Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения 9
1.1 Воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников как педагогическая проблема исследования 9
1.2 Возможности уроков литературного чтения в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников 16
Глава 2 Экспериментальное исследование по изучению и воспитанию духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения 28
2.1 Выявление уровня воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников 28
2.2 Воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения 41
2.3 Выявление динамики в уровне воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников 48
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 65
Приложение В Результаты констатирующего этапа 67
Приложение Г Результаты контрольного этапа 75
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, в соответствии с положением Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - это задача первостепенной значимости в современной образовательной системе и является важным компонентом социального образовательного заказа.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) выстраивается вся воспитательная деятельность в начальной школе. Одним из его принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В числе задач, на решение которых направлен ФГОС НОО, есть такие, как: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка».
В качестве одной из важнейших категорий, влияющих на полноценное гармоничное развитие личности младших школьников , выступает категория нравственности, поскольку именно нравственное воспитание способствует усвоению ребенком различных общественных норм и правил, что, в свою очередь, является необходимым этапом в процессе социализации личности ребенка. Поэтому вопросы формирования основ нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.
Многие проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в отечественной науке рассматривались М.В. Аникеевым, И.В. Гильгенбергом, М.В. Курановой, Е.В. Поленякиной, М.И. Скомороховой, Т.Ю. Сычевой. Теоретический анализ данной проблемы позволяет констатировать, что социальные аспекты развития духовно- нравственных отношений в условиях начальной школы изучались Ш.А. Амонашвили, О.А. Вороновой, А.В. Хуторским, в условиях семьи - Е.А. Левановой, А.В. Мудриком и другими исследователями. Ученые отмечают, что духовно-нравственные категории для младшего школьника имеют огромное значение.
Воспитанию духовно-нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения посвящены работы Л.Н. Алексашкина, Л.Г. Вяткина, И.П. Гладилина, Л.М. Зеленина, И.Я. Лернера, Г.В. Мартемьянова, Р.В. Салатаева, Н.Н. Светловской, В.О. Сенько и многих других исследователей. Авторы указывают в своих работах на то, что возможности уроков литературного чтения для становления духовно-нравственных ориентиров, морально-этических норм, значимых ценностей современного общества безграничны.
Однако, несмотря на проведенные исследования, можно констатировать, что проблема воспитания духовно-нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения пока еще подробно не разработана.
Анализ научной литературы позволил выделить следующий недостаток: содержание школьных предметов не в полной мере отражают требования федерального государственного стандарта по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.
Учитывая все вышеизложенное можно выделить противоречия между необходимостью воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников и недостаточным использованием в этом процессе уроков литературного чтения.
Поиск путей разрешения данного противоречия исследования явилось основанием для определения темы исследования: «Воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности уроков литературного чтения в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективные формы и методы работы по воспитанию духовно-нравственных качеств младших школьников.
Объект исследования: процесс воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования: воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников будет возможным если:
• отобрать художественные тексты, соответствующие показателям духовно-нравственных качеств младших школьников;
• включить отобранные художественные тексты в программу «Литературное чтение»;
• реализовать содержание работы с художественными текстами, способствующими воспитанию духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
2. Выявить уровень воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание работы с художественными текстами, способствующими воспитанию духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Выявить динамику в процессе воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды педагогов и психологов по:
• проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (Л.И. Кемалова, Л.Ю. Маштакова, Н.П. Шитякова);
• теории нравственного воспитания детей (Н.В. Архангельский, Н.И. Бондырев, Л.В. Калинина, Е.Н. Лагодина, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов);
• теории деятельности и развития личности (Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, В.И. Логинова, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин).
Для решения поставленной цели был использован комплекс следующих методов исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 74 им. Героя Советского Союза В.П. Кудашова».
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения; определена возможность воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения; уточнены показатели воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников.
Теоретическая значимость исследования: определены и охарактеризованы показатели и уровни воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников, уточнено понятие «духовно-нравственные качества младших школьников».
Практическая значимость исследования заключается в том, что работники дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические материалы по выявлению уровня воспитания у младших школьников духовно-нравственных качеств, а также могут использовать формы и содержание образовательный работы с детьми по воспитанию духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения».
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 9 таблиц, 14 рисунков. Основной текст работы изложен на 64 страницах.
Духовно-нравственная сфера личности детей младшего школьного возраста представляет собой сложно организованную систему, гармоничное и полноценное развитие которой возможно при соблюдении определенных условий.
Воспитание духовно-нравственных качеств ребенка возможно на любом этапе онтогенеза. Особенно актуально это в период обучения в начальных классах. В этом возрасте ребенок усваивает новые требования и правила, входит в новый для себя коллектив сверстников и поэтому в данный период развитие эмоциональной сферы ребенка, наиболее перспективно, происходит переход от эгоцентристки позиции ребенка, к возможности его сопереживания другому.
Воспитание духовно-нравственных качеств личности является приоритетной задачей, стоящей перед специалистами образовательных учреждений. Формируя навыки культурного поведения, педагог готовит детей к позиции успешного человека в современном обществе. На современном этапе проблема формирования у детей младшего школьного возраста представлений о добре и зле стала наиболее значимой и актуальной, в связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО к воспитанию личности.
Курс «Литературное чтение» в большей степени способствует приобщению к базовым национальным ценностям, становлению и развитию ценностных ориентаций, значимых личностных качеств. Это отражается как в целевых установках, так и в содержании данного учебного предмета.
Первый этап проведенного экспериментального исследования было направлено на диагностику уровня воспитанности духовно-нравственных качеств младших школьников. Для диагностики использовались следующие методики: «Незаконченные предложения» (автор: С.И. Подмазки), «Определение нравственных понятий», анкетирование «Что такое хорошо и что такое плохо?», тест «Размышление о жизненном опыте». По итогам исследования выявлено, что большинство младших школьников имеют средний и низкий уровень сформированности нравственных представлений как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
На формирующем этапе проводилась работа по воспитанию духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения в экспериментальной группе. Совместно с детьми изучались и анализировались поступки и нравственные качества героев из произведений художественной литературы, проводились беседы и дискуссии о том, какие нравственные качества должны быть сформированы у современного человека.
По результатам проведенного исследования на контрольном этапе была выявлена положительная динамика в уровне сформированности духовно-нравственных качеств экспериментальной группы младших школьников. На низком уровне воспитания духовно-нравственных качеств, на контрольном этапе находилось 11 % детей, что ниже на 21 % по сравнению с констатирующем этапом, в то время как высокий уровень поднялся на 38 % (с 21 % до 59 %). Средний уровень стал ниже на 17 % за счет перехода детей на другой более высокий уровень.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, задачи исследования выполнены, цель - достигнута.
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005. № 11. С. 68-71.
2. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание: Сочинения в 4-х томах М. : Просвещение. 2011. 291 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Просвещение. 2008. 464 с.
4. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981. 223 с.
5. Бондаренко И. Ю. Психологическая диагностика в школе. Сборник тестов: методическое пособие. Ставрополь: МБОУГ №3, 2013. 280 с.
6. Бондырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: учебник для вузов. М: Просвещение, 2014. 135 с.
7. Веревкина А. Н. Нравственные качества детей и особенности их проявления в младшем школьном возрасте // Непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы. Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 70-73.
8. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. 2009. № 10. С. 36-46.
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). М. : Белый град, 2008. 2800 с.
11. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: Ок. 1900 словообразоват. единиц. 2-е изд., испр. М. : Астрель : АСТ, 2005. 636 с.
12. Жиенбаева Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2018. № 11 (197). С. 116-119. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 16.10.2021).
13. Иванова Л. Б. Нравственность - основа воспитания детей // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 3-1. С. 25-31.
14. Калинина Л. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном пространстве. Чита, 2013. 225 с.
15. Кемалова Л. И. Духовно-нравственное воспитание личности: единство образования, просвещения и воспитания // Вестник международных научных конференций. 2015. № 8 (12). С. 27-33.
...