Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурно-досуговая программа как фактор творческих способностей детей младших подростков (Челябинский Государственный Институт Культуры)

Работа №114145

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - Танцевальный коллектив «Blackpool» (г. Челябинск).
Есть приложение.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы использования культурно-досуговой деятельности как фактора творческого развития младших подростков 7
1.1 Творческое развитие: понятие, сущность, критерии 7
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста 13
1.3 Ресурс культурно-досуговой деятельности в творческом развитии младших подростков 19
Глава 2. Эмпирические аспекты творческого развития младших подростков в условиях культурно-досуговой деятельности 29
2.1 Анализ деятельности танцевального коллектива «Blackpool», направленной на творческое развитие младших подростков 29
2.2 Организация культурно-досуговой деятельности, направленной на творческое развитие младших подростков 34
Заключение 41
Список литературы 45
Приложение №1 50

Высокая учебная нагрузка современных школ занимает большую часть времени учащихся. Система образования ограничивает творческую самостоятельность студентов рамками изучаемого учебного плана и универсальным подходом к решению проблем. Поэтому сегодня мы часто видим детей, которые эмоционально зажаты, которые сталкиваются с большими трудностями в общении со сверстниками, которые не умеют творчески мыслить и действовать по алгоритмам.
Однако современный мир динамично меняется. Появляются новые профессии, меняются требования к профессиональным сообществам. Если раньше для успеха подрастающего поколения в профессиональной сфере и в общественной жизни было достаточно приобрести определенный объем знаний и овладеть профессиональными навыками, то сегодня общество и работодатели ожидают от индивидов развития таких качеств, как самостоятельность и коммуникабельность, креативность и оригинальность, умение быстро ориентироваться в новых условиях и находить способы выхода из нестандартных ситуаций.
Творческие люди-главная сила прогресса. Поэтому одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, является вопрос творческого развития личности.
Право детей на творческое развитие признано в ряде международных документов. В частности, Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка предусматривает, что образование детей должно быть направлено на максимальное развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка. В нем признается право детей на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, а также на свободное участие в культурной жизни и искусстве. Поощрять право детей в полной мере участвовать в культурной и творческой жизни и поощрять надлежащие и равные возможности для культурной и творческой деятельности, досуга и развлечений.
Психологи считают, что подростковый возраст-это наиболее продуктивное развитие творческого потенциала личности. Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления человека как личности, когда в ходе деятельности ребенка закладывается фундамент сознательного поведения и намечается совокупность нравственных представлений и социальных установок как переходный период между детством и подростковым возрастом, очень сложный этап психологического развития. С одной стороны, по уровню и особенностям психологического развития подросток еще ребенок, с другой–взрослый, стоящий на пороге взрослости, в сложной деятельности, реально обращающий внимание на новые формы общественных отношений.
Именно в подростковом возрасте было много опытов выражения стремления к самовыражению: сочинение стихов и прозы, писательство, изучение музыки. Эта стремительная эпоха позволяет растущему человеку открыть в себе новые яркие стороны и выйти на новый уровень становления личности. Развитие творческих способностей у детей этого возраста позволяет создать качественно новую личность, характеризующуюся неповторимостью, оригинальностью и неповторимостью. Творческая деятельность-неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Несмотря на то, что функционируют различные культурно-досуговые учреждения, вопрос о влиянии их деятельности на развитие личности современных молодых подростков сегодня изучен не в полной мере.
Таким образом, актуальность вопроса к предмету исследования обусловлена противоречием между потребностями общества в творческих личностях, способных осуществлять нетрадиционные формы поведения.
Таким образом, целью исследования является анализ влияния культурно-досуговой деятельности на развитие детей младшего подросткового возраста.
Объектом исследования являются творческие способности детей младшего подросткового возраста.
Предмет – процесс развития творческих способностей путем приобщения к культурно-досуговой деятельности детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза работы звучит следующим образом – если при развитии творческих способностей детей использовать культурно-досуговую деятельность, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее. Процесс развития творческих способностей будет более эффективным, если будут выполнены следующие условия:
1) изучено понятие творческих способностей, определены сущность и критерии;
2) выявлены психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста;
3) обозначен потенциал культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей младших подростков;
4) изучена программа развития творческих способностей детей творческой студии.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие творческих способностей детей, определить сущность и критерии;
2) выявить психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста;
3) выявить потенциал культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей младших подростков;
4) изучить и оценить ее значение в развитии творческих способностей детей.
Теоретической базой исследования явились труды Б.Г. Ананьева, И.В.Груздовой, В.П.Давыдова, М.Кле, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.И.Фельдштейн, которые посвящены изучению психологических особенностей детей младшего подросткового возраста и особенностей их развития; развитие творческих способностей, в том числе средствами театрализованного искусства, были исследованы такими авторами как: Э. Бутенко, Л.С. Выготский, В.А.Горский, Л.Б. Ермолаева-Томина, Л.Д. Ивлева, А.С. Каргин, Я.А. Пономарев, К.М. Хоруженко; работы по теории и практики социально-культурной деятельности А.И.Вишняк, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Е.И.Смирновой.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией теоретических знаний о процессе развития творческих способностях младших подростков и влиянии культурно-досуговой деятельности на этот процесс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе исследования, проведенного автором, можно оценить значимость культурно-досуговой деятельности в развитии творческих способностей детей.
Методы исследования: теоретические – анализ психологической, педагогической литературы, нормативно-правовых документов, систематизация, синтез, обобщение, аналогия; практические – анализ документов, наблюдение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Термин "творчество" можно понимать в двух аспектах: и как продукт деятельности (процесса), и как саму деятельность (процесс).
2. Творчество невозможно без творческих способностей человека-способностей человека, порождающих нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
3. Выделяют следующие основные критерии развития творческих способностей: мотивационно-личностный, когнитивно-эмоциональный, деактивационный, рефлексивный.
4. Основными психолого - педагогическими характеристиками младших подростков являются:
 основной вид деятельности – учебная деятельность;
 преобладающий тип мышления – теоретический;
 усиливается критичность мышления;
 развивается избирательность внимания;
 память становится произвольной;
 дифференциация по уровню учебной деятельности в данном возрасте высокая;
 появляется стремление к углублению знаний и в интересующих областях, и с целью повышения собственной общественной значимости;
 усиливается интерес к собственной личности и к окружающему миру, происходит поиск себя и своего места в мире;
 развивается самосознание;
 повышается восприимчивы к усвоению общественных норм, ценностей и моделей поведения;
 ведущим мотивом общения является стремление получить поддержку;
 мнение товарищей становится более авторитетным, чем мнение взрослого (родителя, учителя);
 наступает половое созревание.
1. Досуговая деятельность способствует не только усвоению норм социального поведения, но и формирует и закрепляет их в этих формах. В этом отношении они ценны не только для отдельного человека, но и для общества в целом.
2. Культурно-досуговая деятельность обогащает духовный мир человека, формирует его личность, развивает эстетически, нравственно, физически.
3. Одной из наиболее продуктивных форм культурно-досуговой деятельности с точки зрения творческого развития детей является художественное творчество коллективов, поскольку оно предполагает овладение детьми навыками творческой деятельности на принципах добровольности, творчества и уважения индивидуальности.
Разные авторы выделяют свои критерии творческого развития. Однако большинство из них считают, что максимальный эффект творческого развития может быть получен при сочетании нескольких факторов: психологических факторов (воображение, внимание, творческое мышление), благоприятных условий, а также интереса к различным видам деятельности, способствующим развитию творческих способностей. Отметим, что основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мышления, оригинальность, любознательность, аккуратность и смелость.
Особенностями раннего подросткового возраста являются: новые отношения со взрослым миром, изменение характера и интересов, расширение сферы деятельности, способность к абстрактному мышлению, формирование целеустремленности, самостоятельности, инициативы, умение строить логические схемы.
Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и неизвестное, не задумываясь о последствиях. В то же время они все еще идеологически неустойчивы, и им легче внедрить в сознание как позитивный, так и негативный образ. В этой ситуации досуг является значимым пространством для развития культуры личности.
Правильная организация досуговой деятельности способствует формированию культуры общения среди молодежи, создает условия для самореализации и самообразования личности.
У младших подростков есть свои предпосылки для овладения спецификой творческой деятельности. Если в творчестве подростка создается ситуация гарантированного, запрограммированного успеха и сохраняются вышеперечисленные моменты, то это привлечет подростков к целенаправленной творческой работе. Творческий труд подростка, выполняя свое предназначение, внесет значительный вклад в формирование целостной личности, в которой гармонично сочетаются способности и потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
На примере танцевальной студии «Blackpool» г. Челябинск мы увидели, что осуществление педагогических условий, предполагающих реализацию в деятельности танцевального кружка системы специальных занятий по танцевальному искусству; направленность деятельности танцевального кружка на развитие беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления обучающихся, способствовало развитию творческих способностей младших подростков.
Выбор танцевальных номеров с учетом предпочтений участников коллектива, возможность принимать активное участие в создании номера, совместная работа над всеми этапами постановки номера от выбора музыкального сопровождения до создания рисунка танца не только нивелирует проблемы танцевального коллектива «Blackpool», но и помогает расширить кругозор, развить творческие способности.
Развитие творческих способностей у младших подростков на основе кружковой танцевальной деятельности способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, поощряет творческую самостоятельность и инициативу.
Танцевальная студия способствует развитию личности младших подростков, прививает устойчивый интерес к музыке и искусству, улучшает память и гибкость движений, эффективно решает задачи нравственно-эстетического воспитания учащихся.



1. Ананьев, Б.Г. Очерки психологии / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Колосс, 2005. – 160 с.
2. Аронов А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 2 . – С. 54.
3. Бехтерев, В.М., О творчестве с рефлексологической точки зрения / В.М. Бехтерев. Грузенберг С.О. Гений и творчество: основы теории и психологии творчества, М., «Красанд», 2010 г.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. — М., 2002.
5. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1888 с.
6. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика / Э. Бутенко. – М.: Прикосновение, 2005. – 498 с.
7. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И.Вишняк, В.И.Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2009. – 210с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 96 с.
9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – №2. – 2000. – С. 14
10. Государев А.А. Духовное и художественное: иерархия ценностей в культуре личности / А.А. Государев // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой – № 6, 2010. – С. 180-183.
11. Горский, В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании / В.А. Горский // Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3. – С. 20-25
12. Груздова И.В. Творческое развитие младшего школьника: электронное учеб. – метод. Пособие / И.В.Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019 г. – 1 оптический диск.
13. Гусев, Г.П. Методика преподавания танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. – 256 с.
14. Давыдов, В.П. Возрастная и педагогическая психология /В.П.Давыдов. – М.: Просвещение, 2000. – 288 с.
15. Дружинин, В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружинин. // Психологический журнал. – 2005. – Том № 26.- № 5. – С.64-67
16. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. / И.В.Дубровина – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 464с.
17. Евсеева, Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании / Т.Г. Евсеева. Автореф. дис. канд. философ. наук. – Алматы, 2003. – 112 с.
18. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. – 2005. – №5. – С. 166-170
19. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И.Ефремов - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2003. – 347 с.
20. Жарков, А.Д. Организация культпросвет работы: учеб. пособие / А.Д. Жарков. - М.: Просвещение, 1989. - С.217-233.
21. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л.С. Жаркова. – М. МГУКИ, 2003. – 234 с.
22. Зинченко В. Большой психологический словарь / Зинченко В. Мещеряков Б. – Электронный ресурс, https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/18.php
23. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие / Л.Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2003. – 58 с.
24. Каргин, А.С. Призвание и мастерство / А.С. Каргин, Ю.А. Цагарелли. – М.: Сов. Россия, 2006. – 104 с.
25. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учебное пособие для студентов / А.С. Каргин. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
26. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников – М.: Издательство МГУК, 2008.- 136с.
27. Кле, М. Психология подростка. / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991. – 172 с.
28. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.А.Крутецкий – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
29. Кудрявцев В. Новый подход к диаг¬ностике творческих способностей / В.Кудрявцев, В.Синельников - 1995.- № 9.- С. 52-59, № 10.- С. 62-69
30. Левшин Л.А. Педагогика и современность / Л.А. Левшин. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с.
31. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 2011. – 186 с.
32. Лук, А.Н. Учить мыслить / А.Н. Лук.- М.: Знание, 2005. – 96 с.
33. Матюхина, Т.И. Увлекательная хореография / Т.И. Матюхина, И.П. Пузакова // Дополнительное образование и воспитание 2010. – № 2. – С. 46-49
34. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студенческих вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
35. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).
36. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов. / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – 174 с.
37. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. – СПб.: СПбГУП, 2006. – 632 с.
38. Панферов И. Мастерство хореографа. – М.: Век, 2011. – 322 с.
39. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 2006. – 512 с.
40. Родина, Е.Ю. Обучение детей языку образных танцевальных движений / Е.Ю. Родина // Дополнительное образование и воспитание – 2010. – №1. – С. 24-26
41. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1958 – 154 с.
42. Самодеятельное хореографическое искусство: сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Громова. – СПб.: Питер, 1993. – С. 89
43. Смирнова, Е.И. Клубные объединения: учебное пособие для студентов институтов культуры / Е.И. Смирнова. – М.: Просвещение, 1977. – 434 с.
44. Смоляр, А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – С. 23-32.
45. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. – 504 с.
46. Сысун, О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун // Пачатковая школа. – 2006. – № 11. – С.12-15.
47. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М., 2011. – 120 с.
48. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности / Э.П. Торренс. – М.: Век, 1998. – 120 с.
49. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И.Фельдштейн, И.М.Вереникина, Т.Н.Бостанджиева. – М.: Педагогика, 1987. – 238 с.
50. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. / Сост. Л. Жирнова. – М.: Искусство, 2003 – 128 с.
51. Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М.: Век, 2007. – 245 с.
52. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 640 с.
53. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
54. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 117 с.
55. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В.Юрчук – М.: «Современное слово», 2001.- 768 с.
56. Яцкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе / О.Ю. Яцкова // Два комсомольца. – 2012. – №2. – С. 25-27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ