Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №114400

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 10
§ 1. О роли элементов истории математики в обучении учащихся основной школы 10
§ 2. Общая характеристика линии «Математика в историческом развитии» в курсе алгебры основной школы 15
§ 3. Анализ содержания линии «Математика в историческом развитии» 21
§ 4. Формы, методы и средства обучения элементам истории математики в курсе алгебры основной школы 49
Выводы по первой главе 56
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 57
§ 5. Методические рекомендации по обучению элементам истории математики в курсе алгебры основной школы 57
§ 6. Наборы задач с элементами истории математики для учащихся 7 классов основной школы 70
§ 7. Наборы задач с элементами истории математики для учащихся 8 классов основной школы 80
§ 8. Наборы задач с элементами истории математики для учащихся 9 классов основной школы 87
Выводы по второй главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 103

Актуальность исследования. В настоящее время в системе образова­ния необходимо, чтобы преподавание математики в школе не только обеспе­чивало качественное овладение обучающимися основных понятий математи­ки, но и совершенствовало у них способность использовать полученные ими знания и умения при решении практических задач. Для решения этой про­блемы целесообразно использовать на уроках математики в основной школе исторические сведения, которые демонстрируют возникновение и формиро­вание математики как науки.
Кроме того, вопрос использования элементов историзма при обучении математике учащихся общеобразовательной школы относится к числу одного из актуальных проблем современной теории и методики обучения математи­ке ввиду требований ФГОС к результатам обучающихся, осваивающих ос­новную образовательную программу основного общего образования.
Вместе с этим, согласно примерной программе основного общего обра­зования по математике и соответствующим ей требованиям стандарта, в содержание основного общего образования включен такой дополнительный методологический раздел, как «Математика в историческом развитии», это связано с реализацией целей общекультурного и общеинтеллектуального развития учеников. Содержимое этого раздела раскрывается в содержатель­но-методическую линию, которая пронизывает все основные разделы содер­жания математического образования на данном этапе обучения. Так же в стандарте указано, что линия «Математика в историческом развитии» содей­ствует формированию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса [39].
Д.В. Смолякова отмечает, что в программе по математике для основной школы отсутствуют определенные указания, какие данные из истории, когда и как рассказывать школьникам.
Проблема применения задач историко-математического содержания в обучении математике была предметом исследования таких методистов, как: Т.А. Иванова [12], Ю.М. Колягин [16], К.А. Малыгин [22], Л.М. Фридман [47] и др.
Практически во всех работах вышеуказанных авторов проблема при­менения задач историко-математического содержания в обучении математи­ке рассматривалась в контексте более широкой проблемы использования элементов историзма в обучении математике.
Применение сведений из истории математики в основной школе дает возможность продемонстрировать учащимся тот факт, что математика как наука появилась и формируется в связи с практической деятельностью чело­века. Аксиомы, свойства, которые изучаются в школьном курсе, получены вследствие познания окружающего мира. Компоненты истории математики, являющиеся результативным средством пробуждения интереса у обучаю­щихся к предмету, считаются ещё одним из средств патриотического и ин­тернационального воспитания обучающихся. Гордость за собственное госу­дарство активизирует знакомство учащихся с жизнью и творчеством отече­ственных ученых [44, С. 82].
Таким образом, проблема введения элементов истории математики в школьный курс является актуальной. С ее решением появляется возможность не только повысить у обучающихся качество математической подготовки и заинтересованность к изучаемой дисциплине, развить творческие способности, но и сформировать условия для “внутренней историчности” математического знания, обеспечить включение его в “человеческий контекст” [47].
В теории и методике обучения математике возможности использования исторических сведений в общеобразовательной школе ещё мало изучены и реализованы в практике преподавания. Известно, что исторический матери­ал, применяемый на уроках, как правило, ограничивается или биографиями ученых, рассказами об их трудах, об их открытиях, или сведениями из исто­рии отдельных разделов математики.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения учащихся элементам истории математики в курсе ал­гебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре учащихся основной школы.
Предмет исследования: методика обучения учащихся элементам ис­тории математики на уроках алгебры в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся элементам истории математики в курсе алгебры основной школы и разработать наборы задач по теме исследования для учащихся 7-9 классов.
Основные задачи исследования:
1. Определить роль элементов истории математики в обучении уча­щихся основной школы.
2. Рассмотреть общую характеристику линии «Математика в истори­ческом развитии».
3. Провести анализ содержания линии «Математика в историческом развитии».
4. Раскрыть формы, методы и средства обучения элементам истории математики в курсе алгебры основной школы.
5. Выявить методические рекомендации по обучению элементам исто­рии математики в курсе алгебры основной школы.
6. Разработать наборы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ учебно-методической литературы, работ по истории математики, школьных программ, методических пособий, учебников и учебных пособий, изучение опыта работы отечественной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: 1) определена роль элементов истории математики в обучении учащихся ос­новной школы; 2) проведен анализ содержания линии «Математика в исто­рическом развитии»; 3) раскрыты формы, методы и средства обучения эле­ментам истории математики в курсе алгебры основной школы.
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации обучения элементам истории математики уча­щихся 7-9-х классов на уроках алгебры и соответствующие наборы задач, ко­торые могут быть использованы учителями математики основной школы и студентами в ходе педагогической практики.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические результаты исследования были апробированы на 1-ом этапе научной студенческой конференции «Дни науки» института математики, фи­зики и информационных технологий ТГУ, апрель 2017 г. (диплом за 2 место).
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по теме исследования, включающие в себя: анализ содержания теоретического и задачного материалов линии «Ма­тематика в историческом развитии».
2. Наборы задач с элементами истории математики для учащихся 7 - 9 классов основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, спис­ка литературы и Приложений.
Во введении сформулированы основные характеристики исследова­ния: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы иссле­дования.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения учащихся эле­ментам истории математики в курсе алгебры основной школы. Определена роль элементов истории математики. Рассмотрена общая характеристика ли­нии «Математика в историческом развитии». Проведен анализ содержания линии по данной теме. Раскрыты формы, методы и средства обучения эле­ментам истории математики в курсе алгебры основной школы.
В Главе II представлены методические аспекты обучения учащихся элементам истории математики в курсе алгебры основной школы. Описаны методические рекомендации по обучению элементам истории математики в курсе алгебры основной школы. Разработаны наборы задач по теме исследо­вания для учащихся 7-9-х классов.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Список литературы содержит 53 наименования.
В Приложении представлены результаты анализа теоретического и за- дачного материалов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении сформулируем выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. Определена роль элементов истории математики в обучении учащихся основной школы. Исторический материал демонстрирует то, что математика является продуктом творческой деятельности человеческой мысли, обобщением огромного опыта человечества, и формировалась с целью удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. История математики как наука представляет собой важную составляющую всеобщей истории; выполняет ряд функций. Применение элементов истории математики в общеобразовательной школе является эффективным средством повышения мотивации к изучению математики учащимися; способствует улучшению уровня математической культуры учащихся, а также уровня их общей культуры.
2. Рассмотрена общая характеристика линии «Математика в историческом развитии». Определено, что под историей науки в школе подразумевается отражение в содержании образования единства 2-х процессов: истории формирования определенной науки, ее взглядов, понятий, идей, проблем теории и истории тех или иных открытий. Раздел «Математика в историческом развитии» изучается в основной школе с целью развития у учащихся взглядов о математике как части человеческой культуры; формирования культурно-исторической среды обучения учащихся; улучшения их математической подготовки, развития творческих способностей учащихся и повышения мотивации к изучению математики.
3. Проведен анализ содержания линии «Математика в историческом развитии». Проанализировав учебники математики на наличие исторических задач, можно сказать, что задачи с историческим содержанием представлены не во всех современных учебниках математики. В них представлены не все типы задач в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
4. Раскрыты формы, методы и средства обучения элементам истории математики в курсе алгебры основной школы. Установлено, что 1) сведения из истории математики, сообщаемые на уроках могут быть двух видов: сведения, непосредственно связанные с содержанием урока (те сведения, которые требуют более глубокого и ясного понимания программного материала); сведения, непосредственно не связанные с содержанием урока, но привлекаемые учителем для учебно-воспитательных задач; 2) объем исторического материала на уроке необходимо определить исходя из: связи данного материала с материалом урока; времени, отводимом на сведения; уровня подготовки учащихся; возраста учащихся; 3) эффективность использования исторических сведений во многом зависит от их содержания; 4) различными формами работы на уроке с историческими сведениями являются: исторические обзоры по отдельным вопросам в виде краткой беседы; решение задач из классических и старинных сборников; отдельные исторические замечания при изучении программного материала или при решении задач; наглядные пособия в виде хронологических и иных таблиц, чертежей, рисунков, схем, портретов выдающихся математиков и т. д.; сообщения о наиболее важных исторических темах, используемых чаще всего в форме рассказа; проведение беседы об истории развития математики за весь курс как основной, так и общеобразовательной школы; проблемное изложение; самостоятельная и исследовательская работы учащихся.
5. Выявлены методические рекомендации по обучению элементам истории математики в курсе алгебры основной школы.
6. Разработаны наборы задач по теме исследования для учащихся 7-9-х классов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Примерной программой по математике и рекомендации по их применению.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.


1. Алимов, Ш.А. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 255 с.
2. Баврин, И.И. Старинные задачи. [Текст]: Кн. для учащихся / И.И. Баврин, Е.А. Фрибус. - М.: Просвещение, 1994. - 128 с.
3. Бурмистрова , Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы [Текст]:: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Т.А. Бурмистрова. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.
4. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварчбурд. - 31-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.
5. Виленкин, Н.Я. Математика. 6 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварчбурд. - 30-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 288 с.
6. Гнеденко, Б. В. О математике / Б.В. Гнеденко. - М.:Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.
7. Григорян, М.Э. Дидактические функции истории математики [Электронный ресурс] / М.Э. Григорян // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 11. - С. 84-86. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/22029513.pdf - Последнее обновление 11.05.2017.
8. Депман, И.Я. История арифметики / И.Я. Депман. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
9. Зубарева, И.И. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 14-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 270 с.
10. Зубарева, И.И. Математика. 6 класс [Текст]: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 264 с.
11. Зубкова, Е.В. Универсальная история. На пути к новой концепции школьного историкознания / Е.В. Зубкова // Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы. - М.: АИРО- ХХ, 2002. С. 93-114.
12. Иванова, Т.А. Теоретические основы обучения математике в средней школе [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова. - Н.Новгород: НГУ. - 2003.- 320 с.
13. Иванова, Т.А. Теория и технология обучения математике в средней школе [Текст]: Учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Л.И. Кузнецова, Т.П. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. 355с.
14. Капица, С.П. Замечательные ученые / С.П. Капица // Библиотечка журнал «Квант». - 1980. - выпуск 9.- 192 с.
15. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ