетерпимостью, воспитывает у учащихся высокие моральные качества: уважение к другим убеждениям и идеологиям, принятие особенностей другого человека, справедливое отношение, уважение к чужим традициям и обычаям, ответственность.
Настоящая толерантность считается характеристикой зрелой личности, которой не нужно унижать другого человека, чтобы самоутвердиться.
Есть все основания рассматривать формирование и развитие толерантности у младших школьников как педагогическую деятельность, направленную на организацию благоприятных условий для принятия личных самостоятельных установок, для естественного рефлексивного и индивидуального формирования толерантности [35].
Для формирования и развития толерантности у учащихся необходимы особые психологические условия и особый оперативный контроль со стороны взрослых (учителей и родителей) в системе образования.
Важнейшими условиями, способствующими формированию толерантности, применительно к учебному заведению, являются превращение его в открытую социально-педагогическую систему, высокий профессиональный уровень педагогов, а также благоприятный психологический климат в школе. В учреждении должна быть создана такая социальная среда, способствующая развитию у учащихся мягких и толерантных форм сотрудничества, готовности понять собеседника и умения находить с ним общий язык [38].
Проведенный психолого-педагогический анализ показал, что учащиеся пересмотрели свои представления о свойствах толерантной личности: школьники в большей степени соотносят с понятием "толерантность" следующие свойства личности - гибкость, снисходительность, готовность выслушать и понимать «другого», эмпатия, независимость в суждениях и действиях, а личностные черты проявления толерантной личности изменились на способность прощать, чувствительность, самоконтроль, эмпатия, независимость в суждениях и действиях. Средний уровень толерантного поведения изменился на высокий.
Проанализировав результаты опытной проверки, мы пришли к выводу, что предложенная программа внеурочной работы, включающая такие формы и методы, как убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, дискуссия, воспитательная ситуация, тренинговые упражнения, ролевые игры, игры, оказалась достаточно эффективной.
Учитель во время внеурочной работы направляет познавательную активность ученика на изучение существенных различий между толерантностью и нетерпимостью, воспитывает у учащихся высокие моральные качества: уважение к другим убеждениям и идеологиям, принятие особенностей другого человека, справедливое отношение, уважение к чужим традициям и обычаям, ответственность.
Подобные работы
- Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством игровых технологий
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В «ГРУППЕ РИСКА»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция агрессивных проявлений в поведении младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ДРУЖБЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Детский образовательный туризм как способ патриотического
воспитания на этапе младшего школьного детства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020



