Развитие прыгучести у девочек 8-9 лет занимающихся художественной гимнастикой (Башкирский Государственный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: спортивная секция по художественной гимнастике.
Выборка: 20 гимнасток 3-го года обучения в возрасте 8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Общая характеристика понятия «прыгучесть» и факторы ее развития 5
1.2. Средства и методы развития прыгучести 12
1.3. Анализ авторских методик в художественной гимнастике 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методы исследования 23
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных 23
2.2.2. Педагогическое наблюдение 23
2.2.3. Опрос в виде анкетирования 24
2.2.4. Тестирование прыгучести 24
2.2.5. Контрольные испытания 25
2.2.6. Педагогический эксперимент 25
2.2.7. Методы математической статистики 27
2.3. Экспериментальный комплекс упражнений для развития прыгучести у гимнасток 8 лет 27
2.4. Результаты исследования и их обсуждения 30
2.5. Результаты анкетирования 31
2.6. Результаты педагогического эксперимента и их анализ 35
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
База исследования: спортивная секция по художественной гимнастике.
Выборка: 20 гимнасток 3-го года обучения в возрасте 8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Общая характеристика понятия «прыгучесть» и факторы ее развития 5
1.2. Средства и методы развития прыгучести 12
1.3. Анализ авторских методик в художественной гимнастике 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методы исследования 23
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных 23
2.2.2. Педагогическое наблюдение 23
2.2.3. Опрос в виде анкетирования 24
2.2.4. Тестирование прыгучести 24
2.2.5. Контрольные испытания 25
2.2.6. Педагогический эксперимент 25
2.2.7. Методы математической статистики 27
2.3. Экспериментальный комплекс упражнений для развития прыгучести у гимнасток 8 лет 27
2.4. Результаты исследования и их обсуждения 30
2.5. Результаты анкетирования 31
2.6. Результаты педагогического эксперимента и их анализ 35
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Актуальность исследования: одной из важнейших сторон технической подготовки гимнасток является прыжковая подготовка. Прыжки художественной гимнастики являются фундаментальной группой упражнений многоборья, от исполнения которых во многом зависит соревновательный результат и составляют до 30%. Высота и дальность прыжков, оцениваемые на соревнованиях чисто визуально, проявляются в прямой зависимости от специальных качеств спортсменки – скоростной силы ног («прыгучести») и умения реализовать ее в технике конкретного прыжка. Развитие скоростно-силовых способностей, прыгучести, в художественной гимнастике является одним из важных звеньев, формирующих мастерство гимнастки [Виленский, Горшков, 2020, с.10]. Проблемой исследования является ограниченность существующих методик развития прыгучести, для девочек 8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, в соответствии с повышенными современными требованиями к юной гимнастке в данном виде спорта. Поэтому совершенствование прыжковой подготовки на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике является актуальной проблемой.
Объектом исследования является тренировочный процесс спортсменок 8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Предметом исследования влияние выполнения упражнений с применением дополнительного инвентаря: маты, амортизатор, скамейка, скакалка, гимнастическая стенка и теннисный мяч на развитие прыгучести спортсменок 8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Гипотеза строилась на предположении, что включение разработанного комплекса упражнений в тренировочный процесс гимнасток 8 лет с применением дополнительного инвентаря, направленного на развитие прыгучести позволит улучшить показатели технической и физической подготовленности.
В связи с этим цель исследования – теоретически разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений с применением дополнительного инвентаря для развития прыгучести у гимнасток 8 лет.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы на основе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить опыт применения упражнений на развитие прыгучести в художественной гимнастике;
3. Разработать комплекс упражнений на развитие прыгучести для гимнасток 8-9 лет и в ходе педагогического эксперимента проверить его эффективность.
Объектом исследования является тренировочный процесс спортсменок 8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Предметом исследования влияние выполнения упражнений с применением дополнительного инвентаря: маты, амортизатор, скамейка, скакалка, гимнастическая стенка и теннисный мяч на развитие прыгучести спортсменок 8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Гипотеза строилась на предположении, что включение разработанного комплекса упражнений в тренировочный процесс гимнасток 8 лет с применением дополнительного инвентаря, направленного на развитие прыгучести позволит улучшить показатели технической и физической подготовленности.
В связи с этим цель исследования – теоретически разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений с применением дополнительного инвентаря для развития прыгучести у гимнасток 8 лет.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы на основе теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить опыт применения упражнений на развитие прыгучести в художественной гимнастике;
3. Разработать комплекс упражнений на развитие прыгучести для гимнасток 8-9 лет и в ходе педагогического эксперимента проверить его эффективность.
В заключении хочется отметить, что прыжковая подготовленность спортсменок в художественной гимнастике является одним из важных факторов, предопределяющих специфический спортивный результат. Необходимо ориентироваться на максимальную нагрузку, которая обеспечит помимо быстрого прироста развиваемых качеств и способностей, и эффективный перенос их в структуры выполняемых спортивных упражнений, еще и должный запас прыжкового потенциала, как резерв в совершенствовании мастерства гимнастки.
Многие авторы называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. По характеру мышечной деятельности прыгучесть является скоростно-силовой способностью с ациклической структурой движений.
По теме исследования были сделаны следующие выводы:
1. Изучив научно-методическую литературу, можно сделать вывод, что многие авторы называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. По характеру мышечной деятельности прыгучесть является скоростно-силовой способностью с ациклической структурой движений. Критерии оценки прыгучести у девочек 8 лет, занимающихся художественной гимнастикой это, прежде всего, высота, длина, скорость и сила толчка.
2. По данным анкетного опроса установлено, что все специалисты, уделяют внимание развитию прыгучести гимнасток в возрасте 8 лет на занятиях и считают важным использование различного дополнительного инвентаря, в той или иной степени. Упражнения на развитие прыгучести в основном включается тренерами в основную и заключительную части тренировки. Также установлено, что большинство опрошенных тренеров уделяют развитию прыгучести на тренировках около 15–20 минут.
Из педагогических наблюдений было выявлено, что на протяжении всех периодов подготовки годичного цикла, уделяется внимание развитию прыгучести разными средствами и способами. Наибольшее внимание развитию прыгучести уделяется в подготовительном периоде, а в предсоревновательном и соревновательном периодах внимание развитию прыгучести почти не уделяется и включается в основном только в подготовительную и основную части тренировки. Также выявлено, что данные анкетирования и педагогических наблюдений расходятся. Это можно объяснить тем, что во время тренировочного процесса отсутствует определенная методика. В среднем тренировки во время наблюдений длились приблизительно 40 минут.
По результатам тестирования прыгучести и контрольных испытаний в экспериментальной группе после исследования наблюдается существенный прирост показателей, нежели в контрольной группе. В частности, по показателям тестирования: «прыжок вверх» в среднем увеличилось на 3,35 см; «прыжок толчком правой» увеличилось на 2,97 см; «прыжок толчком левой» увеличилось на 3,15 см; «прыжок в длину» увеличилось на 3,8 см; «прыжок шагом» на правую ногу увеличился на 5,5 см; «прыжок шагом» на левую ногу увеличился на 6,5 см. Также анализ результатов контрольных испытаний показал, что после эксперимента у гимнасток ЭГ произошел существенный прирост в показателях. В прыжковой связке «жете ан турнан шагом» три прыжка подряд улучшился на 62,5%, «прыжок со сменой ног в подбивной прогнувшись» улучшился на 42,5%, а в комбинации, состоящей из «прыжка со сменой ног в подбивной» плюс «касаясь» в ЭГ показатели увеличились на 59,6%.
3. На основании полученных результатов в исследовании сделан вывод об эффективности использования разработанного нами комплекса упражнений на развитие прыгучести с использованием дополнительного инвентаря для девочек, в возрасте 8 лет занимающихся художественной гимнастикой.
Многие авторы называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. По характеру мышечной деятельности прыгучесть является скоростно-силовой способностью с ациклической структурой движений.
По теме исследования были сделаны следующие выводы:
1. Изучив научно-методическую литературу, можно сделать вывод, что многие авторы называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. По характеру мышечной деятельности прыгучесть является скоростно-силовой способностью с ациклической структурой движений. Критерии оценки прыгучести у девочек 8 лет, занимающихся художественной гимнастикой это, прежде всего, высота, длина, скорость и сила толчка.
2. По данным анкетного опроса установлено, что все специалисты, уделяют внимание развитию прыгучести гимнасток в возрасте 8 лет на занятиях и считают важным использование различного дополнительного инвентаря, в той или иной степени. Упражнения на развитие прыгучести в основном включается тренерами в основную и заключительную части тренировки. Также установлено, что большинство опрошенных тренеров уделяют развитию прыгучести на тренировках около 15–20 минут.
Из педагогических наблюдений было выявлено, что на протяжении всех периодов подготовки годичного цикла, уделяется внимание развитию прыгучести разными средствами и способами. Наибольшее внимание развитию прыгучести уделяется в подготовительном периоде, а в предсоревновательном и соревновательном периодах внимание развитию прыгучести почти не уделяется и включается в основном только в подготовительную и основную части тренировки. Также выявлено, что данные анкетирования и педагогических наблюдений расходятся. Это можно объяснить тем, что во время тренировочного процесса отсутствует определенная методика. В среднем тренировки во время наблюдений длились приблизительно 40 минут.
По результатам тестирования прыгучести и контрольных испытаний в экспериментальной группе после исследования наблюдается существенный прирост показателей, нежели в контрольной группе. В частности, по показателям тестирования: «прыжок вверх» в среднем увеличилось на 3,35 см; «прыжок толчком правой» увеличилось на 2,97 см; «прыжок толчком левой» увеличилось на 3,15 см; «прыжок в длину» увеличилось на 3,8 см; «прыжок шагом» на правую ногу увеличился на 5,5 см; «прыжок шагом» на левую ногу увеличился на 6,5 см. Также анализ результатов контрольных испытаний показал, что после эксперимента у гимнасток ЭГ произошел существенный прирост в показателях. В прыжковой связке «жете ан турнан шагом» три прыжка подряд улучшился на 62,5%, «прыжок со сменой ног в подбивной прогнувшись» улучшился на 42,5%, а в комбинации, состоящей из «прыжка со сменой ног в подбивной» плюс «касаясь» в ЭГ показатели увеличились на 59,6%.
3. На основании полученных результатов в исследовании сделан вывод об эффективности использования разработанного нами комплекса упражнений на развитие прыгучести с использованием дополнительного инвентаря для девочек, в возрасте 8 лет занимающихся художественной гимнастикой.



